Проект «Будущие профессионалы – спасатели»
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, сотрудник МЧС, воспитатели.
Актуальность темы проекта:
В современное время на планете участились чрезвычайные происшествия: извержение вулканов, цунами, землетрясения, пожары. Основную помощь в таких случаях оказывают службы спасения – «спасатели МЧС».
Дети имеют недостаточное представление о профессии спасателя МЧС, которая считается одной из самых ответственных и опасных в мире. Это героическая работа, о которой мечтают многие люди. В основном работа «Спасателя» направлена на оказание помощи при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах, экологических катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях. Люди этой профессии должны владеть навыками многих других смежных профессий: врач, водитель, пожарный, альпинист, водолаз и др.
У детей ещё недостаточно сформировано знаний о правилах безопасного поведения в быту и на улице, а их основы закладываются в дошкольном возрасте.
Для привлечения внимания детей к данной теме, воспитатель создаёт проблемные ситуации для формирования мотивации к изучению профессии спасателя – героя нашего времени.
Цель проекта: обобщение знаний о профессии спасателя МЧС в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи проекта:
- расширить представления детей о деятельности служб МЧС России, их необходимость и важность в современной жизни;
- познакомить детей с историей пожарной охраны, с профессией пожарного;
- учить детей ценить мужество и героизм людей мужественных профессий;
- учить ориентироваться в проблемных ситуациях;
- показать на реальных примерах социальную значимость профессии спасателей, вызвать желание быть похожими на спасателя;
- развивать познавательные способности, умение анализировать ситуации, предлагать действия, аргументировать свой выбор;
- закрепить у детей правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях для сохранения жизни и здоровья, представления о действиях для вызова служб специального назначения;
- воспитывать у детей такие качества личности, как мужество и самоотверженность, взаимопомощь и взаимоподдержка, сочувствие и сопереживание, помощь слабому или попавшему в беду
Формы и методы работы с дошкольниками:
- Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- Рассказы воспитателей и родителей;
- Непосредственно - образовательная деятельность;
- Игры, праздники и развлечения;
- Самостоятельная художественно – творческая деятельность осуществления.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
Оснащение художественной литературой. Создание альбомов. Использование наглядного материала. Подбор и изготовление дидактических игр. Использование видеоматериалов. Создание презентаций. Изготовление и приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Участие родителей в реализации проекта:
- Подбор литературы, информации о спасателях, пожарных.
- Участие в мероприятиях по ознакомлению детей с людьми мужественных профессий («пожарный МЧС», «спасатель»), встречи с представителями данных профессий.
- Совместное творчество с ребенком, участие в творческих конкурсах.
- Изготовление атрибутов и дидактических пособий для сюжетно-ролевых игр.
Взаимодействие с социальными партнерами;
- Экскурсии в библиотеку.
- Экскурсии в пожарную часть.
- Встречи с представителями служб МЧС.
Описание работы с детьми: вызвали у детей желание рассмотреть фотографии о посещении пожарной части. Вспомнить в каких мультфильмах есть смелые, отважные герои?
Проблемная ситуация:
Анализ проблемы;
Что мы знаем о профессии спасателя?
Это люди, которые спасают других людей.
Что мы хотим о них узнать?
Дети: Что они умеют делать? Что им нужно для спасения людей? Во что они одеваются?
Где мы можем узнать?
Дети: Спросить у воспитателя, спросить у родителей, спросить у библиотекаря. Прочитать в книгах, узнать из компьютера.
Выбор продукта проекта:
"Что поможет нам больше узнать о труде спасателя?"
Детьми были предложены варианты, что сделать, чтобы узнать и запомнить о спасателях:
- нарисовать рисунки;
- попросить у мамы разрешения принести игрушки из мультипликационного фильма "Щенячий патруль";
- телефоны для связи;
- попросить почитать книги о смелых людях;
- поиграть в игры, предложенные воспитателем;
- попросить маму сшить костюм пожарного и другие атрибуты.
Ожидаемые результаты:
- Пополнение развивающей среды:
- Создание библиотеки произведений о мужественных профессиях с участием родителей.
- Оформление альбомов «Службы спасения, «Детям о профессии «Пожарный», «Чрезвычайный ситуации».
- Пополнение центра развивающих игр дидактическими играми о профессии пожарного, спасателя полицейского.
- У детей будет расширен кругозор знаниями и представлениями об этих профессиях, сформированы знания о необходимости и важности МЧС в современной жизни.
- Через чтение произведений, просмотров видеофильмов будет сформировано общее представление о профессии «Спасатель МЧС». Дети научатся ценить мужество и героизм людей этой профессии.
- Знакомство с профессией спасателя, возможно повлияет на дальнейший выбор профессии детьми.
- Дети научатся правилам поведения при возникновении пожара, как необходимо действовать, чтобы спасти себя и окружающих; способах эвакуации.
- У детей будет лучше развита речь через заучивание стихов, загадок, пословиц.
- У детей будет сформировано умение работать в «команде», делиться новыми знаниями, находками о профессии спасатель.
- Родители примут активное участие в реализации проекта
Реализация проекта:
- Подбор художественной литературы, мультипликационных фильмов о работе спасателей, пожарных, врачей: произведения С. Маршака "Рассказ о неизвестном герое", Б. Житкова "Помощь идет", "На льдине" и другие. Мультфильмы: Щенячий патруль, "Аркадий Паровозов спешит на помощь", "Дядя Степа" по произведению С. Михалкова.
- Подготовка консультаций, папок - передвижек для родителей: «Игра - это серьезно", "Как играть с ребенком дома"
- Разработка паспорта проекта
Описание работы с детьми. Детям и родителям сообщили о том весь материал который мы соберем, будет накапливаться в проектной папке. Обдумали вопросы по сбору информации, решили дать такие задания, с которыми ребенок может справиться или с небольшой помощью родителей. Провели ряд обучающих дидактических игр, игровых упражнений.
Приложение №1
План мероприятий по реализации проекта
«Будущие профессионалы-спасатели»
№ п./п. | Название мероприятия | Срок проведения |
1. | Беседа с детьми «Кем и где работают ваши родители?» Цель: воспитание у детей уважительного отношения к представителям различных профессий. | Апрель |
2. | Сбор материалов о профессиях (картинки, пополнение книг в центр «Книги», пословицы, поговорки) | |
3. | Д/и «Кем я хочу стать, когда стану взрослым!» - закреплять представление о том, какими личностными качествами должен обладать человек той или иной профессии | |
4. | Экскурсия в библиотеку – заинтересовать детей и родителей на регулярное посещение библиотеки, подобрать нужные произведения по теме. | |
5. | Чтение стихотворения С. Маршак «О неизвестном герое» - закрепить знания о правилах пожарной безопасности. | Май |
6. | НОД «Спасатели МЧС» - познакомить детей с профессией спасатель, о ее уникальности и риске. | |
7. | Изобразительная деятельность «МЧС спешит на помощь» - воспитывать уважение к людям таких опасных профессий, как спасатель МЧС. | |
8. | Экскурсия в спасательную часть – познакомить детей с работой спасателей, диспетчеров, развивать интерес и уважение к этой профессии. | |
9. | Беседа: «Кто такие спасатели, чем они занимаются?» - формировать реалистические представления о труде людей. | Июнь |
10. | Мультимедийная презентация «Спасатели идут на помощь!» - расширять представления детей о службе спасения через просмотр видеофильмов. | |
11. | Просмотр м/ф «Щенячий патруль» | |
12. | Встреча с интересными людьми – Спасатель МЧС – продолжать знакомить с профессией спасателя, трудностями их работы и героическими поступками. | |
