Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?»

(Для детей старшей подготовительной группы)

Паспорт проекта

Название: «Что скрывается в недрах Земли?»

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный с мая по октябрь.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели, учитель - логопед, родители.

Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам. В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека. Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи проекта:

Для детей:

Коррекционные:

1. Развитие общей и мелкой моторики, координации, переключаемости движений речевого и диафрагмального дыхания.

2. Становление речеслуховой и двигательной памяти, произвольного внимания.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Активизация словарного запаса по теме (гранит, песок, глина, кобальт и т.д.)

5. Автоматизация звуков в словах, фразах, предложениях.

Обучающие:
1. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи(песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)
 2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:

 - определять задач, исходя из поставленной проблемы;

- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:
1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Для родителей:

  1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
  2.  Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  1. Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
  2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
  3. Формированы познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования. 
  4. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
  5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Для воспитателей:

  1. Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
  2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
  3. Совершенствована развивающая предметно – пространственная среда.

    Для родителей:
  1. Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта, приобретённого в детском саду;
  2. Развито совместное творчество родителей и детей;
  3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных психологических процессах.
  4. Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.

Материалы и оборудование: Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный

  1. Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
  2. Определение цели, исходя из интересов детей.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  4. Обеспечение дидактического материала.

Второй этап – Основной

  1. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  2. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  3. Оформление консультативного материала для родителей.

Третий этап – Итоговый

  1. Подтверждение итогов проекта.
  2. Оценка достигнутых результатов.
  3. Создание мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • специально-организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

  1. Занятия;
  2. Эксперименты, опыты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение, экскурсии, труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Занятия проводятся каждую неделю. Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Поиск возможных решений.
  • Прогноз результата эксперимента.
  • Проверка возможных решений, исходя из данных.
  • Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
  • Обобщение.

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов в изо - деятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный план работы с детьми

Месяц Организованно образовательная деятельность Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия
Май ООД «Наша Земля» Глобус»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.
«Что есть на нашей Земле»
Расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.
Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах.
Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.
Оформление альбомов о водных ресурсах.
Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус».
Опыт № 1Какими бывают камни.
Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края).
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
 «Можно ли менять форму камня и глины»
«Что мы знаем о полезных ископаемых?»
Формирование элементарных представлений у детей о полезных ископаемых
«В мире полезных ископаемых» Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
 "Отыщи такой же камень"
Опыт №2 Определение размера.
Одинакового размера ли ваши камни?
Вывод: камни бывают разных размеров.
ООД «О чем шептались камни?» И.Н. Рыжова
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать чуткость к художественному слову.
 «Где используются полезные ископаемые?»
Рассказать детям о богатствах, которые находятся под землей,
где они используются.
"Полезные ископаемые- богатства нашей земли". Сюжетно-ролевые игра "Геологи" (знакомство с профессией «геолог»)
Опыт №3 Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
 Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. 
ООД «Удивительные камни"
Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств.
«Может ли камень издавать звуки?»
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Игровые эксперименты:
"Пирамида из камней"
Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)
Д\и с камнями на развитие сенсорных
способностей, мелкой моторики:
"Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь" « Про что я говорю»
ООД «Выкладывание рисунков из камней»
Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.
«Разнообразный мир камней»
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Опыт. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).
 Опыт. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Д/И «Собери картинку»
Просмотр презентации «Удивительный мир камней»
Экскурсия «Подземные богатства Земли».
Июнь ООД «Волшебница соль»
Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор.
Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.
Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?
Закреплять знания о применении соли.
Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется) Д/И «Польза - вред»
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
  ООД " Знакомство с полезными ископаемыми"
Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств.
Для чего нужны полезные ископаемые?
Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах.
«Соль – знакомая и незнакомая» Опыт №2 «Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется.
ООД Рисование солью»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
«Что ты знаешь о соли?»
Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
«Для чего нужна соль?» Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».
ООД «Такая знакомая и загадочная соль»
Уточнение представления о свойствах соли.
«Соль — друг и враг»
Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Наблюдение «Как мама использует соль?» Опыт №3 «Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»; румынская народная сказка: “Соль в кушанье» Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль» «Соль полезна для того, чтобы ….»  Опытно-экспериментальная деятельность «Определение плотности солёной воды»
Июль ООД «Знакомство со свойствами песка и глины»
Познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами и применением в жизни человека.
«Как человек использует песок и глину».
Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины.
Наблюдения и игры на прогулке, в природе. Рассматривание фотографий, иллюстраций.
  ООД «Природные материалы: камень, глина, песок»
Закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении.
«Песок и глина - наши помощники».
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
Формировать умение исследовать свойства природных материалов.
Наблюдения за песочницей во время дождя и в сухую погоду.  Рассматривание Детской Энциклопедии. ОПЫТ №1
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.
Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Серебряное копытце», А.М. Волков «Волшебник изумрудного города» «Особенности песка и глины»
Развивать интерес к природным материалам.
Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает? Презентация «Использование и применение природных материалов в быту»
ОПЫТ №2
Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения.
ООД «Свойства песка»
Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стекло производстве.
Беседа «Горы»
Цель:
Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении.
Закреплять знания о пройденном материале.
Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).
Оформить выставку изделий из стекла
Постройки из песка на участке
“Строим замки из песка”
Изобразительная деятельность (лепить из глины посуду и игрушки); оформление коллекции “Песок и глина нашего края”. “Где используют песок и глину”
Расширение средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и глины, и предметов изготовленных из песка и глины
В ветреную погоду понаблюдайте за песком – уносит ли его ветер? ОПЫТ №3
Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, делится на части) и камня (сухой, твердый, не делится на части, из него нельзя лепить).
Август ООД «Вулканы»
Цель:
Познакомит с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия
Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов
«Цунами»
Беседа с показом видеофильма
«Торнадо. Ветер»
Беседа с показом видеофильма
Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы
 «Что у нас под ногами?»
Рассмотреть свойства некоторых объектов неживой природы.
Д/И «Угадай и назови»
Опыт. “Сравни!” (Глина и песок.)
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите, из чего состоит песок (из мелких зернышек-песчинок – круглые, желтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга). Рассмотрите глину через лупу (крупинок не видно, глина похожа на пластилин).
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто прилипли друг к другу. И глина, и песок не живая – не дышит, не растет, не ест.
  ООД «Использование человеком полезных ископаемых»
Закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении.
Составление рассказов «Полезные ископаемые»
Учить устанавливать причинно-следственную связь, закреплять правильное произношение звуков в связной речи детей.
«Природные богатства, горные породы и минералы».
Цель: Познакомить детей с тем, что горные породы находятся повсюду на тропинках, дорогах, на пляже, в поле и даже на дне реки и ручья.
Рассматривание книг, альбомов, коллекция натуральных камней и фотографии драгоценных камней «Полезные ископаемые» Дидактические игры «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь»
ООД «Недра Земли»
Расширять и закреплять знание детей о свойствах полезных ископаемых.
«Любите Землю-матушку!»
Формирование пониманий необходимости бережного отношения к природе.
Исследования «Почему камни бывают разноцветными»
Формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли
Просмотр презентации «Недра земли»
Рисование по замыслу «Превращение камешков»
Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм.
«Кто такие геологи и чем они занимаются?»
Продолжать знакомить детей с интересными профессиями.
«Каменный уголь и мел»
Познакомить детей со свойствами каменного угля и мела.
Просмотр мультфильмов «Гномы и горный король», «Серебряное копытце».
Чтение художественной литературы П. Бажов «Хозяйка медной горы»
Познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства.
«Известняк».
Закрепить знания детей о том, что все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.
Наблюдение за известняком. Д/И «Так бывает или нет»
Виртуальная экскурсия по Уральскому геологическому музею.
Сентябрь
Октябрь
ООД «Магнит. Как достать скрепку?»
Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.
Учить рисовать схемы.
Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы    Игра-опыт «Магнитная регата»
Ход опыта:
Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.
Вывод:
Сила магнита действует даже на расстоянии.
ООД «Удивительные камни»
Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней.
«Где применяются камни?»
Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). Экскурсия «Полезные ископаемые родного края».
Чтение художественной литературы.
Стихи, пословицы и поговорки о камнях.
Пазлы «Что из чего сделано»
Проведение с детьми мини- викторины "Что мы знаем о полезных ископаемых" «Откуда берутся камни».
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.
«Чем богаты недра Земли?» Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»
ООД «Зачем нужна вода»
Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.
Объяснять, что жизнь зародилась в воде.
Беседы с показом опытов «Солёная вода»
Беседы об охране воды.
Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.
Наблюдения за дождем. Экскурсия на реку Воря.
Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных.
Экскурсии на выставку детей ДОУ «Удивительный мир камней»
Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли?»
«Подземные богатства земли»
Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми.
Закрепление знаний о полезных ископаемых Настольно-печатные игра: «Живая, неживая природа»
Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада»
Экскурсии детей в группу на выставку «Удивительные камни» дети из других групп ДОУ.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Родители дома проделывали ряд опытов с водой, песком, глиной, проводили исследования, отвечали на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогали, направляли детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей были проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой, песком, глиной».

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей использовались как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества.

Перспективный план работы с родителями

- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Анализ работы по проекту:

 Практическая значимость данного проекта дала развитие познавательных интересов у детей, расширению опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Данный проект является комплексным использованием элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения опытов, игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Рыжова Н. А. «Волшебница» –выдан. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

7. Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.

8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч — № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8

11. Интернет ресурсы.

 

Приложения к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для…

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, Зайчиха, Зайчата (девочка и мальчик), Сорока, Ворона, Белка, Лиса, Волк, Медведь. Ход праздника: Дети входят в зал под...

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...

Читайте также

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия»

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия» День недели Время Мероприятия Понедельник, 21 марта «Мы - Россияне» утро 9.00-9.15 Ситуативный разговор «Я гражданин России» Цель: Обобщать...

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»