Исследовательский, творческий проект по самообразованию «Русские народные костюмы и их история»

Введение

У меня возник вопрос.

И сейчас в проект он перерос:

В чём же раньше Алтае ходили?

Что же раньше на Руси носили?

В библиотеку я ходила,

В книгах я ответы искала,

Очень много их перелистала,

И немного лишь информации от искала.

А потом копалась в интернете,

Там ответ найдёшь про всё на свете:

В чём же раньше наши предки все ходили?

Что наши прабабушки носили?

 

В данном творческом проекте я постараюсь расширить свой кругозор при изучении истории русского народного костюма, исследовать элементы костюма, выяснить как изготавливали одежду на Руси и в частности на Алтае.

Материал моего творческого проекта по самообразованию на тему "Русский народный костюмы и их история" будет полезен моим коллегам в работе, а также учителям школы при использовании его на уроке или дополнительном занятии.

В представленном исследовательской творческой работе (проекте) о русском народном костюме, рассматриваются виды и особенности женских, мужских и детских русских народных костюмов.

Прочитав и вспомнив некоторые произведения Русских сказок, можно встретить строки, посвященные Русской народной одежде.

Вот, например, строчки из "Руслана и Людмилы":

«Лазурный пышный сарафан

Одел Людмилы стройный стан...»

А в «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

«На крыльце стоит его старуха.

В дорогой собольей душегрейке,

парчовая на маковке кичка,

жемчуга огрузили шею,

на руках золотые перстни,

на ногах красные сапожки»
Прочитав эти строчки, нужно будет объяснить что сарафан - (древне - русское слово - сарафанъ; слово возможно было заимствовано с тюркского särара(i) из индо - иранского sarāрā) — женская одежда в виде платья без рукавов.

Сарафаны различались по тканям и покрою. А душегрейка - теплая кофта без рукавов - обычно на вате, меху - часть старинного женского русского костюма. А после этих определений перейти и к остальным деталям русского костюма.

В данном творческом проекте по самообразованию "Русский народный костюм" я постараюсь расширить свой кругозор при изучении истории русского народного костюма, исследовать элементы костюма, выяснить на практике как изготавливали одежду на Руси.

Тип проекта: краткосрочный, исследовательский, творческий.

Объект исследования: Русские народные костюмы и их история.

Содержание проекта:

В процессе ознакомления детей с русским народным костюмом, традициями на Руси во время проводимых занятий, проведения народных праздников такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Равноденствие», «Иван - Купала».

В связи с этим мной было принято решение углубить свои знания в этой сфере и разработать проект «Русские народные костюмы и их историю». В ходе написания проекта было выяснено, что затруднение вызывает отсутствие информации в книгах. Мною был подобран и оформлен информационный материал, разработан конспект и презентация к конспекту, так же в данном проекте присутствует и практическая часть работы.

Этапы проекта:

1этап - Подготовительный

Сбор информации.

2 этап – Основной

Выбор основной и важной информации.

Оформление презентации.

3 этап - Заключительный

Практическая работа изготовление и пошив Русского народного костюма.

2 этап – Этап

Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. В конце концов, это всегда очень красиво и познавательно.

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях.

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

  • ткацкое ремесло;
  • искусство вышивки;
  • вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;
  • ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

  • вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);
  • для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;
  • есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» - на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:

  • крестьяне;
  • монашество;
  • духовенство.

Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.

С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

  • венгерский;
  • французский;
  • немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.

Славяне издавна делали ткани, из льна и конопли – это самые грубые неокрашенные ткани, которые использовались крестьянами. Верхнюю одежду крестьяне делали из понитка – ткань из льняных шерстяных ниток одновременно. Из пенки и льна производили грубую ткань – дергую или мешковину. Грубые полотняные ткани называли в старину холстиной, хомом. От сюда и название Хамовники – района в Москве, где жили ткачи.

Шелковые ткани на Руси появились ещё задолго до того, как ввели христианство. Они назывались в старину паволоки. Шолковые ткани привазили из Византии. Для изготовления одежды знати русские использовали парчовые плотные ткани. Они были в основе шелковые, где продергивались золотые и серебряные нити – итальянский аксамит, привозившаяся из Венеции в Византию и на Русь.

Ещё более плотной тканью был алтабас – парчовая ткань, при выработки которой применялась золотая или серебряная проволочка, вытянутая вручную до толщины волоса. Били шелковые ткани с узором из вертикальных полос – дороги и камка.

Издревли на Руси для изготовления одежды использовали бархат – шелковую или хлопчатобумажную ткань с мягким густым ворсом. По бархату вышивали петлями пряденного золота и серебра, ткали красивые узоры.

Для отделки костюмов использовали запонки - украшения из драгоценных камней, нашитые на ткань, жемчужную обнизь, позументы – шитые золотым или серебром широкие тесьмы, канитель – украшения из крученой золотой или серебряной нити.

Скора – так называли мех на Руси – были главным предметом торговли. Считалось самым лучшем мехом являлся соболиный, лисицы, куньи, беличий, горностая.

Но, мы должны ещё обратить внимание на то, что Русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. Именно по этому в крестьянской среде, где на протяжении многих веков неукоснительно соблюдались обычаи предков, элементы одеяний языческой Руси сохранялись почти в первозданном виде.

В народном костюме соединились две стороны – функциональность и эстетичность. Человек, чья жизнь была подчинена каждодневному – от восхода до заката – изнурительному труду, изготовленная одежда, должна была быть удобной, но и красивой. Поэтому и одежда, созданная народными мастерицами, грела не только тело, но и душу.

На Руси всегда ценились разнообразные обряды и многочисленные ритуалы. Жизнь крестьян зависела от тяжелого труда, но их, так же сопровождали и праздники с песнями, плясками, частушками, хороводами. И это обязательно вносила свой отпечаток в одежде.

Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Со временем каждое поколение мастериц, вносила свои изменения в оформление одежды и оставляли только самое лучшее.

На самом деле, не существует единого русского народного костюма. Ведь наша страна занимает огромную территорию, на которой находиться область с разными климатическими зонами.

Сарафанный комплекс женской одежды самый распространенный на Руси. Именно стройный силуэт русоволосой красавицы в парчовом сарафане, увенчанной кокошником, во всем мире ассоциируется с образом русской женщины.

Древнерусская красавица

Женская одежда.

Женская рубаха прямого покроя, большие напоминала длинное платье до пят, с длинными рукавами и круглым воротом. Рукава рубахи были узкими и облегающими, собирались у кистей рук запястьями в складке. Ворот рубахи имел прямой разрез посередине, отделывался вышивкой и застегивался на пуговицу. В основном рубахи были белые, но и красные были в почёте.

На рубахах в Древней Руси в качестве комнатной одежды надевали глухие, прямые или расклешенные цельные платья на двух лямках без рукавов – сарафаны. Они были подтянуты под грудью и распашные книзу, имели множество пуговиц. На рубаху и сарафан богатые люди надевали душегрею – короткую широкую кофту на лямках по плечам и без рукавов. Сзади душегрея собиралась в складку и отхватывала талию пышным кольцом сборок. Так же как и сарафан, душегрея застегивалась на множество пуговиц. Потом душегреи стали делать с рукавами, и они стали праздничной одеждой.

Шуба у женщин означала верхнюю накидную одежду из меха соболя, куницы, лисицы, горностая, зайца. Покрывали шубы сукном и шелковыми материей.

Спереди сверху донизу на шубе был разрез, он застегивался пуговицами и окаймлялся металлическим кружевом.

Обувь

Обувь в национальном костюме у крестьян не имела четкого разделения на мужскую и женскую. Обувь являлись лапти косого плетения из бересты и лыка. Лапти одевались поверх онучей – куска холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги и перевязанного веревками.

Одна из разновидностей плетеной обуви – чуни, изготовленных из тряпичных полосок или веревок.

Зимой носили валенки или катанки – валянный из войлока, украшенных узорной вышивкой.

Головные уборы

С древних времен на Руси девушки носили волосы заплетенными в косы, а замужние женщины должны были тщательно скрывать их под головным убором. В Древней Руси выражение «опростоволоситься», то есть открыть волосы, было синонимом слова «опозориться», бесчестием.

С 13 века знатные русские женщины стали носить на головах кокошники, узкие внизу и высоки кверху. Обшивали тёмно-красной материей и красиво украшали жемчугом и камнями. В Киевской Руси ко всем женским головным убором делали подвески – колты, которые славяне еще называли височными кольцами, изготовленными из серебра или бронзы, крепили к головному убору или вплетали в волосы у самого виска, отсюда и название.

Кокошники и венцы надевали замужние женщины на повойники – плотно прилегающий к волосам чепцы. В 16 веке к ним добавились волосники и подубрусники.

Подубрусники был домашней женской шапочкой из шёлковой материи.

Волосник был красивой сеткой из шелковых, серебряных и золотых нитей. Волосник и подбрусники считали необходимой частью приданного и символами семейной жизни.

Поверх волосника накладывался платок и подвязывался под подбородком.

У девушек не замужних были венцы в форме красивых городов или теремов.

Вдоль щек спускались от венца рясы – нити бусы из камней или жемчуга, а лоб украшали жемчужной сеткой – поднизью.

Зимой девицы носили высокую шапку столбунец. Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из- под столбунца выпадали косы с красными лентами.

Украшения

Знатные женщины носили дорогие украшения. Серьги были серебряными или позолоченными. На руках браслеты – зарукавья или обручи. На пальцах красовались перстни, печатки с мелкими камушками.

Идеалом красоты считали полноту, тучную фигуру, которые свидетельствовали о довольстве, сытной и спокойной беззаботной жизни. По этому носили несколько одежд, и чем больше. Тем лучше, талию не подчеркивали, костюм был мешковатым. Была, с того времени долго пословица – «Не ладно, да крепко сшито».

Рубаха и порты

Мужская одежда

Повседневная одежда у крестьян была в то время одинакова как у князя, так и у крестьян, но отличалась качеством ткани, цветом и отделкой. У богатых в костюме просматривалась большое влияние византийского костюма.

Основой мужского костюма составляла рубаха, из холста длиной до колена с разрезным воротом спереди. Подпоясывалась она поверх шнурком – поясною.

Носили рубаху на выпуск, по этому украшали не только ворот, но и подол. С древних времен считалось, что вышивка на рубахе изображения солнца, зверя, птицы является оберегом – защита от колдовства.

В торжественный момент к рубахе пристегивали ожерелье – дорогой вышитый воротник. Старинное название такого воротника – сорочка, а с 17 века так стали называть и саму рубаху. С течением времени рубахи стали короче, разрезы стали делать не посередине, а с левой стороны. И назвали косоворотками.

Вторым комплектом мужской одежды были порты или штаны. Первоначально порты были узкими и длинными и заправлялись в онучи – длинные до двух метров полосы ткани, которые обматывали ноги.

Порты у зажиточных людей, шили для зимы из сукна, а летние тафтяные. У князей и бояр порты были разных цветов. Карманов в старину не было.

Рубаха и порты считалась нижней одеждой – исподней. На неё надевали среднюю и верхнюю одежду кафтан.

Кафтан – длинная и плотно облегающая одежда сшитая из сукна и надевалась через голову именуемая свитою.

Особенностью древнерусской одежды были длинные рукава. Эта черта сближала одежду всех сословий.

При необходимости в Древней Руси носили плащи. Чаще всего – вотола. Плащ был без рукавов, длинной до колена и с застежкой у шеи.

Гордостью мужской одежды был пояс. Богатые носили пояса усыпанные камнями. Делали пояса шелковые и плетенные серебро, золотом, бархатные и кожаные. К поясу пристегивали кошелек – калиту, чернильницу, ложку, нож, а за пояс закладывали плеть.

Наиболее распространенным был кушак. Он был широким и длинным, несколько раз оборачивался вокруг талии. Без пояса могли выйти на улицу только дети.

С Древней Руси произошло известное выражение «распоясаться», что значит опозориться.

Головные уборы

Громадное значение в костюме играли шапки. Мужские шапки делали с бархатным верхом яркого цвета конической или округлой формы, но обязательно с меховым околышем.

Борода на Руси у мужчин была традиционным славянским символом. Борода в Древней Руси особенно почиталась в отличие от усов. Отсюда в народе и стали говорить: «Борода – честь, а усы и у кошки есть».

Обувь

Как и у женщин с малым достатком мужчины носили лапти. Ещё лапти называли «народной обувью». Обувь людей большим достатком составляли сапоги, чеботы, башмаки. Делали их из мягкой кожи – сафьяна, который изготавливался из козлиных шкур. Её привозили с Востока. Кроили обувь на одну ногу, и колодки, с помощью которых шилась обувь, не давали различий правого и левого сапога. Так и говорили: «Два сапога – пара, и оба и оба на левую ногу». По этому их приходилось долго разнашивать.

«Этнокультурное приобщения к ценностям традиционной культуры Алтая»

Мне, хотелось бы обратить внимание на то, что мы живем в Алтайском крае, и по этому, я уделила внимание, на изучение одежды наших предков.

«Этнокультурное приобщения к ценностям традиционной культуры Алтая» - это соединение традиций русского, украинского, казахского, алтайского, немецкого и других народов. Этнокультурное приобшение - это неотъемлемая часть нашей нынешней и прошлой жизни ведь современная семья, как носитель, хранитель и передатчик духовных и нравственных ценностей - не всегда соответствует этому назначению. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско - нравственной и художественно – эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призваны поддерживать только образовательные учреждения. Задача взрослых открывать вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного Алтайского края, способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.

Своим проектом я бы хотела обратить внимание не только, взрослых, но и одноклассников, младшие классы и старшего возраста учеников, на то что нужно знать свою историю и беречь как что-то хрупкое, ценное и передавать дальше нашим поколениям. Ведь наше прошлое – это наше сейчас и наше будущие. Все мы знаем, что наши традиции появились из неоткуда, и не должны пропасть в некуда!

Традиционная одежда крестьян-старожилов Алтайского округа имела много общего с костюмом русского населения северной и средней полосы Европейской части страны, и вместе с тем ее отличало своеобразие как в деталях, так и в материалах. В Европейской части страны для изготовления одежды использовали ткани, выработанные в самом крестьянском хозяйстве. В Сибири много покупного материала: тонкие сукна отечественного производства, русская шерсть, в основном яркий тонкий кашемир, тафта, сатин и ситец, атлас, бархат.

Женская одежда

Женский костюм составляют рубаха, сарафан, нижняя юбка, фартук, неширокий узорный пояс, самшура, платок. Будничные сарафаны шьют из современных хлопчатобумажных материалов, шерстянки или саржи темных расцветок. В детстве девочки ходили в длинных холщовых рубашках, а лет с 7-10 надевали еще и сарафаны косоклинные («косатые», или «клиники»). Называли их по расцветке покупного материала: «кумачны», «бордовый», «касатин». По верх сарафана сибирячки дважды опоясывались узорным поясом с кистями. Пояс подвязывали так, чтобы середина приходилась на талии спереди, затем перекрещивали его сзади, еще раз обвивали талию и завязывали на боку, свешивая вниз концы с кистями. Женщины-сибирячки носили пояса собственного изготовления: плетеные, тканые, вязаные. В зависимости от материала, способа выполнения, длины и ширины различали по кромке (мягкие плетеные или вязаные шириной 2-4 см, длиной 1,5-2 м) пояса (длиной до 2,5 м, узкие, 1-2 см) и опояски (широкие, тканые на ткацких станках). Тканые на кроснах пояса были более плотными и жесткими. Основу для них натягивали «протянутую- льняную», а для утка брали цветной шерстяной гарус. Орнамент ткали геометрический с розетками, ромбами, свастикой, усложненный гребешками, сходный с рисунками тканых и вышитых концов старинных полотенец. Костюм дополнял передник. На Алтае носили фартуки (запоны) и нарукавники. Запон шили из одного-двух полотенец ткани, их собирали сборками, подшивали к поясу с завязками, пришивали «грудку». По низузапон украшали фестонами из отделочной ткани, вышивкой, кружевами. Название «запон» употреблялось в южнорусских губерниях и обозначало передник, одеваемый через голову. Старинные нарукавники шили с длинными рукавами и надевали их поверх рубахи. Такой фартук закрывал перед сарафана и верх спины.

Большое внимание сибирячки уделяли головным уборам и волосам, которые отращивали как можно длиннее. По русскому обычаю девушки заплетали волосы в одну косу. Ее украшали косниками яркими лентами или цветными полосками ткани. Повязывали голову широкой полоской ткани - «повязкой», оставляя открытой макушку. Древнейший обычай ходить с распущенными волосами сохранился на Алтае почти до начала XX века в свадебном обряде: «девушку вели к венцу с непокрытой головой и распущенными волосами». После венца во время обряда «окручивания», волосы укладывали «по-бабьи»: заплетали в две косы и «обвивали» вокруг головы. Обычным повседневным головным убором служил платок. Носили его и девушки, и женщины, но повязывали по - разному. Платок клали с угла на угол треугольником. Девушки перегибали его вдоль и свертывали лентой в ладонь шириной. Эту полоску повязывали на лоб, углом сзади, иногда с торчащими в разные стороны концами. Пожилые женщины в деревнях старообрядцев покрывали головы шалью, наброшенной сверху так, что все четыре конца свободно свисали вниз. Замужняя женщина закрывала волосы самшурой (шамшура, самшура). Впервые ее надевали во время свадьбы и носили всегда, не снимая даже ночью, а днем покрывали голову платком. Шамшуру сшивали из двух частей: плотного налобника прямоугольной и овальной формы и «макушки» - куска ткани, закрывающего верх головы. Сзади его собирали на вздержку, переходящую в длинные завязки. Жесткий налобник имитировал косы, уложенные венцом вокруг головы. Если свои косы были толстыми, то шамшуру можно было не носить. В праздничные дни поверх шамшуры надевали кокошник из цветного шелка или бархата. Лобную часть его украшали полоской позумента, а тыльную вышивали шелком и золотыми нитями. Сзади к головному убору (шамшуры) прикрепляли позатыльник, прямоугольную полоску из бархата и шелка, вышитую золотом, украшенную позументом, бахромой из бисера или цветной шерсти (до 10 см).

Мужская одежда.

Повседневная мужская крестьянская одежда состояла из рубахи (ее название происходит от корня «руб» - кусок, отрез, обрывок ткани) и штанов. Их шили из холста. Рубаха наиболее старинного покроя была длиною до колен, без воротника, с вырезом, обшита узкой бейкой. В начале XX века в Алтайском округе рубаху такого покроя, но укороченную, пожилые мужчины носили уже как нижнюю «тельную». Поверх нее надевали рубаху с клиньями на боках, со стоячим воротником и с разрезом посередине, на правой или на левой стороне груди. Староверы делали вырезы без обшивки - «ошейничка», православные - с обшивкой и с несколькими пуговицами. Рубаха обильно украшалась вышивкой на груди и на спине. Вышивку делали красными нитками, в сочетании с синим и черным. В мужской костюм включали гайтан. Он надевается вокруг шеи, и концы спускаются по груди. На основу из красной шерстяной нити нанизан крупный бисер в виде цилиндриков: синий, желтый, зеленый, серебряный - образуется геометрический орнамент. На концах разноцветные бусы. Концы связаны узлом, край обшит черным шнуром.

Одежду мужчины украшали также тканые пояса трех видов: узкий поясок и неширокая опояска для рубахи, для рубахи, носившейся навыпуск, - широкая опояска для верхней одежды. Костюм мужчины составляли изделия из кожи, замши, бархата, вышивка тамбуром и другие яркие отделки. Заимствование от соседних народов в сочетании с русским холстом и ситцем придавало одежде неповторимый колорит. На праздничных гуляньях все обувались в большие сапоги с медными подковками, в цветные и широкие ситцевые штаны и рубахи, одевались в черные базарные шляпы. Летом мужчины ходили в валяных из шерсти шапках или в шляпах, сплетенных из соломы. Зимой надевали теплые шапки, подбитые ватой или шерстью, с суконным или плисовым верхом и меховым околышком - опушкой из бобра. Зимней праздничной обувью считались катанные из овечьей шерсти валенки, которые в Сибири называли «пимы». Для мужчин их делали черными, детские и женские праздничные были белыми с красным узором.

Детская одежда.

Самой первой пеленкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая стираная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет состоял в биополе родителей, способном заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза. Детская одежда как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки, притом сшитой не из нового полотна, а обязательно также из старой одежды родителей: ребенок не окреп еще телом и душой, пусть же родительская одежда его защитит, убережет! Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду: ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка, т.к. вышивка обладала древним оберегающим смыслом. К поясу прикрепляли бубенчик, при каждом движении слышался звон, который отпугивал всякую нечисть. Чаще всего одежда ребенка представляла собой обычный крестьянский костюм в миниатюре.

 

Источники информации:

  1. Культура повседневности. История костюма М.В.Короткова. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС г. Москва 2002.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством Т.А.Бударина, О.А.Маркеева. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001.
  3. Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма. М., 1997.
  4. Затеева Е.В. От родного порога: Программа – руководство по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края. Барнаул, 2002.
  5. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М., 1989.
  6. Короткова М. Путешествие в историю русского быта. М., 1998
  7. Липинская В.А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре.(XVIII-XX вв.). М., 1987.
  8. Липинская В.А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре.(XVIII-XX вв.). М., 1987.
  9. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVII- начало XX века. М., 1996.
  10. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя 1-2 кл. М.: «Дрофа», 1998.

Интернет источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_национальный_костюм
  2. https://scfh-ru.turbopages.org/scfh.ru/s/papers/sibirskie-staroobryadtsy-istoriya-v-kostyumakh/
  3. https://www.livemaster.ru/topic/2613775-o-russkom-zhenskom-kostyume-v-stihah-skazkah-chastushkah-i-zagadkah


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта итогового мероприятия по ситуации месяца во второй младшей…

Технологическая карта итогового мероприятия по ситуации месяца во второй младшей группе «Как снеговик носик потерял» Цель Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы. Задачи закреплять знания...

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и...

Рисование музыки. Музыкальный рисунок

Рисование музыки. Музыкальный рисунок В детском саду № 236 г. Омска прошел мастер–класс по нетрадиционному рисованию музыкой. Педагоги узнали что музыку...

Читайте также

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности В повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последнюю пару десятилетий. Ухудшение...

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Космическое исследование «Вода вокруг…

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Космическое исследование «Вода вокруг нас» Образовательная область: «Познание». Интеграция образовательных областей: «Социально - Коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое...