Управленческий проект
«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Участники проекта: Педагогический коллектив, дети и родители МДОУ «Детский сад комбинированного вида №54»;Социальные институты (библиотека, школа, музеи и пр.)

Времени реализации: 3 года (2010-2013 уч. год)

1. Обоснование актуальности проблемы.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования, являются: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011‑-2015 годы; Локальные акты дошкольного учреждения.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

2. Теоретическая база опыта.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.

Цель проекта:

Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»

Задачи проекта:

1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

3. Технологическая схема опыта.

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

  • построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
  • создание единого образовательного пространства;
  • постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
  • создание банка данных;
  • обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
  • совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
  • активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города;
  • вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:

I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектная группа, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В его задачи входит: руководство образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение проектов, контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.

Проектной группой разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях и семинарах разного уровня, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов

п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

 

1.

Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах.

Создание нормативно-правовой базы

Заведующая,

Старшие воспитатели

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2.

Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов

  • Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями.
  • Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов.

Старшие воспитатели, педагоги ДОУ

3.

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Старшие воспитатели, проектная группа

4.

Разработка механизма реализации проекта в ДОУ

Механизмы реализации проектов

Старшие воспитатели, проектная группа

Организация работы с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

05.06.12

   Консультация: «Метод проектов и познавательное развитие дошкольников».

   Семинар-практикум «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ     Мастер-класс «Разработка проектов образовательного процесса».

Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ–фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса»

  • Повышение уровня теоретических знаний педагогов.
  • Появление интереса к проектной деятельности

Старшие воспитатели

6.

Организация работы проектной группы

Разработка материалов по реализации проектов

Старшие воспитатели,

проектная группа

7.

Составление перспективного плана детских проектов на 3 года

  • Создание творческих групп педагогов.
  • Накопление педагогами практических навыков проектирования

Старшие воспитатели,

проектная группа, воспитатели

8.

Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.)

Обсуждение сотрудничества с социальными институтами

Заведующая, Старшие воспитатели

9.

Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности

Социальное партнерство с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, образования

Заведующая Старшие воспитатели

10.

Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на 3 года

Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

11.

Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на 3 года

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

12.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

13.

Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами города

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

14.

Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации.

  • Оказание методической помощи в рамках реализации проекта.
  • Подбор материалов по проектной деятельности

Старшие воспитатели,

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности

15.

Мониторинг проектной деятельности

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Внесение корректив в планирование и организацию работы

Старшие воспитатели, воспитатели и специалисты ДОУ

16.

Анализ результатов проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

17.

Диагностика проектной деятельности педагогов

  • Определение уровня:
    • знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе;
    • включенности педагогов в проектную деятельность

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

18.

Представление опыта работы ДОУ на различных уровнях

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Обобщение и распространение опыта

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

19.

Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности

План работы по проектной деятельности на перспективу

Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ

4. Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении уже 2х лет (из 3х лет запланированных на реализацию) позволяет сделать следующие выводы:

Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.

5. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.

Год участия

Уровень мероприятия

Название мероприятия

2010-2011 уч.г.

Внутри ДОУ

Семинары, Педсоветы, Мастер-классы

2011-2012 уч.г.

Муниципальный

Региональный

МО района

Городской фестиваль

Публикации статей в СМИ

2012-2013 уч.г.

Региональный

Федеральный

Международный

Семинары

Конференции

Конкурсы

Публикации на сайтах Интернета

Публикации статей в СМИ

6. Результативность деятельности по проекту.

Реализация проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» в дошкольном учреждении запланирована на 3 учебных года (2010-2013).

На протяжении прошедших 2х лет педагогами было разработано и реализовано 15 проектов по следующим направлениям:

  • познавательно-речевое («Домашние животные», «Кто живет в лесу?» «Витаминный калейдоскоп», «Птицы средней полосы России», «Поможем пернатым друзьям», «Мир моря», «Открытый космос»);
  • социально-личностное (такие проекты как «Моя милая мама», «Моя семьЯ», «Маленький ребёнок в большом городе»);
  • художественно-эстетическое («Зимняя фантазия», «Осень щедро дарит нам», «Что такое натюрморт?», «Цветная экология», «Волшебный мир сказок»).

Первые проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования.

В перспективе планируем продолжать инициировать педагогов к использованию технологии проектирования в художественно-эстетическом, нравственно-патриотическом и экологическом развитии воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями.

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:

  • способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
  • даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками Программное содержание: Формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Продолжать учить детей...

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Читайте также

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...

Как правильно обучить дошкольников ПДД

Как правильно обучить дошкольников ПДД Обучение детей правилам дорожного движения остается одной из важнейших задач дошкольного воспитания и образования. С каждым...

Утренник без стресса

Утренник без стресса Малыш объявляет, что будет на утреннике Снежинкой или Зайчиком. Для крохи это событие, а для родителей — сплошь...