Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один – черкеску носит, другой – надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один – кумыс готовит, другой – готовит мёд!
Одним – милее осень, другим – милей весна.
А родина Россия у нас у всех - одна.
Владимир Степанов.
В последние годы, в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями, усиливаются процессы миграции населения. Людей все меньше удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, условия проживания и жизнедеятельности. Не осталась в стороне от этих изменений и наша республика, город, детский сад.
В группах нашего детского сада воспитываются дети разных национальностей: русские, мордва, татары, азербайджанцы, и др.
Национальность… Она есть у каждого из нас с момента рождения. И это хорошо. Потому что она дает возможность быть разными, и в то же время в чем-то схожими; слышать иную речь и учить других своему языку; удивляться обычаям и привычкам друг друга; поражаться красоте и гармоничности традиционных народных костюмов.
В ходе наблюдения за игровой деятельностью за воспитанниками своей группы, общения с детьми о семье, доме, быте, национальной принадлежности, перед нами взрослыми возникла проблема, что малыши мало знакомы с понятиями «традиции», «национальность» и «взаимопонимание». Они не осознают их значимость. Так возникла идея создания проекта – «А из нашего окна…». Он разработан в соответствии с требованиями и принципами ФГОС .
В основу проекта мы взяли «дом», как символ единения народов, проживающих на территории Мордовии, России. Дом издревле ассоциируется не только с постройкой, но и с семьей, с людьми, живущими под одной крышей. А в нашем проекте он символизирует Дом, в котором живут люди разных национальностей в одной стране. Но это не просто Дом. Он помогает детям окунуться в мир народных традиций и почувствовать себя частичкой той или иной культуры.
Дом этот располагается непосредственно в групповой комнате, и является одним из элементов предметно-пространственной среды, и соответствует всем требованиям ФГОС к ее организации, а именно является:
1. Содержательно-насыщенной;
2. Трансформируемой;
3. Полифункциональной;
4. Вариативной;
5. Доступной;
6. Безопасной.
В этом доме, оформленном в мордовском стиле, нас встречает сыре ава (старая бабушка), дедушка Гарай, богини Юртава, Вирява, Ведява. С ними мы слушаем мордовские сказки, поем песни, потешки, заклички. Дети украшают панар, наблюдают за резьбой по дереву. Эти встречи пронизаны теплом, щедрым гостеприимством мордовского народа.
Если на столе горячий чай и ароматный чак-чак, значит, нас в гости ждет Аникай в вышитом жилете. За чаем, дети знакомятся с вежливыми словами на татарском языке, слушают песни, сказки, украшают кюльмек (платье) для дочки. А возле дома играют в татарские народные игры.
Когда в гости к детям приходит Леся, дом превращается в хату. В ней звучит красивая украинская мелодия. Дошколята рассматривают яркий украинский костюм и изготавливают ей в подарок венок с разноцветными лентами.
Но вот…
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.
На завалинке, в светелке
Иль на брёвнышках, каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
В русской избе дети знакомятся с фольклором на посиделках «Посидим рядком, поговорим ладком»; бытом, кухней посредством презентации «Красна изба углами, а печь пирогами», расписывают деревянные ложки в технике «Золотая хохлома», лепят из глины свистульки; рассматривают русский народный костюм (презентация народного костюма «Молодая пряха у окна сидит…»), рисуют пластилином «Сарафан для Дуни». Посещают мультзал, совершают виртуальные экскурсии по Золотому кольцу России. В этом им помогают волшебные предметы из русских народных сказок.
Ничто не объединяет людей так, как веселые праздники
Кружит праздник каруселью
Каждого ребенка.
Пляска общая зовет
Нас в веселый хоровод.
Масленица, Навруз Байрам, Эрьбань салмат, позярат – любимые праздники наших воспитанников. Прошел фестиваль «Широка страна моя родная…», конкурс песен и танцев народов России «Как у наших, у ворот», развлечение мальчиков с папами «Если бы парни всей земли, вместе собраться однажды могли», спортивное развлечение с бабушками и дедушками «Русские народные игры для современных детей».
В подготовке и проведении праздников, развлечений активное участие принимают родители. С их помощью была организована социальная акция «У самовара» (в рамках месячника пожилых людей); изготовили коллаж из семейных фотографий «Мы разные, но мы вместе», оформили презентацию «Моя родословная».
Логическим завершения проекта стал музыкальный фестиваль «Словно радуги цвета - мы едины навсегда».
Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что наша страна - это огромный дом, в котором живут люди разных национальностей, вероисповедания. Они живут рядом, поэтому очень важно жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать друг друга, не зависимо от языка, культуры и традиций.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, наша работа, безусловно, очень важна, но все же необходимо помнить, что поведение окружающих ребёнка людей, в первую очередь его семьи, важно в воспитании толерантности у детей. И если взрослые относятся к окружающим с уважением, то и ребенок будет следовать этому примеру.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема:…
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Будь осторожен с огнем» Цель: Изготовление с детьми поделки «Огнетушитель». Задачи: 1. Познакомить...
Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада. Тема:…
Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада Тема: «Новогодний праздник!» Цель: Создать волшебную атмосферу новогоднего праздника, доставить радость детям...
Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!»
Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!» Цель: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи. Задачи: способствовать...