Познавательно-творческий проект «Посёлок мой – Российская глубинка»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв.

1

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.

Срок реализации проекта: февраль – май 2017 г.

Актуальность проекта

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.

Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.

Именно поэтому мы поднимаем вопрос – как правильно обеспечить воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей малой Родине. Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию и был разработан данный проект в соответствии с ФГОС.

Цель проекта:

 Познакомить детей с родным посёлком его историей, достопримечательностями. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.

Задачи проекта:

  • формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
  • формирование духовно-нравственных отношений;
  • формирование любви к культурному наследию своего народа;
  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю.

Девиз проекта: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Области интеграции:

1. Познавательное развитие;

2. Социально-коммуникативное развитие;

3. Художественно-эстетическое развитие;

4. Речевое развитие.

5. Физическое развитие.

Ожидаемые результаты:

для педагогов:

- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

для детей:

- дети могут знать и называть место проживания: некоторые предприятия родного посёлка и их значимость, достопримечательности;

- дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;

- дети могут проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

для родителей:

- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

- повышение статуса семейного воспитания.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Презентация «Посёлок мой – Российская глубинка»

Игра путешествие «Прогулка по Островскому»

Краткое содержание проекта «Посёлок мой – Российская глубинка»

Этапы проекта

Подготовительный этап

Определить актуальные знания детей;

Вызвать интерес к поставленной задачи;

Подбор и планирование материала, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Пополнение развивающей среды: плакаты, картинки.

Сбор информации:

Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.
Подбор литературного материала: книги о поселке, фотографии.

Подбор информации для реализации проекта через ИКТ: песни, стихи, картинки.

Взаимодействие с детьми:

Беседы с детьми в совместной деятельности.

Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности;

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы узнаем?

Взаимодействие с семьей:

Анкетирование родителей по проблемам патриотического воспитания дошкольника

Знакомим родителей с историей посёлка. (Буклеты «История посёлка»; «Воинские захоронения».)

Папки-передвижки: «Гражданин воспитывается с детства», консультация «С чего начинается Родина».

Основной этап

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.

Познавательное развитие:

Тематические беседы,

Рассказ воспитателя об истории развития посёлка.

Рассматривание фотографий и беседа НОД «Дом, в котором я живу», «Улицы посёлка»,

«Я горжусь трудом своих родителей», «За что я люблю детский сад», «Ремесла нашего поселка», «Знаменитые люди поселка».

Беседа «Растительный и животный мир Костромы и Костромской области».

Экскурсии: в краеведческий музей, детскую библиотеку.

Изготовление лепбука «Историко-культурный центр имени Бориса Михайловича Кустодиева».

Речевое развитие:

Знакомство с пословицами о Родине

Родной край - сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Разучивание стихотворений о Родине: «Родина» Прокофьев, «Наша страна» Е. И. Соколов.
Дидактические игры «Символы нашей Родины», «Собери пазл», «Кому что нужно для работы».

Рассматривание тематических альбомов: «Мой посёлок», «Моя семья», «Достопримечательности нашего посёлка»

Знакомство с дидактическими пособием «Моя малая Родина»

Знакомство с творчеством поэтов земляков В.С. Волкова, З.М. Межаковой; чтение и заучивание стихов (по выбору).

Художественно-эстетическое развитие:

НОД Рисование «Улицы посёлка»

«Животные нашего региона» (медведь, заяц)

«Мои папа и мама -… » (профессия)

Лепка «Снегурочка - символ нашего поселка»

Аппликация « Дома нашего поселка»

Оригами «Лисица»

Прослушивание музыкальных произведений о Родине, поселке, семье, детском саде, природе.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Семья», «Магазин».

Конструирование «Здания нашего поселка».

Дидактические игры «Собери герб района», «Собери флаг района»

Беседы о поселке, знаменитых людях района.

Физическое развитие

Игры с музыкальным сопровождением, гимнастика, подвижные игры, народные игры.

Работа с семьёй

Папки передвижки, буклеты, консультации.

Помощь в подготовке тематического альбома «Моя семья».

Семейное творчество «Мой дом»

Анализ анкет

Заключительный этап

Презентация «Посёлок мой – Российская глубинка»

Игра путешествие «Прогулка по Островскому»

Данный проект был апробирован с детьми старшей группы в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

За время проекта повысился рост познавательной активности у детей, интерес родителей к делам группы.

Этот проект помог детям почувствовать любовь и привязанность к родному дому, семье, поселку; испытать гордость и уважение к односельчанам, гордиться их достижениями, научил любоваться природой, бережно относиться к ней.

Попытавшись исследовать культурное наследие жителей поселка Островское, традиции, обычаи, истоки своей семьи я прихожу к выводу, что данная работа станет лишь первым шагом в изучении культурной жизни родного края. Я считаю, если каждый ребенок будет знать историю своего родного края, то он научится беречь и ценить свою Родину.

Будущее – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – жив поселок. И будут они его прославлять делами своими. А они – это мы, во взрослой уже жизни. Но это уже будет другая страница поселка. Его летописи, которая не прервётся! Я горжусь своим селом и его историей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...

Конспект мероприятия «Игры с друзьями»

Конспект мероприятия «Игры с друзьями» Цель: формирование у детей представления о дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроения. Оборудование: воздушные шарики, цветные мелки...

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе»

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе» Цель: расширять сотрудничество с родителями в результате формы взаимодействия –родительской гостиной. Задачи: - развивать...

Читайте также

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...