«Ползут козявки и жучки...»
Проект по теме: «Разнообразный мир насекомых»

«Ползут козявки и жучки…
Ты их увидишь на пути -
Не обижай, а отойди!»

Введение.

Наш детский сад «Фиалка» находится в деревне Городище Ступинского района. Рядом лес, речка Каширка, чуть подальше река Ока. Наши дети растут и развиваются в окружении природы и не понаслышке знакомы с разнообразием животного и растительного мира.

Больше четверти века я работаю с ребятами 2.5-4 лет и на протяжении этих лет наблюдаю отношение детей к насекомым. Очень многие дети боятся их, относятся с пренебрежением и даже агрессивно по отношению к «шестиногому народцу».

Расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с разнообразием насекомых, вот цель нашего проекта под названием
«Ползут козявки и жучки…
Ты их увидишь на пути -
Не обижай, а отойди!»

Задачи нашей работы:
1. Познакомиться с разнообразием мира насекомых, с внешним видом некоторых, учиться различать их.

2. Создание и отбор детских работ на тему «Шестиногий народец на нашем участке».

3. Презентовать фотоальбом детских работ, проведение досуга с ребятами старших групп.

4. Изменить отношение детей к насекомым: от ненависти к уважению, от безразличия к пониманию полезности каждой букашки.

Для решения данных задач мы использовали методы:
1. Беседы о полезности и важности насекомых в природе. Поиск, рассматривание и наблюдение за жучками, гусеницами и бабочками на участке. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов о насекомых.

2. Рисуем, лепим, мастерим на основе наблюдений изучения насекомых.

3. Проведение досуга с презентацией с ребятами старшей группы. Конкурс загадок, чтение стихов, танец «Бабочки», игры.

Ожидаемые результаты данного проекта:
1. Получение знаний о разнообразии насекомых живущих на территории нашего детского сада.

2. Создание альбома с фотографиями детских работ на тему «Шестиногий народец на нашем участке».

3. Во время проведения досуга со старшими ребятами поделиться накопленными знаниями и открытиями. Презентовать фотоальбом.

Основная часть:
Этап 1. Подготовительный.

ОДД по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые».
Цель: Знакомство с разнообразием мира насекомых.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представление детей о насекомых (внешний вид, способы передвижения, издаваемые звуки, места обитания).
2. Отметить полезность насекомых в природе.
3. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Материал: картинки с изображением и фигурки насекомых.

Продуктивная (конструктивная) деятельность

1
Рассказ воспитателя

2

Рассказ ребенка

Пальчиковая гимнастика:
По цветку ползет букашка,
(Выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» божьей коровки.)
На ней красная рубашка.
(Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.)
Маленькая крошка,
(Правой рукой погладить «божью коровку».)
На спине горошки.
(Указательным пальцем правой руки «ставить точки на спинке божьей коровки».)

На прогулке: Наблюдение за букашками на территории нашего участка в детском саду.

3
Ищем насекомых

4
Нашли «пожарника»

5

Нашли майского жука.

«Вечер загадок».
Цель: закрепить знания о насекомых.
Задачи:
1. Стимулировать мыслительную и речевую активность.
2. Развивать сообразительность в процессе отгадывания загадок.
3. Создать радостное настроение.

Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук,
Я жужжу! Я …(майский жук).

Шевелятся у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила,
И зовут ее …(пчела).

Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это … (божья коровка).

Чтение сказки про майского жука. (Е.Г. Андреевская, О.Н. Монтазери «Методические рекомендации к рабочей тетради «Картина мира» для детей 3-4 лет» - ОДД №30 Скоро лето! )

Этап 2. Начальный.
ОДД по рисованию в нетрадиционной технике «Божья коровка».
Цель: расширять представление детей о насекомых.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о насекомых.
2. Учить рисовать используя нетрадиционную технику рисования (пальцами).
3. Развивать умение видеть красоту природу, понимать ее «хрупкость», вызвать желание оберегать ее.
Материал:
Игрушка «Божья коровка». Картинка с изображением этого насекомого. Вырезанные из красного картона силуэты божьих коровок. Черная гуашь. Салфетки.

Продуктивная (конструктивная) деятельность

6

7

8
Мы божьи коровки
Быстрые и ловкие (бег на месте!)
По травке сочной мы ползем
А после в лес гулять пойдем.
(руки вверх и мешем вправо, влево изображая крону дерева)
В лесу ягоды (руки вверх)
И грибы (приседаем)
Устали ноги от ходьбы (наклоны, поглаживание ног),
И кушать мы давно хотим (гладим животик),
Домой скорее полетим (бегут на свои места).

ОДД лепка «Гусеничка».
Цель.
Расширение представления о насекомых.
Задачи:
1. Расширять представления детей о мире насекомых.
2. Учить лепить гусеницу, добиваясь выразительности в передаче формы.
3. Развивать творческие способности детей.

Материал: клеенки, пластилин, картинки с изображением гусеницы.

Продуктивная (конструктивная) деятельность

9

10

11
ОДД лепка «Гусенички»

ОДД аппликация «Бабочки».
Цель: расширить представление о насекомых.
Задачи:
1. Расширять представления детей о мире насекомых.
2. Продолжать составлять рисунок из готовых форм.
3. Развивать в детях умение видеть красоту окружающего мира.
Материалы: иллюстрация бабочек. Заготовки силуэтов бабочек на каждого ребенка, разноцветные кружки, клей, салфетки, клеенка.

Продуктивная (конструктивная) деятельность

12

13
ОДД аппликация «Бабочки»

Конструирование из фантиков «Бабочки».
Цель: Продолжать расширять представление о внешнем виде насекомых – бабочек.
Задачи:
1. Расширить представление об использовании бросового материала – фантика.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Развивать воображение детей.
Материал:
фантики, нитки, картинки с изображением бабочек.

Продуктивная (конструктивная) деятельность

14

15

16
ОДД конструирование из фантиков «Бабочки»

Этап 3. Основная работа.

Создание альбома детских работ «Удивительные насекомые».

Здесь будет фотография альбома.

Подготовка к досугу: разучивание стихов, загадок, танца бабочек.
Разучивание стихов.
1.На лесной полянке чудо -
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики.
Г. Ряскина
2. Села на шиповник пчелка -
Укололась об иглку,
С удивленьем прожужжала -
У тебя есть тоже жжжало?!
Г. Косаревский
3. Подарю жучку травинку,
Почешу тихонько спинку,
Отнесу его на луг.
- Мне пора. До встречи, друг!
А. Тесленко
4. Ох и шустрый муравьишка,
Очень бравый шалунишка,
Все , что на пути найдет,
В муравейник свой несет.
Ю. Любимов
5. Маленькая муха
Жужжала возле уха,
Чуть присела и опять,
Принялась летать, летать.
Ю. Любимов
6. Бабочка
 – красавица
Деткам очень нравится
Всё летает и порхает
Никогда не унывает.
Ю. Любимов

Разучивание загадок. См. 1 Этап.

Этап 4. Заключительный.

Проведение конкурса - загадок «Удивительные насекомые», чтение стихотворений о букашках для детей старшей группы.

17

18

Игра «Собери картинку»

 19

Танец Бабочек

Презентация фотоальбома «Шестиногий народец на нашем участке».

 20

21

22

11

Заключение.
В ходе реализации данного проекта из проведенных бесед и наблюдений дети узнали о разнообразии насекомых, об особенностях их строения, о пользе насекомых.
Дети с удовольствием искали насекомых на участке, рассматривали их, слушали рассказы воспитателя об удивительных «козявочках».
На ОДД детям особенно понравилось отгадывать загадки. Немного сложней далось составление описательных рассказов по картинкам, так как речь ребят моей группы еще не сформирована полностью. Полученные знания при изучении и наблюдении за «шестиногим народцем» мы закрепляли и пополняли при помощи творческих видов деятельности.
Дети рисовали нетрадиционным методом пятнышки (черные точки) на крыльях божьих коровок. Рисование пальцами, ладошками всегда доставляет ребятам особое удовольствие. Работы получились яркими и в последствии мы ими украсили веранду на нашем участке.
С гусеницей дети познакомились по картинкам, иллюстрациям к стихам, так как на участке искать их было рановато (летом обязательно рассмотрим живых гусениц). Но несмотря на это лепили дети их особенно старательно и наши гусенички получились забавные и симпатичные. Вечером дети с радостью искали каждый свою на нашем чудо-дереве и хвастались родителям.
Рассматривая на картинках необыкновенные расцветки бабочек, ребята сами создавали рисунки на крыльях наших бумажных бабочек при помощи аппликации. А используя бросовый материал и фантазию сконструировали бабочек из фантиков.
Готовые работы сфотографировали и создали фотоальбом «Удивительные насекомые». Позвали ребят из старших групп и показали созданный нами альбом. Провели досуг, где наши дети прочитали стихотворения про божью коровку, пчелу, майского жука. Провели конкурс загадок. Девочки станцевали танец «Бабочки».
Играли в игры:
«Собери картинку» (собрать разрезанные изображения насекомых).
Найди цветок для бабочки (под музыку дети летают - пархают, по окончанию музыки занимают цветок, не хватило цветка - улетаешь)
Дети поделились полученными знаниями со старшими ребятами и были горды своими успехами и работами, с удовольствием демонстрировали их.
Изменилось отношение детей к насекомым: от ненависти к уважению, от безразличия к пониманию полезности каждой букашки. Появилось бережное отношение к природе и желание защитить ее, если кто-то пытается обидеть «козявочку».

Вывод.
В ходе реализации данного проекта выполнены основные задачи:
дети познакомились с разнообразием мира насекомых, созданы условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Обогатился словарь. Изменилось отношение ребят к «шестиногому народцу». Но мир насекомых та богат и разнообразен, что на протяжении всего времени пребывания в детском саду мы будем находить, рассматривать, анализировать, изучать, а потом при помощи художественных видов творчества, отображать полученные знания.
И я очень надеюсь, что мои детки увидев насекомых на пути- не обидят их, а отойдут!!!

 

Список используемой литературы.

  1. И.Н. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - ИД «Цветной мир», Москва 2012г.
  2. С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке» - Издательство «Мозаика - Синтез», Москва 2006г.
  3. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада» - Издательство «Мозаика - Синтез», Москва 2007г.
  4. Г.В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет» - Издательство «Речь», С-Петербург 2011г.
  5. Т.А. Ткаченко «Мелкая моторика (гимнастика для пальчиков)» - ЭКСМО, Москва 2012г.
  6. Н.В. Зарецкая «Танцы для детей младшего дошкольного возраста» - Айрис-пресс, Москва 2007г.
  7. Е.Г. Андреевская, О.Н. Монтазери «Методические рекомендации к рабочей тетради «Картина мира» для детей 3-4 лет»
  8. Сайт: www.maam.ru


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО В настоящее время в нашей стране возрождаются лучшие традиции, характерные советскому периоду истории развития...

Рабочая программа по физической культуре

Рабочая программа по физической культуре

Читайте также

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Наше царство - государство

Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проект в средней группе на тему: «Осень»