Проект «Первые шаги в мир Здорового Образа Жизни»

Пояснительная записка

Тематическое поле: ознакомление с ЗОЖ, формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Аннотация проекта: разработка проекта обусловлена стремлением к формированию у детей дошкольного возраста основ понимания и осознания ценности здоровья, правил поведения для его сохранения. Проект состоит из двух составляющих частей. Первая из них является подготовительной и включает в себя процесс применения на практике закаливающих процедур. Она охватывает период со средней по старшую группу. Вторая часть ставит перед собой цель при помощи беседы, игровых обучающих ситуаций, творческой деятельности, интегрированной образовательной деятельности и т.д. сформировать у детей понятие термина «здоровье», развивать осознание значения здорового образа жизни и правил поведения для его поддержания. Данный этап включает в себя возраст 6 – 7 лет, а именно период подготовительной группы.

Проблема: Одним из наиболее ценных благ человека, важнейшей составляющей его полноценной и благополучной жизни является здоровье. Исторически именно здоровье является показателем целостности функционирования всего организма, а, следовательно, способствует самосохранению, активной жизнедеятельности и продолжению перспективного рода.

Своё развитие проблема здоровья получила в трудах многих научных дисциплин. Уже начиная с древности, здоровье в работах философов и врачей представлялось главным составляющим успешного и свободного существования. Одно из первых определений было предложено Алкмеоном Кротонским, древнегреческим философом, врачом и учёным, жившим в V в. до н.э. Научное понятие здоровья представлено в философии, медицине, социологии, педагогике и других дисциплинах в работах таких учёных, как В.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Ж. Ламетри, Ж. Паризо.

Для нашего времени проблематика здоровья остаётся по-прежнему актуальной. Одно из направлений изучения данного вопроса заключается в разработке концепции отношения человека к своему здоровью, что способствует раскрытию системы внутренних механизмов поведения современного человека. Связано это с обострением экологических вопросов, осложнением уровня жизни, наличием стрессогенных ситуаций, снижением качества медицинского обслуживания. Результатом чего становятся высокие показатели ухудшения физического и психического здоровья, как у взрослых, так и у детей.

Особо важно, чтобы адекватное отношение к здоровью формировалось уже в дошкольном возрасте, поскольку это важный период в развитии человеческой личности. Именно в данном возрасте необходимо выделять и разъяснять детям правила поведения, которые в дальнейшем будут способствовать сохранению их здоровья и безопасности. Воспитанники МДОУ - это будущее нашего общества, от которых в наибольшей степени будет зависеть распространение идеалов о понимании здоровья и соблюдении здорового образа жизни среди сверстников и общества в целом.

Цель проекта: создание положительной мотивации к выполнению закаливающих процедур и основ гигиенических навыков, формирование понимания необходимости заботы о своём здоровье.

Задачи проекта:

  1. Формирование осознания о необходимости беречь своё здоровье, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
  2. Знакомство детей с правилами гигиены и ухода за своим телом, с полезными продуктами, с принципами выполнения закаливающих процедур.
  3. Создание зоны отдыха для улучшения здоровья учащихся.
  4. Осуществление просвещения родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы, пропаганде здорового образа жизни и непосредственное привлечение родителей.

Основные шаги по реализации проекта: на основе изученных внутригрупповых проблем выбрать тему для проекта, составить план-схему проекта, сбор, накопление материала, включение в план схему проекта, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для самовыполнения, презентация проекта.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование у детей основных знаний и представлений о здоровом образе жизни.
  2. Применение детьми на практике правил поведения гигиены и закаливающих процедур.
  3. Формирование представлений о полезной и вредной пище.
  4. Улучшение здорового образа жизни в семьях воспитанников.
  5. Снижение уровня заболеваемости.

Состав участников: дети подготовительной группы, родители детей, воспитатели Углова Е.С., Плющева Е.А.

Продолжительность: долгосрочный.

