Проект «Курск – моя малая Родина» с детьми старшего дошкольного возраста

Паспорт проекта

Название проекта «Курск-моя малая Родина!»
Образовательные области
ООП ДО
Речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательно развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Тип проекта Познавательно-творческий
Актуальность, проблема Патриотическое воспитание  является  актуальным направлением  воспитания подрастающего поколения. Воспитание патриотизма  это  не  простой  и
непрерывный  процесс, многое зависит от окружения ребѐнка, от того, что закладывается в сознание ребѐнка  с  самого  детства.  Не  каждый  родитель  считает  необходимым рассказывать своему ребѐнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребѐнок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно  в  дошкольном  возрасте  формируются  нравственные  качества человека.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей.  Одним из вариантов применения ИКТ технологий,  для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным краем, мы используем проектный метод, основным звеном которого является внедрение виртуальной экскурсии.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Она позволяет  разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогает реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствует развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Основными из них являются следующие:
1. Доступность - возможность осмотра достопримечательностей всего города и края  без больших материальных и временных затрат. Не покидая здания ДОУ можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города.
2. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
3. Возможность просмотра в любое время и при любых погодных условиях.
4. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.
  Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогают разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, выставки. Это позволяет сделать экскурсию интересной, увлекательной и незабываемой. Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволяет использование музыкального сопровождения.
  Тема нашего проекта выбрана неспроста. Ещё древние философы утверждали: « Познание мира начинается со своей страны, со своей малой Родины». Мы живем в самом прекрасном и древнем городе России – Курске! Но что мы знаем о своем родном городе, об улицах по которым мы ходим, о достопримечательностях и музеях, которыми наполнен наш город, о людях которые жили до нас и живут рядом с нами? Поэтому постараемся побыть краеведами, археологами, журналистами, а так же  заглянем  за занавес времен и узнаем хотя бы маленькую крупицу о своей малой Родине, о своем древнем городе!
Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Цель проекта Познакомить дошкольников с родным краем посредством виртуальной экскурсии.
Задачи проекта Для детей:
- Расширять знания детей о Курском крае;
- Узнать о знаменитых людях малой родины;
- Узнать об исторических памятниках и достопримечательностях, которыми богат наш родной город;
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.
- Воспитывать интерес к истории своей малой Родины;
- Воспитывать чувство гордости за свой край;
- Учить свободно мыслить, фантазировать, делать выводы, развивать  любознательность и наблюдательность.
- Формировать у детей дошкольного возраста в условиях свободного экспериментирования с художественными материалами творческих способностей и эстетического отношения к окружающей действительности в продуктивных видах деятельности;
- Учить работать в команде.
Для родителей:
- Дать представление родителям о значимости нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для педагога:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
- Собрать и оформить материал по теме проекта.
- Расширять развивающую предметно-пространственную среду.
- Осуществить  инновационную деятельность
- Повысить уровень педагогического мастерства.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды Центр «Читаем вместе»: произведения курских авторов - Асеева Н. Н., Воробьева К. Д., Гайдара А. П., и Фета А. А.
Центр патриотического воспитания  «Юный патриот»: фотоальбом «Курск – город,  которым горжусь!», «Моя прогулка по вечернему городу»; памятный альбом рисунков «Малая Родина – Курск дорогой!»; Центр «Хочу всё знать»: дидактические и развивающие игры – ««Знатоки родного края», «Люби и знай свой Курский край», «Точь в точь (собери картинку)»
Мероприятия в рамках проекта Цикл занятий-путешествий по родному городу с включением виртуальной экскурсии.
Организация и проведение конкурсов-выставок: выставка рисунков «Малая Родина, Курск дорогой!», «Моя семья», конкурс на лучшую фотографию «Моя прогулка по вечернему городу".
Проведение досуга: вечер стихов о Курске.
Ожидаемые результаты Для детей:
- Расширены знания о Курском крае;
- Знают о знаменитых людях малой родины;
- Знают об исторических памятниках и достопримечательностях, которыми богат наш родной город;
- Имеют представление об историческом прошлом и культурном облике родного города.
- Интересуются историей своей малой Родины;
- Испытывают чувства гордости за свой край.
- Умеют свободно мыслить, фантазировать, делать выводы, развивать  любознательность и наблюдательность.
-  У детей сформированы творческие способности и эстетическое отношение к окружающей действительности в продуктивных видах деятельности.
- Умеют работать в команде.
Для родителей:
- Имеют представление о значимости нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
-  Имеют активную позицию  в совместной деятельности с детьми.
- Обогащены  воспитательными  умениями при работе с детьми в рамках проекта.
Для педагога:
- Установлены партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Объединены совместные усилия с родителями  для развития и воспитания детей в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
- Разработан  методический и дидактический материал по теме проекта.
- Расширена развивающая предметно-пространственная среда.
- Осуществлена  инновационная деятельность в рамках проекта.
- Повышен уровень педагогического мастерства.
Продукты проекта Презентация проекта, виртуальная экскурсия «Курск - моя малая Родина!»,  стенгазета «Война глазами детей», фотоальбом «Курск – город,  которым горжусь!», «Моя прогулка по вечернему городу»; памятный альбом рисунков «Малая Родина – Курск дорогой!»; дидактические и развивающие игры – ««Знатоки родного края», «Люби и знай свой Курский край», «Точь в точь (собери картинку)»
Форма представления проекта Выступление на педагогическом совете в ДОУ с включением презентации проекта.
Из опыта работы: виртуальная экскурсия «Курск-моя малая Родина!»
Фотоальбом проекта.
Оценка эффективности Для детей: Интеллектуальная викторина «Люби и знай свой Курский край!»
Для родителей: повторное анкетирование родителей.
Для педагога: презентация проекта, выступление на педагогическом совете, публикация методической разработки на сайте.
Перспективы Продолжить работу с виртуальными экскурсиями по Курскому краю путём расширения материала: улицы родного города, заповедные места Курского края, народные промыслы Курской губернии.
Пополнять развивающую предметно-пространственную среду  по теме проекта: создание красной книги по Курскому караю, развивающая игра «А ну - ка! Расскажи! (памятники г. Курска)».
Оформить уголок «Народное творчество»: виды декоративно-прикладного искусства.
Проведение выставки: «Кожлянская игрушка своими руками».
Совместное посещение музея, картинной галереи.

Структура проекта

Этапы проекта Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями
1 этап - подготовительный
Педагог
1.Вводит в игровую ситуацию.
2. Формулирует проблему и раскрывает ее.
3. Определяет цель.
4. Намечает задачи для реализации поставленной цели.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Определяет продукт проекта.
7. Вызывает положительный отклик родителей на существующую проблему.
Дети
1. Входят в игровую ситуацию.
2. Осознают проблему.
3. Принимают задачи проекта.
Родители
1. Беседы, консультации по темам проекта.
2. Определение основных форм работы с родителями, составление плана развития проекта.
3. Беседа по организации деятельности детей.
4. Анкетирование.
2 этап – организационно-практический
Деятельность педагога:
Подбор методического и специального материала по теме проекта: иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок, рассказов, стихов, музыкальных произведений.
Разработка консультаций для родителей.
Подготовка и проведение познавательных бесед по темам проекта.
Занятие–путешествие "Что было раньше, что сейчас".
Подбор и изготовление различных игр: пальчиковых, дидактических, настольно – печатных, музыкальных, спортивных.
Проведение виртуальной  экскурсии по Курскому краю.
Проведение цикла познавательных занятий.
Разгадывание кроссворда на тему "Курск –мой  город"
Чтение художественной литературы: Асеева Н. Н., Воробьева К. Д., Гайдара А. П., и Фета А. А.
Организация и проведение конкурсов-выставок: выставка рисунков «Малая Родина - Курск дорогой!», «Моя семья», конкурс на лучшую фотографию «Моя прогулка по вечернему городу».
Проведение досуга: вечер стихов о Курске.
Совместное с детьми и родителями изготовление альбома «Курск-город, которым горжусь», дидактических и развивающих игр «Знатоки родного края», «Люби и знай свой Курский край», «Точь в точь (собери картинку)»
Активизация у детей словаря.
Деятельность детей:
Поиск с родителями и педагогом новых знаний о Курском крае.
Просмотр виртуальной экскурсии «Курск – моя малая Родина»
Занятия по познавательной деятельности, ознакомлению с окружающим миром.
Сбор фотоматериалов, оформление альбомов, выставок по  Курскому краю с помощью родителей и педагогов.
Участие в  конкурсах, выставках, мероприятиях проводимых в детском саду.
Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, родной город.
Разучивание песен и стихов о Родине, о городе Курске, прослушивание музыкальных произведений, знакомство с художественными произведениями родного края.
В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
Деятельность родителей:
 Консультации.
Помощь детям в поиске информации и в ее оформлении.
Посещение с детьми интересных мест родного города.
Помощь в изготовление фотоальбома «Курск-город, которым горжусь!», дидактических и развивающих игр.
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
Содействие в изготовление материала для выставок, конкурсов в ДОУ.
Помощь в оформлении уголка «Юный патриот».
3 этап - итоговый Презентация проекта.
Составлены конспекты занятий,  мероприятий, запланированных во время проекта.
Подготовлена виртуальная экскурсия «Курск – моя малая Родина».
Совместно оформлены: фотоальбом «Курск-город, которым горжусь», дидактические и развивающие игры «Знатоки родного края», «Люби и знай свой Курский край», «Точь в точь (собери картинку)».
Изготовлена совместно с детьми стенгазета «Война глазами детей».
Подготовлена и проведена выставка рисунков: «Малая Родина - Курск дорогой!», «Моя семья», а так же фотоконкурс «Моя прогулка по вечернему городу".
Пополнена развивающая предметно-пространственная среда.
Проведено мероприятие «Вечер стихов о Курске»
Проведены итоговые мероприятия: интеллектуальная викторина «Люби и знай свой Курский край!», повторное анкетирование родителей.

План реализации проекта

Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие НОД: «История возникновения родного
Горда, «Что было раньше, что сейчас», «Город, в котором я живу»,  «Знакомство с флагом и гербом города Курска», «Улица, на которой я живу», «Соловей-птичка певчая!».
Виртуальная экскурсия «Курск – моя малая Родина!».
Интеллектуальная викторина «Люби и знай свой Курский край!».
Социально-коммуникативное развитие Беседы:  «Мой  город»,  «Природа
родного края», «Мой адрес», «Улица, на которой находится наш детский сад», « Как я люблю гулять в городском парке», «Достопримечательности родного города», «Чем помочь родному городу».
Сюжетно-развивающая игра «Путешествие по родному Курску»,
Д\ игра «Собери флаг и герб», «Поможем матрешке найти заплатку», дидактические и развивающие игры – ««Знатоки родного края», «Люби и знай свой Курский край», «Точь в точь (собери картинку)».
Художественно-эстетическое развитие Выставка рисунков ««Малая Родина - Курск дорогой!», «Моя семья».
Конкурс на лучшую фотографию «Моя прогулка по вечернему городу».
Стенгазета «Война глазами детей».
Конструирование «Городской транспорт», «Здания нашего города».
«Флаг г. Курска» в технике обрывная аппликация.
Рисование ватными палочками «Памятник Соловью».
Лепка из соленого теста «Антоновка».
Речевое развитие Составление  творческих  рассказов  «За что я люблю свой город».
Чтение  художественной  литературы  о городе.
Ситуативный разговор и речевая ситуация: «Если ты потерялся на улице?»
Чтение стихотворений о малой Родине.
Заучивание поговорок и пословиц: «Родина краше солнца, дороже золота», «Одна у человека мать, одна у него и Родина»
Разгадывание кроссворда на тему "Курск – мой  город".
Разучивание стихотворений с учетом регионального компонента (подобрать стихотворения о малой родине), подготовка к вечеру  стихов о Курске.
Физическое развитие Подвижная русская народна игра «Золотые ворота»
Подвижная русская народная игра «Жмурки»
Физкультминутка:  «Мы  по  улице
идём».  
Подвижное  упражнение  «Люблю  по
улицам гулять».
Подвижная  игра  «Машины  на  нашей улице».
Литература
Работа с родителями
Анкетирование «Родной свой край люби и знай!»
Оформление информационного стенда по патриотическому воспитанию детей.
Папка передвижка «Символика России и малой Родины»
Участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение центра патриотического воспитания для детей «Юный патриот».
Беседы с родителями по теме проекта.
Консультации на тему: «С чего начинается Родина!», «Семья и семейные ценности», «Знакомим детей с родным краем»; «Мы идем в кино»; «Растим патриотов».
Посещение с детьми интересных мест родного города, прогулка по вечернему Курску.
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
Привлечь родителей, в помощь детям, для подготовки  к выставке рисунков «Малая Родина, Курск дорогой!», «Моя семья» и конкурсу на лучшую фотографию «Моя прогулка по вечернему городу".
Ознакомление родителей  с фотоматериалами по теме проекта.

 

Литература

1. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6

2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.

3.Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004

4. «Встреча с Курском» В. Левченко, Т. Грива АП «Курск»

5.  История и современность Курского края региональное учебное пособие Курск 1998г. под общей редакцией профессора Б.Н. Королева.

6.  «С любовью к родному городу». Сборник методических материалов из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений города Курска МУ «научно-методический центр города Курска» Курск 2005 г.



Новые публикации

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к…

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности» Цель: Содействие финансовому просвещению и...

Реализация проекта «Вечная слава героям Великой Победы!» (В условиях самоизоляции)

Реализация проекта «Вечная слава героям Великой Победы!» (В условиях самоизоляции)

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в старшей группе…

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в старшей группе «Непоседы» на 2019-2020 учебный год Актуальность проблемы: Внимание к проблеме предупреждения детского...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи : создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия...

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи: создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия Воспитатель -...

ООД Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «Необычное животное»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития Задачи: создать условия для:  - развития умения у детей отвечать полными ответами; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук; - воспитания отзывчивости, желания помогать другим. Ход занятия...