Проектная работа «Развитие логического мышления через развивающие игры»

Введение

В процессе обучения в качестве важнейшего умения представляется наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков явлений предметов, классификация, а также умение делать простейшие обобщения и выводы. Полученные в ходе обучения логические приемы мышления, которые используются в качестве способов познавательной деятельности, требуется для достижения широкого спектра умственных целей и задач, а также служит в качестве основы интеллекта ребёнка.

Важнейшее условие успешного обучения в начальной школе – это сформированность у ребёнка основных приемов логического мышления.

Способность мысленно решать задачи, делать умозаключения позволяет человеку логическое мышление. Это ценное интеллектуальное качество помогает оценивать ситуации, принимать решения, отделять второстепенные моменты от главных, связывать факты.

Целью данной работы является изучение влияния конструирования на развитие логического мышления у дошкольников.

Объект исследования: развитие логических приемов мышления у дошкольников.

Предмет исследования: комплекс игр с конструкторами, направленный на развитие логических приемов мышления у дошкольников.

Задачи исследования:

  • рассмотреть общую характеристику развития приемов логического мышления детей дошкольного возраста;
  • исследовать содержание основных приемов логического мышления;
  • провести анализ методической литературы в подходах к формированию приемов логического мышления;
  • подобрать комплекс игр и проверить его эффективность в процессе опытно-поисковой работы по развитию приемов мышления детей дошкольного возраста.

Глава I Особенности логического мышления у дошкольников старшего возраста

Логическое мышление – последовательная цепочка мыслительных процессов, позволяющая проследить взаимосвязь между рассматриваемыми объектами. Эта интеллектуальная способность необходима человеку, чтобы анализировать и на практике применять полученные выводы.

Данный тип мыслительной деятельности формируется в возрасте с 7 до 20 лет, и на протяжении жизни совершенствуется.

Отличительные особенности логического мышления от других типов:

  • Эмпирическое познание. Законы логики базируются на основании практической информации. Выводы делаются, исходя из экспериментов, опытов, событий, фактов, цифр.
  • Приобретенная врожденность. Логическое мышление не «рождается» вместе с человеком, оно формируется и развивается на протяжении всей жизни.

Рассмотрим основные элементы логики:

Понятие – мыслительная операция, объединяющая предметы и явления по определенным признакам в один класс. Имеет две основные характеристики: содержание и объем.

Суждение (высказывание) – форма мышления, отрицающая или утверждающая определенное явление, отношение или предположение.

Умозаключение – логический вывод, простейшее рассуждение, сделанное на основании предпосылок.

Мыслительные процессы подразделяются на следующие разновидности:

Сравнение – выявление общих и отличительных характеристик предметов и явлений.

Абстракция – умственная деятельность, позволяющая обособить те или иные свойства предмета от других. Отделить главное от второстепенного, абстрагироваться, сделать выводы.

Обобщение – объединение схожих признаков, явлений. Применяется для выявления закономерностей.

Анализ – мыслительный процесс, разделяющий предмет или рассматриваемое явление на части.

Синтез – воссоединение отдельных элементов в целое. Логическая операция, напоминающее составление пазлов.

Логика помогает отделять главное от второстепенного, улавливать закономерности, обосновывать явления, доказывать факты, выстраивать суждения. Логический подход позволяет решать различные задачи, начиная от простейших бытовых (какой дорогой быстрее дойти до офиса), заканчивая масштабными проектами.

Эта наука затрагивает любую область человеческих знаний: экономику, творчество, философию, гуманитарные науки, риторику. Форма мышления является источником знаний, которая позволяет делать определенные выводы.

Малая часть применения логики:

- понятное изложение собственных мыслей;

- возможность аргументировано склонить собеседника на свою сторону;

- поиск решения проблем;

- доказывание истины;

- опровержение лживой информации;

- расследование преступления;

- поиск и коррекция ошибок.

Рассмотрим основные виды логического мышления.

1. Образно-логическое мышление.

Данный вид называется еще наглядно-образным мышлением. Он происходит за счет представления, визуализации. Формируется с детского возраста. Актуально в школьные годы, когда для решения задач необходимо извлечь из памяти определенный образ или включить воображение.

Образно-логическое мышление используют люди, которые в своей работе опираются на наблюдения, а также графические отображения (таблицы, диаграммы).

2. Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мыслительной деятельности не опирается на отдельные элементы, а использует несуществующие категории – абстракции. Абстрактно-логическое мышление отсекает лишнее, моделирует ситуацию, как с реальными объектами и ситуациями, так и с вымышленными. Такой вид мыслительного процесса расширяет привычные рамки и позволяет находить выход из тупиковых ситуаций.

3. Словесно-логическое мышление

Высший этап человеческого мышления, лишенный наглядности. Он основывается на языковых средствах, логических конструкциях и понятиях. Используя этот тип мыслительной деятельности, человек способен обобщать информацию, выявлять закономерности.

Развивается словесно-логическое мышление поэтапно. Сначала человек овладевает мыслительными процессами, а затем анализирует собственные мысли.

Глава II. Описание практической работы с использованием развивающих игр и упражнений по формированию логического мышления у старших дошкольников

2.1. Описание условий проведения экспериментальной работы

Целью исследования является изучение динамики развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста путём использования развивающих игр типа конструктор.

Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ д/с № 2 с.Стерлибашево. В исследовании участвовали 18 дошкольников в возрасте 6 лет. Из них 9 девочки и 9 мальчиков.

Детский сад работает по примерной программе «Детство». Она разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Все дети в группе разные – есть активные, их большинство, и есть пассивные, их меньшее количество. Также все дети разные в интеллектуальном развитии. Некоторые быстро выполняют задания, некоторые медленно, некоторые всю работу делают самостоятельно, и даже если что-то не получается, упорно добиваются результата, есть дети которые постоянно ожидают помощи взрослого. Детей, которые делают все самостоятельно, меньше, поэтому приходилось вести большую работу для развития самостоятельности у детей подготовительной группы.

Одним из условий проведения опытной работы было создание уголка «Весёлая математика» - это специально отведенное, тематически оснащенное играми – пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место. Ведь чтобы у детей развивалась самостоятельность, нужно то, что подтолкнет и усилит интерес ребенка к самостоятельной деятельности. Поэтому целью создания уголка является целенаправленное формирование у детей интереса к развивающим играм математического содержания, целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление достижения положительного результата, настойчивость и находчивость. А главная задача создания уголка – это в первую очередь прививание у ребенка интереса, желания изучать самому игры, используя при этом творчество и фантазию. Необходимо давать ребенку полную свободу действий.

Подбор игрового материала в уголок определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей.

В уголок помещались разнообразные математические игры с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это такие головоломки как «Шести составная матрёшка», рамки и вкладыши Монтессори, Кубики Кооса и др.

Организация уголка осуществлялась с посильным участием детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

Организуя уголок занимательной математики, мы исходили из принципа доступности игр детям в данный момент, в уголок помещались такие игры и игровой материал, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

Так же были созданы условия, для проведения с детьми досугов на математические темы: «Путешествие в страну Математику», «Математический ринг». Целью этих досугов являлось развитие логического мышления, сообразительности, самостоятельности, формирование навыков моделирования объектов из плоскостных фигур, умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы, формирование умение решать логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур, на выявление признака общности и отличия. Мы стремились побуждать детей к проявлению упорства в достижении поставленной цели.

В группе создавались условия для проведения соревнований, турниров между детьми, на которых они смогли бы проявить самостоятельность в выборе способов решения той или иной математической задачи для достижения наилучшего результата и победы.

Таким образом, были созданы все необходимые условия для развития у детей самостоятельности в игровой деятельности.

2.2. Выявление уровня развития логического мышления у детей старшей группы ДОУ

Для определения сформированности приемов логического мышления детей старшего дошкольного возраста использовалась экспертная оценка по методике З.А. Михайловой [3]. В методике представлены задания, которые позволяют диагностировать уровень сформированности приемов логического мышления в процессе счетной деятельности дошкольников: сравнение, классификация, сериация.

Изучение процесса сравнения.

Цель: выявить умение детей выполнять прием сравнения, осознанность процесса сравнения, характер процесса по его полноте.

Оборудование. 2 карточки: на одной нарисовано 4 яблока, на другой – 5 груш.

Методика проведения. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чем отличаются карточки?». Если ребенок выделяет только признак сравнения как названия предметов, изображенных на карточках, спросить: «Одинаковое ли количество груш и яблок? Как сделать так, чтобы их было равное количество?»

Оценка результатов. Выполнение детьми диагностического задания оценивается по шкале от 0 до 3 баллов на основе следующих показателей:

  1. умение ребенка вычленять основание для сравнения, этот показатель характеризует осознанность приема сравнения;
  2. умение видеть признаки сходства;
  3. умение видеть признаки различия;
  4. самостоятельность выполнения задания;
  5. присутствие речевых формулировок признаков сходства и различия.

Цель исследования: выявление уровня сформированности приема классификации наглядно представленных объектов на основе выделения количественного признака.

Оборудование: набор из 18 карточек с изображением геометрических фигур (квадратов) трех цветов (красный, желтый, синий) двух величин (большие и маленькие) и разным количеством изображенных фигур (по 3, по 4 и по 5).

Методика проведения. Психолог дает ребенку стопку карточек и говорит: «Разложи карточки так, чтобы они подходили друг другу. Раскладывай и объясняй, почему ты так делаешь». Необходимо, чтобы ребенок объяснял свои действия по мере раскладывания. Затем взрослый спрашивает: «Каким словом можно назвать все карточки в каждой группе и почему». О карточках, которые ребенок не отнес ни к одной из групп, спрашивают: «Почему ты эти карточки никуда не положил?»

После того, как ребенок выложит карточки по одному признаку, назовет каждую группу обобщающим словом, воспитатель смешивает все карточки и спрашивает ребенка: «Подумай, а как можно еще по-другому разложить карточки». Побуждают ребенка, чтобы он произвел классификацию по всем трем признакам.

Выполнение старшими дошкольниками данного диагностического задания оценивается по шкале от 0 до 3 баллов на основе таких критериев, как:

  1. взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации – высокий уровень;
  2. выполнение классификации на основе всех трех признаков – средний уровень;
  3. самостоятельность выполнения задания – присутствие речирассуждения – средний уровень;
  4. присутствие речи-рассуждения – низкий уровень.

Изучение процесса сериации.

Цель: выявить уровень сформированности приема сериации по количеству изображенных предметов.

Оборудование: 6 карточек одинаковой длины и ширины с нарисованными геометрическими фигурами (круг) с разным количеством: от

1 до 6.

Методика проведения. Детям предлагается разложить 6 карточек по порядку, при этом не указывается признак составления сериационного ряда.

Оценка результатов. Выполнение детьми заданий оценивается по следующим критериям:

  1. самостоятельность выполнения задания – низкий уровень;
  2. владение алгоритмом действия упорядочивания – средний уровень;
  3. умение вычленять признак составления сериационного ряда, что характеризует осознанность действия упорядочивания – высокий уровень;
  4. аргументация своих действий и точность называния признака сериации – высокий уровень.

В ходе выполнения заданий экспериментатором ведется протокол, куда подробно записывается действия и речевые высказывания детей в соответствие с выделенными показателями.

Затем протоколы исследования обрабатывались в соответствии с бальными оценками. Бальные оценки позволяют определить уровень сформированности логических приемов мышления по критериям:

  • высокий уровень – 3 балла;
  • средний уровень - 2 балла;
  • низкий уровень – 1 балл;
  • не справился с заданием – 0 баллов.

Результаты исследования были обработаны в соответствии с бальными оценками и в окончательном варианте оформлены в таблицу 1 и представлены на рисунке 1.

Таблица 1

Результаты исследования уровня сформированности логических приемов мышления в процентном соотношении

№ п/п Уровень Сравнение Классификация Сериация
1 высокий 46,60% 26,70% 13,30%
2 средний 26,70% 40% 33,30%
3 низкий 26,70% 26,70% 26,70%
4 не справился 0,00% 6,60% 26,70%

%

1

уровни

Рис. 1. Результаты исследования уровня сформированности логических приемов мышления в процентном соотношении

Количественный анализ результатов исследования логического приема сравнения показывает:

  • с заданием справились все дети;
  • низкий уровень сформированности логического приема сравнения имеют 4 ребенка (26,7 %);
  • средний уровень – 4 ребенка (26,7 %); - высокий уровень – 7 детей (46,6 %).

Анализ результатов исследования позволил сформировать три группы детей с разным уровнем сформированности логического приема сравнения.

Рассмотрим результаты исследования логического приема классификации. Были получены следующие результаты:

  • с заданием не справился 1 ребенок (6,6 %);
  • низкий уровень сформированности логического приема классификации имеют 4 ребенка (26,7 %);
  • средний уровень – 6 детей (40% %);
  • высокий уровень – 4 ребенка (26,7 %).

Результаты исследования логического приема сериации:

  • с заданием не справились 4 ребенка (26,7 %);
  • низкий уровень сформированности логического приема сериации имеют 4 ребенка (26,7 %);
  • средний уровень – 5 детей (33,3 %);
  • высокий уровень – 2 ребенка (13,3 %).

Результаты исследования констатирующего характера определяют дидактические задачи для последующей работы:

2.3. Практическая работа по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством конструирования

Нами были выделены занятия для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования:

  1. Конструирование по образцу (объект детям дан готовый, и педагог самостоятельно показывает действия его выполнения);
  2. Педагог дает детям готовый объект без показа действий для его выполнения;
  3. Конструирование по заданной теме (всем детям задается одинаковая тема, но образца поделки нет);
  4. Конструирование по условиям (педагог задает условия для выполнения поделки без образца);
  5. Конструирование по собственному замыслу (педагог предлагает множество материалов для изготовления поделки и дети сами придумывают, что будут конструировать).

Если ребенок затруднялся самостоятельно сделать поделку, то мы применяли следующие приемы оказания помощи:

  1. Если у ребенка не получалось самостоятельно придумать, то мы помогаем ему формулировать общую тематику замысла, ребенок в свою очередь будет выбирать из предложенного наиболее понравившийся вариант.
  2. Если у ребенка не получалось самостоятельно выбрать инструменты, то мы предлагаем инструменты для готовых комбинаций материалов, либо предлагаем вводить инструменты по одному по мере необходимости.
  3. Если у ребенка не получалось самостоятельно подобрать материала для поделки, то мы предлагаем комбинации готовых решений, либо вычленение материалов из готовых комбинаций для создания собственного набора материалов.
  4. Если у ребенка не получалось самостоятельно сделать поделку, то мы выясняем, почему он не может сделать поделку, как и/или что он хочет сделать, предлагаем свои варианты или совместно находим пути решения (практическая помощь).
  5. Если у ребенка не получалось самостоятельно представить поделку, то мы задавали наводящие вопросы, предлагали придумать название, историю создания, придумать интересный рассказ с участием объекта конструирования.

Конспект открытого занятия по конструированию в группе.

Тема занятия: Грузовые машины.

Цель занятия: научить создавать объект (грузовая машина) из строительного материала в соответствии со схемой.

Задачи:

- развивать у детей интерес к конструированию;

- упражнять детей в моделировании и конструировании из строительного материала;

- формировать у детей представление о различных машинах, их функциональном назначении, строении;

- упражнять детей в сооружении знакомых построек по фотографии, схеме планируя этапы постройки, подбирая детали по форме, устойчивости;

- упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали;

- воспитывать умение принимать поставленную воспитателем задачу, стремиться к результату.

- вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке, развивать художественный вкус.

Интеграция областей: познание, социально-коммуникативная, физическая культура, речевая, художественно-эстетическая.

Словарь: фургон, бетономешалка, бензовоз, панелевоз, цистерна, модель.

Предварительная работа: Рассматривали разные виды транспорта, наблюдали за грузовыми машинами, отмечали их характерные особенности, беседовали о грузовом транспорте, проводили индивидуальную работу с детьми по конструированию.

Оборудование: большая грузовая машина, деревянный строительный конструктор, схемы, рисунки-модели грузовика, фотографии, письмо, ящик ощущений с деталями конструктора, микрофон.

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Я сейчас вам ребята загадаю загадку, а вы попробуйте ее разгадать! Это и будет тема нашего занятия!

Не зверь, не птица, по улице мчится

Едет, жужжит, моторчик шумит.

Есть и кузов, и кабина, и четыре колеса.

Груз тяжелый перевозит, вот такие чудеса.

Воспитатель: Правильно ребята, тема нашего занятия грузовые машины. Сегодня к нам пришло письмо со стройки от прораба Петрова А. Н.

Давайте его прочитаем: «Дорогие ребята, на нашей стройке сломались все грузовые машины и не на чем привозить строительные материалы. Помогите, пожалуйста. Высылаем фотографии необходимых машин. Петров А. Н.»

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь? А что же мы можем сделать?

Дети: мы можем построить машины.

Воспитатель: Давайте посмотрим на фотографии. Посмотрите на машины и скажите, какой это вид транспорта?

– Это грузовой транспорт?

– Почему вы так решили?

– Потому что у всех машин есть кузов для перевозки грузов.

– Чем похожи эти машины?

– У всех машин есть общие части: кабина, фары, кузов, колёса.

– Чем они различаются?

_ У машины для перевозки строительных материалов - длинный кузов.

– У машины для перевозки мебели, телевизоров, холодильников, высокий и обязательно крытый кузов.

– У бетономешалки, бензовоза - цистерна.

Правильно, ребята машины отличаются их назначением.

Сегодня мы с вами будем автомобилестроителями. Строить мы будем из строительного конструктора. Конструкторы с нашего автомобильного завода прислали нам схемы машин. Нам с вами предстоит по этим схемам построить модели машин. Но чтобы попасть на завод, нам необходимы пропуски.

А пропуски смогут получить самые умные, самые дружные, самые внимательные и самые старательные дети. Вы готовы? (да)

Мы - умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы - отлично учимся! Все у нас получится!

Д/Игра «Угадай на ощупь»

Итак, в ящике ощущений находятся детали конструктора, дети по одной детали вынимают и говорят название. (полукуб, куб, шар, конус, цилиндр, полуцилиндр, пластина, брусок) Ну, кто первый самый смелый?

(Дети на ощупь отгадывают деталь, получают пропуск и проходят на автомобильный завод)

Воспитатель: Садитесь за столы, перед тем как начать строительство, необходимо размять пальчики:

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы сейчас подружимся маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять – продолжай считать опять

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.

2. Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите свои схемы.

Обратите внимание:

1) из каких частей состоит машина, изображенная на схеме; (Колеса, основание, кабина, кузов)

2) какие детали строителю необходимо подобрать, чтобы выполнить работу; (Куб, пластина, кирпич, цилиндр)

3) с чего лучше начать строить машину, назовите этапы выполнения постройки (колеса, основание, кабина, кузов) Какой они формы?

А сейчас возьмем конструктор, представим, что мы в цеху, где будем делать модели машин. Ребята, к работе надо отнестись серьёзно, ведь на машинах работают люди и любая неточность - ошибка может привести к аварии. Постройка должна быть ровная, с плотно приставленными деталями. Ну что ж, ребятки, приступаем к работе. (самостоятельная работа детей)

Ребята, вы закончили постройки, давайте немного разомнемся:

Физминутка.

Жил на свете самосвал, он на стойке побывал

(топающий шаг, руками изображаем руль)

Покатил с утра к воротам, сторожа спросили: «кто там?»

(наклон вперед, вытягивая руки перед собой)

Он кирпич возил и гравий, но, увы, застрял в канаве

(приседания, руки изображают руль)

Буксовал он, буксовал, еле вылез самосвал.

(перекаты с носка на пятку)

Самосвал сигналит громко: У меня сейчас поломка,

Но с утра я снова в путь.

(топающий шаг, изображающий руль)

3. Воспитатель: мы немного размялись, а теперь подведем итоги. Молодцы, вы закончили работу. Вы старались. Модели машин получились необычные и очень интересные. Ребята, к нам в цех, приехал журналист, он хочет узнать и увидеть модели машин, которые вы построили.

– Кто будет журналистом?

Ребенок: «Я хочу быть журналистом».

Журналист объявляет в микрофон: «Внимание! Мы сейчас находимся на автомобильном заводе группы. У нас презентация грузовых моделей машин»

Журналист подходит к детям (к каждой модели) и спрашивает:

«Расскажите, пожалуйста, о своей модели» Рассказы детей:

1.«Эта машина называется автофургон. У неё закрытый кузов - фургон. На ней можно перевозить ценный груз, например мебель, телевизоры, холодильники, продукты питания. Машина наша несёт людям радость и добро.

Журналист: «Спасибо большое»

Подходит к другой модели. «А что вы можете рассказать о своей модели?»

2. «Моя машина называется Камаз. У этой машины высокий кузов.

Она обладает высокой проходимостью и грузоподъёмностью. На ней можно перевозить песок, щебёнку, уголь, кирпичи».

Журналист: «Благодарю».

Подходит к другой модели.

- Расскажите о своей модели. Кто из вас будет рассказывать?

3. Мы построили уникальную машину с цистерной. Кузов у неё цистерна. В цистерне можно перевозить молоко, живую рыбу, бензин.

Журналист: «Спасибо». - Что вы можете рассказать о своей машине?

4. Эта машина называется панелевоз. У неё длинный кузов, есть

крепление. На ней можно перевозить трубы, строительные панели и металл.

Журналист: Спасибо. Мы сегодня вели репортаж с автомобильного завода группы. До свидания.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы, справились с ответственным заданием - построили очень интересные модели машин. Машины ваши будут отправлены на стройку. Благодаря вашей работе на стройке будут во время привозить строительные материалы. Большое вам спасибо. Я надеюсь, все ваши модели будут пользоваться большим спросом.

А сейчас, пожалуйста, возьмите себе красный билетик - если вам понравилось строить, вы самостоятельно без чей-либо помощи справились с заданием. Желтый билетик - если вам потребовалась помощь, и вы не совсем справились самостоятельно. Белый билетик, если вы считаете, что вам еще нужно многому научиться, и вам было трудно справиться с заданием самостоятельно.

Ребята, на память об автомобильном заводе, вам брошюры с новыми моделями машин, которые будут выпускаться.

Всего вам доброго, до свидания.

Конспект по конструированию «Сказочный город»

Цель: учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять умение детей строить разные дома, учить конструировать по чертежу.

Образовательные задачи:

- учить детей планировать свою деятельность;

- учить детей соотносить нарисованные детали с настоящими;

Развивающие задачи:

- развивать умение строить по чертежу;

- закреплять знания детей о деталях конструктора и их свойствах.

- продолжать совершенствовать навыки работы с мелким конструктором;

- развивать чувство формы и композиции;

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение работать не мешая другу -другу, уметь договариваться.

- самостоятельно подбирать нужный строительный материал;

- воспитывать самостоятельность, инициативность.

Словарная работа:

- обогащение словаря детей: «архитектор», «схема», «чертеж», «арка»,

- активизация (слева, справа, вверху, внизу, рядом, около, под, над) .

Материалы и оборудование:

- демонстрационный – иллюстрации, фотографии

- раздаточный – детали маленького деревянного конструктора.

- для игровой деятельности детей – автомобильная дорога, игрушечные машинки, деревья, маленькие игрушки.

Предварительная работа:

- во время прогулок рассматривание домов в ближайшем окружении;

- рассказ воспитателя и рассматривание фотографий в альбоме «Наш город»

- чтение художественных произведений рассматривание иллюстраций;

- игры детей с конструктором (ЛЕГО, маленький деревянный) .

Методы и приемы:

- игровой, наглядный, словесный (вопросы, беседа) .

Ход работы образовательной деятельности

1 часть. Игра «Все детали угадаем»

Воспитатель сообщает тему конструирования. Вспоминают, что дети видели на улицах города, какие здания, дома. Вспоминают из каких деталей конструктора собирали дома в группе.

- Дети, скажите, а из каких частей состоит дом? Дети называют части дома.

- Молодцы, а теперь давайте вспомним названия деталей конструктора. Воспитатель показывает детям детали (кубики, бруски, кирпичики, пластины, арки, (ответы детей).

- Ребята, и с этим заданием вы справились, все детали назвали правильно.

2 часть. Какие красивые и разные дома.

- Ребята, а как вы думаете, кто создает проект дома? Правильно – архитекторы.

- Давайте, ребята, попробуем назвать, детали конструктора, которые изображены на данном рисунке.

Дети рассматривают, называют детали конструктора, которые изображены на рисунке. Воспитатель задает уточняющие вопросы:

- Какие детали можно использовать для стен, крыши, ступенек?

Педагог предлагает совместно подумать и решить, какой именно дом они будут строить. Можно сконструировать дома по любому чертежу, или по своему замыслу.

Затем несколько детей рассказывают о будущей постройке.

Воспитатель предлагает подойти к столам и приступить к постройке дома. Для украшения предлагает использовать детали конструктора ЛЕГО.

3 часть. Итог

По окончании работы педагог предлагает детям рассмотреть постройки друг друга. Воспитатель предлагает рассказать о том, кто, что строил.

- Ребята, давайте рассмотрим дома, которые у вас получились Удалось ли вам построить то, что вы запланировали? Понравилось ли вам строить дома? (Ответы детей) .

- Дети, дома у вас получились разные, прочные и красивые. Работали вы дружно, помогали друг другу. А теперь вы можете поиграть.

Конспект по конструированию «Мосты»

Цель: формировать умение создавать замысел конструкции в соответствии с конкретными условиями, учить анализировать эти условия и на основе анализа строить и контролировать свою практическую деятельность.

Задачи:

- рассмотреть и проанализировать образец постройки;

- провести беседу с целью уточнения представлений детей о назначении моста, различных его конструкциях, чем они отличаются, что в них общего, рассмотреть фотографии;

- задать детям условия для строительства;

- по окончании детьми самостоятельной работы по конструированию обсудить готовые постройки, отметить их соответствие заданным условиям.

Оборудование (на каждого ребенка): строительный материал.

Демонстрационный материал: фотографии различных мостов, подготовленный воспитателем образец моста.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня чудесный день и я рада, что мы снова с вами встретились. Давайте улыбнемся друг другу. Теперь я предлагаю вам сыграть в д/и «Четвертый лишний» тот, кто угадает, тот садится на место.

2. Основная часть:

Игровая ситуация: воспитатель вносит мешочек и предлагает отгадать, что внутри отгадав загадку.

Есть мешочек у меня,

В нем живут мои друзья,

Очень они разные,

Желтые и красные,

Очень все прекрасные.

Вместе любят собираться

И в постройки превращаться.

(Кубики)

Воспитатель:

У меня есть интересная сказка про кубик и его друзей, хотите послушать? (ДА). Рассказ с показом:

Как-то Кубик в лес пошел,

Там Кирпичика нашел,

Взялись за руки детали,

По тропинке побежали,

А на встречу – прыг да скок

Прибежал к друзьям Брусок,

И спросил Брусок детали:

«Вы Цилиндрик не встречали?»

Повернулся куб бочком:

«Я с Цилиндром не знаком»,

А Кирпичик удивился:

«Нам на встречу, он катился

Ладно, нам пора идти,

Нужно конус нам найти»

Долго конус мы искали

И к пластинкам заплутали.

Там и конус был в гостях

И со схемою в руках.

(Дети во время чтения сказки на столах находят перечисленные геометрические фигуры и показывают их)

Воспитатель:

Мы с вами вспомнили геометрические фигуры, а для чего они нам нужны? (Ответы детей). Правильно, чтоб конструировать. А чтоб узнать, что именно мы будем конструировать сегодня с вами, нужно отгадать загадку:

Богатырь дугою встал

Оба берега достал.

Так железная дуга

Породнила берега.

(МОСТ)

Вот река, а я над ней,

Угадай-ка поскорей –

Как громадина лежу,

Оба берега держу,

Через реку по спине,

Едет ряд машин по мне.

(МОСТ)

Через речку во всю ширь

Лёг могучий богатырь.

Он лежит- не дрожит,

Транспорт по нему бежит.

(Мост)

Воспитатель:

Правильно мост. Ребята, как вы думаете, кто проектирует мосты и не только, но издания, сооружения?

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, архитектор. А кто конструирует мосты и чертит схемы?

Ответы детей.

Воспитатель:

Молодцы! Ребята, я предлагаю вам самим стать конструкторами и для этого я приглашаю вас в наше конструкторское бюро. Согласны?

Дети: ДА!

Воспитатель предлагает рассмотреть схемы мостов, провести анализ построек и обговорить, из каких деталей построен мост. Проводится краткая беседа о мостах, рассматриваются фотографии мостов.

Воспитатель:

- Ребята, какие мосты мы с вами сейчас видели? (пешеходный, транспортный, железнодорожный)

- Что общего у всех мостов?

(Опоры, ездовая часть, спуски, перила. Различие – форма: у транспортного и железнодорожного моста спуски пологие, а у пешеходного – ступеньки).

- Какой мост понравился вам?

Воспитатель:

Расскажите о мостах, которые вы будете конструировать. Из какого материала они будут построены? В какой последовательности вы будете создавать свои мосты?

(Во время рассказа нужно следить, чтоб дети правильно называли детали, словесно обозначали местоположение частей).

Физкультминутка: «Мост нагнулся над рекой».

Цель: обеспечить кратковременный активный отдых детей во время образовательной деятельности, удержать умственную работоспособность, способствовать физическому и речевому развитию детей в целом.

Мост нагнулся над рекой Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола

Над водою ровной: Разводят руки согнутые в локтях от груди в разные стороны, показывая ровную воду. Маршируют на месте

«Ах, красивый я какой,

Ах, какой огромный!» Разводят руки над головой, показывая большой мост.

Самостоятельная работа детей: дети конструируют мост. Самостоятельно выбирают его длину, высоту и т. д. По окончании работы подводятся итоги.

3. Заключительный этап.

Воспитатель:

Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?

Ответ детей: (следим, чтоб ответ был полным) Мы говорили о мостах.

Воспитатель:

Да, мы вспомнили, какие бывают мосты, что у них есть общие части. Какие это части?

Ответы детей: Опоры, перекрытия, спуски, перила.

Воспитатель:

А теперь давайте посмотрим, какие мосты у вас получились. Спасибо, вам ребята. Все молодцы! Справились с работой на отлично! Занятие закончено. Приводим рабочее место в порядок.

2.4. Проверка эффективности проведённой работы

Построение системы развития логических приемов мышления с использованием игровых приемов осуществлялась согласно общим дидактическим принципам, которые заключались в следующем:

  • принцип сознательности – обучение не механическое, осознанное;
  • принцип активности – развитие детей произвольного познавательного, волевого интереса;
  • принцип последовательности – от простого к сложному;
  • принцип доступности и посильности – обучение должно происходить на верхних уровнях сил и способностей с той целью, чтобы процесс развития логических приемов представлял для детей достаточные, но при этом преодолимые трудности, и весь используемый материал, а также методы его объяснения должны быть легко доступны;
  • принцип наглядности;
  • принцип прочности;
  • принцип «опережающих знаний» (направленность образовательного процесса на «зону ближайшего развития»).

Для того, чтобы сделать игры доступными интересными для детей с различными уровнями развития, для того, чтобы задания стимулировали активность ума всех детей, в основу комплекса игр были положены следующие организационные требования:

  • разносторонний подход в аспекте представления игрового материала;
  • каждый из этапов должен иметь свой уровень сложности;
  • вариативность и комплексность игровых заданий – одинаковый игровой материал должен предполагать несколько вариантов игр. Помимо этого, воспитатель в зависимости от неуспешности или успешности выполнения игровых заданий детьми должен осуществить грамотный подбор ряда дополнительных упражнений, которые вытекают из определённого задания.

С целью выяснения эффективности проведенной работы проводилось исследование контрольного характера. Оно проводилось по той же методике, что и на начальном этапе работы

Таблица 2

Результаты исследования уровня сформированности логических приемов мышления в процентном соотношении на констатирующем и контрольном этапе

Уровень Сравнение Классификация Сериация
Констати рующий этап Контроль ный этап Констатиру ющий этап Контроль ный этап Констат ирующи й этап Контрольный
этап
высокий 46,60% 57,14% 26,70% 71,43% 13,30% 57,14%
средний 26,70% 42,86% 40% 21% 33,30% 35,71%
низкий 26,70% 0,00% 26,70% 7,14% 26,70% 7,14%
не справился 0,00% 0,00% 6,60% 0,00% 26,70% 0,00%

Таблица 2 позволяет провести сравнительный количественный анализ результатов исследования до и после обучающих воздействий. Данные рисунка наглядно показывают, что в результате проведенной работы количество детей с высоким уровнем сформированности логического приема мышления «сравнение» увеличилось на 10,54 % (с 46,6 до 57,14 %). Эти дети показали устойчивое умение сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета, выражая в речевых формулировках: «равно», «больше», «меньше»; владение 2 способами уравнивания групп предметов: добавлением одного предмета к меньшему их числу или удалением одного предмета из большего их числа. При выполнении задания действовали активно и самостоятельно, рассуждая, объясняя свои действия.

Увеличилось также количество детей со средним уровнем сформированности логического приема сравнения - с 26,7 до 42,86 % (на 16,16 %). Эти дети умеют сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета, выражая в речи результат сравнения: «равно», «больше», «меньше». Затруднялись в применении способов уравнивания групп предметов: выбирали один лишь способ - либо добавлением одного предмета к меньшему их числу или удалением одного предмета из большего их числа. Поэтому второй способ применяли с некоторой помощью взрослого. Но стоит отметить, что при этом дети действовали не молча, как это было на начальном этапе, а стремились рассуждать, объяснять свои действия.

Особенно радует, что на контрольном этапе исследования не выявлено детей с низким уровнем сформированности логического приема сравнения.

Аналогичная картина наблюдается по остальным логическим приемам:

  • классификация: наблюдается увеличение числа детей с высоким уровнем развития – на 44,73 %; по остальным уровням наблюдается значительное снижение
  • сериация: в результате проведенной работы количество детей с высоким уровнем сформированности логического приема мышления «сравнение» увеличилось на 43,84 %, со средним уровнем – на 2,41%.

Таким образом, на основании результатов повторной диагностики можно сказать о том, что благодаря проведенному комплексу упражнений с использованием счетной деятельности уровень сформированности основных логических приемов существенно повысился.

Формы организации деятельности, используемые с детьми после диагностики – дидактические игры, продолжение работы над развитием логических приемов мышления.

Методы – практические, словесно-логические, наглядные, игровые, проблемные.

Полученные данные показали достаточно высокий уровень сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, из полученных данных контрольного эксперимента можно сделать ряд следующих выводов:

– Проведение игр с конструктором оказывает положительное влияние на развитие у детей активности и самостоятельности.

– Необходимым условием проведения развивающих игр должна являться педагогическая поддержка.

– Наиболее эффективно процесс развития осуществляется при использовании разнообразных стимулов, включая организацию внешней среды.

– Использование предлагаемых вариантов заданий возможно для повышения самооценки, развития индивидуальных математических способностей каждого ребёнка.

Заключение

Проблема изучения логического мышления является достаточно актуальной темой в психолого-педагогической литературе. Имеется множество научных публикаций, которые посвящены данной проблеме, в них содержится теоретическое обоснование необходимости и возможности развития логического мышления ребёнка, обозначены пути решения данной задачи. Однако возрастное распределение по данной проблеме в научной литературе достаточно мало представлено.

Так как мышление является процессом познавательной деятельности, то оно обладает свойством обобщённого и опосредованного отражения действительности. Адекватное отражение окружающей действительности осуществляется при условии гармоничного сочетания единства логического и конкретно-чувственного мышления. Каждый психический акт отражения состоит из двух моментов: понимание и объект, а также отношение к нему. Результатом логического мышления является осмысление, понимание того, что происходит вокруг, выявления существенных связей, сторон и явлений окружающего мира.

Логическое мышление состоит из нескольких компонентов:

  • умение выявлять структуру, состав и организацию частей и элементов, а также ориентироваться на наиболее существенные признаки явлений;
  • умение выявлять взаимосвязь объекта и предмета, видеть их трансформацию стечением времени;
  • умение осуществлять логические операции, при этом осознанно их аргументируя.

Необходимо отметить тот факт, что развитие логического мышления имеет прямую взаимосвязь с возрастными особенностями ребёнка. У детей младшего дошкольного возраста преобладает один вид мышления – наглядно-образный. При этом преобразование ситуации во множестве случаев выполняется на основании целенаправленных проб с учётом планируемого результата. Дети дошкольного возраста вполне способны установить определённые скрытые отношения и связи между предметами.

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти и начинается развитие образного внимания. Дети учатся способности применения простых схематизированных изображений в целях решения простейших задач. Дети дошкольного возраста могут строить по схеме, решать задачи на лабиринт. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.

В старшем дошкольном возрасте осуществляется систематизация представлений детей, продолжается развитие образного мышления. Дети постепенно овладевают способностью не только решения задач в наглядном плане, но и совершения преобразования объекта, а также выявление, в каком порядке объекты вступают во взаимодействие и т.п. Тем не менее подобные решения являются оправданными лишь в том случае, когда дети будут использовать адекватные мыслительные средства. Среди таких средств можно отметить схематизированные представления, возникающие в ходе наглядного моделирования.

Старший дошкольный возраст представляет собой период, когда ключевой деятельностью выступает игра. В процессе игры проще усваиваются новые знания, навыки, умения, процессе игровой деятельности становится легче привлечь внимание ребёнка, он лучше усваивает новый материал. Игра содействует расширению представлений об окружающей действительности, применения и закрепления знаний, которые были получены на занятия, а также содействует развитию опыта общения детей со сверстниками и взрослыми. Игра способствует тому, что обучение становится более занимательном, лёгким. В процессе игры происходит развитие интересов детей, возбуждение их активности, желание играть, развитие мышления.

В этой связи для развития логического мышления в данном возрастном периоде выступает дидактическая игра.

 

Список использованной литературы

  1. Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Вопросы психологии. – 2016. – № 5. - 14-25 с.
  2. Математика до школы [Текст] : пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1: / А. А. Смоленцева О.В. Пустовой. – СПб. : «Детство-пресс», 2013. – 191 с.
  3. Михеева, Е. В. Новые подходы к организации логикоматематического развития детей дошкольного возраста [Текст] // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 1. – С.23-26
  4. От рождения до школы. Основная общеобразовательна программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комратовой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-синтез, 2015. – 304 с.
  5. Сайт, М. К. Математика в детском саду [Текст] / М. К. Сай, Е. И. Удальцова. – М. : Просвещение, 2012. – 233 c.
  6. Трухманов, В. Б. Методические возможности математических задач в развитии логического мышления дошкольников // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 7. Ч. 5 [Электронный ресурс]. – URL : http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56434

Приложения

Таблица 1

Результаты исследования уровня сформированности логических приемов мышления на констатирующем этапе исследования

№ п/п Фамилия, имя ребенка Сравнение Классификация Сериация
1   2 3 1
2   3 2   2
3   1 2 0
4   3 2 2
5   2 0 0
6   1 1 1
7   1 1 2
8   1 3 3
9   3 2 3
10   3 1 2
11   3 2 0
12   3 3 0
13   2 2 2
14   2 1 1
15   3 3 1
16   3 3 0
17   2 2 2
18   2 1 1


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]»

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]» Цели: Коррекционные: Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л» Формировать фонематическое восприятие Закреплять навык определения позиции звука в...

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста В 2014 году на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный...

Читайте также

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации Одним из ведущих направлений работы в системе дошкольного и школьного образования России является знакомство...

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...