13. | Изготовление альбома «Служба спасения» - приобщать детей к совместной деятельности, формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. | Июль |
14. | Изготовление эскизов эмблем детьми «Спасатель МЧС» - способствовать расширению кругозора детей, развивать фантазию. | |
15. | Проведение конкурса на самую лучшую эмблему «Спасатель МЧС» - формировать умение доказать значимость своего эскиза эмблемы. | |
16. | Изготовление родителями дизайна костюма «Спасатель МЧС» - способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком. | |
17. | Изготовление костюмов спасателей. | Август |
18. | Д/и «Школа спасателей» - закреплять знания детей о профессиях спасатель МЧС, их предназначении и наличие предметов, которые помогают этим людям в работе. | |
19. | Совместная деятельность с родителями в создании атрибутов к игре «Спасатели» | |
20. | С/р игра «Юные спасатели» - закрепить в игре знания детей о работе службы спасения. | |
21 | НОД «Сказка по новому» (включение в знакомые сказки опасные ситуации). | Сентябрь |
22. | Игры – эстафеты – развивать физические качества: быстроту, выносливость, ловкость. | |
23. | Совместные тренировки с сотрудниками МЧС – закреплять у детей в игровой деятельности знания и представления о профессии «Спасатель МЧС» | |
24. | Создание фильма «Юные спасатели» |
Приложение №2
Перспективы развития проекта:
Беседы:
- «Что такое профессии?»
- "Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности?"
- "Для чего нужен специальный транспорт?"
Чтение художественной литературы:
- Б. Житкова "Помощь идет", "На льдине";
- . С. Михалков "Кем быть", «Дядя Стёпа».
- Л. Толстой "Пожарные собаки".
- Сказки: "Кот, лиса и петух", "Петух и бобовое зернышко".
- В. Подольного «Как человек огонь приручил»;
- А.Кардашова «Наш доктор»;
- стихотворение «Рассказ водолаза»;
- стихотворение С. Маршака «Три мудреца в одном тазу»;
- М.А. Фисенко «Как Владик с Катей ходили купаться»;
- Г. Ладонщикова «Перекупался».
Просмотр мультфильмов:
- Мультфильмы: Щенячий патруль, "Аркадий Паровозов спешит на помощь», С. Михалков «Дядя Стёпа»
- «Азбука безопасности Смешариков» - «Игры с огнем»,«Опасные игрушки», «Электроприборы», «Гонки спрепятствиями», «Не играй на дороге».
Рассматривание:
- Рассматривание картинного материала с природными явлениями.
- Целевое наблюдение к пожарному щиту детскому сада.
- Рассматривание фотографии с экскурсии в пожарную часть.
- Рассматривание сюжетных картин "Пожарный", «Спасатель», «Профессии»
Дидактические игры:
- "Найди причину" (учить устанавливать причинно-следственные связи)
- "Кто нас лечит" (уметь оказывать помощь больному).
- «Радио» или «Опиши товарища»
- «Не ошибись»;
- «Что можно, что нельзя?»
- «Экстренная помощь»;
- «Опасные предметы»;
- «Кому, что нужно?»
- «Логические цепочки»
Сюжетно-ролевые игры:
- "Спасатели";
- "Больница";
- Аптека"
- «Юные спасатели»;
- «Диспетчерская»;
- «Строители».
Речевые игровые упражнения:
- «Как вызвать спасателей?»,
- «Приказы»,
- "Передаем новости города"
- «Если случился пожар!»
Творческие задания:
- "Выставка рисунков детей";
- Изготовление раций, атрибутов к игре
- «Машины экстренных служб»
Игры-эстафеты:
- "Перенести предметы" (для обогащения сюжета);
- «Мы, спасатели»;
- «Опасные ситуации»;
- «Тупик».
Читайте также |
---|
Конспект НОД в средней группе (Художественно-эстетическое развитие (лепка). Тема: «Цыплёнок»
Конспект НОД в средней группе (Художественно-эстетическое развитие (лепка) Тема: «Цыплёнок» Цель: Формирование интереса к творческому конструированию с помощью использования пластилина и бросового...
«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС
«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС
Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…
Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...