Познавательно-исследовательский творческий проект
«Школа безопасности Аркадия Паровозова»
Пояснительная записка
На основе федеральных государственных требований содержание образовательной области “Безопасность” направлено на достижение формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в конкретных реальных жизненных ситуациях. Главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Целью проекта является формирование у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека.
Актуальность:
В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В современном мире усилившееся разрушительные силы природы, опасности социального характера и ритм жизни определили тему проекта. Возникла острая необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности
окружающих.
Гипотеза:
Представления детей о безопасности жизнедеятельности сформируются при условии, если работа будет осуществляться систематически, последовательно, дозированно, доступно и с применением различных форм и методов, всем педагогическим коллективом в тесном сотрудничестве с родителями.
Особое место в проекте занимает создание проблемной ситуации, которую дети решают, с помощью мультипликационного героя Аркадия Паровозова, опираясь на свой жизненный опыт.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Итоговый продукт проектной деятельности: «Азбука безопасности
Аркадия Паровозова».
Цель данного проекта - формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.
В соответствии с целью сформированы задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
- познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми);
- сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
- активизировать внимание родителей к решению задач по ОБЖ;
- воспитывать стремление уважать свои права и права других людей.
Реализация данной цели и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
- наглядность;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
- Познавательные занятия
- Беседы
- Рассказ
- Рассказ - объяснение
- Работа с наглядным материалом
- Дискуссии
- Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
- Игровые ситуации - загадки
- Моделирование ситуаций
- Просмотр тематических фильмов
- Просмотр мультфильмов
- Конкурсы
- Викторины
- Кроссворды
- Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
- Развлечения
- Праздники
- Экскурсии и т.д.
Характеристика особенностей развития детей
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни мы разделили на два периода. Младший возраст — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа), старший возраст — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Младший период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях.
Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а также применением этих знаний в повседневной жизни.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей
своими неосторожными действиями.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Продукт проектной деятельности:
- Азбука «Аркадия Паровозова»
- Тренировочная площадка по ПДД
- Информационный стенд «Осторожно огонь!»
- Полоса препятствий для велосепедистов
- Библиотечка безопасности;
- Картотека подвижных игр по безопасности;
- Памятки и буклеты для родителей;
- Наглядный и демонстрационный материал;
- Видеоролик и презентации по теме «Безопасное поведение»
Данный творческий проект опирается на нормативные документы:
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Устав ДОУ.
- СанПиН 2.4.1.3049 - 13.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р. Стеркина, Н.Авдеева, О.Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.
Основные содержательные направления проекта
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
- Ребенок на улице
- Ребенок на природе
- Ребенок дома
- Береги здоровье
Блок «Ребенок на улице»
- Устройство проезжей части.
- «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
- Милиционер - регулировщик.
- Правила поведения в транспорте.
- Если ребенок потерялся на улице.
Блок «Ребенок дома»
- Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
- Открытое окно, балкон как источник опасности.
- Экстремальные ситуации в быту.
- О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Блок «Береги здоровье»
- Здоровье - главная ценность человеческой жизни.
- Изучаем свой организм.
- О профилактике заболеваний.
- О навыках личной гигиены.
- О роли лекарств и витаминов.
- Правила оказания первой помощи.
Блок «Ребенок на природе»
- В природе все взаимосвязано.
- Бережное отношение к живой природе.
- Ядовитые растения.
- Контакты с животным
Взаимодействие с родителями и воспитателями
Главное в формировании навыков безопасного поведения детей - это личный пример воспитателей и родителей.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток и буклетов.
Перспективный план проекта | ||||||
месяц | Название образователь ного события |
Содержание | Создание проблемной ситуации |
Форма проведения итогового образователь ного события |
Работа с родителями |
|
Младший возраст | Старший возраст | |||||
сентябрь | Правила безопасного поведения на улице. Правила дорожного движения | Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: ПДД Моделирование ситуации на тренировочной площадке ДОУ «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!» «Переход», «Сигналы светофора» Чтение книг:
К. Чуковский «Айболит» (про зайчика)Я. Пишумов «Моя улица», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер, А.Дмоховский «Чудесный островок» Дидактическая игра «Что лишнее» «Собери картинку автомобиля», «Так- не так», «Собери знак», «Исправь ошибку». П/и «Цветные автомобили», «Воробышки и автомобиль» Наблюдение «Машины на нашей улице» — знакомить с видами транспорта. Беседа «Не попади в беду на дороге». Раскраска или рисунок по теме: ПДД |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: ПДД Моделирование ситуации на тренировочной площадке ДОУ «Наша улица» Беседа «Знай выполняй правила уличного движения». «История дорожного движения» «ГИБДД. Аппликация «Наша улица» Дидактическая игра классифицировать дорожные знаки по группам: «предупреждающие», «запрещающие», «информационно указательные Наблюдение с составлением схемы с родителями «Дорога домой» Чтение А.Дорохон «Подземный переход», В.Семернин «Запрещается разрешается», Еремеев «Правила движения» |
Праздник «Детский сад встречает детей» Знакомство с Аркадией Паровозовым |
КВН Создание странички Азбуки |
Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле» Родительское собрании на тему «Повышение ответственности у родителей по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге» |
октябрь | Правила поведения в детском саду | Дидактическая игра «Убери на место», «Чего не стало», «Парные картинки» неправильный поступок- поступок правильный Беседы Наши детки кружочком сидят, а в кармашках платочки лежат - учить соблюдать правила личной гигиены. В мире опасных предметов» закрепление правил пользования столовыми приборами. «Безопасность в нашей группе» Экскурсия по территории детского сада- учить избегать опасностей во дворе. |
Дидактическая игра «Каждой вещи —своё место» Экскурсия по детскому саду. Чтение Кушнер А. «Кто сказал, что мы подрались?» Михалков С. «Песенка друзей. Три ветра» Изготовление символических пиктограмм по правилам Поведения в детском саду Беседы о правильном поведении в детском саду и бережном отношении к имуществу |
Проблемная ситуация: «Кто- то напроказничал в нашем любимом детском саду | Круглый стол Создание странички Азбуки |
Индивидуальные беседы: «О основных правилах детей и обязанностях родителей» |
ноябрь | Транспорт. Правила поведения на железнодорожном транспорте, метро, автобусе и др. |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: Безопасность на транспорте Дидактическая игра «Можно- нельзя» Обыгрывание ситуации «Путешествие по улице» Чтение С. Еремеев «Правила движения», П/и «Трамвай» Беседы Виды транспорта Правила поведения на железнодорожном транспорте, метро, автобусе и др Творческие работы: Транспорт. Правила поведения на транспорте . |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: Безопасность на транспорте Дидактическая игра «Что лишнее» Беседы Виды транспорта Правила поведения на железнодорожном транспорте, метро, автобусе и др. Моделирование ситуации. Я-пассажир Творческие работы: Транспорт. Правила поведения на транспорте |
Учебная эвакуация. | Квест. Создание странички Азбуки |
Создание информационного ролика для родителей |
декабрь | Безопасность в зимнее время года | Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме Безопасность в зимнее время года Дидактическая игра». «Ты мороз, мороз»- учить выполнять простые движения, соответствующие словам стихотворения Чтение стихотворение « Ворона снега съела » Рассматривание картинок на тему «Что нельзя делать в морозную погоду». |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: Безопасность в зимнее время года Наблюдение «Осторожно, гололед!» «Осторожно, сосульки и сход снега с крыши». П/ и «Два Мороза» Беседа «О правилах безопасного поведения при катании на санках, лыжах...» «Небезопасные зимние забавы» «Как был наказан любопытный язычок» |
День здоровья с Домовенком Кузей, который не знал правил безопасности зимой |
Викторина Создание странички Азбуки . |
Буклет для родителей «Безопасность в зимнее время года |
январь | В мире опасных предметов. Пожарная Безопасность «Огонь — друг или враг?». МЧС |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: «Пожарная безопасность» Дидактическая игра «Подбери игрушку Танюшке» - знакомить предметами быта, с которыми можно / нельзя играть. Чтение стихов к демонстрационным картинкам «Как избежать неприятностей дома» потешки «Тили- бом, тили-бом...» . Сказки «Соломинка, уголь и боб» Е. Хоринская «Спички - невелички» Моделирование ситуации: «Как лисички нашли спички Беседа «В мире опасных предметов» (друзья и недруги)- продолжать учить правила безопасности в быту П/и «Вода и пламя» Сюжетная картина «Пожарная машина спешит на помощь» |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: : «Пожарная безопасность» Дидактическая игра « Правильно — неправильно» «Разложи по порядку» - обучать безопасному поведению в случае возникновения пожара «Лото осторожностей» Драматизация «Спичка - невеличка» Опыт «Что горит, что не горит» - знакомить с горючими и негорючими материалами« Если дома я один». П/и «Юные пожарные» Чтение Гальченко В. «Первая тревога. Приключение пожарного С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Беседа «Профессия пожарного» «Правила пользования бытовыми приборам (газовая плита, утюг и др.). Сюжетно-ролевая игра «Мы - спасатели» Знакомить с работой службы спасения – МЧС Моделирование ситуации номера тревожных телефонов, |
Кукольный спектакль: «Огонь и семеро козлят» |
Экскурсия в пожарную часть Создание странички Азбуки |
Информационный стенд «Осторожно огонь!» |
февраль | Ребенок в общении с другими людьми. | Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: Ребенок в общении с другими людьми Моделирование ситуации: Незнакомый человек угощает конфетой — учить отказываться от угощения «Кто стучится в дверь ко мне?» Беседы «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» (с использованием иллюстративного материала). Показ настольного театра « Красная Шапочка» Ш. Перро Игра ситуация «Если ты потерялся»- учимся называть свой домашний адрес, вести диалог. |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: Ребенок в общении с другими людьми Беседа «Люди вокруг нас» - уточнять знания об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). «Не трогать на улице незнакомые предметы» «Мой дом - моя крепость» Моделирование ситуация Незнакомый человек приглашает покататься (угощает конфетой, яблоком и т.д.) Чтение стихотворения Г. Шалаева «Не открывай чужим людям» |
Инсценировка о несовпадении приятной наружности и добрых намерений | Презентация для детей Ребенок в общении с другими людьми. Создание странички Азбуки |
Презентация для родителей Ребенок в общении с другими людьми. |
март | Здоровье ребенка. | Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: Здоровье ребенка Дидактическая игра «Что где растёт» Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке «Назови правильно» - уточнить знания об овощах, фруктах, их качествах П/и «Бегают ножки по разным дорожкам» - профилактика плоскостопия Чтение Г. Зайцев «Крепкие зубы», Л. Зильберг «Полезные продукты» |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: Здоровье ребенка Дидактическая игра «Классификация на полезное и неполезное Чтение Г. Блинова «Лекарство - не игрушка» «Воспаление хитростей» А. Милн Беседа «Витамины укрепляют организм» «Опасные невидимки» (Микробы) Экспериментально - исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп» |
Проблемная ситуация с нападением на детский сад «Принцессы Болячки» | Спортивный праздник. Создание странички Азбуки |
Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями: «ЗОЖ» |
апрель | Летние виды спорта Велосипедные правила. |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: Велосипед Дидактическая игра Летние и зимние виды спорта, «Собери и назови части велосипеда Чтение произведения В. Клименко «Зайка- велосипедист» Беседа «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города» |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: Велосипед Дидактическая игра Летние и зимние виды спорта Игра - беседа «Спорт - это здоровье Беседа «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города» Чтение С.Михалков «Велосипедист Тренировки на полосе препятствий |
Видеоролик «Летние виды спорта» | Полоса препятствий с выдачей велосипедных правил. Создание странички Азбуки |
Участие в полосе препятствий на велосипедах. |
май | Ребенок и природа. | Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: ПДД Дидактическая игра «Зоологическое лото» Моделирование ситуация «Собака- друг?» «Зная азбуку «Ау» Чтение «Не купайся ты на речке вместе с уткой и овечкой, Отрывок «Маленький Мук» (как он поел незнакомых ягод) Беседа «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» - знакомство с правилами поведения, безопасности у водоёмов, в парке С/р игра «Ветеринарная лечебница» Беседы «Опасные ситуации контактов с животными» «Не всяк грибок клади в кузовок», «Такие разные Букашки» |
Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов» по теме: ПДД Дидактическая игра «Сбор грибов и ягод» Экскурсия в парк П/и «Съедобное - несъедобное» «Птенчики в беде» «Садовник», Чтение Сказка В. Даля «Война грибов с ягодами» Хармс Д «Бульдог и таксик. Очень страшная история» Рассматривание иллюстраций «Знакомство с Красной книгой Моделирование ситуация «Если ты заблудился» Беседа «Правила поведения в природе» «Природные явления» «Лесные опасности» Правила поведения во время купания» Творческие работы «Мир вокруг нас» |
Инсценировка Пес-Барбос укушенный мошкой в нос» | День здоровья. Азбуки |
Информационный стенд: «Ребенок и природа в летнее время года» |
Предметно - пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям Стандарта и санитарно- эпидемиологическим требованиям. Предметно-пространственная среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.
Материально - техническое обеспечение
- плакаты;
- иллюстрации;
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- Разрезные картинки;
- мозаики;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- видеоуроки и аудизапись по ОБЖ;
- игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
- транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
- макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
- настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
- альбомы по ОБЖ;
- дорожные знаки;
- муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- аптечка;
- карточки с телефонами служб спасения;
- телефон;
- картотека подвижных игр по ОБЖ;
- подборка художественной литературы по теме;
- конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- папки-передвижки;
- подборка тематических консультаций и памяток для родителей.
За время работы над проектом нам удалось пробудить в детях потребность применять на практике знания, умения и навыки по безопасному поведению в быту, социуме, природе. Мы с ребятами пришли к выводу, что наша жизнь будет в безопасности если они будут проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Список литературы:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2016.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2018
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: «ТЦ Сфера», 2016.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. СПб. «Детство - Пресс», 2015
- Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. - СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2010.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании - М., Олма- Пресс, 2016.
- Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2018.
- Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2016.
- Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2016.
- Шукшина С.Е. Я и мое тело -М., Школьная Пресса, 2009.
- Звонят, откройте дверь - М., ИД «Карапуз», 2015.
Читайте также |
---|
Воспитание нравственных начал у дошкольников, через изобразительную деятельность
Воспитание нравственных начал у дошкольников, через изобразительную деятельность Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются...
Конспект по рисованию в подготовительной группе на тему «Зимние виды…

Конспект по рисованию в подготовительной группе на тему «Зимние виды спорта» Цель: овладенее способами и приемами изображения фигуры человека в движении...
Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия
Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...