Проект: «Детская-игровая STEAM-лаборатория "Гениальный малыш"»
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Л.С. Выготский.
Тематика
Консолидация (детский сад, район, педагогическая команда, родители, организации-партнеры и др.) в совместной деятельности и/или партнерстве для развития детей.
Название проекта
«Детская-игровая STEAM-лаборатория "Гениальный малыш"»
Целевая группа
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Постановка проблемы
В Современном мире, где любую информацию легко получить из сети Интернет.
Дети, в условиях современности ищут информацию через интернет ресурсы, дошкольники, являются активными пользователями интернет среды.
Гораздо важнее становятся умение критически мыслить, креативно решать задачи, общаться и
работать в команде, быть успешным, конкурентноспособным.
Современный ребенок умеет пользоваться этими знаниями, решать данные задачи самостоятельно?
Моей первостепенной задачей стало: создать такую ситуацию, чтобы дети учились находить множество чудесных идей, замыслов- в сосоздании совместной среды для успешного обучения, в которой компьютер и другие гаджиты, стали бы частью образования и воспитания. Так появилась идея создания проекта по экспериментальной деятельности «Гениальный малыш», где дети являются активными соучастниками игровой опытнической деятельности.
Содержание проекта.
Л.С. Выгодский в научном труде «О роли игры в психическом развитии ребенка» говорил, что психические качества и личностные особенности формируются в игровой деятельности. В игре складываются основные виды деятельности. А в познании закономерностей и явлений окружающего мира эффективным методом считается экспериментальная деятельность. Она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. И если совместить экспериментальную деятельность с игровой, то эта деятельность вразы интереснее для формирования творческой личности ребенка.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Работая с детьми, я всегда стремлюсь искать новые методы и подходы для интеллектуального развития детей. И я решила включить нестандартные TRIZ игры в экспериментальный образовательный процесс. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение. Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.
Проект «Гениальный малыш» появился в начале этого учебного года.
Целью этого проекта стало: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно-экспериментальной - игровой деятельности как средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Создать систему работы по опытно-экспериментальной - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Развивать познавательный интерес у старших дошкольников с помощью экспериментирования через игровую деятельность ТРИЗ.
Воспитывать любовь к миру природы посредством опытно-экспериментальной- игровой деятельности.
Формировать у детей экологические знания, экологическую культуру, любовь к экспериментированию.
Создать условия для самостоятельного применения полученных знаний.
Развивать совместно с родителями в детях самостоятельность, инициативность, креативность, нестандартное мышление через опытно-экспериментальную- игровую деятельность.
Всю свою работу я начинаю строить с открытой задачи или открытого вопроса и то, и другое может иметь неполное условие, которое ребенку необходимо изучить и дополнить самому. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ по намеченной теме. Открытая задача – это всегда загадка, мотивация. Решать ее интересно и весело. А заодно у детей появляются вопросы по соответствующей теме, на которые можно отвечать в ходе опытнической деятельности или дома с родителями.
В совместной деятельности я активно использую методы: -активизации через постановку вопроса с открытым концом, развитием событий (точного ответа не существует- есть множество ответов);
- метод проб и ошибок;
- ТРИЗ игровая деятельность с разработкой авторских семейных заданий!
- метод мозгового штурма.
- Метод маленьких человечков. В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки. В жидком - жидкие и т. д. -В чем живут жидкие человечки? -В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?
Рефлексия.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с родителями, педагогами детского сада. Моя система работы предусматривает тесную связь с семьёй. Родителей привлекаю в союзники: - предлагаю буклеты по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях; - даю рекомендации, которые помогают в проведении совместных опытов и наблюдений; а родители оказывают помощь в изготовлении пособий для нашей STEM-лаборатории, в её оснащении. Поэтому вполне естественно, что экспериментально-игровая деятельность ребёнка находит поддержку и участие в семье. Педагоги нашего детского сада плодотворно работают по внедрению экспериментальной деятельности и ТРИЗ технологий в образовательную систему ДОУ.
Таким образом в своей практике дети активно стали использовать гаджиты- как инструмент для трансляции своих исследований, закрепления промежуточного результата, постановки проблемных задач, которые могут активизировать другие педагоги, семьи. Например, создаваемые презентации к темам проектов мы используем как наглядный материал, а с родителями и педагогами проводим мастер-классы, принимаем участие в семинарах.
В ходе работы я выбрала для себя три вектора работы:
1. Экспериментирование через игровую среду.
2. ТРИЗ –формирование нестандартного мышления.
3. «Детский сад – семья».
В ходе работы основным для меня стала собственная активность ребенка, его инициатива. Ребенок сам активно развивает себя, открывает смыслы жизни- окружающего мира-на основе своего индивидуального опыта. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе и к окружающему миру. И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Результаты деятельности.
В нашей совместной работе появились следующие практики: «Мармелад для мамы!», «Оживляем рисунки» или «Невидимка», «Где живут человечки? (о свойствах предметов и веществ)», «Откуда берутся снежинки?», «Микромир вокруг нас, например, «Что такое капилярность?», «Фонтан или родники- почему вода бежит вверх»», «Что такое электричество и статическое электричество?», «Данетка под микроскопом» и т.д. Использовали материалы как природный, бросовый так и техническое оснащение: Кинопроектор – аппарат, предназначенный для воспроизведения движущегося изображения и звука, записанных на кинопленке, Интерактивная доска, ноутбук, Микроскоп Levenhuk с отдельной цифровой камерой, полный набор СТЕМ лаборатории, проектор, программам для изучения звезд и космоса0 Star Walk 2.
Планируемый результат:
Данный проект способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, креативного и нестандартного мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
У педагогов: комплексно использовать элементы ранее известных и современных методик детского экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности, ТРИЗ технологий и позволяет структурировать практический материал для организации развивающей среды в группах по экспериментированию с дошкольниками ДОУ.
Хочется, чтобы современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность совместно с игровой, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.
Риски:
Основная цель экспериментально-игрового обучения, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.
Дальнейшее развитие проекта: в дальнейшем вижу реализацию проекта в каждой возрастной группе детского сада.
Читайте также |
---|
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина»
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина» Цель: Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить...
«Островок Детства»
«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...
Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями
Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...