Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ

Паспорт педагогического проекта

Название проекта: «Живая память».

Длительность: краткосрочный (1 месяц) 05.04.21 – 05.05.21г.

Тип проекта: информационно - творческий, групповой.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели старшей группы, дети старшей группы, родители воспитанников.

Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Физическое развитие, Речевое развитие.

Форма проведения: беседы, НОД, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.

Введение:

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

Пояснительная записка:

Проект был разработан с учетом ФГОС, в рамках реализации программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.

Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во взаимодействии с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним.
День Победы - самый трогательный, душевный, патриотический праздник. Это день памяти и почестей. Все дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Задача педагогов заключается в том, чтобы наши дети были проникнуты тем временем, теми впечатлениями и переживаниями.
Необходимо систематизировать знания детей о праздновании дня Победы, поведать в полной мере о страданиях людей того времени, который пережили все тяготы войны. Грамотно донести суть происходившего во времена ВОВ и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.
В процессе ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, с целью воспитания патриотических чувств, очень важно создать оптимальные педагогические условия, содействующие обогащению и активизации словаря детей, усилению мотивации к изучению этих событий. В данном проекте это достигается путем сочетания разнообразных форм организованной образовательной деятельности.

Актуальность проекта:

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне, завоевана непомерным подвигом народа. Еще живы свидетели тех событий. Подвиг народа был так велик, что война 1941-1945 годов названа Великой Отечественной. Каждый год страна празднует День Победы, каждый год на главной площади страны проводиться парад войск России. Именно события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые,

ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступными для восприятия.

В преддверии 76 годовщины празднования Дня Победы возникает проблема: как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.

Проблемная ситуация:

В предварительной беседе выяснилось, что дети недостаточно знают о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника, мало знают о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Не понимают значение слов данной тематики, не знакомы с песнями военных лет, авторами и их исполнителями, мало знакомы с военным прошлым своих родственников.

Цель: Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу в тылу и на фронте

Задачи:
- Знакомить с историческими событиями ВОВ через художественную литературу ( рассказы, стихи), музыкальные произведения (военные песни и инструментальные произведения), мультфильмы о ВОВ. Обогащать словарный запас дошкольников.
- Формировать у детей умения выражать свое отношение к историческим событиям Великой Отечественной войны.
- Развивать эмоциональное отношение в создании выразительного художественного образа при исполнении песен, танцев, инсценировок, чтения стихотворений на военную тематику.
- Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине, уважительное отношение к старшему поколению, к истории своей страны.

Ожидаемые результаты:

Формирование представления о значении победы нашего народа в ВОВ, о защитниках Отечества и героях ВОВ.

Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны.

Воспитание чувства единения и гордости за старшее поколение.

Проявление любви и интереса к музыке Великой Победы.

Форма презентации проекта:

литературно – музыкальная гостиная «Песни военных лет»

участие в Краевом патриотическом флешмобе

План реализации проекта:

Первый «Подготовительный» 05.04.21 – 12.04.21

1. Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему, и определить цели проекта: «Модель трех вопросов». (Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?)

2. Анализ семейного воспитания по данному вопросу.

3. Разработка плана работы на этапах реализации проекта (цикл педагогических мероприятий познавательной, художественно – эстетической направленности).

4. Создание методического обеспечения проекта (подбор информации по данной теме из познавательной, справочной, методической литературы; художественных произведений, сети интернет).

5. Организация предметно – развивающей среды.

6. Подбор дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр.

Второй «Основной» 13.04.21 – 27.04.21

1. Проведение занятий по плану реализации проекта.

2. Проведение бесед.

3. Рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.

4. Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры.

5. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне.

6. Консультации, буклеты, папки – передвижки для родителей.

7. Экскурсии в библиотеку, музей, к Мемориалу Воину - освободителю, памятнику Труженикам тыла.

8. Просмотр мультфильмов о войне, презентаций, клипов на военные песни.

9. Создание «Книги Памяти».

10. Ведение «Календаря обратного отсчета».

Третий «Заключительный» 28.04.21 – 5.05.21

Оформление выставки «Я помню, я горжусь!».

Презентация проекта в форме музыкально-литературной гостиной «Песни военных лет».

Участие в Краевом патриотическом флешмобе.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми: НОД, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, слушание музыки, экскурсии, продуктивная деятельность.

Консультации для родителей: «Как рассказать ребенку о Дне победы», «Как рассказать детям о войне».

Экскурсии: В Краеведческий музей, Детскую районную библиотеку, к Мемориалу погибшим воинам, Памятнику труженикам тыла.

