Долгосрочный проект «А я знаю наизусть!»

В средней группе № 8 «Вишенка»

Вид проекта: педагогический.

Участники проекта: воспитатели – дети – родители.

Продолжительность проекта: 4 месяца (сентябрь - декабрь).

Актуальность

Спросите себя – много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихов наизусть!

Оказывается, не больше 3-4, в лучшем случае это строчки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…»

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.

«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет» и еще отдельные строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь этим ребятам уже 5 лет. Это проблема и ее необходимо решать.

Так возникла идея проекта «А знаю наизусть!»

Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.

Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют учителя и родители, что у детей плохая память.

В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть при скоплении людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.

Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом.

Цель: содействовать развитию произвольной памяти у детей 5-ти лет, на основе заучивания стихотворений.

Задачи:

- Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть.

- Знакомить детей с новыми произведениями.

- Учить детей различным видам запоминания.

- Формировать умение выразительно читать стихи.

- Развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.

- Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Ожидаемые результаты:

- Повышен уровень произвольной памяти, внимания детей, развития речи.

- Владеют различными видами запоминания стихов.

- Повышен уровень знаний о детской художественной литературе, расширен кругозор.

- Повышен интерес к заучиванию стихов наизусть.

- Развито умение выразительно читать стихи наизусть, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.

- Преодоление робости, застенчивости перед зрителями.

Этапы реализации:

1 этап: Подготовительный

- Определение целей, задач проекта.

- Подбор необходимой литературы по теме.

- Первичная диагностика детей (память, внимание)

- Подбор стихотворного материала, создание картотеки стихов

- Информирование родителей о реализации проекта.

- Разработка плана проекта.

2 этап: Основной

Сентябрь
Совместная деятельность Беседа «Любимые игрушки», «Что нам осень принесла»
Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы «Много игрушек в нашем саду», «Осень добрая пришла» В. Волина
Дидактические игры «Что есть в нашей группе», «Что лишнее?»
«Стихотворные минутки» - каждый день
Речевые упражнения «Придумай рифму»
Пальчиковая гимнастика «Игрушки», «Собираем листочки»
Продуктивная деятельность «Нарисуй любимую игрушку»
Образовательная ситуация «Рисуем стихотворение»
Отгадывание загадок «Про игрушки», об овощах и фруктах.
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание альбомов «Игрушки», «Осень», иллюстраций к стихам
Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц
Инсценировка стихов
Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»
Развивающая среда Картотека стихотворений, мнемотаблиц
Выставка книг, рисунков детей
Просмотр презентаций, мультфильмов
Работа с родителями Анкетирование родителей
Консультация «Как учить стихи с ребенком», «Учим стихи – развиваем память»
Информирование родителей через инфозону.
Октябрь
Совместная деятельность Беседа «Золотая осень»
Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы «Осень наступила» А. Плещеев, русской народной потешки «Ножки, ножки, где вы были?»
Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Ягоды – грибы»
«Стихотворные минутки» - каждый день
Речевые упражнения «Придумай рифму»
Продуктивная деятельность «Как мы набрали полную корзину грибов»
Образовательная ситуация «Рисуем стихотворение»
Викторина «Дарит осень чудеса»
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам
Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц
Инсценировка стихов
Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям
Досуговая деятельность «Приметы осени»
Развивающая среда Картотека стихотворений, мнемотаблиц
Выставка книг, рисунков детей
Просмотр презентаций, мультфильмов
Работа с родителями Картотека для родителей «Стихи для заучивания»
Наглядная информация «Заучивание стихотворений с использованием приема мнемотехники»
Информирование родителей через инфозону.
Ноябрь
Совместная деятельность Беседа «Скоро к нам зима придет»,
Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы «Первый снег» Я. Аким, «Берегите маму» А. Раннева
Дидактическая игра «Найди отличия»
«Стихотворные минутки» - каждый день
Речевые упражнения «Придумай рифму»
Продуктивная деятельность «Подарок ко дню матери»
Образовательная ситуация «Рисуем стихотворение»
Отгадывание загадок о явлениях природы
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам
Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц
Инсценировка стихов
Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Развивающая среда Картотека стихотворений, мнемотаблиц
Выставка книг, рисунков детей
Просмотр презентаций, мультфильмов
Работа с родителями Памятка для родителей «А я знаю наизусть»
Фестиваль «Звезды Теремка»
Информирование родителей через инфозону.
Декабрь
Совместная деятельность Беседа «Как животные готовятся к зиме?», «Скоро праздник Новый год»
Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы «Почему медведь спит зимой?» В. Орлов, «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова
Дидактическая игра «Кто где живет?»
«Стихотворные минутки» - каждый день
Речевые упражнения «Придумай рифму»
Продуктивная деятельность «Кто в каком домике живет?»
Образовательная ситуация «Рисуем стихотворение»
Развитие координации речи с движением «На дворе мороз и ветер», «Мы слепили снежный ком»
Стихотворный праздник «А я знаю наизусть»
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам
Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц
Инсценировка стихов
Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям
Развивающая среда Картотека стихотворений, мнемотаблиц
Выставка книг, рисунков детей
Просмотр презентаций, мультфильмов
Работа с родителями Выставка схем, мнемотаблиц, выполненных детьми совместно с родителями
Буклет «Использование мнемотехники в работе с детьми при заучивании стихотворений»
Информирование родителей через инфозону.

3 этап: Заключительный

- Итоговая диагностика познавательных процессов (сравнительный анализ)

- Сбор полученного материала по проекту.

- Выдача грамот, благодарностей.

- Отчет о реализации проекта.

Риски:

1. Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления: Преподносить «стихотворный материал проекта» не перегружая объемом детей и родителей. Проявлять большую заинтересованность проектом, предоставляя информацию для родителей через инфозону. Вручение грамот, благодарностей. Создание папки для родителей «А я знаю наизусть!»

2. Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Пути преодоления: индивидуальная работа с детьми и родителями.

По реализации проекта получены результаты:

  1. Выполнены схемы, таблицы, рисунки-«подсказки».
  2. Аудио и видеозаписи занятий по работе проекта.
  3. Отзывы родителей и детей о проделанной работе по проекту.
  4. Повышена родительская компетенция по вопросам использования мнемотаблиц.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Планирования непосредственно-организованной продуктивной деятельности (рисование) для подготовительной возрастной группы. Тема:…

Планирования непосредственно-организованной продуктивной деятельности (рисование) для подготовительной возрастной группы. Тема: «Затерянный мир динозавров» Цель: Формирование умения изображать листопад ватными палочками. Образовательные: продолжать...

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми…

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Как в Прибайкалье жили русские...

Сценарий тематического мероприятия для детей 6-7 лет на тему: «4…

Сценарий тематического мероприятия для детей 6-7 лет на тему: «4 ноября - День народного единства» Цель: знакомство с праздником День народного единства...

Читайте также

Игра-викторина «Эти удивительные животные»

Игра-викторина «Эти удивительные животные» Игра-викторина «Эти удивительные животные» (познавательное развитие) подготовительная к школе группа № 7 «Говорушки» компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти»

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти» Ведущий. Дорогие ребята, завтра наша страна будет отмечать знаменательный день в нашей жизни...

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...