Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?»
(Для детей старшей подготовительной группы)
Паспорт проекта
Название: «Что скрывается в недрах Земли?»
Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный с мая по октябрь.
Участники проекта: воспитанники и воспитатели, учитель - логопед, родители.
Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам. В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека. Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.
Задачи проекта:
Для детей:
Коррекционные:
1. Развитие общей и мелкой моторики, координации, переключаемости движений речевого и диафрагмального дыхания.
2. Становление речеслуховой и двигательной памяти, произвольного внимания.
3. Развитие артикуляционной моторики.
4. Активизация словарного запаса по теме (гранит, песок, глина, кобальт и т.д.)
5. Автоматизация звуков в словах, фразах, предложениях.
Обучающие:
1. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи(песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)
2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
- определять задач, исходя из поставленной проблемы;
- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.
Воспитательные:
1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
Для родителей:
- Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
- Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
- Формированы познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
- Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
- Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Для воспитателей:
- Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
- Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
- Совершенствована развивающая предметно – пространственная среда.
Для родителей:
- Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта, приобретённого в детском саду;
- Развито совместное творчество родителей и детей;
- Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных психологических процессах.
- Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Материалы и оборудование: Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный
- Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
- Определение цели, исходя из интересов детей.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактического материала.
Второй этап – Основной
- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
- Оформление консультативного материала для родителей.
Третий этап – Итоговый
- Подтверждение итогов проекта.
- Оценка достигнутых результатов.
- Создание мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
- специально-организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
- Занятия;
- Эксперименты, опыты;
- Беседы;
- Наблюдение, экскурсии, труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
- Осознание того, что хочешь узнать;
- Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
- Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
- фиксирование результатов, анализ полученных данных;
- Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся каждую неделю. Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:
- Создание проблемной ситуации.
- Поиск возможных решений.
- Прогноз результата эксперимента.
- Проверка возможных решений, исходя из данных.
- Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
- Обобщение.
Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов в изо - деятельности.
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Перспективный план работы с детьми
Месяц | Организованно образовательная деятельность | Беседы | Наблюдения | Экскурсии, другие мероприятия |
Май | ООД «Наша Земля» Глобус» Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России. |
«Что есть на нашей Земле» Расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой. Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах. |
Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы. Оформление альбомов о водных ресурсах. |
Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус». Опыт № 1Какими бывают камни. Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Вывод: камни по цвету и форме бывают разные. Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края). |
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых: «Можно ли менять форму камня и глины» |
«Что мы знаем о полезных ископаемых?» Формирование элементарных представлений у детей о полезных ископаемых |
«В мире полезных ископаемых» | Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень" Опыт №2 Определение размера. Одинакового размера ли ваши камни? Вывод: камни бывают разных размеров. |
|
ООД «О чем шептались камни?» И.Н. Рыжова Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать чуткость к художественному слову. |
«Где используются полезные ископаемые?» Рассказать детям о богатствах, которые находятся под землей, где они используются. |
"Полезные ископаемые- богатства нашей земли". | Сюжетно-ролевые игра "Геологи" (знакомство с профессией «геолог») Опыт №3 Определение характера поверхности. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. |
|
ООД «Удивительные камни" Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. |
«Может ли камень издавать звуки?» Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. |
Игровые эксперименты: "Пирамида из камней" |
Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.) Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь" « Про что я говорю» |
|
ООД «Выкладывание рисунков из камней» Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми. |
«Разнообразный мир камней» Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. |
Опыт. Рассматривание камней через лупу. Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Опыт. Определение веса. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. |
Д/И «Собери картинку» Просмотр презентации «Удивительный мир камней» Экскурсия «Подземные богатства Земли». |
|
Июнь | ООД «Волшебница соль» Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор. |
Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег. Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная? Закреплять знания о применении соли. |
Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется) | Д/И «Польза - вред» Опыт № 1: «Из чего состоит соль». Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов) Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов. |
ООД " Знакомство с полезными ископаемыми" Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. |
Для чего нужны полезные ископаемые? Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах. |
«Соль – знакомая и незнакомая» | Опыт №2 «Соль растворяется в воде» Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать. Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется. |
|
ООД Рисование солью» Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества. |
«Что ты знаешь о соли?» Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. |
«Для чего нужна соль?» | Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли». | |
ООД «Такая знакомая и загадочная соль» Уточнение представления о свойствах соли. |
«Соль — друг и враг» Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы. |
Наблюдение «Как мама использует соль?» | Опыт №3 «Соль хрустит» Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день. Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст. |
|
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»; румынская народная сказка: “Соль в кушанье» | Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль» | «Соль полезна для того, чтобы ….» | Опытно-экспериментальная деятельность «Определение плотности солёной воды» | |
Июль | ООД «Знакомство со свойствами песка и глины» Познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами и применением в жизни человека. |
«Как человек использует песок и глину». Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины. |
Наблюдения и игры на прогулке, в природе. | Рассматривание фотографий, иллюстраций. |
ООД «Природные материалы: камень, глина, песок» Закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении. |
«Песок и глина - наши помощники». Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. |
Наблюдения за песочницей во время дождя и в сухую погоду. | Рассматривание Детской Энциклопедии. ОПЫТ №1 Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком. |
|
Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Серебряное копытце», А.М. Волков «Волшебник изумрудного города» | «Особенности песка и глины» Развивать интерес к природным материалам. |
Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает? | Презентация «Использование и применение природных материалов в быту» ОПЫТ №2 Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения. |
|
ООД «Свойства песка» Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стекло производстве. |
Беседа «Горы» Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении. Закреплять знания о пройденном материале. |
Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится). Оформить выставку изделий из стекла |
Постройки из песка на участке “Строим замки из песка” |
|
Изобразительная деятельность (лепить из глины посуду и игрушки); оформление коллекции “Песок и глина нашего края”. | “Где используют песок и глину” Расширение средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и глины, и предметов изготовленных из песка и глины |
В ветреную погоду понаблюдайте за песком – уносит ли его ветер? | ОПЫТ №3 Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, делится на части) и камня (сухой, твердый, не делится на части, из него нельзя лепить). |
|
Август | ООД «Вулканы» Цель: Познакомит с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов |
«Цунами» Беседа с показом видеофильма «Торнадо. Ветер» Беседа с показом видеофильма Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы |
«Что у нас под ногами?» Рассмотреть свойства некоторых объектов неживой природы. |
Д/И «Угадай и назови» Опыт. “Сравни!” (Глина и песок.) С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите, из чего состоит песок (из мелких зернышек-песчинок – круглые, желтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга). Рассмотрите глину через лупу (крупинок не видно, глина похожа на пластилин). Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто прилипли друг к другу. И глина, и песок не живая – не дышит, не растет, не ест. |
ООД «Использование человеком полезных ископаемых» Закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении. |
Составление рассказов «Полезные ископаемые» Учить устанавливать причинно-следственную связь, закреплять правильное произношение звуков в связной речи детей. |
«Природные богатства, горные породы и минералы». Цель: Познакомить детей с тем, что горные породы находятся повсюду на тропинках, дорогах, на пляже, в поле и даже на дне реки и ручья. |
Рассматривание книг, альбомов, коллекция натуральных камней и фотографии драгоценных камней «Полезные ископаемые» Дидактические игры «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь» | |
ООД «Недра Земли» Расширять и закреплять знание детей о свойствах полезных ископаемых. |
«Любите Землю-матушку!» Формирование пониманий необходимости бережного отношения к природе. |
Исследования «Почему камни бывают разноцветными» Формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли |
Просмотр презентации «Недра земли» | |
Рисование по замыслу «Превращение камешков» Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. |
«Кто такие геологи и чем они занимаются?» Продолжать знакомить детей с интересными профессиями. |
«Каменный уголь и мел» Познакомить детей со свойствами каменного угля и мела. |
Просмотр мультфильмов «Гномы и горный король», «Серебряное копытце». | |
Чтение художественной литературы П. Бажов «Хозяйка медной горы» Познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. |
«Известняк». Закрепить знания детей о том, что все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. |
Наблюдение за известняком. | Д/И «Так бывает или нет» Виртуальная экскурсия по Уральскому геологическому музею. |
|
Сентябрь Октябрь |
ООД «Магнит. Как достать скрепку?» Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля. Учить рисовать схемы. |
Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы | Игра-опыт «Магнитная регата» Ход опыта: Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их). Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их. Вывод: Сила магнита действует даже на расстоянии. |
|
ООД «Удивительные камни» Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней. |
«Где применяются камни?» Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня. |
В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). | Экскурсия «Полезные ископаемые родного края». Чтение художественной литературы. Стихи, пословицы и поговорки о камнях. Пазлы «Что из чего сделано» |
|
Проведение с детьми мини- викторины "Что мы знаем о полезных ископаемых" | «Откуда берутся камни». Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. |
«Чем богаты недра Земли?» | Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень» | |
ООД «Зачем нужна вода» Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде. Объяснять, что жизнь зародилась в воде. |
Беседы с показом опытов «Солёная вода» Беседы об охране воды. Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. |
Наблюдения за дождем. | Экскурсия на реку Воря. Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных. |
|
Экскурсии на выставку детей ДОУ «Удивительный мир камней» Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли?» |
«Подземные богатства земли» Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми. |
Закрепление знаний о полезных ископаемых | Настольно-печатные игра: «Живая, неживая природа» Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада» Экскурсии детей в группу на выставку «Удивительные камни» дети из других групп ДОУ. |
Работа с родителями
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Родители дома проделывали ряд опытов с водой, песком, глиной, проводили исследования, отвечали на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогали, направляли детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей были проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой, песком, глиной».
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей использовались как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основывались на педагогике сотрудничества.
Перспективный план работы с родителями
- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.
- Консультации для родительского уголка.
- Совместные досуги, праздники, викторины и т. д.
- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Анализ работы по проекту:
Практическая значимость данного проекта дала развитие познавательных интересов у детей, расширению опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Данный проект является комплексным использованием элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения опытов, игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. Рыжова Н. А. «Волшебница» –выдан. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
7. Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.
8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч — № 2.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8
11. Интернет ресурсы.
Приложения к работе можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…
Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...
Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2…

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2 лет) ко дню Матери: «Цветы для мамы!» Цель: Формировать у детей умение выражать любовь...
Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам
Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни...