Познавательный проект: «Занимательная математика» в подготовительной логопедической группе

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, инструктор по физкультуре.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Срок действия проекта: краткосрочный - 1 неделя.

Актуальность: Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным. Если использовать в различных видах деятельности дошкольников развивающие математические игры.

Цель проекта: формирование математических представлений у детей в соответствии с программой и обоснование эффективности использования развивающих математических игр в различных видах деятельности у детей.

Задачи:

- формирование представления детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры;

- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями;

- создание условия для формирования у детей осознанного интереса к математике;

- использование развивающих игр с целью формирования математических представлений старших дошкольников.

Формы работы:

Совместная игра воспитателя с ребёнком;

Самостоятельная деятельность детей;

Математические развлечения;

Занятия (в соответствии с учебным расписанием).

Основные направления работы:

Изучить специальную научно-методическую литературу по использованию математических игр в дошкольном возрасте:

Подготовить методический материал, план работы;

Провести диагностическое исследование образовательной деятельности детей группы в образовательной области «Социализация», «Познание» (ФЭМП);

Разработать картотеку занимательных математических игр;

Использовать развивающие математические игры на занятиях по ФЭМП, на прогулках (подвижные игры), при проведении сюжетно-ролевых игр, в свободной деятельности детей;

Организовать развивающую, познавательную, предметную среду;

Работа с родителями (анкетирование, консультации).

Ожидаемый результат:

Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия;

Умеют решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками; повышение интереса к решению логопедических задач;

Дети соотносят схематическое изображение с реальными предметами;

Дети проявляют интерес к экспериментированию;

Активно включаются в игру.

Содержание проекта:

1 этап подготовительный:

Создание ситуации для мотивации начала проекта в совместной организованной деятельности детей и педагога.

Разработать совместно с детьми план действий на неделю по достижению цели проекта.

Создание ситуации для мотивации

2 этап основной.

Понедельник «Геометрические фигуры».

Задачи: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами- кругом, квадратом, овалом прямоугольником, треугольником и их особенностями.

Закреплять знания о геометрических телах: пирамида, конус, призма.

Упражнять детей в сравнении геометрических фигур и геометрических тел, а так же умение различать и называть их.

Учить детей, применяя полученные знания о свойствах фигур, делать простые выводы и умозаключения.

Учить детей находить известные геометрические формы в окружающей жизни.

Виды детской деятельности:

Познавательно – исследовательская: Беседа «Страна геометрических фигур». На прогулке наблюдение за предметами, камнями (какой формы).

Игровая: Сюжетно - ролевая игра «Магазин», д\и «Измени фигуру», «Сосчитай фигуры».

На прогулке игра «Автобус».

Конструирование: Превращение квадрата: «Птичка», «Лягушка».

Коммуникативная: «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Найди пару»,

«Закрой окошко». Заучивание стихов, загадок о геометрических фигурах.

Двигательная: «Куда идти» (дорожка из геометрических фигур)

Продуктивная: Аппликация «Оживи круг, овал, треугольник, квадрат».

«Ковёр» (выкладывание орнамента из геометрических фигур). На прогулке «Нарисуй фигуры на земле», «Слепи геометрическое тело из песка».

Художественно – этетическая: Драматизация сказок «Репка», «Теремок» с использованием моделей-заместителей.

Трудовая:

Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра «Вычислительная машина» (решение с помощью алгоритмов).

Вторник «Величина».

Задачи: закрепить у детей старшего дошкольного возраста представление о величинах и их измерении.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская: Беседа «Что мы знаем о величине».

На прогулке наблюдение за растениями какие они по величине (деревья и кусты, трава и цветы).

Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Ателье», измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек Кюизенера). На прогулке игра «Мячик прыгает ко мне».

Конструирование: построим дома «Карлики и великаны».

На прогулке постройки из песка различных домов.

Коммуникативная: «Конструкторское бюро»; заучивание загадок, стихов о величине.

Двигательная: «По какому мосту мы пойдём».

Продуктивная:

Художественно-эстетическая: Математическая сказка «Колобок»

Трудовая:

Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра «Составь предмет из счётных палочек».

Среда «Ориентировка во времени».

Задачи: Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).

Научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев.

Расширить кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов.

Воспитывать желание « беречь» время.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская: Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки. Знакомство со строением циферблата. Рассматривание календарей. Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года». Подбор картинок для изготовления схемы «Режим дня».

Экспериментирование «Что можно сделать за 1 минуту? за 1 секунду? за1час?»

Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Семья», настольно-печатные игры. На прогулке подвижные игры: «1,2,3-беги», «Живые часы».

Конструирование: Изготовление модели « Времена года», блоки Дьеныша «Две дорожки», выкладывание из счётных палочек.

Коммуникативная: Чтение художественной литературы С.Я.Маршак «12 месяцев», Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», загадки, пословицы о временах года, частях суток.

Двигательная: «Ручеёк» (состав числа); упражнения «Сколько сделал движений за 1 минуту, 2 минуты».

Продуктивная: Лепка «Будильник».

Художественно-эстетическая: Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».

Трудовая:

Организация РППС для самостоятельной деятельности: Создание выставки «Такие разные часы», «Такие разные календари».

Четверг «Ориентировка в пространстве».

Задачи:

Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;

Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);

Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;

Закреплять умение определять своё место среди окружающих людей;

Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);

Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская: Беседа «Что такое ориентировка в пространстве».

Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Школа»; «Наведи порядок», «Шашки», «Расскажи про свой узор». На прогулке «Зайцы и волк», «Караси и щука».

Конструирование:

Коммуникативная: «Где наша улица?», «Где наш дома?», «Кто за кем стоит?».

На прогулке «Где я нахожусь?».

Двигательная: «Как пройти в магазин?», «Дорога на почту»

На прогулке « Найди предмет», «Жмурки с колокольчиком».

Продуктивная: Аппликация, изготовление макета «Перекрёсток».

Составь план своей комнаты.

Художественно- эстетическая: путешествие по сказкам.

Трудовая:

Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра палочки Кюизенера «Лесенки».

Пятница «Количество и счёт».

Задачи: закрепить счёт в пределах 20, в прямом и обратном порядке.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская: Беседа «Что мы знаем о счёте?»

Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; головоломка с палочками; «Счетовод», «Кто знает пусть дальше считает».

На прогулке «Невесомость».

Конструирование: На прогулке постройки из песка.

Коммуникативная: «Весёлые задачки», «Не зевай на вопросы отвечай»; «Посчитай», «Волшебная клеточка», «Потерянная цифра», «Какой цифры не стало?».

Двигательная: «Цифры встаньте по порядку».

На прогулке «1,2,3 беги».

Продуктивная: Волшебная тетрадь.

Художественно-эстетическая: Чтение художественной литературы В.Катаев «Цветик - семицветик».

Трудовая: расставь посуду по количеству детей.

Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра «Цифра, домино».

3. Заключительный этап.

Интегрированный физкультурный досуг

«Путешествие в страну Математики» (с использованием блоков Дьенеша) .

Задачи:

- прививать детям интерес к математике с помощью физкультур;

- развивать знания о количестве и счёте, геометрических фигурах;

- активизировать творческие способности.

Оборудование:

- карточки с цифрами:1,2,3,4,0;

- карточки с рисунками для ОРУ;

- карточки с цифрами от 1 до 13 (красного и зелёного цветов);

- блоки Дьенеша (2 комплекта);

- 4 обруча;

- 8 монеток;

- мешочек;

- геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, четырёхугольники);

- 2 схемы с изображением домов.

Ход занятия:

Дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Инструктор. – Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправляемся на экскурсию в страну Математику. В этой стране мы не встретим ни лесов, ни рек, ни гор. А что там можно увидеть?

Дети. – Цифры, числа, геометрические фигуры.

Инструктор. – Вижу, вы уже немного знакомы с этой страной. Посмотрите, что это у меня в руках?

Дети. – Цифры: 1, 2, 3, 4, 0.

Инструктор. Я буду показывать эти цифры, а вы выполнять задания. Цифра 1 – идём в колонне по одному, 2 – в колонне по двое, 3 – бежим в колонне по одному, 4 – идём, поднимая руки вверх,0 – строимся в круг (шеренгу по 4).

Инструктор в соответствии с текстом показывает цифры, дети выполняют упражнения.

Единица шла, шла и ещё одну нашла,

Ухватила бойко, превратила в двойку.

С двойкой единица сотворила чудеса,

Поглядите, что за птица полетела в небеса?

Цифра сильная четыре выжимать умеет гири,

Цифра вроде буквы О – это нуль иль ничего,

Круглый нуль такой хорошенький, что не значит ничегошеньки.

Общеразвивающие упражнения:

Инструктор, в соответствии с текстом, показывает карточки, а дети выполняют упражнения.

Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки.

Сколько шариков у нас. Столько мы присядем раз.

Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов.

Сколько видим спелых слив, столько раз ты повернись.

Сколько здесь у нас флажков столько сделаем прыжков.

Инструктор. – Молодцы, ребята! ВЫ все умеете считать. А вот вам ещё одно задание: у меня в руках карточки. Что на них написано? Посмотрите-ка, они разноцветные: красные и зелёные. (дети берут по одной карточке). Давайте поиграем: «Чья команда быстрее?». Красные строятся порядку у красной палки, а зелёные – у зелёной.

Под музыку дети разбегаются. Когда музыка стихает, дети строятся по порядку возрастания.

Основные виды движения:

  1. Проползти по скамье на животе.

Дети проползают по скамье на животе, берут по одному блоку Дьениша и располагают их в обручах следующим образом (схема в помощь): внутри одного обруча оказались все круглые блоки, а внутри другого – все красные (у другой команды - все синие). Место красных (синих) и круглых блоков в общей части двух обручей. После выполнения практической части по расположению блоков дети отвечают на вопросы:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

- Внутри синего, но вне красного обруча?

- Внутри красного, но вне синего обруча?

- Вне обоих обручей?

Блоки надо называть с помощью двух свойств – формы и цвета.

Игра «Найди клад».

Выложены 8 рядов по 8 блоков, в каждом ряду под одним из них прячут «клад» (монетку). Дети по очереди задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком? » - «Нет». – «Под красным?» - «Нет». (Дети делают вывод о том, что клад под жёлтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину).

Игра «Волшебный мешочек».

Поиграем мы, ребятки, с блоками вас ждут загадки.

В мешок ты руку опусти и блок один в неё возьми.

Не вынимая из мешочка, ты свойства назови, дружочек.

Фигурки с блоками сложены в мешочек. Ребёнок отпускает руку в мешочек, нащупывает фигурку и, не доставая её, называет форму, размер, толщину.

Инструктор. – Молодцы, все справились с заданием. А теперь отгадайте загадки:

  1. Он похож на колесо, а ещё на букву О.

По дороге катится и в ромашке прячется

Нрав его совсем не крут. Догадались? Это… (Круг).

  1. Из него мы строим дом. И окошко в доме том.

За него в обед садимся, в час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад. Кто же он? Наш друг… (Квадрат).

  1. Три мои стороны могут разной быть длины.

Где стороны встречаются, угол получается.

Что же вышло? Посмотри! Ведь углов-то тоже три.

На меня вы посмотрите, моё имя назовите. (Треугольник).

Инструктор. –Вы видите перед собой разные геометрические фигуры. Какие?

Дети. – Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник.

Инструктор. Команда красных соберёт треугольники в красный обруч, а команда зелёных – четырёхугольники в зелёный. Когда все фигуры будут собраны, ваша задача – построить дома по схеме.

Инструктор. – Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Наше занятие закончено. Желаю вам успехов не только в спорте, но и в математике.

Результаты проекта:

Пополнилась дидактическая база группы. Результаты мониторинга показали, что использование математических игр способствовало повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей группы. Использование игровой формы при работе с математическим материалом способствовало более полному пониманию логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...

Читайте также

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию…

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию «Мамин день» в средней группе НОД Художественно-эстетическое развитие Средний дошкольный возраст (средняя группа 4...

Мастер-класс по созданию дидактического пособия для детей дошкольного возраста от…

Мастер-класс по созданию дидактического пособия для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет МЕМО «Символы России»

Рабочая программа по основам православной культуры в средней группе

Рабочая программа по основам православной культурыв средней группе Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества...