Организация детско-родительского проекта «Азбука здоровья». Паспорт проекта

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок, педагог, родитель, причём сначала инициатором выступает педагогический коллектив, а затем и родители, осознавшие актуальность данного вопроса, педагоги координируют процесс.

Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, педагог-психолог, инструктор по гигиене, узкие специалисты.

Продолжительность проекта: месяц.

Цель проекта: Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ как средства воспитания ребёнка и его гармоничного развития на основе интеграции деятельности всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности, а также повышение компетентности специалистов и родителей в сфере здоровьесбережения детей.

Также нужно отметить, что развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направленно на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Ожидаемые результаты:

1. Обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора.

2. Формирование представления детей о здоровом образе жизни.

3. Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад».

4. Наполнение валеологической среды ДОУ.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе происходит исследование трех направлений:

1. представления детей 5-7 лет о здоровом образе жизни (через беседы, проблемные ситуации, диагностические задания).

2. педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ в ДОУ (через изучение педагогической документации, анкетирование педагогов и наблюдение за их деятельностью).

3. социально-педагогические условия формирования представлений детей о ЗОЖ в семье (через анкетирование родителей).

Организуется подбор методической и детской художественной литературы, различных материалов по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ.

Основной этап

Предлагаемая педагогическая технология формирования у старших дошкольников представлений о ЗОЖ предполагает работу в следующих направления:

- Подготовка педагогов (организация в методическом кабинете выставки книг и пособий по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ, консультация для воспитателей «Организация здоровьесберегающего пространства в детском саду» и др.).

- Совместная деятельность педагогов, детей и родителей (выставки творческих работ, создание медиа-презентаций, досуговая деятельность и т.д.).

- Взаимодействие педагогов и родителей (совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта, участие в практическом занятии, встрече по обмену опытом в приготовлении полезных для здоровья блюд, проблемном семинаре). Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями психологического воздействия на ребенка. (Это организация и проведение специальных практических занятий для родителей «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни»).

- Создание в библиотеке клуба по здоровому образу жизни – семейное чтение «Радуга здоровья» для повышения информированности родительской общественности и детей о пользе активного образа жизни, правильного питания. При ознакомлении с художественной литературой, вопросы и беседы должны носить не столько репродуктивный характер, сколько помогать ребенку выявить причинно-следственные связи между образом жизни и здоровьем.

- Создание и оформление уголка здоровья для читателей-детей и их родителей, где с помощью новинок литературы рассказывать о преимуществе здорового образа жизни и укрепления здоровья.

- Расширение и поддерживание партнерских взаимоотношений с социальными институтами.

На заключительном этапе проекта «Азбука здоровья» осуществлялась совместная деятельность детей и взрослых по заполнению страниц альбома «Здоровый образ жизни», и была направлена на закрепление и систематизацию представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ. Каждая страница выполняется по следам конкретного мероприятия (иллюстрации, фотографии, аппликации, марки, открытки, загадки). По окончании формирования альбома готовиться его презентация, на которую приглашают родителей и педагогов. Дети сами рассказывают о каждой странице альбома, отвечают на вопросы, читают стихи, поют песни и загадывают загадки.

В рамках открытого Дня здоровья проводятся различные мероприятия, которые могут посетить родители воспитанников. С распорядком этого дня родителей и педагогов знакомят заранее (открытые занятия в группах, физкультурный праздник, организация двигательной активности на улице, консультации для родителей, организация воздушных процедур после сна, открытие выставки работ воспитанников по ЗОЖ).

Организация и проведение досуга «Осторожно, микробы!» позволяет закрепить представление детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий, формирует представление о причине некоторых заболеваний – микробах.

Подробнее остановимся на организации и проведении флэш-акции «Мой друг Мойдодыр».

Идея Акции– одновременное прочтение стихотворения (драматизация) К.И. Чуковского «Мойдодыр» детьми, их родителями и педагогами в разных группах ДОУ.

Цель флэш-акции- формирование гигиенических навыков у дошкольников через чтение литературы, популяризации лучших образцов отечественной классической литературы для детей и творческого наследия К.И. Чуковского и его произведений, а также объединение разных поколений читателей вокруг произведений любимого автора и поддержание традиций семейного чтения.

Во флэш-акции приняли участие педагоги, семьи воспитанников, библиотекари. В группах ДОУ состоялись литературные праздники, игры – путешествия, посвящённые героям книг любимого автора.
Подведение итогов. Обмен опытом педагогов по теме «Использование различных форм и видов работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ». Награждение детей сюрпризами, родителей, активных участников реализации проекта, благодарственными письмами. Отражение своих впечатлений в рисунках и рассказах, составленных и оформленных совместно с родителями. Мониторинг эффективности педагогической деятельности по формированию представлений детей о ЗОЖ. (Посредством бесед с детьми, решения проблемных ситуаций, диагностических заданий. Анкетирование родителей и педагогов). Составление или коррекция планов дальнейшего взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса по формированию представлений дошкольников о ЗОЖ.

Паспорт проекта «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

1 Авторы проекта Алилуева Ю.В.
  Место проведения МБДОУ ЦРР ДС № 251
  Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, педагог-психолог, инструкторпо гигиене, узкие специалисты
  Продолжительность проекта 2 месяца
2 Описание проекта
2.1 Девиз проекта Мы здоровье сохраним,
Мы здоровьем дорожим!
  Тип проекта Издательско – творческий, социально-педагогический
2.2 Проблема В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста.
2.3 Цель проекта Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ как средства воспитания ребёнка и их гармоничного развития на основе интеграции деятельности всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности, а также повышение компетентности специалистов и родителей в сфере здоровьесбережения детей
2.4 Задачи проекта Сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений, навыков.
Развитие способностей детей к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни.
Формирование мотивации и потребности в ЗОЖ, профилактика негативного поведения.
2.5 Направления проектной деятельности Информационный блок: Переработка теоретических материалов
Технологический блок: Разработка конспектов мероприятий с использованием развивающего обучения и ИКТ
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
2.6 Образовательные области Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС
2.7 Ожидаемые результаты
  • Обогащение социального опыта дошкольников, расширение кругозора;
  • Формирование представления детей о здоровом образе жизни;
  • Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
  • Наполнение валеологической среды ДОУ
2.8 Методы оценивания Наблюдение, интервьюирование, анкетирование
  Этапы реализации проекта.
3   Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
3.1 Подготовительный этап.
3.1.1 Организационный Уточнение представлений детей о ЗОЖ, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.
-Подготовка анкеты для родителей.
-Определение педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в ДОУ
Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о здоровом образе жизни.
Рассматривание иллюстративного материала и медиапрезентации по теме.
Анкетирование родителей на предмет социально-педагогических условий формирования представлений детей о ЗОЖ в семье
3.1. 2 Планирование деятельности -Подбор методических и материально-технических ресурсов, художественной литературы, необходимых для выполнения проекта.
-Составление плана работы над проектом
-Подготовка встречи за круглым столом с родителями «10 заповедей здоровья»
Организация в методическом кабинете выставки книг и пособий по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ
Консультация для воспитателей «Организация здоровьесберегающего пространства в детском саду»
Участие в обсуждении этапов выполнения проекта
«Модель трёх вопросов»
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Как мы это будем делать?
Все варианты ответов детей фиксируются на большом листе с помощью символов, Ззнаков.
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
(внесено предложение организовать встречус поваром, врачом)
Участие во встречи за круглым столом «10 заповедей здоровья»;
«Как воспитать здорового ребёнка»
3.2 Основной этап проекта
3.2.1 Реализация проекта НОД «Я-человек», «Что я знаю о себе? Мой организм», «Где найти витамины весной?», «Хлеб всему голова»
Беседы: «Здоровье и болезнь», «Внутренние органы человека», «Физкультура и здоровье»
«Прогулка для здоровья», «Если ты один дома», «На игровой площадке», «Дороже алмаза своих два глаза», «Питание и здоровье», «Весенняя прогулка».
Чтение литературных произведенийдетям с последующим обсуждением, о здоровье и физическом воспитании, прогулках и психологическом климате в семье и дома
Организация сюжетно-ролевых игр из цикла «На приёме у врача…»(окулист, стоматологи т.д.)
Организация выставок
- детских рисунков «Если хочешь быть здоров»
-творческих работ семей воспитанников (плакатов и газет) по темам
- «Мой любимый выходной»
Организация и подготовка к проведению совместно с родителями
-практического занятия «Играем для здоровья вместе с ребенком»
-обмен опытом «Вкусно, полезно, доступно»
- проблемный семинар: Телевизор, компьютер и ребенок: ЗА и ПРОТИВ»
-участие в совместных видах деятельности (НОД, беседы, сюжетно-ролевых и дидактических играх)
-Активное слушание литературных произведенийс последующим обсуждением
-Разучивание стихов (с использованием мнемотаблиц), пословиц и скороговорок, отгадывание загадок и ребусов о составляющих ЗОЖ
-Конструирование, рисование, участие в играх различной направленности.
-Создание рисунков для выставки «Если хочешь быть здоров»
-Изготовление совместно с родителями плакатов и газет по теме «Мой любимый выходной»
-Рассказ воспитанников на тему «Спорт – мой друг!» с использованием ИКТ
Консультация «Представление детей о здоровье и здоровом образе жизни»
«Каким бывает отдых»
Участие в выставке плакатов и газет «Мой любимый выходной»
Помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр
Участие в практическом занятии, встрече по обмену опытом в приготовлении полезных для здоровья блюд, проблемном семинаре.
Ознакомление с памяткой «Телевизор и компьютер – друзья или враги», «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка»
Создание медиапрезентаций совместно с ребёнком «Спорт - мой друг!»
3.3 Заключительный этап проекта
3.3.1 Презентация проекта Организация и проведение открытого мероприятия «День здоровья»
Подготовка и презентация альбома «Здоровый образ жизни» в группах, участвующих в проекте
Организация и проведение досуга «Осторожно, микробы!»
Организация и проведение флэш-акции «Наш друг Мойдодыр»
-Участие в оформлении альбома «Здоровый образ жизни»
-Разучивание ролей, загадок, игр для досуга «Осторожно, микробы!» и флэш-акции.
-Посещение и участие в мероприятии «День здоровья»
-Фотоматериалы для альбома «Здоровый образ жизни»
-Помощь в организации и проведении досуга «Осторожно, микробы!» и флеш-акции (изготовление атрибутов, пошив костюмов)
3.3.2 Подведение итогов Мониторинг эффективности педагогической деятельности по формированию представлений детей о ЗОЖ
Обмен опытом педагогов: «Использование различных форм и видов работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ»
Награждение детей сюрпризами,
родителей активных участников реализации проекта благодарственными письмами.
-Отражение своих впечатлений в рисунках и рассказах, составленных и оформленных совместно с родителями -Отражение своих впечатлений при составлении совместно с детьми рассказов
5 Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта
5.1 Технологии и оборудование Материалы для творческой деятельности в совместной и самостоятельной деятельности, аудиотека, видеотека, фотографии, картинки, иллюстрации о здоровом образе жизни.
5.2 Материалы на печатной основе Художественные произведения: Е.Кан «Наша зарядка», В.Суслов «Про Юру и физкультуру», А.Барто«Прогулка», Е.Благинина, С.Михалков, В. Донникова «На катке»; З.Александрова «Шарик», И.Демьянов «В детский сад пришла я с мамой», Н.Найденова «Новая девочка», Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду», Г. Шалаева «большая книга правил поведения для воспитанных детей», А.Кузнецов «Кто умеет?», Н.Найденова «Наши полотенца»,К.Чуковский «Мойдодыр»
-Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
5.3 Интернет-ресурсы
  1. http://dohcolonoc.ru/cons/1496-vystuplenie-na-pedsovete-zdorovesberegayu.... В консультации для воспитателей от 31.05.2012 г. Петяковой В. Л. "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста" представлены технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.Статья будет полезна воспитателям при планировании работы по здоровьесбережению.
  2. http://www.maaam.ru/detskijsad/scenarii-roditelskogo-sobranija-zdorove-r... Сценарий родительского собрания "Здоровье ребёнка в наших руках" Бронивец Ю.В. от 11.10.13г. можно использовать как шаблон при планировании родительского собрания.Содержит интересные формы работы с родителями.
  3. http://www.moi-detsad.ru/konsultac890.html  Статья воспитателя Яковлевой И.А."Работа с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни" содержит описание опыта работы с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ, проведению собраний совместно со специалистами, привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ. Она может стать подспорьем для воспитателей ДОУ при разработке своего комплекса мероприятий по работе с семьёй.
  4. http://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/3251-netraditsionnye-formy-rabo... Статья от 27.01.2013 г. воспитателя Цыбиной И. Е. "Нетрадиционные формы работы с родителями по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья в младшем возрасте" содержит виды и формы работы с семьёй по здоровьесбережению. Она пригодится воспитателю при планировании работы с семьями воспитанников.
  5. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/ispolzovanie-zdorovesberegayushchi.... Статья воспитателя Мальцевой М. В. от 04.01.2013 г."Здоровьесберегающие технологии направленные на сохранение и стимулирование здоровья" будет полезна молодым педагогам ДОУ, т.к. содержит описание здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать в работе.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!»

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!» Цель: Создать новогоднее, радостное настроение для малышей, вызвать эмоциональный отклик, желание играть, петь...

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...

Читайте также

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов…

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов и раскрытия индивидуального творческого потенциала детей дошкольного возраста