Педагогический проект «Воспитание детей дошкольного возраста в русских традициях»
Актуальность
Современный воспитательно-образовательный процесс строится на тесном взаимодействии с семьями воспитанников и микросоциуме. Очень важно грамотно выстроить структуру этого взаимодействия. Мы считаем, что одним из важных направлений такого сотрудничества является сохранение традиций, культуры, истории русского народа. И, конечно же, начинать это необходимо с самого раннего возраста.
Культура, традиции, обряды, это не просто история - это ценности, национальная гордость каждого народа. Русская культура богата и разнообразна праздниками, обычаями, традициями, фольклором. Все значимые события на Руси отмечались шумными веселыми гуляниями, устраивались ярмарки. А в зимние холодные вечера, когда вся работа уже была сделана, девушки собирались на вечерние посиделки. Здесь они пели песни, гадали, слушали и рассказывали сказки. К сожалению, в современном обществе такие традиции потеряны, и все что мы можем наблюдать сегодня это чтение русских народных сказок, редко кто сейчас поет своему малышу колыбельные песни, читает потешки, а дразнилки современных детей носят не юмористический характер, как раньше, а скорее унизительный, оскорбительный. Культура нашего народа постепенно вырождается. А этого не должно быть. Мы должны сохранить нашу историю, культуру, традиции. Мы считаем, что воспитывая детей с детства в традициях своего народа, прививая им культуру народа, поможет постепенно возродит утраченные обычаи, традиции, ценности. Современному обществу, копирующему западные тенденции, не хватает добра, любви к близким. Компьютер заменяет многим живое общение. Дети все больше встречаю своих родителей со словами «что ты мне сегодня купила?», а не со словами «я соскучился». Родители очень мало проводят времени с детьми, поэтому стало нормой «откупаться» от детских претензий на внимание со стороны взрослых.
Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, историей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, взрослые, будь то родители или воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, истории, культуре русского народ и уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
К сожалению, русский народ один из немногих, кто практически не надевает традиционный костюм на какие-либо праздники. В современном обществе народный костюм используется только как концертный, для каких- либо танцевальных, театральных, музыкальных или других программ. И конечно, мало кто знает историю народного костюма, значение элементов используемых в вышивке на его элементах (переднике, панове, рубахе, юбке, кушаке и тд.) В связи с этим мы собрали творческую группу, которая придумала, разработала проект «Воспитание в русских традициях», а так же выступила инициатором возобновления и сохранения проведения праздников в русском народном стиле.
Цель проекта
Приобщать детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей к национальной культуре, традициям, истории русского народа в рамках проекта осуществляемого на базе ДОУ.
Основные задачи проекта
- приобщать к истории, культуре и традициям русского народа детей среднего и старшего дошкольного возраста через совместную деятельность с родителями, систему спланированных занятий и открытых мероприятий;
- активно привлекать родителей к участию в проектной деятельности и жизни ДОУ в целом;
- создавать условия для самостоятельного творческого процесса в изготовлении русского народного костюма;
- включать родителей в совместную деятельность в качестве ее непосредственных, а главное активных участников;
Инновационные идеи проекта
Создание данного проекта подразумевает привлечение родителей не только к участию в открытых мероприятиях, к итоговым работам, но и стать непосредственными участниками совместной продуктивно-творческой деятельности с детьми. В рамках проекта родители сами организуют и проводят практические занятия по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В ходе этой работы они делятся своим опытом, перенимают опыт других родителей.
Проект предполагает развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через совместную с родителями продуктивную деятельность. На основе предлагаемых родителями тем составляется план практических мероприятий в рамках клуба, а так же по результатам проводимой работы выпускается журнал для родителей, в котором будут собраны все совместно наработанные материалы.
Предполагаемые результаты проекта
В дальнейшем, в ходе последующей работы, планируем организовать систему проведения подобных мероприятий с привлечением родителей и детей других групп, с организацией фестивалей «Сохранение народных традиций» с привлечением в качестве участников детей и родителей других детских садов района. Также мы планируем привлечение и тесное сотрудничество не только с музыкальным руководителем и другими с узкими специалистами ДОУ, но со специалистами Барнаульской школы искусств, музеев города.
По результатам анкетирования будет разработан перспективный тематический план работы по приобщению детей среднего и старшего дошкольного возраста к истории, традициям и культуре русского народа.
Так же будут работать творческие выставки совместных семейных работ и фотовыставки.
Предполагается оформление альбома «Парад народного костюма», в который войдут исторические факты создания русского народного костюма, стихи, песни, фотографии с разработанными родителями народными костюмами для детей.
Оформлена подборка народных игр, потешек, считалок, закличек, частушек и т.д. для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В группе будет оформлен мини – музей народного творчества состоящий из трех экспозиций:
- Выставка «Мужской и женский народный костюм»
- Выставка «Мы приглашаем Вас на чай»
- Выставка «Предметы народного промысла»
Стратегия реализации проекта
Мероприятия | Цель | Результат | Сроки реализации |
|
Выявить актуальность разрабатываемой идеи проекта для семей воспитанников. | Январь г. | |
|
Мини библиотека | Январь – февраль | |
3. Изготовление русского народного костюма (приобщение родителей) |
Приобщать семьи воспитанников к истории русского народного костюма | Костюмы к развлечению | Январь – февраль |
4. Фотовыставка Русских народных костюмов | фотоальбом | Январь – февраль | |
5. Создание музея народного творчества | Познакомить детей с предметами народно-прикладного искусства, различными видами росписи. | Январь – май | |
6. Составление перспективного тематического плана работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством | Обеспечение системности работы по ознакомлению детей с программным материалом | Перспективный тематический план работы центра. | Март - Май |
7. Разработать цикл практических занятий | В занимательной форме познакомить детей с содержанием программного материала в рамках проектной деятельности | Комплекс занятий | Февраль – декабрь |
8. Развлечение «Парад русского народного костюма» |
Обобщить изученный программный материал в рамках проектной деятельности. | Сценарий развлечения «Парад русского народного костюма». Совместное развлечение с детьми и родителями. |
Февраль – сентябрь |
9. Цикл мероприятий по народному творчеству | Приобщать детей родителей к русской народной культуре | Сценарии открытых мероприятий | Февраль – сентябрь |
Теоретические идеи проекта
В ходе работы над проектом нами были изучены идеи следующих авторов:
- Жуковская, Р. И. Родной край. [Текст]/ Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. – М. : Просвещение, 1990. – 174 с.
- Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова. // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
- Все о детях –... любви к родному городу у старших дошкольников... [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru – Загл. с экрана.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А. М. Виноградовой. [Текст]. – М., 1991. – 154 с.
Результативность реализации проекта
Работая над данной проблемой, мы увидели положительную динамику и в развитии детей и в изменении взаимодействия с родителями. Так ориентируясь на степень участия родительского коллектива можно смело сказать, что поставленные в начале работы задачи успешно реализуются и сегодня, восстановленная нами традиция проведения праздников в народном стиле сохраняется нами и сегодня, что дает нам возможность продолжать дальнейшее сотрудничество со всеми участниками реализации данного проекта и привлекать новых. А также создание мини-музея позволит пополнять материалы и более эффективно знакомить детей историей, культурой русского народа, а организованные мастер-классы по изготовлению предметов прикладного искусства позволит обогатить не только их теоретические знания, но и практический опыт. Можно добавить, что гласность и привлечение родителей на всех этапах работы в рамках проектной деятельности – основные моменты успеха реализации проекта.
Промежуточный результат работы в рамках проектной деятельности.
Перспективы реализации проекта:
В рамках реализации данного проекта планируем активную работу по ознакомлению детей, начиная со средней группы, с историей, культурой, традициями русского народа. А также, последующее расширение дидактической и материальной базы, совершенствование программы работы, организацию целевых экскурсий по городу, на выставки народного промысла, организованные в рамках работы музеев города. Кроме того, планируем активно привлекать к работе в рамках проекта других сотрудников ДОУ, обеспечить посещение занятий и открытых мероприятий детьми из других групп, проводить открытые мероприятия для родителей и сотрудников детского сада, разработать перспективные планы работы для детей младшего возраста.
Технология реализации проекта:
Приступая к реализации проекта мы понимали, что качественная реализация данного иновационного направления может осуществляться только при полном взаимном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей. Попытаемся раскрыть как разворачивалась система работы по реализации проекта «Воспитание в русских народных традициях» в нашей группе из собственного опыта и изучения современных взглядов.
Работа в рамках проекта направлена на более активное и тесное сотрудничество с детьми и родителями, овладение новыми иновационными способами профессиональной деятельности, а именно умение:
* Определять приорететное направление;
* Отбирать содержание иновационной деятельности;
* Проектировать реализацию содержания инновации через применение современых педагогических технологий;
* Описывать критерии оценки уровня заинтерисованности и включенности детей и родителей в работу в рамках проекта.
Реализация проекта начинается с анализа и изучения материалов, с поиском новых более интересных методов и приемов привлечения внимания детей и взрослых к тематике. Для этого в рамках группы проводится анкетирование на тему «Какие традиции есть в вашей семье», в ходе которого выявляются:
* заинтерисованность в сотрудничестве;
* желание участвовать в проектной деятельности,
* сбор фотматериалов, презетаций творческих разработок по народному костюму;
* подбор методической, исторической и др. литературы.
Так ориентируясь на степень заинтерисованности детей в совместной деятельности и участию родительского коллектива был выявлен круг желающих принять участие в реализации данного проекта и стать его активными участниками. Задача данного проекта разработать, организовать и внедрить в программу ДОУ систему занятий, развлечений ид.р. мероприятий по приобщению детей дошкольного возраста к истории, культуре, и традициям русского народа. . Конечно, это решается, не в течение одного года. Можно добавить, что гласность и привлечение родителей на всех этапах работы в рамках проектной деятельности - основные моменты успеха реализации проекта.
Конечно же, в ходе работы мы столкнулись с некоторыми трудностями и проблемами:
- низкий уровень мотивации отдельных семей к участию в жизнедеятельности группы. Именно эта проблема натолкнула нас на использование новых форм и методов в привлечении родителей к участию в совместной деятельности с детьми (письма-приглашения, поделки-сюрпризы детей, рекламные плакаты о проведении выставок, праздников, развлечений и др.);
- недостаточное владение компьютерными программами и технологиями, что создает проблемы при оформлении необходимых материалов;
- при оформлении мини-музея, а также в реализации проекта встала проблема финансирования, поэтому решение некоторых вопросов взяли на себя родители.
Приступая к реализации проекта, мы понимали, что качественная реализация данного инновационного направления может осуществляться только при полном взаимном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей.
Читайте также |
---|
Проект «Мастер Град»
Проект «Мастер Град» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Мастер Град». В нашем детском саду «Конёк- Горбунок» в старших группах «Гномики»...
Рабочая Программа по формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Рабочая Программа по формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Организация непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «Нетрадиционная техника…
Организация непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «Нетрадиционная техника лепки – пластилинография «Зимняя сказка»