Проект работы по олимпийскому образованию с детьми шести лет
1. Актуальность темы инновационного проекта
Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование стало первым звеном в непрерывной системе образования, что определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы олимпийского образования.
Основой олимпийского образования детей дошкольного возраста являются целевые ориентиры концепции государственно-общественной системы олимпийского образования, которые заключаются в формировании у подрастающего поколения не только ценностей олимпизма, олимпийских игр, олимпийского движения, но и общечеловеческих идеалов; в формировании у детей потребности в справедливости и честности; в активизации стремления к гармоничному развитию физических и интеллектуальных способностей, особенно необходимых в сложных, с точки зрения духовно-нравственных и социокультурных ценностей, современных условиях идеологического вакуума, прагматизма, безразличия.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для воспитания гармонически развитой личности детям еще в дошкольном возрасте необходимо формировать представления об олимпийских играх, прививать любовь к физической культуре и спорту.
Внедрение и распространение олимпийских идеалов и принципов в дошкольное образование обеспечивает всестороннее развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития, позволяют решать первоочередную задачу государства и общества, направленную на формирование здоровья подрастающего поколения.
2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы
Цель инновационного проекта: Цель исследования – разработать проект работы по олимпийскому образованию с детьми 6 лет.
Гипотеза педагогического исследования: В олимпийском образовании педагогическая деятельность направлена на формирование:
1. системы знаний о потенциале физической культуры и спорта; о роли занятий физическими упражнениями в здоровом образе жизни; об Олимпийских играх, олимпийском движении, их истории, основных идеалах и ценностях олимпизма;
2. эмоционально-ценностной мотивации:
- потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и разными видами спорта;
- достижение физического здоровья при соблюдении здорового образа жизни;
- гармоничное и разностороннее развитие как физических, так и духовных способностей;
- умение применять сформированные знания в специально организованной деятельности и в повседневной жизни;
- проявление патриотических взглядов и гуманистических представлений через идеалы и ценности олимпизма.
Объект исследования: – олимпийское образование дошкольников.
Предмет исследования: формы и методы олимпийского образования дошкольников.
Общие задачи инновационной деятельности:
Задачи проекта для детей:
Образовательные:
1. Формировать у детей начальные представления об Олимпийских играх.
2. Закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр.
3. Расширить знания детей о видах спорта.
4. Упражнять в разных видах ходьбы и бега, в пролезании в обруч.
5. Закреплять навыки детей в прыжках в длину с места и метании вдаль.
6. Активизировать словарь детей: символ, континент, девиз, факел, эмблема, пьедестал.
Развивающие:
1. В игровой форме развивать основные физические качества и двигательные способности (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.)
2. Развивать мышление, память, зрительное восприятие.
3.Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и людям спортивных профессий.
4. Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости и уважительное отношение к чемпионам нашей страны.
2. Воспитывать нравственные (честность, справедливость, чувство товарищества и взаимопомощи) и морально-волевые качества (целеустремленность, организованность, трудолюбие, инициативность, смелость, решительность).
3. Воспитывать умение преодолевать отрицательные эмоции, поддерживать бодрое, жизнерадостное настроение.
Оздоровительные:
1. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой.
2. Закреплять навыки правильного дыхания.
3.Способствовать формированию правильной осанки.
4. Создавать положительную эмоциональную атмосферу.
3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы
1. Тупичкина Е.А. под олимпийским образованием понимает педагогическую деятельность, направленную на формирование и совершенствование системы знаний в области олимпизма. Результатом олимпийского образования является совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений [28, с.37]:
– об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, основных идеалах и ценностях олимпизма;
– о спорте, его разновидностях, средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения;
– гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, его роли в здоровом образе жизни человека.
2. В.И. Столяров [25] под олимпийским обучением понимает педагогическую деятельность, направленную на формирование и совершенствование системы умений, навыков и способностей руководствоваться идеалами олимпизма в своем стиле жизни. Результатом этого обучения является совокупность умений, навыков и способностей:
– использовать физические упражнения в сочетании с другими средствами в рамках своего стиля жизни, для формирования физической культуры личности;
– добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем строить свои занятия спортом таким образом, чтобы они не приводили к одностороннему развитию личности;
– всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также исповедовать убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте.
3. Г. Кубай полагает, что «олимпийское воспитание является такой частью общего воспитания, которая, во-первых, пытается развивать интеллектуальные, моральные и физические качества человека с помощью занятий физическими упражнениями и спортом; во-вторых, пытается служить делу мира и международного взаимопонимания; в-третьих, стремится способствовать развитию социальной справедливости и духа патриотизма с учетом различия рас, вероисповеданий и политической ориентации» [Kubai, 1986, р. 1].
Результатом олимпийского воспитания является совокупность сформированных мотивов и потребностей:
– в систематических занятиях физическими упражнениями в рамках своего стиля жизни для гармоничного, разностороннего развития;
– в совершенствовании физических и духовных способностей;
– в стремлении быть активным участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;
– в стремлении руководствоваться правилами «честной игры» при любых жизненных обстоятельствах.
4. Условия реализации инновационного проекта
Условиями реализации инновационного проекта являются:
Повышение уровня материально-технического обеспечения в инновационных группах детского сада (приобретение мебели, пособий, мультимедийных средств обучения);
Обогащение предметно-развивающей среды МБДОУ
2. Нормативно-правовое обеспечение
- Закон РФ "Об образовании";
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором";
- Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30 июня 1992г №186/272;
- Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» от 14 марта1995г №60;
- Приказ Минздрава России «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» от 21 декабря 1999г №13-16/42;
- Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 14 апреля 2003г №139;
3. Кадровое обеспечение:
Создание творческой (инновационной) группы педагогов, участвующих в разработке и апробации инновационного проекта
Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.
Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.
4. Программно-методическое обеспечение:
Создание условий для полноценной двигательной деятельности детей в детском саду и семье способствует формированию основных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию физических качеств и способностей, воспитанию интереса к разным занятиям по физической культуре.
5 Работа с детьми:
систематизированы знания у дошкольников об истории, традициях, символах Олимпийских игр, дети старшего дошкольного возраста ориентируются в летних олимпийских видах спорта.
- у воспитанников: повысился интерес к физической культуре и здоровому образу жизни;
6. Работа с педагогами:
создана развивающая предметно-пространственной среда, соответствующая олимпийской тематике; пополнены знания об истории Олимпийского движения; сформировано осознанное отношение к собственному здоровью.
7. Работа с родителями:
информированность родителей об истории Олимпийского движения; проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми; повышена педагогическая компетентность родителей;
5. Этапы реализации инновационного проекта
Таблица 1
Этапы реализации инновационного проекта 2014 – 2019 гг
Этап | Задачи этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
подготовительный | Изучение информационных источников по вопросам спорта, олимпийского движения и здорового образа жизни. Разработка положения, сценария Малых летних Олимпийских игр в детском саду, протоколов соревнований, назначение ответственных. | Подбор игр, эстафет; подбор спортивного инвентаря. Подбор музыкального сопровождения для проведения Малых летних Олимпийских игр. Подбор мультфильмов об эмблемах Олимпийских игр и истории Олимпийских игр. Создание раскраски (Олимпийские игры). Изготовление атрибутов для проведения Олимпийских игр. Оформление олимпийского уголка в группе по темам: «Герои спорта», «Летние виды спорта», «Эмблемы Олимпийских игр», «История Олимпийских игр», «Параолимпийские игры». | Сентябрь-декабрь 2014г |
|
практический | Чтение художественной литературы, энциклопедии, рассматривание иллюстрации по летним видам спорта. Разучивание стихов на спортивную тематику, отгадывание загадок. Проведение тематических бесед Консультация для воспитателей | Использование дидактических игр и занимательных упражнений. Организация совместной и индивидуальной творческой деятельности детей. Повторение на физкультурных занятиях основных видов движений, игр. Знакомство детей в игровой форме с Олимпийскими играми (история возникновения, порядок проведения, символика и. т. д.); Участие в спортивных мероприятиях. Просмотр мультфильмов об эмблемах Олимпийских игр и истории Олимпийских игр Проведение Flashmob с родителями и детьми. | Сентябрь-май 2014-2018г |
|
заключительный | Организация фотовыставки «Олимпийские игры в детском саду». Выставка детских работ. Подготовка и размещение фоторепортажа о проведении малых летних Олимпийских игр на сайте. | Привлечь детей, родителей и педагогов к физкультуре и спорту, развитию интереса к олимпийскому образованию. Провезти анализ выявленых результатов реализации данного проекта. |
ДЕКАБРЬ-МАЙ 2019 |
6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта
Таблица 2
Система контроля за реализацией инновационного проекта
Вид | Объект | Цель | Технология | Срок | Ответст. | Выход |
Мониторинг | уровень знаний о видах спорта и их отличительных чертах предпочтения в интересах к различным видам деятельности, в том числе и к занятиям физическими упражнениями и эмоциональное отношение детей к физкультурным занятиям. | формировани у детей начальных представлений об Олимпийских играх как мирном соревновании, а также физического и социально-нравственного совершенствования детей | включение олимпийского движения в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения является актуальным направлением в современных условиях и способствует гармоничному развитию дошкольника, обеспечивая достижение результатов физического, интеллектуального личностного развития. | В течение года | ПЕДАГОГИ | а) уровень знаний о видах спорта и их отличительных чертах; спортивном оборудовании и инвентаре в данных видах спорта по картинкам; б) предпочтения в интересах к различным видам деятельности, в том числе и к занятиям физическими упражнениями по методике «Палитра интересов»; в) эмоциональное отношение детей к физкультурным занятиям с помощью рисунков «Я на занятиях по физической культуре». |
7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
В педагогическом исследовании:
1. В игровой форме развивать основные физические качества и двигательные способности (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.)
2. Развивать мышление, память, зрительное восприятие.
3. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и людям спортивных профессий.
4. Развивать творческие способности детей.
В работе с педагогическими кадрами:
1. Приобщать сотрудников ДОУ к физкультуре, спорту, здоровому образу жизни, активному отдыху.
2. Осуществлять преемственность в физическом воспитании между инструктором по физической культуре и сотрудниками ДОУ.
3. Обогатить педагогов знаниями, практическими умениями в воспитании детей по физической культуре.
4. Создать информационную базу: накапливание знаний в области истории спорта, Олимпийского движения, традиций проведения Олимпийских игр; ознакомление с методическими разработками по данной теме.
5. Развивать творческий и физический потенциал у педагогов.
6. Воспитывать чувство коллективизма.
В работе с детьми:
1. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой.
2. Закреплять навыки правильного дыхания.
3. Способствовать формированию правильной осанки.
4. Создавать положительную эмоциональную атмосферу.
В работе с родителями:
1. Приобщать родителей к физкультуре, спорту, здоровому образу жизни, активному отдыху.
2. Осуществлять преемственность в физическом воспитании между ДОУ и семьёй.
3. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
4. Создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей.
Читайте также |
---|
Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний»
Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний» Ведущий: Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости. Вот и пролетело наше лето, веселое, жаркое...
Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на…
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на цветочную поляну»