Познавательно-исследовательский проект «Мир пластика»

Актуальность проекта

Пластик прочно вошёл в нашу жизнь, он удобен в использовании. С тех самых пор пластмассовые вещи окружают нас повсюду: игрушки, телефоны, компьютеры, машины и даже, практически, любой продукт питания заключён в пластмассовую оболочку (пакеты молока, напитки, йогурты и т.д.). С самого рождения ребенок прибегает к помощи пластмассовых приспособлений – причёсывает волосы и чистит зубы. … В настоящее время почти все детские игрушки делают из пластика.

Пластик прочно вошёл в нашу жизнь, он удобен в использовании. Однако современные блага цивилизации создают не только удобства для людей, но и наносят непоправимый урон природе.

Мы, взрослые думаем только об удобстве. Нас привлекает низкая цена и высокая эстетика ярких пластмассовых вещей. Но мы крайне редко задумываемся о том, какой урон наносит природе наше безответственное отношение к использованным вещам и предметам, сделанным из пластмассы. А ведь экологическое воспитание человека закладывается в детстве. Значит, именно взрослые люди должны показать и научить ребенка бережно относиться к миру окружающему нас.

Проблемная ситуация для воспитанников

Количество мусора, который скапливается в мусорном ведре, увеличилось. Большая часть мусора дома – пластиковые стаканчики, бутылки которые каждый из нас выбрасывает после одноразового использования. Если такое количество пластикового мусора оставляет только одна семья, то сколько же тогда мусора остаётся от всех жителей города, страны, планеты?! Как сделать так, чтобы мусора стало меньше?

Если научиться вторично использовать бытовые пластиковые отходы, например, делать из них полезные вещи для дома, дачи или садового участка, то можно не только уменьшить количество мусора в природе, но и сэкономить семейный бюджет.

А ведь в мире, где сейчас кучи мусора, жить нашим детям. Значит, нам надо научить подрастающее поколение рациональному использованию вторичного сырья. Сделать это возможно, рассказав ребенку и показав, какие чудеса можно сделать из пластика.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательный-исследовательский, творческий,

социально-значимый.

Срок реализации проекта: 18.01.21г.-12.02.21г.

Этапы проекта:

1 этап. Целеполагание.

Цель: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста понятия о возможности вторичного использования бытовых предметов из пластика. Воспитание бережного отношения к окружающему миру; создание условий для развития познавательной активности, любознательности, творческих способностей. Поощрение детского экспериментирования, навыков исследовательской деятельности.

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение воспитанников к окружающему миру;
  • обогащать и расширять представления воспитанников о бытовых предметах из пластика, его свойствах и качествах через исследовательскую деятельность;
  • формировать умения и навыки использования бывших в употреблении предметов из пластика;
  • развивать коммуникативные навыки в ходе работы и совместной деятельности;
  • приобщить родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Ожидаемый результат:

  • совместная деятельность детей и родителей в проектной деятельности;
  • у детей будут сформированы знания о предметах, сделанных из пластмассы;
  • дети приобретут знания о раздельном сборе мусора;
  • заинтересовать детей исследовательской деятельностью;
  • дети научатся использовать разнообразный бросовый материал (пластиковые бутылки, контейнера от киндер сюрпризов, пластиковые крышки от разных ёмкостей) нетрадиционными способами, видеть результаты труда;
  • у всех участников проекта сформируется бережное отношение к окружающему миру.

2 этап. Организационный.

  • Изучение литературы по теме проекта.
  • Разработка плана реализации проекта.
  • Приглашение родителей в проект, ознакомление с планом проекта.
  • Определение состава микрогрупп, разработка тематических заданий для работы микрогрупп.
  • подбор и изучение литературы по теме проекта.

3 этап. Практическая реализация проекта.

В нашем проекте мы задействовали пять образовательных областей.

Социальнно-коммуникативное развитие:

  1. Дидактическая игра «Сортируем мусор».
  2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
  3. Дидактическая игра «Что из чего».
  4. Дидактическая игра «Собери по образцу».

Познавательное развитие:

  1. Беседа «Бережное отношение к природе»;
  2. Беседа «Пластик и его виды»;
  3. Просмотр презентации "Пластик вокруг нас».
  4. Просмотр презентации "."За всё на земле мы в ответе".
  5. Просмотр обучающих мультфильмов "Свинка Пеппи сдаёт отходы в переработку", "Твой друг Бобби - Переработка мусора".
  6. Опыт «Виды пластмасс и их свойства»
  7. Опыты с металлом, деревом и пластиком.

Речевое развитие:

  1. Чтение энциклопедий, художественной литературы по теме проекта, экологических рассказов и сказок.
  2. Отгадывание загадок, чтение стихотворений.

