Долгосрочный проект «А я знаю наизусть!»
В средней группе № 8 «Вишенка»
Вид проекта: педагогический.
Участники проекта: воспитатели – дети – родители.
Продолжительность проекта: 4 месяца (сентябрь - декабрь).
Актуальность
Спросите себя – много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихов наизусть!
Оказывается, не больше 3-4, в лучшем случае это строчки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…»
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.
«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет» и еще отдельные строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь этим ребятам уже 5 лет. Это проблема и ее необходимо решать.
Так возникла идея проекта «А знаю наизусть!»
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.
Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют учителя и родители, что у детей плохая память.
В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть при скоплении людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом.
Цель: содействовать развитию произвольной памяти у детей 5-ти лет, на основе заучивания стихотворений.
Задачи:
- Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть.
- Знакомить детей с новыми произведениями.
- Учить детей различным видам запоминания.
- Формировать умение выразительно читать стихи.
- Развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.
- Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Ожидаемые результаты:
- Повышен уровень произвольной памяти, внимания детей, развития речи.
- Владеют различными видами запоминания стихов.
- Повышен уровень знаний о детской художественной литературе, расширен кругозор.
- Повышен интерес к заучиванию стихов наизусть.
- Развито умение выразительно читать стихи наизусть, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.
- Преодоление робости, застенчивости перед зрителями.
Этапы реализации:
1 этап: Подготовительный
- Определение целей, задач проекта.
- Подбор необходимой литературы по теме.
- Первичная диагностика детей (память, внимание)
- Подбор стихотворного материала, создание картотеки стихов
- Информирование родителей о реализации проекта.
- Разработка плана проекта.
2 этап: Основной
Сентябрь | |
Совместная деятельность | Беседа «Любимые игрушки», «Что нам осень принесла» Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы «Много игрушек в нашем саду», «Осень добрая пришла» В. Волина Дидактические игры «Что есть в нашей группе», «Что лишнее?» «Стихотворные минутки» - каждый день Речевые упражнения «Придумай рифму» Пальчиковая гимнастика «Игрушки», «Собираем листочки» Продуктивная деятельность «Нарисуй любимую игрушку» Образовательная ситуация «Рисуем стихотворение» Отгадывание загадок «Про игрушки», об овощах и фруктах. |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание альбомов «Игрушки», «Осень», иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц Инсценировка стихов Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» |
Развивающая среда | Картотека стихотворений, мнемотаблиц Выставка книг, рисунков детей Просмотр презентаций, мультфильмов |
Работа с родителями | Анкетирование родителей Консультация «Как учить стихи с ребенком», «Учим стихи – развиваем память» Информирование родителей через инфозону. |
Октябрь | |
Совместная деятельность | Беседа «Золотая осень» Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы «Осень наступила» А. Плещеев, русской народной потешки «Ножки, ножки, где вы были?» Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Ягоды – грибы» «Стихотворные минутки» - каждый день Речевые упражнения «Придумай рифму» Продуктивная деятельность «Как мы набрали полную корзину грибов» Образовательная ситуация «Рисуем стихотворение» Викторина «Дарит осень чудеса» |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц Инсценировка стихов Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям Досуговая деятельность «Приметы осени» |
Развивающая среда | Картотека стихотворений, мнемотаблиц Выставка книг, рисунков детей Просмотр презентаций, мультфильмов |
Работа с родителями | Картотека для родителей «Стихи для заучивания» Наглядная информация «Заучивание стихотворений с использованием приема мнемотехники» Информирование родителей через инфозону. |
Ноябрь | |
Совместная деятельность | Беседа «Скоро к нам зима придет», Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы «Первый снег» Я. Аким, «Берегите маму» А. Раннева Дидактическая игра «Найди отличия» «Стихотворные минутки» - каждый день Речевые упражнения «Придумай рифму» Продуктивная деятельность «Подарок ко дню матери» Образовательная ситуация «Рисуем стихотворение» Отгадывание загадок о явлениях природы |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц Инсценировка стихов Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям Сюжетно-ролевая игра «Семья» |
Развивающая среда | Картотека стихотворений, мнемотаблиц Выставка книг, рисунков детей Просмотр презентаций, мультфильмов |
Работа с родителями | Памятка для родителей «А я знаю наизусть» Фестиваль «Звезды Теремка» Информирование родителей через инфозону. |
Декабрь | |
Совместная деятельность | Беседа «Как животные готовятся к зиме?», «Скоро праздник Новый год» Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблицы «Почему медведь спит зимой?» В. Орлов, «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова Дидактическая игра «Кто где живет?» «Стихотворные минутки» - каждый день Речевые упражнения «Придумай рифму» Продуктивная деятельность «Кто в каком домике живет?» Образовательная ситуация «Рисуем стихотворение» Развитие координации речи с движением «На дворе мороз и ветер», «Мы слепили снежный ком» Стихотворный праздник «А я знаю наизусть» |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание альбомов, иллюстраций к стихам Рассматривание выставки книг, мнемотаблиц Инсценировка стихов Повтор стихотворений себе, друг другу, родителям |
Развивающая среда | Картотека стихотворений, мнемотаблиц Выставка книг, рисунков детей Просмотр презентаций, мультфильмов |
Работа с родителями | Выставка схем, мнемотаблиц, выполненных детьми совместно с родителями Буклет «Использование мнемотехники в работе с детьми при заучивании стихотворений» Информирование родителей через инфозону. |
3 этап: Заключительный
- Итоговая диагностика познавательных процессов (сравнительный анализ)
- Сбор полученного материала по проекту.
- Выдача грамот, благодарностей.
- Отчет о реализации проекта.
Риски:
1. Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления: Преподносить «стихотворный материал проекта» не перегружая объемом детей и родителей. Проявлять большую заинтересованность проектом, предоставляя информацию для родителей через инфозону. Вручение грамот, благодарностей. Создание папки для родителей «А я знаю наизусть!»
2. Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.
Пути преодоления: индивидуальная работа с детьми и родителями.
По реализации проекта получены результаты:
- Выполнены схемы, таблицы, рисунки-«подсказки».
- Аудио и видеозаписи занятий по работе проекта.
- Отзывы родителей и детей о проделанной работе по проекту.
- Повышена родительская компетенция по вопросам использования мнемотаблиц.
Читайте также |
---|
Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи…
Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Творческая работа детей старшей группы «Почемучки». Иллюстрация к сказу П.П.Бажова…

Творческая работа детей старшей группы «Почемучки» Иллюстрация к сказу П.П.Бажова «Огневушка-поскакушка» Цель: вызвать интерес к работе художника иллюстратора, к созданию иллюстрации...
Конспект бинарного занятия «Весна вдохновляет!»

Конспект бинарного занятия «Весна вдохновляет!» Бинарное занятие по развитию речевого и песенного творчества с применением алгоритма сочинения песен с детьми ...