Познавательный проект: «Занимательная математика» в подготовительной логопедической группе
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, инструктор по физкультуре.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Срок действия проекта: краткосрочный - 1 неделя.
Актуальность: Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным. Если использовать в различных видах деятельности дошкольников развивающие математические игры.
Цель проекта: формирование математических представлений у детей в соответствии с программой и обоснование эффективности использования развивающих математических игр в различных видах деятельности у детей.
Задачи:
- формирование представления детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры;
- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями;
- создание условия для формирования у детей осознанного интереса к математике;
- использование развивающих игр с целью формирования математических представлений старших дошкольников.
Формы работы:
Совместная игра воспитателя с ребёнком;
Самостоятельная деятельность детей;
Математические развлечения;
Занятия (в соответствии с учебным расписанием).
Основные направления работы:
Изучить специальную научно-методическую литературу по использованию математических игр в дошкольном возрасте:
Подготовить методический материал, план работы;
Провести диагностическое исследование образовательной деятельности детей группы в образовательной области «Социализация», «Познание» (ФЭМП);
Разработать картотеку занимательных математических игр;
Использовать развивающие математические игры на занятиях по ФЭМП, на прогулках (подвижные игры), при проведении сюжетно-ролевых игр, в свободной деятельности детей;
Организовать развивающую, познавательную, предметную среду;
Работа с родителями (анкетирование, консультации).
Ожидаемый результат:
Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия;
Умеют решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками; повышение интереса к решению логопедических задач;
Дети соотносят схематическое изображение с реальными предметами;
Дети проявляют интерес к экспериментированию;
Активно включаются в игру.
Содержание проекта:
1 этап подготовительный:
Создание ситуации для мотивации начала проекта в совместной организованной деятельности детей и педагога.
Разработать совместно с детьми план действий на неделю по достижению цели проекта.
Создание ситуации для мотивации
2 этап основной.
Понедельник «Геометрические фигуры».
Задачи: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами- кругом, квадратом, овалом прямоугольником, треугольником и их особенностями.
Закреплять знания о геометрических телах: пирамида, конус, призма.
Упражнять детей в сравнении геометрических фигур и геометрических тел, а так же умение различать и называть их.
Учить детей, применяя полученные знания о свойствах фигур, делать простые выводы и умозаключения.
Учить детей находить известные геометрические формы в окружающей жизни.
Виды детской деятельности:
Познавательно – исследовательская: Беседа «Страна геометрических фигур». На прогулке наблюдение за предметами, камнями (какой формы).
Игровая: Сюжетно - ролевая игра «Магазин», д\и «Измени фигуру», «Сосчитай фигуры».
На прогулке игра «Автобус».
Конструирование: Превращение квадрата: «Птичка», «Лягушка».
Коммуникативная: «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Найди пару»,
«Закрой окошко». Заучивание стихов, загадок о геометрических фигурах.
Двигательная: «Куда идти» (дорожка из геометрических фигур)
Продуктивная: Аппликация «Оживи круг, овал, треугольник, квадрат».
«Ковёр» (выкладывание орнамента из геометрических фигур). На прогулке «Нарисуй фигуры на земле», «Слепи геометрическое тело из песка».
Художественно – этетическая: Драматизация сказок «Репка», «Теремок» с использованием моделей-заместителей.
Трудовая:
Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра «Вычислительная машина» (решение с помощью алгоритмов).
Вторник «Величина».
Задачи: закрепить у детей старшего дошкольного возраста представление о величинах и их измерении.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская: Беседа «Что мы знаем о величине».
На прогулке наблюдение за растениями какие они по величине (деревья и кусты, трава и цветы).
Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Ателье», измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек Кюизенера). На прогулке игра «Мячик прыгает ко мне».
Конструирование: построим дома «Карлики и великаны».
На прогулке постройки из песка различных домов.
Коммуникативная: «Конструкторское бюро»; заучивание загадок, стихов о величине.
Двигательная: «По какому мосту мы пойдём».
Продуктивная:
Художественно-эстетическая: Математическая сказка «Колобок»
Трудовая:
Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра «Составь предмет из счётных палочек».
Среда «Ориентировка во времени».
Задачи: Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).
Научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев.
Расширить кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов.
Воспитывать желание « беречь» время.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская: Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки. Знакомство со строением циферблата. Рассматривание календарей. Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года». Подбор картинок для изготовления схемы «Режим дня».
Экспериментирование «Что можно сделать за 1 минуту? за 1 секунду? за1час?»
Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Семья», настольно-печатные игры. На прогулке подвижные игры: «1,2,3-беги», «Живые часы».
Конструирование: Изготовление модели « Времена года», блоки Дьеныша «Две дорожки», выкладывание из счётных палочек.
Коммуникативная: Чтение художественной литературы С.Я.Маршак «12 месяцев», Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», загадки, пословицы о временах года, частях суток.
Двигательная: «Ручеёк» (состав числа); упражнения «Сколько сделал движений за 1 минуту, 2 минуты».
Продуктивная: Лепка «Будильник».
Художественно-эстетическая: Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».
Трудовая:
Организация РППС для самостоятельной деятельности: Создание выставки «Такие разные часы», «Такие разные календари».
Четверг «Ориентировка в пространстве».
Задачи:
Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);
Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
Закреплять умение определять своё место среди окружающих людей;
Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская: Беседа «Что такое ориентировка в пространстве».
Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Школа»; «Наведи порядок», «Шашки», «Расскажи про свой узор». На прогулке «Зайцы и волк», «Караси и щука».
Конструирование:
Коммуникативная: «Где наша улица?», «Где наш дома?», «Кто за кем стоит?».
На прогулке «Где я нахожусь?».
Двигательная: «Как пройти в магазин?», «Дорога на почту»
На прогулке « Найди предмет», «Жмурки с колокольчиком».
Продуктивная: Аппликация, изготовление макета «Перекрёсток».
Составь план своей комнаты.
Художественно- эстетическая: путешествие по сказкам.
Трудовая:
Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра палочки Кюизенера «Лесенки».
Пятница «Количество и счёт».
Задачи: закрепить счёт в пределах 20, в прямом и обратном порядке.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская: Беседа «Что мы знаем о счёте?»
Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; головоломка с палочками; «Счетовод», «Кто знает пусть дальше считает».
На прогулке «Невесомость».
Конструирование: На прогулке постройки из песка.
Коммуникативная: «Весёлые задачки», «Не зевай на вопросы отвечай»; «Посчитай», «Волшебная клеточка», «Потерянная цифра», «Какой цифры не стало?».
Двигательная: «Цифры встаньте по порядку».
На прогулке «1,2,3 беги».
Продуктивная: Волшебная тетрадь.
Художественно-эстетическая: Чтение художественной литературы В.Катаев «Цветик - семицветик».
Трудовая: расставь посуду по количеству детей.
Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра «Цифра, домино».
3. Заключительный этап.
Интегрированный физкультурный досуг
«Путешествие в страну Математики» (с использованием блоков Дьенеша) .
Задачи:
- прививать детям интерес к математике с помощью физкультур;
- развивать знания о количестве и счёте, геометрических фигурах;
- активизировать творческие способности.
Оборудование:
- карточки с цифрами:1,2,3,4,0;
- карточки с рисунками для ОРУ;
- карточки с цифрами от 1 до 13 (красного и зелёного цветов);
- блоки Дьенеша (2 комплекта);
- 4 обруча;
- 8 монеток;
- мешочек;
- геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, четырёхугольники);
- 2 схемы с изображением домов.
Ход занятия:
Дети входят в зал, строятся в шеренгу.
Инструктор. – Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправляемся на экскурсию в страну Математику. В этой стране мы не встретим ни лесов, ни рек, ни гор. А что там можно увидеть?
Дети. – Цифры, числа, геометрические фигуры.
Инструктор. – Вижу, вы уже немного знакомы с этой страной. Посмотрите, что это у меня в руках?
Дети. – Цифры: 1, 2, 3, 4, 0.
Инструктор. Я буду показывать эти цифры, а вы выполнять задания. Цифра 1 – идём в колонне по одному, 2 – в колонне по двое, 3 – бежим в колонне по одному, 4 – идём, поднимая руки вверх,0 – строимся в круг (шеренгу по 4).
Инструктор в соответствии с текстом показывает цифры, дети выполняют упражнения.
Единица шла, шла и ещё одну нашла,
Ухватила бойко, превратила в двойку.
С двойкой единица сотворила чудеса,
Поглядите, что за птица полетела в небеса?
Цифра сильная четыре выжимать умеет гири,
Цифра вроде буквы О – это нуль иль ничего,
Круглый нуль такой хорошенький, что не значит ничегошеньки.
Общеразвивающие упражнения:
Инструктор, в соответствии с текстом, показывает карточки, а дети выполняют упражнения.
Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки.
Сколько шариков у нас. Столько мы присядем раз.
Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов.
Сколько видим спелых слив, столько раз ты повернись.
Сколько здесь у нас флажков столько сделаем прыжков.
Инструктор. – Молодцы, ребята! ВЫ все умеете считать. А вот вам ещё одно задание: у меня в руках карточки. Что на них написано? Посмотрите-ка, они разноцветные: красные и зелёные. (дети берут по одной карточке). Давайте поиграем: «Чья команда быстрее?». Красные строятся порядку у красной палки, а зелёные – у зелёной.
Под музыку дети разбегаются. Когда музыка стихает, дети строятся по порядку возрастания.
Основные виды движения:
- Проползти по скамье на животе.
Дети проползают по скамье на животе, берут по одному блоку Дьениша и располагают их в обручах следующим образом (схема в помощь): внутри одного обруча оказались все круглые блоки, а внутри другого – все красные (у другой команды - все синие). Место красных (синих) и круглых блоков в общей части двух обручей. После выполнения практической части по расположению блоков дети отвечают на вопросы:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего обруча?
- Вне обоих обручей?
Блоки надо называть с помощью двух свойств – формы и цвета.
Игра «Найди клад».
Выложены 8 рядов по 8 блоков, в каждом ряду под одним из них прячут «клад» (монетку). Дети по очереди задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком? » - «Нет». – «Под красным?» - «Нет». (Дети делают вывод о том, что клад под жёлтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину).
Игра «Волшебный мешочек».
Поиграем мы, ребятки, с блоками вас ждут загадки.
В мешок ты руку опусти и блок один в неё возьми.
Не вынимая из мешочка, ты свойства назови, дружочек.
Фигурки с блоками сложены в мешочек. Ребёнок отпускает руку в мешочек, нащупывает фигурку и, не доставая её, называет форму, размер, толщину.
Инструктор. – Молодцы, все справились с заданием. А теперь отгадайте загадки:
- Он похож на колесо, а ещё на букву О.
По дороге катится и в ромашке прячется
Нрав его совсем не крут. Догадались? Это… (Круг).
- Из него мы строим дом. И окошко в доме том.
За него в обед садимся, в час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад. Кто же он? Наш друг… (Квадрат).
- Три мои стороны могут разной быть длины.
Где стороны встречаются, угол получается.
Что же вышло? Посмотри! Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите, моё имя назовите. (Треугольник).
Инструктор. –Вы видите перед собой разные геометрические фигуры. Какие?
Дети. – Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник.
Инструктор. Команда красных соберёт треугольники в красный обруч, а команда зелёных – четырёхугольники в зелёный. Когда все фигуры будут собраны, ваша задача – построить дома по схеме.
Инструктор. – Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Наше занятие закончено. Желаю вам успехов не только в спорте, но и в математике.
Результаты проекта:
Пополнилась дидактическая база группы. Результаты мониторинга показали, что использование математических игр способствовало повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей группы. Использование игровой формы при работе с математическим материалом способствовало более полному пониманию логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.
Читайте также |
---|
Эссе «Я педагог, а это значит…»
Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш…
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах и словах» Образовательная область: «Речевое развитие» с ребенком...
Дидактическая игра «Добавь сахар в чай»

Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» Аннотация: Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических...