Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?»

(Для детей старшей подготовительной группы)

Паспорт проекта

Название: «Что скрывается в недрах Земли?»

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный с мая по октябрь.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели, учитель - логопед, родители.

Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам. В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека. Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи проекта:

Для детей:

Коррекционные:

1. Развитие общей и мелкой моторики, координации, переключаемости движений речевого и диафрагмального дыхания.

2. Становление речеслуховой и двигательной памяти, произвольного внимания.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Активизация словарного запаса по теме (гранит, песок, глина, кобальт и т.д.)

5. Автоматизация звуков в словах, фразах, предложениях.

Обучающие:
1. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи(песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)
 2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:

 - определять задач, исходя из поставленной проблемы;

- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:
1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Для родителей:

  1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
  2.  Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  1. Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
  2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
  3. Формированы познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования. 
  4. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
  5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Для воспитателей:

  1. Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
  2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
  3. Совершенствована развивающая предметно – пространственная среда.

    Для родителей:
  1. Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта, приобретённого в детском саду;
  2. Развито совместное творчество родителей и детей;
  3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных психологических процессах.
  4. Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.

Материалы и оборудование: Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный

  1. Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
  2. Определение цели, исходя из интересов детей.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  4. Обеспечение дидактического материала.

Второй этап – Основной

  1. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  2. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  3. Оформление консультативного материала для родителей.

Третий этап – Итоговый

  1. Подтверждение итогов проекта.
  2. Оценка достигнутых результатов.
  3. Создание мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • специально-организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

  1. Занятия;
  2. Эксперименты, опыты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение, экскурсии, труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Занятия проводятся каждую неделю. Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Поиск возможных решений.
  • Прогноз результата эксперимента.
  • Проверка возможных решений, исходя из данных.
  • Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
  • Обобщение.

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов в изо - деятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный план работы с детьми

Месяц Организованно образовательная деятельность Беседы Наблюдения Экскурсии, другие мероприятия
Май ООД «Наша Земля» Глобус»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.
«Что есть на нашей Земле»
Расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.
Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах.
Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.
Оформление альбомов о водных ресурсах.
Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус».
Опыт № 1Какими бывают камни.
Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края).
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
 «Можно ли менять форму камня и глины»
«Что мы знаем о полезных ископаемых?»
Формирование элементарных представлений у детей о полезных ископаемых
«В мире полезных ископаемых» Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
 "Отыщи такой же камень"
Опыт №2 Определение размера.
Одинакового размера ли ваши камни?
Вывод: камни бывают разных размеров.
ООД «О чем шептались камни?» И.Н. Рыжова
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать чуткость к художественному слову.
 «Где используются полезные ископаемые?»
Рассказать детям о богатствах, которые находятся под землей,
где они используются.
"Полезные ископаемые- богатства нашей земли". Сюжетно-ролевые игра "Геологи" (знакомство с профессией «геолог»)
Опыт №3 Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
 Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. 
ООД «Удивительные камни"
Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств.
«Может ли камень издавать звуки?»
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Игровые эксперименты:
"Пирамида из камней"
Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)
Д\и с камнями на развитие сенсорных
способностей, мелкой моторики:
"Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь" « Про что я говорю»
ООД «Выкладывание рисунков из камней»
Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.
«Разнообразный мир камней»
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Опыт. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).
 Опыт. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Д/И «Собери картинку»
Просмотр презентации «Удивительный мир камней»
Экскурсия «Подземные богатства Земли».
Июнь ООД «Волшебница соль»
Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор.
Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.
Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?
Закреплять знания о применении соли.
Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется) Д/И «Польза - вред»
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
  ООД " Знакомство с полезными ископаемыми"
Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств.
Для чего нужны полезные ископаемые?
Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах.
«Соль – знакомая и незнакомая» Опыт №2 «Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется.
ООД Рисование солью»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
«Что ты знаешь о соли?»
Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
«Для чего нужна соль?» Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».
ООД «Такая знакомая и загадочная соль»
Уточнение представления о свойствах соли.
«Соль — друг и враг»
Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Наблюдение «Как мама использует соль?» Опыт №3 «Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»; румынская народная сказка: “Соль в кушанье» Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль» «Соль полезна для того, чтобы ….»  Опытно-экспериментальная деятельность «Определение плотности солёной воды»
Июль ООД «Знакомство со свойствами песка и глины»
Познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами и применением в жизни человека.
«Как человек использует песок и глину».
Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины.
Наблюдения и игры на прогулке, в природе. Рассматривание фотографий, иллюстраций.
  ООД «Природные материалы: камень, глина, песок»
Закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении.
«Песок и глина - наши помощники».
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
Формировать умение исследовать свойства природных материалов.
Наблюдения за песочницей во время дождя и в сухую погоду.  Рассматривание Детской Энциклопедии. ОПЫТ №1
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.
Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Серебряное копытце», А.М. Волков «Волшебник изумрудного города» «Особенности песка и глины»
Развивать интерес к природным материалам.
Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает? Презентация «Использование и применение природных материалов в быту»
ОПЫТ №2
Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения.
ООД «Свойства песка»
Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стекло производстве.
Беседа «Горы»
Цель:
Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении.
Закреплять знания о пройденном материале.
Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).
Оформить выставку изделий из стекла
Постройки из песка на участке
“Строим замки из песка”
Изобразительная деятельность (лепить из глины посуду и игрушки); оформление коллекции “Песок и глина нашего края”. “Где используют песок и глину”
Расширение средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и глины, и предметов изготовленных из песка и глины
В ветреную погоду понаблюдайте за песком – уносит ли его ветер? ОПЫТ №3
Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, делится на части) и камня (сухой, твердый, не делится на части, из него нельзя лепить).
Август ООД «Вулканы»
Цель:
Познакомит с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия
Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов
«Цунами»
Беседа с показом видеофильма
«Торнадо. Ветер»
Беседа с показом видеофильма
Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы
 «Что у нас под ногами?»
Рассмотреть свойства некоторых объектов неживой природы.
Д/И «Угадай и назови»
Опыт. “Сравни!” (Глина и песок.)
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите, из чего состоит песок (из мелких зернышек-песчинок – круглые, желтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга). Рассмотрите глину через лупу (крупинок не видно, глина похожа на пластилин).
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто прилипли друг к другу. И глина, и песок не живая – не дышит, не растет, не ест.
  ООД «Использование человеком полезных ископаемых»
Закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении.
Составление рассказов «Полезные ископаемые»
Учить устанавливать причинно-следственную связь, закреплять правильное произношение звуков в связной речи детей.
«Природные богатства, горные породы и минералы».
Цель: Познакомить детей с тем, что горные породы находятся повсюду на тропинках, дорогах, на пляже, в поле и даже на дне реки и ручья.
Рассматривание книг, альбомов, коллекция натуральных камней и фотографии драгоценных камней «Полезные ископаемые» Дидактические игры «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь»
ООД «Недра Земли»
Расширять и закреплять знание детей о свойствах полезных ископаемых.
«Любите Землю-матушку!»
Формирование пониманий необходимости бережного отношения к природе.
Исследования «Почему камни бывают разноцветными»
Формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли
Просмотр презентации «Недра земли»
Рисование по замыслу «Превращение камешков»
Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм.
«Кто такие геологи и чем они занимаются?»
Продолжать знакомить детей с интересными профессиями.
«Каменный уголь и мел»
Познакомить детей со свойствами каменного угля и мела.
Просмотр мультфильмов «Гномы и горный король», «Серебряное копытце».
Чтение художественной литературы П. Бажов «Хозяйка медной горы»
Познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства.
«Известняк».
Закрепить знания детей о том, что все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.
Наблюдение за известняком. Д/И «Так бывает или нет»
Виртуальная экскурсия по Уральскому геологическому музею.
Сентябрь
Октябрь
ООД «Магнит. Как достать скрепку?»
Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.
Учить рисовать схемы.
Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы    Игра-опыт «Магнитная регата»
Ход опыта:
Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.
Вывод:
Сила магнита действует даже на расстоянии.
ООД «Удивительные камни»
Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней.
«Где применяются камни?»
Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). Экскурсия «Полезные ископаемые родного края».
Чтение художественной литературы.
Стихи, пословицы и поговорки о камнях.
Пазлы «Что из чего сделано»
Проведение с детьми мини- викторины "Что мы знаем о полезных ископаемых" «Откуда берутся камни».
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.
«Чем богаты недра Земли?» Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»
ООД «Зачем нужна вода»
Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.
Объяснять, что жизнь зародилась в воде.
Беседы с показом опытов «Солёная вода»
Беседы об охране воды.
Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.
Наблюдения за дождем. Экскурсия на реку Воря.
Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных.
Экскурсии на выставку детей ДОУ «Удивительный мир камней»
Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли?»
«Подземные богатства земли»
Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми.
Закрепление знаний о полезных ископаемых Настольно-печатные игра: «Живая, неживая природа»
Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада»
Экскурсии детей в группу на выставку «Удивительные камни» дети из других групп ДОУ.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Родители дома проделывали ряд опытов с водой, песком, глиной, проводили исследования, отвечали на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогали, направляли детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей были проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой, песком, глиной».

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей использовались как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества.

Перспективный план работы с родителями

- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Анализ работы по проекту:

 Практическая значимость данного проекта дала развитие познавательных интересов у детей, расширению опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Данный проект является комплексным использованием элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения опытов, игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Рыжова Н. А. «Волшебница» –выдан. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

7. Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.

8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч — № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8

11. Интернет ресурсы.

 

Приложения к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях…

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет...

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет Аннотация: Игра «Шахматные домики» предназначена для детей от 4 до 6 лет и может...

Читайте также

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...

Конспект НОД по развитию речи. Тема: «Составление пересказа «Как медведь…

Конспект НОД по развитию речиТема: «Составление пересказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову) с использованием методик моделирования Цель: Формирование навыков...

Циклограмма. Тема «Моя семья»

Циклограмма. Тема «Моя семья»Подтема «Труд родителей» {pdf=download/files/presentation/file648.pdf|90%|700|native}

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД в старшей группе (использованием нетрадиционной техники рисования «ниткографии») «Цветы для мамы».

Программные задачи: Художественное творчество : Обобщить и расширить детей о нетрадиционной техники рисования. Формировать композиционные навыки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Коммуникация: Расширить представление детей о многообразии окружающего мира. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить...

Лето в детском саду.

Лето – замечательное время года и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать и получить заряд здоровья на весь год. Работа детского сада летом немного отличается от другого времени года. Детям уделяется больше внимания, прогулки, игры, физкультурные...

Конспект мероприятия Волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)

Конспект мероприятия   волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)                 Подготовила: воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с № 35» Герасимова Маргарита Александровна                       г. Альметьевск, 2020...

Проект на тему: «Правила дорожного движения – достойны уважения!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – д/с №35 «Сказочная страна» Проект на тему: «Правила дорожного движения – достойны уважения!» Автор: воспитатель Герасимова М.А. г. Альметьевск, 2020 год Паспорт проекта Девиз проекта: «Правила дорожные – знать каждому положено!» Тип проекта: Познавательно-информационный. Проект...