Детско-родительский проект для детей старшего дошкольного возраста «Ты какой мой выходной ?!»
Актуальность. Семья является основным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, что многократно находит отражение в области психолого-педагогических наук (Дж. Боулби, Б.А. Титов, Л.Т. Машкова, Н.В. Козловская, А. Маслоу, Г.Г. Филиппова и др). При этом проблема при построении наиболее гармоничных взаимоотношений в семье и сегодня продолжает оставаться актуальной. И представляет собой одну из частых причин, обуславливающих сложности в психическом развитии ребенка. Нарушения во взаимодействии в семье определяют многие факторы, среди которых важно отметить напряженную социально-экономическую ситуацию (порождающая необходимость родителям много работать), низкий уровень педагогической компетентности родителей, коммуникативной компетентности других членов семьи, личностные семейные установки, отсутствие семейных традиций и др. Сохраняется и проблема понимания в организации эффективного коррекционно-развивающего, познавательного досуга для развития собственного ребенка дома сегодня (представляя одну из наиболее частых причин отсутствия возможной положительной динамики в развитии детей с ОВЗ).
Одной из специфических черт организации психолого-педагогического сопровождения на ступени дошкольного образования является просветительская и профилактическая работа, направленная на взаимодействие с родителями. Данное взаимодействие учитывает ключевое значение родителей при организации коррекционно-развивающей среды развития ребенка с ОВЗ. При этом традиционное взаимодействие педагогов и родителей наиболее часто обращено на негативные стороны поведения и развития ребенка, определяя сложности и проблемы, и зачастую носит сугубо информационный характер. Оставляя за рамками внимания важность выявления путей и методов и приемов решения проблем, создания необходимого эффективного коррекционно-развивающего досуга представляющего интерес для детей.
Проблема. В результате анализа выявлена проблема, определяющая основу представленного взаимодействия специалистов и семьи как субъекта инклюзивного образования - недостаточное владение родителями эффективными способами организации коррекционно-развивающего досуга с детьми с ОВЗ, на фоне сниженной мотивации к его организации.
Представленный опыт направлен на преодоление проблемы, создавая условия для повышения мотивации родителей к организации совместного коррекционно-развивающего, при этом интересного для ребенка, досуга. Кроме того позволяет расширить представления о совместной деятельности, открывающей возможности для его позитивного личностного развития, развития инициативы и творческие способности на основе сотрудничества взрослых и детей в соответствующими возрасту видам деятельности, а также ФГОС ДО.
В рамках междисциплинарной проектной деятельности двух специалистов (педагога-психолога и учителя-логопеда) был разработан и реализован проект, под названием «Ты какой мой выходной?!».
Целью проекта является создание комплекса условий для развития у родителей эффективных необходимых способов организации коррекционно-развивающего досуга с детьми с ОВЗ, обуславливающего развитие речевой, личностной и эмоциональной сфер ребенка в ходе реализации проектной деятельности.
Реализация проекта позволяет решить ниже представленные задачи:
- Обогатить отношения родителей и детей опытом совместной деятельности, положительно влияющим на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной сферы дошкольников;
- Систематизировать и расширить представления у родителей об особенностях взаимодействия детей с ТНР и родителей в семье;
- Повысить мотивацию к организации совместной деятельности у родителей с детьми ОВЗ дошкольного возраста;
- Создать условия для применения эффективных методов и приемов развития речи, познавательной и эмоциональной сферы при организации совместного досуга родителя с ребенком.
- Обогащение активного словаря, посредством создания положительного эмоционального состояния ребенка при общении с родителями дома.
- Развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развитие звуковой и интонационной культуры речи через использование дидактических игр в досуговой деятельности.
- Систематизировать и расширить представления о семейных традициях их значении у родителей детей старшего дошкольного возраста;
- Разработать методическое обеспечение проектной деятельности.
Участники проекта - дети с тяжелыми нарушениям речи старшей группы, их родители, педагог-психолог и учитель-логопед.
Содержание проектной деятельности включает в себя комплекс мероприятий. Мероприятия проекта, их этапы, цели и формы представленный в таблице. Подробное описание содержания комплекса мероприятий представлены далее.
Перечень мероприятий по реализации проекта
Этапы проекта | Форма и название мероприятия | Цели мероприятия | Ответственный за реализацию |
Введение в проектную деятельность | Круглый стол с родителями «Семейные традиции» | 1. Актуализировать и расширить представления об особенностях семейного взаимодействии у родителей детей старшего дошкольного возраста. 2. Повысить мотивацию к организации совместной развивающей деятельности у родителей детей старшего дошкольного возраста. 3. Создать условия для обмена опытом родителями по организации развивающего досуга. 4.Замотивировать родителей на активное участие в проектной деятельности. |
Учитель-логопед, педагог-психолог |
Основной этап | Игра «Подарок обезьянки» |
|
Учитель-логопед, педагог-психолог |
Досуговая домашняя деятельность: проведение совместной игры «Подарок обезьянки» | Создать условия для определения эффективных методов и приемов развития речи, познавательной и эмоциональной сферы при организации совместного досуга родителя с ребенком. | Родители | |
Досуговая домашняя деятельность: экскурсия в «необычное» место | Родители | ||
Создание коллажа умений | Рефлексия детей полученного позитивного опыта совместной деятельности с родителями. | Учитель-логопед, педагог-психолог | |
Заключительный этап | Тренинговая встреча «Ты какой мой выходной» | Актуализировать и расширить представления об особенностях взаимодействия семьи у детей старшего дошкольного возраста | Учитель-логопед, педагог-психолог |
Интерактивный стенд «Вот какой наш выходной!» | 1. Рефлексия родителями полученного позитивного опыта совместной деятельности с детьми. 2. Ориентация на дальнейшую организацию совместного коррекционно-развивающего досуга. |
Учитель-логопед, педагог-психолог, родители |
Конспект родительского собрания «Семейные традиции»
Форма мероприятия - круглый стол. Ответственные за реализацию: педагог-психолог, учитель-логопед.
Ход мероприятия.
Приветствие, введение в тему. Сегодня предлагаю вам поговорить о таком явлении в семье, которое позволяет укрепить родственные связи и сплотить семью, сформировать общие для всей семьи ценности и улучшить взаимоотношения, дает возможность вашим детям получить опыт взаимодействия с близкими людьми, который перенесут в свои будущие семьи.
Это семейные традиции. Они есть в каждой семье, в некоторых семьях их осознают и ценят, в других они проходят «словно по накатанной». Под семейными традициями понимают присущие семье взгляды, нормы поведения, ритуалы и обычаи которые передаются по наследству.
Обсуждение в подгруппах. Сейчас я предлагаю вам обменяться мнениями, опытом и поделиться своими семейными традициями, или теми, которые вы просто знаете или считаете возможными. Для этого разделимся на группы и предлагаю несколько минут обсудить и записать какие традиции вы знаете. После работы в подгруппах перейдем к обсуждению результатов – обмену вашими идеями.
После чего происходит представление результатов, выступление от каждой подгруппы.
Спасибо за ваш опыт и включенность. Можно несколько обобщить : виды семейных традиций. Празднование праздников: внутрисемейных или общероссийских.
- Общий досуг (совместные игры, походы на каток, лыжные прогулки, пикники и походы, чтение книг и т.д.)
- Семейное собрание: на которых возможно обсудить ближайшие планы, расходы и приобретения.
- Совместные обеды-ужины. Во время которых возможно обсудить всем вместе как прошел день, что удалось, а что нет.
- Традиции коммуникации: наказаний, поощрений, стиль беседы и разрешения конфликтов.
- «Режимные»: сказка перед сном, секретики, поцелуй перед сном по приходу, объятия при приветствии и др.
Чтобы в вашей жизни появились или закрепились интересные и необычные традиции, которые как мы знаем решают целый ряд задач. Мы хотим сделать вам один подарок. Это разработанная специально для каждой вашей семьи настольная игра «Подарок обезьяны». И таким образом поучаствовать в совместном психолого-логопедическом проекте: «Ты какой наш выходной?!». После чего дается небольшое пояснение по условиям игры и представлении результатов. Спасибо за внимание, ожидаем ваших вопросов.
Конспект мероприятия игра «Подарок обезьянки»
Форма: игра, беседа.
Ответственные: педагог-психолог, учитель-логопед.
Материалы: мягкая игрушка обезьянка, игра «подарки от обезьянки».
Ход мероприятия.
Приветствие. Дети садятся в круг, ведущий рассказывает, что сегодня к ним в гости пришел необычный гость, это обезьянка. Спрашивает, а почему к нам под новый год пришла в гости обезьянка? (потому, что наступает год обезьяны). Обезьянка здоровается за руку со всеми детьми и «подтверждает» что именно поэтому она к ним сейчас пришла.
Игра «Зоопарк». Подвижная игра. Обезьяна рассказывает, что многие ее друзья живут в зоопарке и предлагает с ней поиграть в зоопарк. Если она показывает на ребенка и говорит слон, то ребенок в центре вытягивает руку (как хобот), а его соседи показывают уши (приставляют руки центральному ребенку). Если называет зайца, то ребенок на которого показали и его соседи прыгают как зайчики, а если обезьяна – то три ребенка прыгают как обезьяны. Игра повторяется несколько раз.
Вручение подарков обезьяны. Все снова садятся в круг, обезьянка благодарит, что с ней так весело поиграли.
Вопросы: а вы знаете что на новый год дарят подарки? Каким детям дарят подарки (добрым, тем кто хорошо себя вел). Вы что можете подарить своим родителям? И я для вас с родителями я приготовила подарок!
Это новогодняя игра и елочка, на новый год все наряжают елки, а вот ваши пока не украшены. Игрушки для елочек есть в трубочках с заданиями. Как только вы выполните задание, сразу можете украсить вашу елочку шариком из задания. Вот только это подарок вам и вашим родителям, поэтому украшать в елочку и играть в игры можно только вместе. А мне пора. До свидания. Прощается с ребятами.
Содержание досуговой домашней деятельности: совместной игры «Подарок обезьянки»
Форма – настольная игра.
Цель игры - создать условия для применения определения эффективных методов и приемов развития речи, познавательной и эмоциональной сферы при организации совместного досуга родителя с ребенком.
Обогатить отношения родителей и детей опытом совместной коррекционно-досуговой деятельности, положительно влияющим на развитие интеллектуальную, эмоциональную, коммуникативную сферы дошкольников.
Игровая цель для родителей – пройти игровой маршрут в соответствии с желаемой целью направления развитиясвоего ребенка.
Игровая цель для детей – собрать все «игрушки» и украсить новогоднюю елку игрушками. Чтобы получить игрушку -пайетку необходимо выполнить задание из ведерка обезьянки.
Описание игры.
В игровом маршруте обозначены различные направления для развития ребенка: развитие речи, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, эмоциональной отзывчивости. Для каждого направления сформирована подборка заданий, позволяющая его развить. Цели заданий также представлены в игровом маршруте в понятной форме, так например: « хочу, что бы мой ребенок чисто говорил», «хочу, что бы мой ребенок легко мог создавать новое и креативить», «хочу, что бы ребенок легко решал логические задачи» и т.д. Каждое задание в ведерке обезьянки соответствует по цвету цели одного из направления развития. Таким образом родитель сам выбирает направление развития своего ребенка, знакомится с примерами заданий, позволяющими развивать интересующее качество ребенка, получает опыт в организации совместного развлекательно-развивающего досуга в повседневном взаимодействии с ребенком. Многие задания использовались из тетради развивающих заданий Куржаевой Н.Ю. (Куржаева, Н.Ю. 2011).
Содержание задания «Зкскурсия в необычное место»
Форма: экскурсия, беседа. Ответственные за реализацию родители.
Ход задания.
В рамках совместной игры «подарок от обезьяны» одним из заданий (выделенных особо) родители получают задание посетить необычное место с ребенком, сделать фотографию. После посещения места обсудить с ребенком следующие вопросы: понравилось ли ему там; что больше всего запомнилось; хочет ли он побывать там еще раз и с кем. Результатом выполненного задания является фотография ребенка с места где он побывал. На основании этих фотографий строится занятие «ты какой мой выходной».
Совместная деятельность «Коллаж умений»
Ответственные за реализацию: учитель-логопед, педагог-психолог. Ход мероприятия.
Подготовительная работа. В выполненных детских игровых заданиях специалист обводит как в рамочку наиболее успешные задания фломастером. С обратной стороны рисунка необходимо расставить по одной цифре, которая будет соответствовать такой же цифре на цветной картоне – основе «коллажа умений».
Специалист приглашает ребенка к себе, показывает игровое ведерко, задает следующие вопросы. Хвалит красиво украшенную елку. Вместе рассматривают выполненные работы. Спрашивает, с кем играл в эту игру. Предлагает сделать коллаж из самых лучших работ. Рассказывает, что для этого нужно вырезать все картинки по рамочке. Найти с помощью цифр место на коллаже и приклеить туда картинку. После чего начинается творческая работа.
В конце специалист приклеивает надписи с основными достижениями ребенка («мне всего 5 лет, но я уже…», «умею устанавливать закономерности и мыслить логически», «очень внимательный», «легко угадываю настроение друзей», «мыслю творчески») и вместе вывешивают работу в фае группы. После того как покажут родителям свои работы их можно поместить в портфолио.
Конспект тренинговой встречи «Ты какой мой выходной?!»
Ответственные за реализацию: учитель-логопед, педагог-психолог.
Ход мероприятия.
Организационный этап. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором лежит белый ватман. Логопед: «Выходной у нас такой: Очень замечательный. Мы играем и рисуем, Смотрим мультики, шалим, С папой, с мамой погуляем, Тортик вечером съедим». - Ребята, перед нами белый лист – Это наш выходной день. Такой выходной интересный? Давайте вместе его наполним интересными занятиями и развлечениями.
Основной этап.
Беседа. Логопед предлагает детям рассказать о своём выходном дне проведённом в необычном месте. При необходимости специалисты задают наводящие вопросы для расширения рассказа. В руках держат своё фото «В необычном месте».
Игра «Раскраски – рассказки». Специалисты предлагают ребятам сыграть в игру – вытащить картинку -раскраску, догадаться и рассказать остальным как еще можно проводить выходной. В свободное время ребятам предлагается раскрасить эти картинки. Дети вытягивают по очереди карточки картинки с изображением семейного досуга и рассказывают остальным о том как еще интересно можно провести досуг. Все карточки приклеиваются на коллаж выходного дня.
Педагог – психолог. Игра «Дела в гостях». Психолог приглашает всех в круг и предлагает вспомнить, что можно делать в гостях и как настоящие актеры это показать своими движениями (обед, поиграть в настольную и подвижную игру, поговорить и т.п.).
Дети называют варианты деятельности в гостях. Дети показывают мимикой и жестами, чем можно заниматься, когда пришёл в гости.
Изготовление коллажа. Педагоги создают условия для проявления творчества, инициативы, речевой активности всех детей, умения договариваться.
Дети вырезают картинки, приклеивают фотографии, обводят рамочку, рисуют, разукрашивают. А так же рассуждают, высказывают своё мнение, советуются при появлении проблемной ситуации.
Заключительный этап.
Логопед. Задает вопрос: что надо ещё делать в выходной день? «Так же надо заниматься и задания выполнять. Надо, надо нам стараться, Чтобы умнее всех на свете стать». Психолог. Предлагает рассмотреть получившийся выходной день и назвать, чем же можно интересным заниматься в свой выходной. Дети рассказывают варианты интересного досуга, рассматривают получившийся коллаж.
Содержание интерактивного стенда «Вот какой наш выходной»
Ответственный за реализацию: учитель-логопед, педагог-психолог.
Участники реализации: учитель-логопед, педагог-психолог, дети, родители.
Содержание. Интерактивная стенгазета оформляется совместно с детьми группы и является завершающим этапом непрерывной образовательной деятельности семейные традиции.
Созданная стенгазета позволяет актуализировать и обобщить представления детей и родителей о возможностях совместного развивающего досуга в свободное время, а также расширить данные представления в ходе обмена мнениями.
Создание информационного стенда происходит совместно с детьми, что дополнительно поможет привлечь внимание родителей к представленной информации (дети с удовольствием показывают свои творческие работы родителям).
Места для рекомендаций от родителей индивидуальны для каждой семьи и расположены хаотично (не рядом с фото их ребенка), что позволяет в ходе поиска своей фамилии прочитать и рекомендации других семей.
Краткий, схематично представленный материал о функциях совместного семейного досуга ориентирован на пробуждение интереса и дополнительной мотивации к данной проблематике.
Интерактивная стенгазета включает рубрики:
- фоторепортаж детей с выходного дня – фотографии детей из посещения необычного места с родителями;
- рекомендации родителей о способах развивающего досуга и соответственно обмен мнениями;
- предложенные варианты специалистами развивающего досуга в виде раскрасок для детей;
- статистические сведения об активности родителей группы участия в проекте;
- информация для родителей об особенностях организации, функциях и ресурсах развивающего семейного досуга (брошюра для каждой семьи группы).
Ниже представлены материалы оформления психологической памятки: стенда и брошюры.
Примечание. Создание данной стенгазеты проводилось в рамках совместного психолого-логопедического проекта «Ты какой мой выходной», в непрерывной образовательной деятельности, реализуемой педагогом-психологом, учителем-логопедом и воспитанниками старшей группы.
Заключение.
Анализ результатов реализации проекта показал нам эффективность созданных дополнительных условий. Представленный междисциплинарный проект позволил включить семьи в роль активного субъекта образования. Содержание взаимодействия с детьми и родителями показало заинтересованность в участников (беседы с детьми о прошедшем выходном дне, качество выполнения рекомендаций специалистов в тетрадях взаимодействия с родителями, уровнем активности и отзывами родителей об участии в проекте, содержание рекомендаций в интерактивном стенде). В ходе анализа реализации проекта были выявлены ниже представленные результаты:
Расширение представлений о формах и методах организации эффективного совместного коррекционно-развивающего досуга.
Увеличение его организации в повседневное взаимодействие родителей и детей. Повышение мотивации к организации совместной коррекционно-развивающей деятельности у родителей.
Расширение представлений о способах оптимального взаимодействия родителей как субъектов образования и детей ОВЗ.
Приобретение нового положительного опыта при организации совместного коррекционно-развивающего досуга у родителей и детей.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Список используемой литературы
1. Абрамян, Л. A. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье [Текст] / Л.А. Абрамян. – М.: МПГУ, 1981. – 546 с.
2. Веракса, А.Н. От рождения до школы. Примерная общеоразоваетльная программа дошкольного образования [Текст] /А.Н. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368c.
3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] /Ю.Б. Гиппенрейтерю. –М.: АСТ: Астрель. – 2011. – 238 с.
4. Козловская, Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психологические проблемы современной российской семьи. – 2005. – №2. Режим доступа: Http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10353.php.
5. Куржаева, Н.Ю., 70 развивающих занятий для дошкольников 4-5 лет [Текст] / Н.Ю. Куржаева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова. – СПб.: Речь, 2011. -64 с.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. – 2013. - № 6241. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Читайте также |
---|
«Встретилась Зима с Весной»
«Встретилась Зима с Весной» (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь...
Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи
Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи Здравствуйте. Я Свиридова Любовь Николаевна - музыкальный руководитель, реализую в детском саду...
Сценарий развлечения в детском саду «В гостях у сказки»
Сценарий развлечения в детском саду «В гостях у сказки» Сценарий мероприятия «В гостях у сказки» по мотивам сказок «Золушка», «Кот в...