Концерт духового оркестра Советской ДШИ.

Участие в краевом патриотическом флэшмобе.

Папки-передвижки: «9 Мая - День Победы», «Символы Победы ВОВ», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».

«Книга Памяти»

План-схема реализации проекта:

Образовательная область Виды детской
деятельности
Осуществляемая детьми
деятельность
Социально – коммуникативное развитие

Коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

Игровая

Беседы:
«Дети и война», «История георгиевской ленточки», «Бессмертный полк», «Дети - герои», «Животные в годы ВОВ», «День Победы», «Женщины – герои ВОВ», «Труженики тыла»,
История песни «Белые панамки»
«Священная война», «Лирические песни военных лет»,
«Песни грозовых лет»,
«И не смолкает музыка Победы»
(Ленинградская симфония Д.Д.Шостаковича, тема нашествия)
Видео просмотр документальных кадров войны, парада Победы, презентаций «Города - герои», «Символы Победы»
мультфильмов: «Салют» (1975) реж. И.Гурвич, «Солдатская сказка» (1983) реж. А. Грачева, «Солдатская лампа» (1984) реж. К. Малянтович; «Воспоминание» (1986) реж. В. Арбеков,
«Василек» (1973) реж. С. Аристокесова
с последующим обсуждением
Дидактические:
«Продолжи пословицу», «Защитники Отечества», «Доскажи словечко», «Отгадай военную технику», «Воину – солдату оружие», «Чья форма»,
Сюжетно-ролевые:
«Наши защитники», «Разведчики», «Перевяжи раненого», «Летчики», «Пограничники», «Моряки».
Речевое развитие Чтение художественной литературы В.А.Осеева «Андрейка»;
А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»;
Е. Благинина «Шинель»; С.М. Георгиевска «Галина мама»;
С. Михалков «День Победы», разучивание стихотворения «Что такое День победы?» Андрей Усачев, отгадывание загадок на военную тематику.
Познавательное развитие   Рассматривание репродукций художников:
С. В. Герасимов
«Мать партизана»;
А. П. Ткачёв
«Между боями»
Б. С. Угаров «Возвращение»;
А. И. Лактионов
«Письмо с фронта»;
В. В. Верещагин
«Апофеоз войны
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Музыкальная деятельность
Продуктивная
ИЗО:
«Военная техника», «Салют Победы», «Пограничник с собакой»
Аппликация + оригами «Письма с фронта»
Слушание музыки:
Д. Д. Шостакович Ленинградская симфония («Тема нашествия»);
В. Лебедев-Кумач,
А. Александров «Священная война»;
А. Сурков, К. Листов
«В землянке»;
Я. З. Шведов,
А. Г. Новиков «Смуглянка»; Н. Богословский, В.Агатов «Темная ночь»;
А. Новиков, Л. Ошанин «Эх, дороги»;
Р. Гамзатов, Я. Френкель «Журавли»;
В. Егоров «Белые панамки»; В. Осошник, Н. Осошник. «А закаты алые»;
В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы»
Физическое развитие Двигательная
Подвижные игры:
«Переправа», «Салют», «Марш - бросок», «Полоса препятствий», «Собери патроны», «Пройди по трапу», «Саперы».

Возможные риски: не все дети в одинаковой степени успешно усвоят материал по теме проекта.

Результаты:
Дети и педагоги глубоко изучили тематику проекта; Все родители были заинтересованы темой проекта, у детей наблюдался устойчивый интерес к данной теме.

Дети имеют представление о легендарном прошлом нашей Родины.

У детей сформировались понятия о подвиге, ветеранах, обороне, символах войны, захватчиках, фашистах, фашистской Германии.

Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

Родители приняли активное участие в создании «Книги Памяти».

Развивающая среда группы пополнилась дидактическими играми.

В ходе работы над проектом, была создана атмосфера сотворчества педагогов, детей и родителей. Родители стали больше придавать значение патриотическому воспитанию в семье; вместе с детьми, чаще принимать участие в мероприятиях патриотической направленности

Практический результат:

Выставка рисунков «Я помню, я горжусь!»

Создание «Книги Памяти».

Литературно-музыкальная гостиная «Песни военных лет».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Огород на окне»

Проект «Огород на окне»

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Сказка – как…

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Сказка – как средство всестороннего развития дошкольников» В настоящее время мы все чаще наблюдаем...

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах»

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах» Цель: обогащение двигательного опыта детей по средствам закрепления езде на самокате...

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел»

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел» Виды детской деятельности: игровая; коммуникационная. Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли. Задачи: Образовательные: приобретать первичных...