Познавательный проект: «Занимательная математика» в подготовительной логопедической группе

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, инструктор по физкультуре.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Срок действия проекта: краткосрочный - 1 неделя.

Актуальность: Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным. Если использовать в различных видах деятельности дошкольников развивающие математические игры.

Цель проекта: формирование математических представлений у детей в соответствии с программой и обоснование эффективности использования развивающих математических игр в различных видах деятельности у детей.

Задачи:

- формирование представления детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры;

- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями;

- создание условия для формирования у детей осознанного интереса к математике;

- использование развивающих игр с целью формирования математических представлений старших дошкольников.

Формы работы:

Совместная игра воспитателя с ребёнком;

Самостоятельная деятельность детей;

Математические развлечения;

Занятия (в соответствии с учебным расписанием).

Основные направления работы:

Изучить специальную научно-методическую литературу по использованию математических игр в дошкольном возрасте:

Подготовить методический материал, план работы;

Провести диагностическое исследование образовательной деятельности детей группы в образовательной области «Социализация», «Познание» (ФЭМП);

Разработать картотеку занимательных математических игр;

Использовать развивающие математические игры на занятиях по ФЭМП, на прогулках (подвижные игры), при проведении сюжетно-ролевых игр, в свободной деятельности детей;

Организовать развивающую, познавательную, предметную среду;

Работа с родителями (анкетирование, консультации).

Ожидаемый результат:

Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия;

Умеют решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками; повышение интереса к решению логопедических задач;

Дети соотносят схематическое изображение с реальными предметами;

Дети проявляют интерес к экспериментированию;

Активно включаются в игру.

Содержание проекта:

1 этап подготовительный:

Создание ситуации для мотивации начала проекта в совместной организованной деятельности детей и педагога.

Разработать совместно с детьми план действий на неделю по достижению цели проекта.

Создание ситуации для мотивации

2 этап основной.

Понедельник «Геометрические фигуры».

Задачи: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами- кругом, квадратом, овалом прямоугольником, треугольником и их особенностями.

Закреплять знания о геометрических телах: пирамида, конус, призма.

Упражнять детей в сравнении геометрических фигур и геометрических тел, а так же умение различать и называть их.

Учить детей, применяя полученные знания о свойствах фигур, делать простые выводы и умозаключения.

Учить детей находить известные геометрические формы в окружающей жизни.

Виды детской деятельности:

Познавательно – исследовательская: Беседа «Страна геометрических фигур». На прогулке наблюдение за предметами, камнями (какой формы).

Игровая: Сюжетно - ролевая игра «Магазин», д\и «Измени фигуру», «Сосчитай фигуры».

На прогулке игра «Автобус».

Конструирование: Превращение квадрата: «Птичка», «Лягушка».

Коммуникативная: «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Найди пару»,

«Закрой окошко». Заучивание стихов, загадок о геометрических фигурах.

Двигательная: «Куда идти» (дорожка из геометрических фигур)

Продуктивная: Аппликация «Оживи круг, овал, треугольник, квадрат».

«Ковёр» (выкладывание орнамента из геометрических фигур). На прогулке «Нарисуй фигуры на земле», «Слепи геометрическое тело из песка».

Художественно – этетическая: Драматизация сказок «Репка», «Теремок» с использованием моделей-заместителей.

Трудовая:

Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра «Вычислительная машина» (решение с помощью алгоритмов).

Вторник «Величина».

Задачи: закрепить у детей старшего дошкольного возраста представление о величинах и их измерении.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская: Беседа «Что мы знаем о величине».

На прогулке наблюдение за растениями какие они по величине (деревья и кусты, трава и цветы).

Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Ателье», измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек Кюизенера). На прогулке игра «Мячик прыгает ко мне».

Конструирование: построим дома «Карлики и великаны».

На прогулке постройки из песка различных домов.

Коммуникативная: «Конструкторское бюро»; заучивание загадок, стихов о величине.

Двигательная: «По какому мосту мы пойдём».

Продуктивная:

Художественно-эстетическая: Математическая сказка «Колобок»

Трудовая:

Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра «Составь предмет из счётных палочек».

Среда «Ориентировка во времени».

Задачи: Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).

Научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев.

Расширить кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов.

Воспитывать желание « беречь» время.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская: Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки. Знакомство со строением циферблата. Рассматривание календарей. Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года». Подбор картинок для изготовления схемы «Режим дня».

Экспериментирование «Что можно сделать за 1 минуту? за 1 секунду? за1час?»

Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Семья», настольно-печатные игры. На прогулке подвижные игры: «1,2,3-беги», «Живые часы».

Конструирование: Изготовление модели « Времена года», блоки Дьеныша «Две дорожки», выкладывание из счётных палочек.

Коммуникативная: Чтение художественной литературы С.Я.Маршак «12 месяцев», Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», загадки, пословицы о временах года, частях суток.

Двигательная: «Ручеёк» (состав числа); упражнения «Сколько сделал движений за 1 минуту, 2 минуты».

Продуктивная: Лепка «Будильник».

Художественно-эстетическая: Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».

Трудовая:

Организация РППС для самостоятельной деятельности: Создание выставки «Такие разные часы», «Такие разные календари».

Четверг «Ориентировка в пространстве».

Задачи:

Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;

Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);

Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;

Закреплять умение определять своё место среди окружающих людей;

Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);

Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская: Беседа «Что такое ориентировка в пространстве».

Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Школа»; «Наведи порядок», «Шашки», «Расскажи про свой узор». На прогулке «Зайцы и волк», «Караси и щука».

Конструирование:

Коммуникативная: «Где наша улица?», «Где наш дома?», «Кто за кем стоит?».

На прогулке «Где я нахожусь?».

Двигательная: «Как пройти в магазин?», «Дорога на почту»

На прогулке « Найди предмет», «Жмурки с колокольчиком».

Продуктивная: Аппликация, изготовление макета «Перекрёсток».

Составь план своей комнаты.

Художественно- эстетическая: путешествие по сказкам.

Трудовая:

Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра палочки Кюизенера «Лесенки».

Пятница «Количество и счёт».

Задачи: закрепить счёт в пределах 20, в прямом и обратном порядке.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская: Беседа «Что мы знаем о счёте?»

Игровая: Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; головоломка с палочками; «Счетовод», «Кто знает пусть дальше считает».

На прогулке «Невесомость».

Конструирование: На прогулке постройки из песка.

Коммуникативная: «Весёлые задачки», «Не зевай на вопросы отвечай»; «Посчитай», «Волшебная клеточка», «Потерянная цифра», «Какой цифры не стало?».

Двигательная: «Цифры встаньте по порядку».

На прогулке «1,2,3 беги».

Продуктивная: Волшебная тетрадь.

Художественно-эстетическая: Чтение художественной литературы В.Катаев «Цветик - семицветик».

Трудовая: расставь посуду по количеству детей.

Организация РППС для самостоятельной деятельности: Игра «Цифра, домино».

3. Заключительный этап.

Интегрированный физкультурный досуг

«Путешествие в страну Математики» (с использованием блоков Дьенеша) .

Задачи:

- прививать детям интерес к математике с помощью физкультур;

- развивать знания о количестве и счёте, геометрических фигурах;

- активизировать творческие способности.

Оборудование:

- карточки с цифрами:1,2,3,4,0;

- карточки с рисунками для ОРУ;

- карточки с цифрами от 1 до 13 (красного и зелёного цветов);

- блоки Дьенеша (2 комплекта);

- 4 обруча;

- 8 монеток;

- мешочек;

- геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, четырёхугольники);

- 2 схемы с изображением домов.

Ход занятия:

Дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Инструктор. – Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправляемся на экскурсию в страну Математику. В этой стране мы не встретим ни лесов, ни рек, ни гор. А что там можно увидеть?

Дети. – Цифры, числа, геометрические фигуры.

Инструктор. – Вижу, вы уже немного знакомы с этой страной. Посмотрите, что это у меня в руках?

Дети. – Цифры: 1, 2, 3, 4, 0.

Инструктор. Я буду показывать эти цифры, а вы выполнять задания. Цифра 1 – идём в колонне по одному, 2 – в колонне по двое, 3 – бежим в колонне по одному, 4 – идём, поднимая руки вверх,0 – строимся в круг (шеренгу по 4).

Инструктор в соответствии с текстом показывает цифры, дети выполняют упражнения.

Единица шла, шла и ещё одну нашла,

Ухватила бойко, превратила в двойку.

С двойкой единица сотворила чудеса,

Поглядите, что за птица полетела в небеса?

Цифра сильная четыре выжимать умеет гири,

Цифра вроде буквы О – это нуль иль ничего,

Круглый нуль такой хорошенький, что не значит ничегошеньки.

Общеразвивающие упражнения:

Инструктор, в соответствии с текстом, показывает карточки, а дети выполняют упражнения.

Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки.

Сколько шариков у нас. Столько мы присядем раз.

Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов.

Сколько видим спелых слив, столько раз ты повернись.

Сколько здесь у нас флажков столько сделаем прыжков.

Инструктор. – Молодцы, ребята! ВЫ все умеете считать. А вот вам ещё одно задание: у меня в руках карточки. Что на них написано? Посмотрите-ка, они разноцветные: красные и зелёные. (дети берут по одной карточке). Давайте поиграем: «Чья команда быстрее?». Красные строятся порядку у красной палки, а зелёные – у зелёной.

Под музыку дети разбегаются. Когда музыка стихает, дети строятся по порядку возрастания.

Основные виды движения:

  1. Проползти по скамье на животе.

Дети проползают по скамье на животе, берут по одному блоку Дьениша и располагают их в обручах следующим образом (схема в помощь): внутри одного обруча оказались все круглые блоки, а внутри другого – все красные (у другой команды - все синие). Место красных (синих) и круглых блоков в общей части двух обручей. После выполнения практической части по расположению блоков дети отвечают на вопросы:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

- Внутри синего, но вне красного обруча?

- Внутри красного, но вне синего обруча?

- Вне обоих обручей?

Блоки надо называть с помощью двух свойств – формы и цвета.

Игра «Найди клад».

Выложены 8 рядов по 8 блоков, в каждом ряду под одним из них прячут «клад» (монетку). Дети по очереди задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком? » - «Нет». – «Под красным?» - «Нет». (Дети делают вывод о том, что клад под жёлтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину).

Игра «Волшебный мешочек».

Поиграем мы, ребятки, с блоками вас ждут загадки.

В мешок ты руку опусти и блок один в неё возьми.

Не вынимая из мешочка, ты свойства назови, дружочек.

Фигурки с блоками сложены в мешочек. Ребёнок отпускает руку в мешочек, нащупывает фигурку и, не доставая её, называет форму, размер, толщину.

Инструктор. – Молодцы, все справились с заданием. А теперь отгадайте загадки:

  1. Он похож на колесо, а ещё на букву О.

По дороге катится и в ромашке прячется

Нрав его совсем не крут. Догадались? Это… (Круг).

  1. Из него мы строим дом. И окошко в доме том.

За него в обед садимся, в час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад. Кто же он? Наш друг… (Квадрат).

  1. Три мои стороны могут разной быть длины.

Где стороны встречаются, угол получается.

Что же вышло? Посмотри! Ведь углов-то тоже три.

На меня вы посмотрите, моё имя назовите. (Треугольник).

Инструктор. –Вы видите перед собой разные геометрические фигуры. Какие?

Дети. – Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник.

Инструктор. Команда красных соберёт треугольники в красный обруч, а команда зелёных – четырёхугольники в зелёный. Когда все фигуры будут собраны, ваша задача – построить дома по схеме.

Инструктор. – Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Наше занятие закончено. Желаю вам успехов не только в спорте, но и в математике.

Результаты проекта:

Пополнилась дидактическая база группы. Результаты мониторинга показали, что использование математических игр способствовало повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей группы. Использование игровой формы при работе с математическим материалом способствовало более полному пониманию логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.





Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Конспект игры – путешествия «В гости к Снеговику» (для детей…

Конспект игры – путешествия «В гости к Снеговику» (для детей 3 – 4 лет) Программное содержание: 1. Формировать умение детей выкладывать готовые формы...

Сценарий спортивного мероприятия «День здоровья»

Сценарий спортивного мероприятия «День здоровья»   Участники: Ведущий, Доктор Айболит, Веселинка, дети детского сада, воспитатели. Цель: Закреплять культурно-гигиенические навыки у детей, приобщать детей к занятиям физкультурой...

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»   В преддверии празднования Дня Победы с детьми провела опрос по выявлению знаний и представлений о...


Комментарии





В блогах

Занятие в разновозрастной группе детского сада по теме: «Права и обязанности»

Занятие в разновозрастной группе детского сада по теме: «Права и обязанности детей» Цель: познакомить детей с понятием «права и обязанности», показать единство прав и обязанностей, объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности. Задачи: • способствовать воспитанию...

ООД в средней группе: «Про девочку Машу и мухомора Яшу»

Задачи: расширять знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, дать понятие, что несъедобные грибы опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных. Развивать навыки связной речи, активизировать словарь детей через названия грибов.  Закрепить образ мухомора в...

План работы по нравственному воспитанию в группах 6-7 лет

                                                                 ПЛАН РАБОТЫ            ...

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство