Проект «Занимательные игры с игровым набором «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста»
Возрастная группа: младший дошкольный возраст (3-4 года).
Направление: познавательное развитие.
Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.
Тип проекта: по продолжительности: краткосрочный; по количеству участников: групповой.
Сроки реализации: март-май 2021 год
Руководители проекта: педагог-психолог.
Участники проекта: педагог-психолог, воспитанники второй младшей группы № 12, воспитатели группы №12, родители воспитанников группы № 12.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №9 «Кристаллик».
Актуальность реализации проекта:
На сегодняшний день мы наблюдаем то, что наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию в работе педагога с детьми, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель.
По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля».
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.
Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.
Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.
Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.
Гипотеза.
Мы полагаем, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фребеля» в разных видах детской деятельности - познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой будет способствовать положительной динамике развития детей младшего дошкольного возраста. Если дети познакомятся и научатся использовать в игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», то смогут самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровыми наборами по образовательным областям.
Цели нашей работы.
- Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фребеля».
- Накопление у детей раннего возраста представлений о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
- Научить воспитанников самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровым набором «Дары Фрёбеля».
Задачи.
Обучающие:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развитие логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.
- Способствовать обогащению активного словаря, формированию грамматически правильного строя речи.
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к участникам игр, взаимопомощь.
- Воспитывать любознательность, интерес к игровой деятельности детей.
Основной принцип: интеграция образовательных областей.
Методы и приёмы:
- Настольные, дидактические игры.
- Познавательные беседы.
- Продуктивная деятельность.
Планируемые результаты:
Для детей.
- Дети расширяют представления об окружающем мире.
- Умеют пользоваться карточками-схемами к играм.
- Используют в самостоятельной игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», игровыми наборами.
- Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
- Развивается умение логически мыслить, находить выход из проблемной игровой ситуации.
- Развивается интерес к познавательной деятельности.
- Формируется уважительное отношение к участникам игр.
Для педагога:
- Пополнение предметно-развивающей среды настольными играми «Дары Ф.Фребеля»
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Для родителей:
- Взаимодействие со своими детьми в ходе совместной игровой деятельности.
- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах «Организации игровой деятельности с детьми».
Продукты проекта:
- Оформленный проект.
- Презентация «Занимательные игры с игровым набором «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в образовательной деятельности педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста»
- Картотека игр с «Дарами Ф.Фребеля».
Обеспечение:
Для детей:
«Дары Ф.Фребеля».
Карточки-схемы к играм.
Иллюстрации, картинки.
Для педагога:
Литература: Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Краткое содержание проекта.
На базе нашего детского сада представлен комплект материалов Фридриха Фребеля, который состоит из 14 комплектов. Они все уникальны по своей сути и каждый заслуживает отдельного рассмотрения.
Но для работы с группой младшего возраста, я использую те наборы комплекта, которые дают возможность использовать зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки |
Подготовительный этап | ||
На данном этапе мы провели следующую работу:
|
Педагог-психолог Воспитатели группы № 12 |
Март 2021 |
Практический этап | ||
|
Педагог-психолог | Апрель 2021 |
Обобщающий этап | ||
|
Педагог-психолог Воспитатели группы № 12 |
Май 2021 |
Литература:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
7. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Анализ полученных результатов.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование игрового набора «Дары Фрёбеля».
В результате использования данного набора дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. У детей значительно вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области восприятия цвета, формы, величины, целостного образа предмета, ориентировки в пространстве, в развитии мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.
Важными помощниками в нашей работе стали родители воспитанников. Они положительно отнеслись к проведению данного проекта в группе, заинтересованно изучали предложенные им материалы, консультации, игры. Родители воспитанников получили методические рекомендации по закреплению у детей приобретенных навыков.
Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.
Подводя итоги работы по данному проекту можно сказать о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение и воспитанники научились использовать данный игровой набор в самостоятельной игровой деятельности.
Приложение № 1
Перспективный план работы
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дата проведения | Ответственный |
1 | Вводное занятие. Знакомство с игровым набором «Дары Фрёбеля». Игра с тактильными мячиками «Мячики в домике» (набор №1) |
Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков. | 01.04.2021 | Педагог-психолог |
2 | Знакомство с геометрическими фигурами. «Волшебный сундучок» (изучение плоскостных геометрических фигур, знакомство с объёмными телами). (наборы № 2, 9) Игра «Гоночные автомобили» (набор № 2) |
Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления. | 07.04.2021 | Педагог-психолог |
3. | Знакомство с палочками. Расстановка цветных палочек. Игра «Костерок» (набор № 8) |
Развитие зрительного восприятия, нахождение отличий палочек разной длины. Развитие зрительно-моторной координации. Учить детей быть терпеливыми. |
14.04.2021 | Педагог-психолог |
4 | Обобщение, закрепление пройденного материала. Игра «На лугу» (наборы № 7,8.9,10) |
Расширение кругозора, развитие воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. | 21.04.2021 | Педагог-психолог |
5 | Итоговое занятие. «Аквариум» (наборы № 7,8,9,10) |
Знакомство с основами композиции, развитие общения со сверстниками. Реализация самостоятельной творческой деятельности. |
28.04.2021 | Педагог-психолог |
Приложение № 2
Картотека примерных игр с использованием игрового набора
«Дары Фрёбеля»
Фридрих Фребель считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей. Он верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей. Фридрих Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей.
Все эти образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия и предоставят детям возможность понять общество, в котором они живут, по мере их взросления.
Материалы Фридриха Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами.
Цель педагога при работе с этими материалами: познакомить детей, с каким-либо конкретным материалом Фридриха Фребеля. Изложить принципы совместной работы с материалами в группе. Научиться слушать друг друга и учиться друг у друга.
Примеры занятий/игр:
1. Мячик и мячики.
Рекомендуемый возраст: от 1 года
Основная цель: обучать детей наблюдать за предметами и сравнивать их. Развитие сенсорных ощущений. Распознавание различных цветов.
2. Мячики идут домой (схватывание пятью пальцами).
Рекомендуемый возраст: от 1 года.
Основная цель: развитие сенсорных ощущений, знание различных цветов, развитие моторики, зрительно-моторной координации.
В ходе игры дети опускают мячи в емкость с широким горлышком (Держа за сам мяч или за шнурок)
3. Один и много.
Рекомендуемый возраст: 36 мес. и больше
Основная цель: развитие понимания «один, мало, много», «тяжелый, легкий»
4. Одинаковое ли количество.
Рекомендуемый возраст: 2 года и больше.
Основная цель: развитие способности поднимать руки вверх горизонтально. Обучение детей способу сравнения предметов. Познакомить детей с числами 1,2, 3,4.
5. Соответствующие цвета.
Рекомендуемый возраст: от 2 лет.
Основная цель: развитие способности наблюдать. Знакомство детей с различными цветами и нахождение соответствующих этим цветам мячиков.
6. Что это?
Рекомендуемый возраст: 2-4 года.
Основная цель: познакомить детей с кубом, цилиндром и шаром, способствовать развитию наблюдения, мелкой моторики и воображения.
7. Гоночные автомобили
Рекомендуемый возраст: 2-4 года.
Основная цель: развитие наблюдения, умения увидеть сходства и отличия шара, куба и цилиндра. Научить детей воспринимать свойства шара, куба и цилиндра.
8. Вращение и изменение
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: развитие способности оперировать предметами, развитие зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления.
9. Верные друзья куба.
Основная цель: развитие зрительно-моторной координации, знакомство со свойствами куба, его внутренним строением
10. Разрежь на равные части.
Основная цель: понимание соотношения частей. Знакомство с числами. Знакомство со свойствами куба.
11. Последовательности
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: изучение различных фигур и цветов и сортировка фигур одного цвета в одном месте
12. Расстановка цветных палочек.
Рекомендуемый возраст: 3-5 лет
Основная цель: развитие восприятия, нахождение отличий палочек разной длины
13. Круг
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет
Основная цель: познакомить детей с кругом. Развить их способность фокусировать внимание.
14. Полукруги
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: познакомить детей с полукругами и связями между дугами и линиями.
15. Кольца
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: развитие мышления и креативных способностей, знакомство с понятиями «линии» и «дуги»
16. Разноцветные насекомые
Рекомендуемый возраст: 3-5 лет
Основная цель: познакомить с различными цветами, выложить фигуры в один ряд.
Читайте также |
---|
Рабочая программа образовательной деятельности в группе раннего возраста №13…
Рабочая программа образовательной деятельности в группе раннего возраста №13 общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С...