Реализация проекта через различные виды деятельности:

Виды деятельности Содержание Задачи
Двигательная Продолжение осуществления ежедневных профилактических упражнений и закаливающих процедур: комплексная утренняя гимнастика; снятие умственной усталости во время НОД (релаксационные паузы, физкультминутки)[8]; комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения в НОД; комплексы по профилактике нарушений осанки; комплексы по профилактике плоскостопия [2]; дыхательная гимнастика; прогулки и динамический час; оптимальный двигательный режим; аэротерапия, гелиотерапия, закаливание водой [1,4]. Укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям; профилактика возможных заболеваний.
Применение на практике составленного сборника о правилах гигиены «Помощник воспитателя в организации ЗОЖ группы» [6,12]. Формирование представлений о последовательности правильности выполнения гигиенических процедур; развитие мотивации к самостоятельному их применению.
Изготовление картотеки подвижных игр совместно с родителями «В здоровом теле здоровый дух» [3,16]. Знакомство с подвижными играми и развитие интереса к участию в них.
Введение групповых традиций:
«Минутка здоровья» (дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, упражнения и игры на координацию речи и движения; упражнения с различными массажёрами).
Развитие у ребенка готовности самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением, сохранением своего здоровья. 
Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры» [10,13,17].
  • Создание представлений у детей дошкольного возраста об Олимпийском движении; закреплять полученные на физкультурных занятиях знания и умения.
Комуникативная Дидактическая игры:
«Полезные продукты»; «Можно-нельзя»; «Целебные растения»; «Помоги сказочному герою правильно выполнить зарядку»; «Лабиринты здоровья»; «Почему заболели ребята?» и т.д.
Закрепление знаний по правилам гигиены, закаливанию, питанию.
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотоколлекции с изображением различных видов спорта, здоровым образом жизни, правильным питанием, с закаливающими процедурами. Знакомство и приобщение детей к различным видам спорта; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, стремления к осознанию пользы ведения ЗОЖ.
Изготовление плана-схемы совместно с родителями «Семь шагов к моему здоровью». Способствовать применению полученных знаний на практике; приобщение к ЗОЖ семей воспитанников.
Познавательно-исследовательская Беседы по темам: «Что такое здоровье?», « Какие правила ЗОЖ мы знаем» и т.д. [18]. Расширение представлений о понятии «здоровье»; расширение кругозора по данной теме и привлечение внимания к здоровому образу жизни;
убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.д.).
Опыт «Можно ли пить такую воду?»
Опыт «Наше сердце»[6].
Формирование представлений о пользе чистой воды.
Смоделировать работу «здорового», тренированного сердца и «слабого», нетренированного.
Игровая Создание игровых ситуаций:
«Доктор Айболит у нас в гостях»; «Поможем Федориному горю»; «Угостим Незнайку полезными продуктами».
Применение полученных знаний на практике; стремление приобщить к ЗОЖ окружающих.
Театрализованная игра «Витаминная семья» [7]. Выявить объём знаний на эту тему; развитие у детей самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.
Сюжетно-ролевая игра: «Мы спортсмены», «Открытие олимпиады», «Осмотр у доктора», «Готовим обед» и т. Расширять представления детей о здоровье и способах его укрепления и сохранения, подвести к пониманию того, что здоровье нужно беречь и укреплять.
Творческая 1. Аппликации: «Мы на зарядке», «Полезные продукты» и т.п.
2. Рисование: «Виды спорта», «Юные спортсмены», «Мы за здоровый образ жизни», «Если хочешь быть здоров» и т.п.
3. Лепка: «Лепка фигуры здорового человека»,
«Коллективная работа» (занятие физической культурой) и т.п.[7,15,19].
 Развитие детского творчества; помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков; расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
Музыкальная Кукольное представление «Как мы Маше помогали здоровье искать» [5,7,9]; использование музыкальных композиций при проведении закаливающих процедур. Приобщение детей к музыкальной культуре;
закреплять представления о влиянии окружающей среды большого города на здоровье, правилах безопасного поведения.
Чтение художественной литературы.
  1. Изучение пословиц и поговорок, загадок о ЗОЖ.
  2. Чтение и заучивание литературных произведений о ЗОЖ: А.Барто «Девочка чумазая», «Чудесные таблетки», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С.Михалков «Письмо ко всем детям по очень важному делу», А. Фадеева «Лечим зуб», Г.Сапгир «Будьте здоровы» и т.д.
Приобщение детей к ценностям ЗОЖ. Систематизировать представления о здоровом образе жизни, о том, как заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: использование интернет ресурса, книги учебники по здоровому образу жизни и основам ЗОЖ.

Материально-технические ресурсы:

1. Подбор литературы по ЗОЖ.

2. Физкультурный уголок в группе детского сада.

3. Методическая, художественная литература

4. Подбор произведений писателей о ЗОЖ.

5. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

6. Дидактические игры.

7. Мультимедийное оборудование.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап Содержание практической деятельности по выполнению проекта
Подготовительный Выделение воспитателями проблемы, отвечающей потребностям детей.
Подбор иллюстративного материала; отбор литературы по ЗОЖ; художественного материала по ЗОЖ.
Целеполагание Определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
Планирование Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.
Исполнительский Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых
Презентационный Представление продукта проектной деятельности презентация, заключительное занятие.
Рефлексивный Обсуждение результата хода работы, выяснение причин успехов и неудач
Проектировочный Определение перспективы развития проектирования: обработка результатов наблюдения, тестирования и анкетирования; наглядное составление эффективности использования данного проекта; устранение недочётов, доработка и адаптация проекта для новой группы воспитанников.

Организационные формы работ над проектом:

Формы работы Название
НОД Физическое развитие, физкультура: «Малые олимпийские игры»
Художественно-эстетическое развитие. Музыка: спортивно-развлекательное мероприятие «День защитника отечества».
Развитие речи: рассказывание по картине «Зимние забавы».
Познавательное развитие. Окружающий мир: «Полезная еда», «Твой режим дня», «Чистота-залог здоровья»; «В гости к Лесовичку».
Художественно – эстетическое развитие. Рисование: «Если хочешь быть здоров». Лепка: «Веселые человечки». Аппликации: «Полезные продукты».
Экспериментирование, моделирование, опыты Опыт «Можно ли пить такую воду?»
Опыт «Наше сердце»
Проблемное обсуждение  «Для чего нужно закаливаться?»
«Чистота – это здоровье?»
«Правда ли, что таблетки растут на ветке?»
Сравнение и сопоставление «Здоровый человек – человек болеющий»
Сотрудничество с родителями Изготовление картотеки подвижных игр совместно с родителями «Здоровая жизнь»;
изготовление физкультурного оборудования своими руками; проведение с родителями консультаций та тему «Как приучить моего ребёнка к ЗОЖ».

Оценка результатов проекта:

  1. Сравнительный график уровня заболеваемости
  2. Анализ результатов добровольного анонимного анкетирования родителей (Приложение 1); обработка наблюдений за детьми в течение года.

Форма проведения презентации: итоговое игровое занятие, выставка рисунков - агитации «Мы за здоровый образ жизни»; совместное занятие с родителями по аппликации «Будь здоров»; подготовка фотоальбома группы «Наши первые шаги в мир Здорового Образа Жизни»; выступление с анализом проектной деятельности на педагогическом совете.

Перспективы дальнейшего развития проекта: изучение и распространение опыта работы в дошкольных группах МДОУ.

 

Список использованной литературы:

  1. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю.Е. Антонов. - М.: АРКТИ, 2001. – 199 с.
  2. Асачева Л.Ф. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста/ Л. Ф. Асачева, О. В. Горбунова. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 112 с.
  3. Бритова Е.В. Картотека подвижных игр для подготовительной группы [Электронный ресурс] / Е.В. Бритова //Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/01/17/kartoteka-podvizhnykh-igr-dlya-podgotovitelnoy-gruppy.
  4. Гаврючина Л.В. "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие"/ Л.В. Гаврючина. – Сфера, 2010 г.– 160 с.
  5. Голомидова С.Е. Физкультура. Нестандартные занятия. Подготовительная группа/С.Е. Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96 с.
  6. Доскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей и родителей [Текст] /В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002. – 110 с.
  7. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет/М.Ю. Картушина. – М.: Творческий центр Сфера, 2004. – 96 с.
  8. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников/ В.И. Ковалько. – Вако, 2011. – 176 с.
  9. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях.: Пособие для медработников и воспитателей. – 2-е изд., / М.Н. Кузнецова. - М.: АРКТИ, 2003. – 64 с.
  10. Луконина И.Н. Физкультурные праздники в детском саду – 3 – е изд./ И.Н. Луконина – М.: Айрис – Пресс. 2006. – 128 с.
  11. Осокина Т.И. Физкультурное и спортивно – игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень/ Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова. – М.: Мозаика – Синтез. 1999. – 80 с.
  12. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста/ В.П. Праздников. - М.: Медицина, 1988. – 220 с.
  13. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей, студентов пед. вузов и колледжей/ М.А. Рунова. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. – 256 с.
  14. Савченко В.И. Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов/ В.И. Савченко – СПб.: Детство-Пресс,2014. – 224 с.
  15. Сташкова Т.Н. Организация освоения образовательной области «Безопастность» с детьми 2 -7 лет/авт.-сост. Т.Н. Сташкова [и др.]. – Волгоград :Учитель, 2-14. – 79 с.
  16. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет /В.Л. Старковская - М.: Новая школа, 2010. – 288 с.
  17. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателей/ В.Г. Фролов. – М.: Просвещение. 1986. – 159 с.
  18. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье 5-8 лет/ Т.А. Шарыгина – М.: ТЦ СФЕРА, 2009. – 80 с.
  19. Югова М.Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет. Планирование, занятия, игры/ авт.-сост. М.Р. Югова. – Волгоград: Учитель. – 137 с.
  20. Анкеты ЗОЖ [Электронный ресурс] / Е.В. Бритова //Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/10/15/ankety-zozh

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

«Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».

Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Болел ли ваш ребенок в последние полгода?_____ Если болел, перечислите заболевания
________
2. Сколько дней болел Ваш ребенок?_____________
3. Что было причиной его болезни? ___________
4. У ребенка есть постоянный режим дня? _______________________
5. Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?____________
6. Ежедневно ли он чистит зубы?_______________
7. Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?_______
8. Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день?_____________________
9. Уважает ли ребенок окружающих его людей и не спорит по пустякам?_____
10. Регулярно с ним проводите закаливание?____________
11. Всегда ли одеваете его по погоде?_________________
12. Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами
двигательной активности не менее 1 часа в день 
(помимо занятий физкультурой в д/саду)? ________
13. У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?______________

 Спасибо за сотрудничество! [20].



Новые публикации

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Читайте также

Мастер класс

Мастер класс

Информационные технологии в ДОУ

Информационные технологии в ДОУ C введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача: пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы совместно с…

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы совместно с детьми ОВЗ «Маме помогаю» Цель: Воспитание заботливого отношения к своей маме. Задачи: Помочь...

Комментарии

  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...





В блогах

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Sample Image

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Гостева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 18 г. Мурманска   Оглавление Введение. 3 I. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. 5 II...

Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская   Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото». Автор: Терехова Юлия Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории 2018 Соде р жание. Содержание. 1. Введение. 3 2. Основная часть...

Квест - игра по ПДД "На улицах любимого города". Подготовительная группа.

Квест - игра в подготовительной группе «На улицах любимого города» Цель:  пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Задачи: формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность; закреплять знания правил дорожного движения, развивать умение действовать в соответствии...

Наставничество

Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического и родительского...