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Аппликация из коктейльных трубочек по микрогруппам;
  2. Коллективная работа «Сортируй мусор»;
  3. Создание выставки «Милые зверюшки из киндер-сюрприза» совместно с родителями.

Физическое развитие:

  1. Физкультминутка «Мы по улице идём…»; (Приложения №1)
  2. Пальчиковая гимнастика «Родина моя». (Приложения №2)

Работа с родителями:

  1. Создание выставки «Милые зверюшки из киндер-сюрприза» совместно с родителями.
  2. Анкета для родителей «Пластик в нашей жизни». (Приложения №3)
  3. Консультация для родителей «Сортировка мусора».

4 этап. Заключительный этап.

  1. Выставка творческих работ «Милые зверюшки из киндер-сюрприза.
  2. Участие в акции по сбору пластиковых крышек для переработки.

Результаты проекта:

Воспитанники:

  • расширили свои представления о пластике как искусственном материале, о его свойствах и качествах, о его пользе и вреде для организма человека и окружающей среды;
  • сформировался устойчивый интерес к экспериментальной деятельности;
  • обрели некоторые навыки и навыки использования бывших в употреблении предметов из пластика;
  • понимают необходимость раздельного сбора мусора.

Родители:

  • повысили уровень экологической культуры и информированности по проблеме обращения с отходами из пластика;
  • укрепили детско-родительские отношения через совместную деятельность.

Педагоги:

  • повысили профессиональную компетенцию через проектную деятельность в работе с воспитанниками и их родителями.

Практическая значимость проекта для использования в образовательном процессе

Критерием нравственно-экономической воспитанности человека является его поведение, совокупность поступков, совершаемых в привычных или изменяющихся условиях. Чтобы успешно сформировать такие ценные качества, необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, в которой он сможет проявить свои умения, свое творчество, активность, личностные качества. Одним из таких способов

является представленный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес детей, формирует творческий потенциал посредством внедрения интерактивных электронных средств обучения. Практические материалы по организации проектной деятельности с

использованием информационно-коммуникационных технологий позволили эффективно реализовать проект в триаде

«ребёнок – педагог – родитель».

Список используемой литературы:

  • Веракса Н.Е. «От рождения до школы» программа дошкольного образования: Мозаика-синтез, 2015.
  • Е. Райхерт-Гаршхаммер под ред. Л. В. Свирской: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования «Проектная деятельность в дошкольной организации. ФГОС ДО» - Москва: Национальное образование, 2016. - 105 с.
  • Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста / Авторы-составители: О.С. Докукина, П.Л. Лепе, Т.А. Никитина, И.Ю. Пахомова. - М.: Московский центр качества образования, 2013. – 320 с.

Интернет – ресурсы:

  • http://www.maam.ru/
  • https://www.o-detstve.ru/
  • https://dohcolonoc.ru/
  • https://kopilkaurokov.ru/

 

Приложение № 1

Физкультминутка (дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Мы по улице идем, на которой мы живем,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться,

Все вокруг преобразится!

 

Приложение № 2

Пальчиковая гимнастика «Родина моя»

Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля (сжимают и разжимают кулачки)

Есть леса тут и озёра, (поочередные удары кулаков друг об друга

Горы, реки и моря. (и хлопки ладошками)

Я люблю тебя Россия (крепко сжимают «замок» руками)

Ты е Родина моя! (прикладывают руки к груди).

 

Приложение № 3 Анкета для родителей

«Пластик в нашей жизни»

1. Как Вы относитесь к проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, существует ли необходимость, по вашему мнению, поднимать этот вопрос?

Да; нет; не задумывался.

2. Согласны ли Вы, что одним из способов решения экологической проблемы, которая возникает в результате загрязнения окружающей среды отходами, не разлагающимися веками, является рациональное отходов.

Да; частично; нет.

3. Считаете ли Вы необходимым обучать основам экологически грамотного поведения в природе детей в учреждении дошкольного образования?

Да; нет.

4. Что Вы делаете с использованными предметами из пластика, которые больше не нужны?

_______________

5. Куда Вы выбрасываете пластиковые отходы?

_______________

6. Можно ли изменить отношение взрослого человека к вопросу о рациональном использовании отходов.

Да; нет; частично.

Спасибо!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей…

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Читайте также

Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»

Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»

Как правильно обучить дошкольников ПДД

Как правильно обучить дошкольников ПДД Обучение детей правилам дорожного движения остается одной из важнейших задач дошкольного воспитания и образования. С каждым...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Наши…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Наши домашние животные!» Цель: Активизировать и закреплять речь по теме: «Домашние животные»...