Познавательно-творческий проект «Посёлок мой – Российская глубинка»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.
Срок реализации проекта: февраль – май 2017 г.
Актуальность проекта
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Именно поэтому мы поднимаем вопрос – как правильно обеспечить воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей малой Родине. Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию и был разработан данный проект в соответствии с ФГОС.
Цель проекта:
Познакомить детей с родным посёлком его историей, достопримечательностями. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.
Задачи проекта:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю.
Девиз проекта: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Области интеграции:
1. Познавательное развитие;
2. Социально-коммуникативное развитие;
3. Художественно-эстетическое развитие;
4. Речевое развитие.
5. Физическое развитие.
Ожидаемые результаты:
для педагогов:
- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
для детей:
- дети могут знать и называть место проживания: некоторые предприятия родного посёлка и их значимость, достопримечательности;
- дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
- дети могут проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
для родителей:
- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
- повышение статуса семейного воспитания.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Презентация «Посёлок мой – Российская глубинка»
Игра путешествие «Прогулка по Островскому»
Краткое содержание проекта «Посёлок мой – Российская глубинка»
Этапы проекта
Подготовительный этап
Определить актуальные знания детей;
Вызвать интерес к поставленной задачи;
Подбор и планирование материала, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Пополнение развивающей среды: плакаты, картинки.
Сбор информации:
Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.
Подбор литературного материала: книги о поселке, фотографии.
Подбор информации для реализации проекта через ИКТ: песни, стихи, картинки.
Взаимодействие с детьми:
Беседы с детьми в совместной деятельности.
Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности;
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Как мы узнаем?
Взаимодействие с семьей:
Анкетирование родителей по проблемам патриотического воспитания дошкольника
Знакомим родителей с историей посёлка. (Буклеты «История посёлка»; «Воинские захоронения».)
Папки-передвижки: «Гражданин воспитывается с детства», консультация «С чего начинается Родина».
Основной этап
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.
Познавательное развитие:
Тематические беседы,
Рассказ воспитателя об истории развития посёлка.
Рассматривание фотографий и беседа НОД «Дом, в котором я живу», «Улицы посёлка»,
«Я горжусь трудом своих родителей», «За что я люблю детский сад», «Ремесла нашего поселка», «Знаменитые люди поселка».
Беседа «Растительный и животный мир Костромы и Костромской области».
Экскурсии: в краеведческий музей, детскую библиотеку.
Изготовление лепбука «Историко-культурный центр имени Бориса Михайловича Кустодиева».
Речевое развитие:
Знакомство с пословицами о Родине
Родной край - сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Разучивание стихотворений о Родине: «Родина» Прокофьев, «Наша страна» Е. И. Соколов.
Дидактические игры «Символы нашей Родины», «Собери пазл», «Кому что нужно для работы».
Рассматривание тематических альбомов: «Мой посёлок», «Моя семья», «Достопримечательности нашего посёлка»
Знакомство с дидактическими пособием «Моя малая Родина»
Знакомство с творчеством поэтов земляков В.С. Волкова, З.М. Межаковой; чтение и заучивание стихов (по выбору).
Художественно-эстетическое развитие:
НОД Рисование «Улицы посёлка»
«Животные нашего региона» (медведь, заяц)
«Мои папа и мама -… » (профессия)
Лепка «Снегурочка - символ нашего поселка»
Аппликация « Дома нашего поселка»
Оригами «Лисица»
Прослушивание музыкальных произведений о Родине, поселке, семье, детском саде, природе.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Семья», «Магазин».
Конструирование «Здания нашего поселка».
Дидактические игры «Собери герб района», «Собери флаг района»
Беседы о поселке, знаменитых людях района.
Физическое развитие
Игры с музыкальным сопровождением, гимнастика, подвижные игры, народные игры.
Работа с семьёй
Папки передвижки, буклеты, консультации.
Помощь в подготовке тематического альбома «Моя семья».
Семейное творчество «Мой дом»
Анализ анкет
Заключительный этап
Презентация «Посёлок мой – Российская глубинка»
Игра путешествие «Прогулка по Островскому»
Данный проект был апробирован с детьми старшей группы в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
За время проекта повысился рост познавательной активности у детей, интерес родителей к делам группы.
Этот проект помог детям почувствовать любовь и привязанность к родному дому, семье, поселку; испытать гордость и уважение к односельчанам, гордиться их достижениями, научил любоваться природой, бережно относиться к ней.
Попытавшись исследовать культурное наследие жителей поселка Островское, традиции, обычаи, истоки своей семьи я прихожу к выводу, что данная работа станет лишь первым шагом в изучении культурной жизни родного края. Я считаю, если каждый ребенок будет знать историю своего родного края, то он научится беречь и ценить свою Родину.
Будущее – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – жив поселок. И будут они его прославлять делами своими. А они – это мы, во взрослой уже жизни. Но это уже будет другая страница поселка. Его летописи, которая не прервётся! Я горжусь своим селом и его историей.
Читайте также |
---|
Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза»
Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза» Вход-танец «Елочка» анс. Родники. Ведущий: Мы гостей сюда позвали И этот маленький народ Чтобы в...
НОД в форме развлечения «Путешествие Колобка»
НОД в форме развлечения «Путешествие Колобка» Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счёте, названии геометрических фигур, ориентировке во времени. Задачи: Обучающие:...
Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре
Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...