Педагогический проект по программе «Вдохновение»: «Я! Портфолио»

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Сроки работы: долгосрочный.

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект:

творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Актуальность проекта:

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.

Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Цель проекта:

Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы ДОУ, усилия, достижения в различных областях, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса.

Сегодня хочется рассказать ободном из направлений, предложенных авторами программы «Вдохновение» – портфолио дошкольника, которые мы хотим реализовать в нашем проекте.

Авторы данной программы рассматривают портфолио как особую методику, которая наиболее подходит для формирования у ребенка осознанного отношения к себе, к своим талантам, склонностям, особенностям обучения. При использовании данной методики у детей формируются компетенции, благодаря которым они готовы созидать будущее.

Применение портфолио позволяет формировать у детей ключевые компетенции в четырех базовых процессах:

1. Учиться добывать знания (компетенции: расширять свои знания в какой-то конкретной области);

2. Учиться действовать (компетенции: умение действовать в любых непредвиденных ситуациях, умение работать в команде);

3. Учиться взаимодействовать с другими (компетенции: готовность понять другого человека, его историю, традиции, его ценности, а так же умение разрешать конфликт мирным путем);

4. Учиться полноценно жить (компетенции: самостоятельность, личная ответственность, здравое отношение к действительности).

Работа над портфолио как нельзя лучше развивает социальные компетенции ребенка. Такая работа активизирует детей, демонстрирует их достижения, способствует тому, что дети начинают задумываться о собственных способностях к обучению.

Работа по теме «Портфолио достижений ребенка» – для нас не нова. На протяжении многих лет воспитатели детского сада оформляли с детьми портфолио. Традиционное (старого образца) портфолио представляло собой папку с вложенными педагогом или (реже) родителями результатов участия ребенка в каких-либо мероприятиях (дипломы за участие в конкурсах или соревнованиях; рисунки детей к выставкам или занятиям; фото участия в утреннике, празднике, концерте и т.п.). Чаще всего ребенок не имел возможности реализовать себя, лично проявить свои интересы и возможности в отражении достижений своего развития. Что взрослые считали нужным, то и вкладывали в портфолио. Непосредственное участие ребенка в создании портфолио было минимально. Не говоря уже об эмоционально-личностном, ценностном отношении ребенка к своим достижениям.

Так же можно отметить разницу в оформлении шаблонов портфолио: в традиционных, на наш взгляд, – неоправданно, чрезмерно яркое оформление, которое «перебивает» содержание и результаты деятельности ребенка (фото, рисунки и т.д.). Шаблоны, предлагаемые программой «Вдохновение», - сдержанные, милые, пастельных тонов. Поэтому размещенные материалы по результатам детской деятельности – контрастно выделяются, легко воспринимаются зрительно.

Программа «Вдохновение» предлагает нам совершенно иной подход к созданию портфолио дошкольника.

Портфолио – папка с разнообразными материалами, характеризующими индивидуальные особенности ребёнка, раскрывающими его способности и подтверждающие приобретение определённых умений.

Собранные и активно оформленные детские портфолио – это важный элемент педагогической деятельности и интересный материал для родителей, позволяющий привлечь их внимание к совместной работе со своим ребёнком, увлекательный сборник для самих детей, который дарит им возможность многое узнать о себе.

Объектами фиксации в портфолио должны быть достижения ребёнка!

Работа с портфолио требует систематичности!

Заполнение портфолио – это общее дело, выполняется всеми участниками образовательного процесса: самим ребёнком, родителями, и педагогами, которые работают с ребёнком.

Важно, чтобы детское портфолио было разбито на определённые смысловые части. В данном портфолио – 5 разделов.

1 раздел – «Обо мне». В него входят 10 подразделов:

• «Это я» (содержат ответы на поставленные вопросы и заполняются взрослым под диктовку,

• «Я становлюсь старше» (каждые полгода фиксируют изменения в облике ребёнка, сюда наклеиваются фотографии; ребёнок знакомится с понятием времени, рассматривая фотографии на которых он изображён в разном возрасте).

• «Автопортрет» (ребёнок изображает сам себя, чем чаще ребёнок рисует сам себя, тем интереснее наблюдать за изменениями в его развитии).

• «Моя семья» (можно нарисовать или наклеить фотографии членов семьи, ребёнку очень важно осознавать себя в окружении своих близких и родных людей, здесь же можно записывать и рассказы ребёнка о своей семье)

• «Когда я вырасту» (фиксация представлений ребёнка о своём будущем, можно проследить как планы ребёнка на будущее будут меняться).

• «Я люблю» (предпочтения ребёнка, что он любит и что ему больше нравится. Ребёнок начинает понимать свои индивидуальные особенности, осознавать что со временем его предпочтения могут меняться).

• «Моя любимая книга» (размышления ребёнка о его любимой книге, заметке почему ему нравится книга, иллюстрация к книге, нарисованная самим ребёнком или герой из любимой сказки).

• «У меня хорошо получается» (у каждого человека есть сильные стороны – эту мысль очень важно привить ребёнку, понимание ребёнком своих сильных сторон и способностей развивает у него чувство гордости и уверенности в себе).

• «Истории обо мне» (с каждым человеком происходят забавные или печальные истории, которые хорошо запоминаются, на этой странице под диктовку записываются рассказы ребёнка).

• «Где я уже побывал» (сюда помещаются фотографии или рисунки ребёнка о тех местах, где он уже побывал (поездка на море, к бабушке, в зоопарк и т. д.)

2 раздел - «Я в детском саду» - раздел отражает видение ребёнка себя в детском саду, среди своих друзей. В него входит 6 подразделов:

• «Моё любимое место в детском саду». Это то место, где больше всего времени в группе проводит ребёнок. Необходимо выяснить, чем данное место привлекает ребёнка, чем ему нравиться там заниматься.

• «Моя группа» - размещается фотография группы, ребёнок называет имена своих сверстников, а воспитатель записывает под диктовку.

• «Мои друзья» - формирование дружеских связей ребёнка. По этой странице можно проследить как изменяются дружеские связи ребёнка, какие друзья остаются неизменными.

• «Праздник в моём детском саду» - здесь можно помещать не только фотографии с самих праздников, но и то как ребёнок готовиться к праздникам, как учит стихи, придумывает себе костюм и т. д.

• «История в фотографиях» - вклеиваются фотографии из повседневной жизни ребёнка в детском саду, рассказывают о занятиях ребёнка, о его участии в жизни группы и детского сада.

• «Что я думаю о детском саде» - мнение ребёнка о детском саде, которое может меняться от года к году.

3 раздел – «Над чем я сейчас работаю». Этот раздел демонстрирует конкретные шаги ребёнка на пути к достижению образовательных целей.

Здесь выделяют 8 подразделов:

• «Я учусь писать» - фиксируются первые попытки ребёнка писать буквы, а затем и слова, а позже, возможно и целые предложения.

• «Я учусь считать» - развитие у ребёнка счётных навыков отражаются на этих страницах. Ребёнок может написать число я радом рисунок, изображающий это число или количество предметов, соответствующих данному числу.

• «Я наблюдаю за природой» - фиксация разнообразных наблюдений за окружающей ребёнка природой, небольшие рассказы об открытиях, которые сделал ребёнок.

• «Я - человек». Ребёнок рисует человеческое тело во весь рост, постепенно ребёнок осознаёт, как устроено человеческое тело, со временем ребёнок рисует человека в движении.

• «Я провожу эксперимент» - зарисовки или описание какого-либо опыта, или эксперимента, ребёнок учиться анализировать, ставить цели, планировать этапы, предвидеть результат.

• «Моё творчество» - самые удачные рисунки детей помещаются на эту страницу.

• «Моё стихотворение» - фиксируются рифмы, короткие стихи, которые ребёнок сочинил в процессе игр, занятий, свободной деятельности, дома.

• «Мой рассказ» - фиксация, сочинённых детьми рассказов (могут быть реальные или фантастические).

Раздел 4 – «Чему я хочу научиться: мои цели». Содержит 3 подраздела.

• «Я хочу узнать/научиться». Фиксация целей, которые ставит перед собой ребёнок. Цели со временем могут меняться. Ребёнок должен быть уверен, что сможет достичь поставленной цели.

• «У меня возник вопрос». Фиксируются вопросы, которые интересны ребёнку. Они могут относиться к разным темам.

• «Получилось» - это страницы одни из самых важных! Здесь фиксируются цели, которые ребёнок уже достиг!

5 раздел – «Страницы для тебя». Данные страницы заполняет воспитатель или родители. Здесь отражается мнение взрослых о портфолио ребёнка, даются пожелания, похвала за достижения ребёнка.

Наши портфолио мы будем пополнять до конца детского сада. А на выпускном балу ребятишки получат в подарок эти красочные книги своих успехов и достижений.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по ПДД «Приключения Маши в городе»

Конспект занятия по ПДД «Приключения Маши в городе» Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного...

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...

Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Читайте также

Родительское собрание – деловая игра в старшей группе «Я –…

Родительское собрание – деловая игра в старшей группе «Я – патриот, а это значит…» Тема родительского собрания: Деловая игра «Я –...

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями…

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей» Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении...

Театр с посудной полки

Театр с посудной полки Введите в мир театра малыша, и он узнает, как сказка хороша. Проникнется и мудростью и добротой, и...