Педагогический проект «Мы память бережно храним»

Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Очень важно помнить историю своей Родины – ее памятные и знаковые даты. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньше. Нам, взрослым, необходимо рассказывать детям о Великой Отечественной Войне, о ее героях, ветеранах, о детях войны. О том, как восстанавливали в короткий срок, всего лишь за пять лет, города, промышленность и сельское хозяйство после понесенных тяжелых потерь.

Проблема воспитания чувства патриотизма у дошкольников приобрела чрезмерную остроту в преддверии 75-летия празднования Дня Победы. Возникает вопрос: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарность за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Так, появилась идея создания проекта «Не прерывается памяти нить…».

Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию:

— в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 3): «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения трудолюбия, гражданственности, патриотизма…»;

— в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в разделе «Общие положения» п.1.6.): «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей …».

У современного поколения низкие знания о Великой Отечественной войне, а патриотическое чувство не возникает само по себе. По статистическим данным ВЦИОМ точную дату начала войны смогли назвать 83% взрослых россиян, среди молодежи эта цифра вдвое ниже — только 40%.

Наш проект подготовлен в рамках патриотического воспитания дошкольников и приобретения универсальных действий по сбору и представлению информации, которая предполагает организацию просветительской, исследовательской, творческой и поисковой деятельности среди воспитанников с привлечением родителей и общественности.

Проект «Не прерывается памяти нить…» является дополнением к существующей основной общеобразовательной программе, которая разрабатывалась главным образом как программа для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей по всем видам деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театральной, конструктивной.

В проекте принимали участие: дети всех возрастных групп, педагоги, родители воспитанников. Была поставлена цель: создание условий для формирования у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине и чувства гордости за подвиг нашего народа, на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

Задачи в работе с педагогами:

  1. Создать систему работы по формированию патриотических чувств у дошкольников с учетом возрастных особенностей.
  2. Создать предметно-развивающую среду по формированию патриотических чувств у дошкольников.
  3. Повысить компетентность по формированию нравственно-патриотического воспитания.
  4. Составить план мероприятий для взаимодействия с социальными партнерами.
  5. Разработать систему оценки степени эффективности работы по реализации проекта.

Задачи в работе с родителями:

  1. Повысить компетентность родителей по формированию нравственно-патриотического воспитания.
  2. Повысить статус семейного воспитания.
  3. Способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений.

Задачи для детей:

  1. Развивать любознательность, познавательную активность и коммуникативную компетентность у детей.
  2. Создать возможности для приобретения детьми ценностей сотрудничества с другими людьми.
  3. Способствовать формированию у детей системных представлений о событиях ВОВ.

Реализация данных задач проходила по следующим направлениям: - создание информационно-методической базы

- работа по повышению педагогической компетенции родителей и педагогов

- создание предметно-пространственной среды в ДОУ

На первом этапе подготовительном были определены мероприятия и задачи, а так же установлены сроки, выбраны ответственные.

  • В первую очередь был разработан план мероприятий по возрастным группам;
  • Проанализирована литература по данному направлению, предметно-пространственная среда в группах. Для этого мы составили карту, с которой работали как воспитатели, так и эксперты;
  • Обследован уровень сформированности представлений детей по нравственно-патриотическому воспитанию. Для этого были составлены диагностические карты на каждую возрастную группу, которые заполнялись на начало и на конец учебного года;
  • Разработана анкета для педагогов и родителей по готовности работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • Проведена оценка психолого-педагогических условий по

нравственно-патриотическому воспитанию;

  • Была разработана модель патриотического воспитания дошкольников;
  • Подобран материалы к реализации проекта.

На втором основной этапе были разработаны мероприятия с детьми по каждой возрастной группе с участием родителей, специалистов ДОУ. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран.

Так, группам младшего возраста предлагаются такие проекты как: «Мой детский сад», «Моя семья», «Природа родного края», «Салют Победы».

В среднем возрасте следующие проекты: «Как мы в садике живем», «Профессии моих родителей», «Бронзовый солдат», «Военная техника». Презентация проектов проходит в виде праздников, игр- эстафет, выставок поделок и рисунков «Военная техника», «Мирное время», изготовлением семейных газет «Никто не забыт, ничто не забыто» с участием семей воспитанников.

А в старшем дошкольном возрасте проекты носят более серьезный характер: «Города герои», «Улицы моего города», «Герои земли русской», «Ордена и медали ВОВ», «Дети войны», «Военные профессии», «Герои моего города».

Очень важно не прервать живую нить памяти о великом, героическом подвиге нашего народа, поэтому в нашем ДОУ планируются и проходят такие мероприятия как: посещение музея «Боевой Славы» при речном колледже №3 и Информационно-экономическом лицее. Во время экскурсии к памятнику трижды Герою Советского Союза маршалу авиации Александру Ивановичу Покрышкину рассказываем о великом подвиге нашего земляка. Так же проходят образовательные путешествия: к одному из главных памятных мест в Новосибирске «Монументу Славы» и к гордости нашего жилмассива «Бульвару Победы».

В ходе проекта была проведена, с помощью семей воспитанников, поисково-исследовательская работа о военном прошлом прабабушек и прадедушек «Кто мне детство подарил», были созданы семейные альбомы. Ко дню Победы проходят выставки детского совместного творчества «Спасибо деду за победу»: макетов, рисунков, аппликаций. Приглашаем с детьми, тружеников тыла и детей-войны на литературно-музыкальные композиции «Мы должны помнить». Ежегодно работает поздравительная почта - изготовление открыток для вручения ветеранам и детям войны. На территории детского сада создана «Аллея Победы», посадка саженцев с семьями воспитанников начата осенью, которая продолжится весной. Запланировано проведение военно-патриотической игры «Зарница» в весенний период.

В нашем дошкольном учреждении стала традицией проводить конкурсы чтецов и такая дата, как День Победы, не остается без нашего внимания. Участвуем в ежегодном районном конкурсе «Смотр строя и песни» посвященный дню Победы. Составляем с семьями воспитанников «Книгу Памяти». Участвуем в районном этапе городского конкурса патриотических уголков «Память сильнее времени». В холле ДОУ оформлен с семьями воспитанников тематический уголок «Никто ни забыт, ничто не забыто» и стену? «Солдаты Победы». Уже не первый год традиционно принимаем участие в акциях «Георгиевская лента», «Бессмертный полк». В мае 2020г запланировано проведение флешмоба «Мы помним». Так как на нашем жилмассиве расположена улица 9 Гвардейской Дивизии, то мы с детьми изготовили карту военных действий легендарной 9 Гвардейской Дивизии. Ведем праздничный календарь «До дня Победы осталось…дней»

3 заключительный этап направлен на подведение итогов работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, на проведение педагогической рефлексии: обследование уровня сформированности представлений детей по нравственно-патриотическому воспитанию. Проведен мониторинг, анкетирование?

Данная работа дала следующие результаты:

В ДОУ составлен план работы образовательной деятельности по направлению патриотического воспитания в каждой возрастной группе. Составлен план мероприятий по взаимодействию ДОУ и социальными партнерами на учебный год.

- Разработана система оценки степени эффективности работы по реализации проекта.

- дети проявляют интерес к изучению исторических фактов о ВОВ, (семейных фотографий военных лет, ордена, медали, письма и т.д.);

- у детей сформировано представления о памятных местах в районе, городе;

- усовершенствована предметно-пространственная развивающая среда по данному направлению;

- установлены более тесные отношения детей с родителями, родителей с педагогами, детского сада с социальными партнерами по данному направлению;

- повышен статус семейного воспитания;

- повышена компетентность родителей по патриотическому воспитанию дошкольников;

- повышена компетентность педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

-педагогами разработаны групповые тематические проекты по нравственно-патриотическому воспитанию и представлены педагогическому коллективу и родителям в виде презентаций.

В результате проектной деятельности в детском саду:

созданы детско-родительские проекты «Семейные альбомы»;

- созданы макеты военной техники;

- изготовлены открытки для ветеранов ВОВ, тружеников тыла;

- выпущены газеты;

- оформлена стена «Солдаты Победы»;

- организованы тематические уголки «Никто не забыт, ничто не забыто»;

- создана «Книга Памяти»;

- ведется праздничный календарь «До дня Победы осталось…»;

- посетили музей «Боевой Славы» при речном колледже №3 и музей в Информационно Экономическом Лицее.

В систематической работе по данному направлению все участники проекта приобретают следующие компетентности:

- формирование нравственно-духовных особенностей личности;

- формирование чувств гордости за свой народ;

- формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

- формирование сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос;

- становление основ патриотического осознания, возможности позитивной социализации, морально-нравственного и познавательного развития.

На наш взгляд, данная проектная деятельность создает оптимальные условия для становления и развития у детей нравственно-патриотического воспитания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей…

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с...

Читайте также

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях…

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре В общей системе образовательной деятельности детского...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для…

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6 лет Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение.Задачи:- Развивать...

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная…

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная пчела») Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных...