Проект «Осень»

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность: краткосрочный – сентябрь/ноябрь.

Участники проекта: дети, воспитатели.

Цель проекта: дать детям представление об изменениях в природе осенью. Создание увлекательной атмосферы для формирования доброжелательного отношение к сверстникам и взрослым.

Задачи проекта:

- Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе;

- воспитывать у детей бережное отношение к живой и не живой природе;

- формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению;

- развитие внимания, речи;

- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков, разучивание стихотворений;

- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

Актуальность: Тема данного проекта выбрана для расширения кругозора детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и не живой природе, не могут определить значении слов «золотая осень», «унылая пора», «дары осени». С помощью данного проекта в условиях образовательного процесса укрепим и расширим связь с природой, приобщим детей к совместной деятельности.

Проблема проекта: недостаточное представление детей о времени года осень.

Предполагаемые результаты:

  • Расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
  • сформирована любовь и бережное отношение к живой и не живой природе;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

Форма реализации:

  • дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • использование DVD для просмотра презентации об осени.

Используемые виды деятельности:

  • познавательно-исследовательский;
  • игровой;
  • чтение художественной литературы;
  • продуктивный;
  • труд;
  • коммуникативный;
  • двигательный;
  • музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности.

Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила?», выпуск фотогазеты «Осень».

Содержание проекта.

Первый этап - подготовительный: (сентябрь)

Определение уровня знаний детей о времени года осень.

Определение темы проекта, постановка цели, задач.

Изучение и подбор методической литературы по выбранной теме.

Разработка и накопление методических материалов.

Перспективное планирование проекта.

Выбор форм и методов работы с детьми для реализации проекта.

Выбор основных мероприятий, определение объема и содержания работы по реализации проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

2. этап. Практический.

Образовательные области. Задачи Виды детской деятельности.
Познавательное развитие

Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; познакомить детей с осенними явлениями в природе.

Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека.

Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; 
 Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). 

Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад.

Закрепить умение описывать овощи и фрукты по характерным признакам, согласно схеме.

Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.
Поддерживать интерес к экспериментированию,

определять с помощью опыта свойства предметов. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев Ознакомление с природой:
беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Почему деревья сбрасывают листья?».
Беседа с просмотром презентации «К нам пришла осень»;
-просмотр познавательного мультфильма «Время года - осень»;
Целевая прогулка по территории детского центра. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского центра.
Беседы: «Где растут фрукты?», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?» «В осеннем лесу», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»
 «Что растет на огороде, в саду», «Чем полезны овощи и фрукты?».
Экспериментирование «Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком».
«Тонет – не тонет». 
Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», , «Деревья и кустарники нашего детского центра», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек». «Времена года», «Собери картинку», «Расскажем мишке о красоте осенней природы», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт».
Социально -коммуникативное развитие Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу; формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.  Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Наш огород», «Делаем салат», «Готовим овощной суп».
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Сбор гербария. 
Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос,

понятно отвечать на него.

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел на прогулке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Игры: Дид. игра «Чьи листья» «Подбери предметы к признакам». «К нам пришла осень» «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек".
Ответить на вопросы по теме «Осень».
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Чтение художественной литературы.
 Чтение стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» Заучивание стихотворения «Наступила осень», «Это осень к нам пришла» .
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Золотая осень». М.Лесовая «Листья солнцем налились», Н. Сладков "Осень на пороге", И. Бунин «Листопад» (отрывок), А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»,
Е. Благинина «Улетают, улетели»
А. Ерикеев «Наступила осень»,
Л.Толстой «Дуб и орешник»
К.Ушинский «Осенняя сказка».
Пальчиковая гимнастика «Листики»
Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения;

развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.
Передавать в рисунке красоту окружающей природы;

обращать внимание на подбор цвета,

соответствующего изображаемому предмету.
формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. 

Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.
Воспитывать умение внимательно слушать сказку,

привлекать к посильному участию в драматизации сказки.

 Ю. Тувим «Овощи», Р.Н.С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты». Н. Егоров «Листопад», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Прячутся», М. Садовский «Берёзы», И. Бунин «Листопад», В. Авдиенко «Осень».
Разучивание: песня «Осень», Дождик». Танец «Листочки».
Рисование «Осень». Аппликация «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».
Рисование «Золотая осень» (пейзаж), Работа с раскрасками. Лепка «Фрукты», «Нарядные грибочки»,
Аппликация- «Ветка рябины», «Наш участок осенью», «Как звери готовятся к зиме».
Бумажный театр «Репка». 
Просмотр мультфильма «Мешок яблок».
Физическое развитие Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.
Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением.
Подвижные игры «Огуречик, огуречик», «Перенеси овощи из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были, что делали», «Повтори движения» (трудовые действия: полив, копание, срывание). Подвижные игры «Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик», «Перелет птиц», «Солнышко и дождик», «Осенние листочки»;. 
Пальчиковые игры «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик». «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты». «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья», «Корзинка».

Ожидаемый результат:

Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

- большое количество овощей и фруктов;

- осенние приметы и явления;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны.

3. Заключительный этап:

- оформление выставки детских работ: «Осень»;

- оформление выставки «Что нам осень подарила»;

- развлечение «Осень, осень в гости просим!»;

- открытое занятие «Осень».

Приложение: 

Коллективное занятие на тему «Осень» (конспект открытого занятия).

Ход занятия:

Цель: Закреплять знания о временах года – ОСЕНЬ.

Задачи:

- Закреплять умение работать с кисточкой и клеем;

- воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе;

- формировать умение изготавливать поделку;

- способствовать развитию навыков работы в коллективе.

- активизация словаря.

Интеграция ОО: коммуникация, познание, художественно-эстетическое развитие.

Контингент воспитанников – дети группы « Колобок».

Материально технические средства для проведения занятия:

Методическое оснащение:

  • Иллюстрации на тему «Осень», «Осеннее дерево», «Предметы осени».
  • Беседа «Подарок для Лунтика».

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми об осени и её характерных признаках.
  • Рассматривание картин об осени.
  • Чтение стихотворений об осени.
  • Наблюдение за природой из окна и на участке.

Ход занятия:

Организационный этап.

Воспитатель: Здравствуйте уважаемы гости! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

II. Мотивационный этап

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Что вы там видите? (деревья) А какие деревья? (без листьев, голые). Грустно стоят деревья. Как вы думаете, почему? (ответы)

Воспитатель: Правильно, осень.

Воспитатель: А какие приметы осени вы знаете?

Дети: отвечают на вопросы, при затруднении воспитатель помогает.

Да, наступила осень. Последний осенний месяц принес с собой первые заморозки, холодный ветер, который сервал последние листочки с деревьев. Но осень не всегда такая хмурая! Есть еще золотая осень, когда светит солнышко, и, кажется, что деревья одеты в золотой наряд.

Воспитатель: А самое красивое осенью это листопад. Ребята, а что такое листопад?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Листопад это когда много разноцветных листьев падают с деревьев. Какого цвета бываю осенью листочки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да, и желтые, и красные, а бывает, что и зеленые листочки падают. Это очень красиво – разноцветные листочки кружатся в воздухе.

Воспитатель: - Ребята, вы знаете Лунтика?

(ответы детей)

В: - Он мне сегодня позвонил и сказал, что он не знает что такое листопад. Давайте мы с вами сделаем ему подарок осеннее дерево, и изобразим листопад?

Давайте подготовим свои пальчики к работе. Пальчиковая игра «Букет для мамы» 1,2,3,4,5 будем листики считать: Листик березы, Листик рябины Листик тополя, Листик осины, Листики дуба мы соберем Маме осенний букет принесем. Вот теперь мы готовы!

Воспитатель: У нас на столе лежит все, что может нам понадобиться для аппликации. Давайте сделаем осенний клен. Пусть у нас на дереве останутся много листочков, и немного под деревом.

А пока вы будете делать наше дерево, я включу вам осеннюю музыку.

Воспитатель включает музыку. Дети выполняют аппликацию, при необходимости воспитатель помогает.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились. Посмотрите какой красивый осеннее дерево у нас получился.

Воспитатель: А теперь, немного отдохнем.

Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой (Ребенок поворачивается в сторону мамы)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки). (Садимся на места.)

Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили: время года, листопад, Какого цвета листья?

Все правильно, молодцы, все заслужили поощрительные сладости. Занятие окончено, спасибо.

1

2

3

4

5

6



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Мастер-класс по изготовлению лэпбука

Проект учителя-дефектолога на тему: «Веселые пальчики»

Проект учителя-дефектолога на тему: «Веселые пальчики»

Проект «Удивительный мир космоса»

Проект «Удивительный мир космоса»

Читайте также

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород» Введение: В. А. Сухомлинский«Общение с природой, забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств...

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Из опыта работы «Развитие мышления и речи в логоритмических играх»

Из опыта работы «Развитие мышления и речи в логоритмических играх» Актуальность.На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья...