Проект «Занимательные игры с игровым набором «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста»

Возрастная группа: младший дошкольный возраст (3-4 года).

Направление: познавательное развитие.

Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.

Тип проекта: по продолжительности: краткосрочный; по количеству участников: групповой.

Сроки реализации: март-май 2021 год

Руководители проекта: педагог-психолог.

Участники проекта: педагог-психолог, воспитанники второй младшей группы № 12, воспитатели группы №12, родители воспитанников группы № 12.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №9 «Кристаллик».

Актуальность реализации проекта:

На сегодняшний день мы наблюдаем то, что наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию в работе педагога с детьми, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель.

По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля».

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.

Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.

Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.

Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.

Гипотеза.

Мы полагаем, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фребеля» в разных видах детской деятельности - познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой будет способствовать положительной динамике развития детей младшего дошкольного возраста. Если дети познакомятся и научатся использовать в игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», то смогут самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровыми наборами по образовательным областям.

Цели нашей работы.

  • Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фребеля».
  • Накопление у детей раннего возраста представлений о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
  • Научить воспитанников самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровым набором «Дары Фрёбеля».

Задачи.

Обучающие:

- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.

- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развитие логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.

- Способствовать обогащению активного словаря, формированию грамматически правильного строя речи.

- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к участникам игр, взаимопомощь.

- Воспитывать любознательность, интерес к игровой деятельности детей.

Основной принцип: интеграция образовательных областей.

Методы и приёмы:

- Настольные, дидактические игры.

- Познавательные беседы.

- Продуктивная деятельность.

Планируемые результаты:

Для детей.

  • Дети расширяют представления об окружающем мире.
  • Умеют пользоваться карточками-схемами к играм.
  • Используют в самостоятельной игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», игровыми наборами.
  • Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
  • Развивается умение логически мыслить, находить выход из проблемной игровой ситуации.
  • Развивается интерес к познавательной деятельности.
  • Формируется уважительное отношение к участникам игр.

Для педагога:

  • Пополнение предметно-развивающей среды настольными играми «Дары Ф.Фребеля»
  • Привлечение родителей к совместной деятельности.

Для родителей:

  • Взаимодействие со своими детьми в ходе совместной игровой деятельности.
  • Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах «Организации игровой деятельности с детьми».

Продукты проекта:

  • Оформленный проект.
  • Презентация «Занимательные игры с игровым набором «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в образовательной деятельности педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста»
  • Картотека игр с «Дарами Ф.Фребеля».

Обеспечение:

Для детей:

«Дары Ф.Фребеля».

Карточки-схемы к играм.

Иллюстрации, картинки.

Для педагога:

Литература: Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

Краткое содержание проекта.

На базе нашего детского сада представлен комплект материалов Фридриха Фребеля, который состоит из 14 комплектов. Они все уникальны по своей сути и каждый заслуживает отдельного рассмотрения.

Но для работы с группой младшего возраста, я использую те наборы комплекта, которые дают возможность использовать зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

Наименование мероприятия Исполнитель Сроки
Подготовительный этап
На данном этапе мы провели следующую работу:
  • Изучили педагогическую систему Ф. Фребеля;
  • Изучили методические рекомендации Ю. В. Карповой, В. В. Кожевниковой, А. В. Соколовой по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО и в различных образовательных областях.
  • Провели отбор лучших разработок, игр, заданий для внедрения проекта.
  • Разработали проект, составили план работы с детьми по использованию игрового наборы «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми.
  • Разработали консультации для педагогов МБДОУ и родителей воспитанников второй младшей группы по теме: «Теоретические основы педагогики Фридриха Фрёбеля», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  • Организовали групповое пространство, отвечающее всем требованиям ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.
Педагог-психолог
Воспитатели группы № 12
Март 2021
Практический этап
  • Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
  • Проведение дидактических игр и игр-занятий.
Педагог-психолог Апрель 2021
Обобщающий этап
  • Оформленный проект.
  • Презентация «Занимательные игры с игровым набором «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в образовательной деятельности педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста»
  • Картотека игр с «Дарами Ф.Фребеля».
  • Анализ полученных результатов.
Педагог-психолог
Воспитатели группы № 12
Май 2021

Литература:

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».

7. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

Анализ полученных результатов.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование игрового набора «Дары Фрёбеля».

В результате использования данного набора дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. У детей значительно вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области восприятия цвета, формы, величины, целостного образа предмета, ориентировки в пространстве, в развитии мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.

Важными помощниками в нашей работе стали родители воспитанников. Они положительно отнеслись к проведению данного проекта в группе, заинтересованно изучали предложенные им материалы, консультации, игры. Родители воспитанников получили методические рекомендации по закреплению у детей приобретенных навыков.

Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты.

В дальнейшем я планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.

Подводя итоги работы по данному проекту можно сказать о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение и воспитанники научились использовать данный игровой набор в самостоятельной игровой деятельности.

 

Приложение № 1

Перспективный план работы

Тема занятия Цель занятия Дата проведения Ответственный
1 Вводное занятие.
Знакомство с игровым набором
«Дары Фрёбеля».
Игра с тактильными мячиками «Мячики в домике» (набор №1)
Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков. 01.04.2021 Педагог-психолог
2 Знакомство с геометрическими фигурами.
«Волшебный сундучок» (изучение плоскостных геометрических фигур, знакомство с объёмными телами). (наборы № 2, 9)
Игра «Гоночные автомобили»
(набор № 2)
Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления. 07.04.2021 Педагог-психолог
3. Знакомство с палочками.
Расстановка цветных палочек.
Игра «Костерок»
(набор № 8)
Развитие зрительного восприятия, нахождение отличий палочек разной длины.
Развитие зрительно-моторной координации. Учить детей быть терпеливыми.
14.04.2021 Педагог-психолог
4 Обобщение, закрепление пройденного материала.
Игра «На лугу»
(наборы № 7,8.9,10)
Расширение кругозора, развитие воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. 21.04.2021 Педагог-психолог
5 Итоговое занятие.
«Аквариум»
(наборы № 7,8,9,10)
Знакомство с основами композиции, развитие общения со сверстниками.
Реализация самостоятельной творческой деятельности.
28.04.2021 Педагог-психолог

 

Приложение № 2

Картотека примерных игр с использованием игрового набора

«Дары Фрёбеля»

Фридрих Фребель считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей. Он верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей. Фридрих Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей.

Все эти образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия и предоставят детям возможность понять общество, в котором они живут, по мере их взросления.

Материалы Фридриха Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами.

Цель педагога при работе с этими материалами: познакомить детей, с каким-либо конкретным материалом Фридриха Фребеля. Изложить принципы совместной работы с материалами в группе. Научиться слушать друг друга и учиться друг у друга.

Примеры занятий/игр:

1. Мячик и мячики.

Рекомендуемый возраст: от 1 года

Основная цель: обучать детей наблюдать за предметами и сравнивать их. Развитие сенсорных ощущений. Распознавание различных цветов.

2. Мячики идут домой (схватывание пятью пальцами).

Рекомендуемый возраст: от 1 года.

Основная цель: развитие сенсорных ощущений, знание различных цветов, развитие моторики, зрительно-моторной координации.

В ходе игры дети опускают мячи в емкость с широким горлышком (Держа за сам мяч или за шнурок)

3. Один и много.

Рекомендуемый возраст: 36 мес. и больше

Основная цель: развитие понимания «один, мало, много», «тяжелый, легкий»

4. Одинаковое ли количество.

Рекомендуемый возраст: 2 года и больше.

Основная цель: развитие способности поднимать руки вверх горизонтально. Обучение детей способу сравнения предметов. Познакомить детей с числами 1,2, 3,4.

5. Соответствующие цвета.

Рекомендуемый возраст: от 2 лет.

Основная цель: развитие способности наблюдать. Знакомство детей с различными цветами и нахождение соответствующих этим цветам мячиков.

6. Что это?

Рекомендуемый возраст: 2-4 года.

Основная цель: познакомить детей с кубом, цилиндром и шаром, способствовать развитию наблюдения, мелкой моторики и воображения.

7. Гоночные автомобили

Рекомендуемый возраст: 2-4 года.

Основная цель: развитие наблюдения, умения увидеть сходства и отличия шара, куба и цилиндра. Научить детей воспринимать свойства шара, куба и цилиндра.

8. Вращение и изменение

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.

Основная цель: развитие способности оперировать предметами, развитие зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления.

9. Верные друзья куба.

Основная цель: развитие зрительно-моторной координации, знакомство со свойствами куба, его внутренним строением

10. Разрежь на равные части.

Основная цель: понимание соотношения частей. Знакомство с числами. Знакомство со свойствами куба.

11. Последовательности

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.

Основная цель: изучение различных фигур и цветов и сортировка фигур одного цвета в одном месте

12. Расстановка цветных палочек.

Рекомендуемый возраст: 3-5 лет

Основная цель: развитие восприятия, нахождение отличий палочек разной длины

13. Круг

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет

Основная цель: познакомить детей с кругом. Развить их способность фокусировать внимание.

14. Полукруги

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.

Основная цель: познакомить детей с полукругами и связями между дугами и линиями.

15. Кольца

Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.

Основная цель: развитие мышления и креативных способностей, знакомство с понятиями «линии» и «дуги»

16. Разноцветные насекомые

Рекомендуемый возраст: 3-5 лет

Основная цель: познакомить с различными цветами, выложить фигуры в один ряд.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития…

Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности На современном этапе в системе воспитания и обучения...

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и...

Страну Родную защищая

Страну Родную защищая День защитника Отечества в Детском саду Филиал МАДОУ «Журавушка» «Я-МАЛ» в старшей группе «Фантазёры» От всей души поздравляем вас...

Читайте также

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы…

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы «Как Емеля изучал дорожную науку» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации...