Проект «Теневой театр» в старшей логопедической группе

Тип проекта: групповой.

Вид проекта: игровой, информационно-творческий.

Срок реализации: долгосрочный (начало с января 2020 г.).

Участники: дети 5 – 6 лет, родители, воспитатели.

Пояснительная записка:

1. Актуальность темы.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы. Она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

2. Проблематика темы.

Дети с нарушениями речи отличаются неуверенностью в себе, частой отвлекаемостью и повышенной двигательной активностью. Поэтому немаловажное значение имеет взаимосвязь логопедической работы с привлечением театрализованной деятельности, использованием атрибутов и их элементов. Театрализованная деятельность в работе с детьми логопедической группы помогает развивать интересы и способности ребенка, способствует к стремлению и познанию нового, лучшему усвоению информации, а самое главное - это коррекция звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя речи. Использование театрализации вносит в детский сад атмосферу праздника, улучшает эмоциональное состояние ребенка, позволяет детям проявить инициативу. Огромный интерес у детей нашей группы вызывает использование теневого театра.

В реализацию этого проекта возможно активно включать родителей воспитанников.

3. Цель и задачи проекта.

Цель: Развивать речь и совершенствовать артистические навыки детей логопедической группы.

Задачи:

- формировать у детей интерес к театрально – игровой деятельности;

- познакомить с новым видом театра (теневой театр);

- развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; формировать лексически и грамматически правильную речь;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, снимать мышечное напряжение, формировать правильную осанку;

- развивать артистизм, коммуникацию.

4. Формы реализации проекта

Основные формы реализации проектных задач:

чтение детских сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры, игры в теневой театр, беседы

5. Ожидаемые конечные результаты:

В ходе реализации задач по воспитанию и развитию у ребенка театральной деятельности предполагается, что дети приобретут:

- необходимый минимум знаний по сказкам;

- желание читать новые сказки;

- создадут плоскостные фигурки к сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Под грибом», «Три медведя», «Три поросёнка»;

- овладеют навыками игры в теневой театр;

- разовьют творческий потенциал;

- продолжат развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание; в процессе работы над ролью автоматизируют произношение некоторых звуков и будут продолжать развивать лексически и грамматически правильную речь

6. Этапы реализации проекта

I. Подготовительный:

- изучить литературу по теме;

- сделать ширму для теневого театра;

- подобрать сказки для чтения;

- подобрать соответствующие сказки с фигурками и адаптированным текстом для постановок в теневом театре;

- составить тексты бесед с детьми и взрослыми.

II. Организационный

- составить план проекта;

- определить сроки реализации и ответственных.

III. Основной (практический)

- прочитать детям сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Под грибом», «Три медведя», «Три поросёнка»;

- сделать с детьми фигурки с персонажами сказок;

- определить среди детей желающих, быть кукловодами;

- совместно с родителями разучить роли;

- отрепетировать сказки;

- показать сказки зрителям (детям и взрослым).

IV.Заключительный

- проанализировать результаты проекта;

- обобщить опыт работы.

7. Таблица с планированием работы

Мероприятие Продукт Ответственный Участники
1 Консультация для педагогов «Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста» Папка - передвижка Учитель – логопед Абраменко Л.Г. Воспитатели группы
2 Консультация для родителей «Растим юных актёров», «Домашний театр теней», «Китайский театр теней» Папки - передвижки Учитель – логопед Абраменко Л.Г. Родители
3 Пополнение родителями библиотеки в группе сказками Книги в библиотеке группы Воспитатель Попова И.В. Родители
4 Беседы: «Что такое театр», «Кто такой актер», «Кто такой гример», «Кто такой декоратор», «Герои любимых сказок». Рассматривание иллюстраций к сказкам Конспекты бесед Учитель – логопед Абраменко Л.Г. Дети
5 Просмотр видеозаписи теневого театра Видеозапись Учитель – логопед Абраменко Л.Г. Дети
6 Чтение классических сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Под грибом», «Три медведя», «Три поросёнка» Хрестоматия, книги Воспитатель Попова И.В. Дети
7 Чтение адаптированных для показа теневого театра сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Под грибом», «Три медведя», «Три поросёнка» Печатные тексты сказок Учитель – логопед Абраменко Л.Г. Дети
8 Дидактические игры со сказочными героями Игры Воспитатель Ланцева Е.С. Дети
9 Пересказ сказок. Рассказывание сказок по ролям. Рассказывание сказок собственного сочинения Аудио и видеозапись исполнения детьми сказок Воспитатели и логопед Дети
10 Раскрашивание раскрасок со сказочными сюжетами. Прослушивание музыки к сказкам Раскраски, аудиозаписи Воспитатели Дети
11 Изготовление плоскостных фигурок к сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Под грибом», «Три медведя», «Три поросёнка» Плоскостные фигурки на палочках Воспитатели, логопед Дети, родители
12 Распределение ролей в сказке «Теремок», чтение по ролям, разучивание своих реплик и постановка сказки «Теремок». Затем то же самое с другими сказками Аудиозапись Воспитатели, логопед Дети
13 «Сказочный калейдоскоп». Просмотр отрывков видеозаписей из всех поставленных сказок Видеофильм Воспитатели, логопед Дети

Аналитическая справка по реализации проекта «Теневой театр»

В старшей логопедической группе МАДОУ «Детский сад «Театр на Звезде» (структурное подразделение на ул. 25 – го Октября, 4 А) с января 2020 года начал реализовываться проект «Теневой театр», разработчик проекта учитель – логопед Абраменко Л.Г.

Главной целью проекта было развитие речи и совершенствование артистических навыков у логопедических детей старшей группы. В подготовительном этапе определили цели и задачи проекта, подготовили и изучили необходимую литературу по теме, сделали ширму для теневого театра, подобрали сказки для чтения детям, составили тексты бесед с детьми и их родителями, составили план проекта, определи сроки реализации и ответственных.

В практическом этапе прочитали детям сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Под грибом», «Три медведя», «Три поросёнка». Дети сами выбрали первую сказку «Теремок» для работы над ней. Сделали с детьми фигурки с персонажами сказки, определили среди детей желающих быть кукловодами, совместно с родителями разучили роли, отрепетировали и показали сказку «Теремок» зрителям.

Дети старшей группы проявили активный интерес к игре в Теневой театр, с удовольствием участвовали в подготовке и с желанием играли в самом спектакле. По ходу подготовки к спектаклю столкнулись с трудностями: логопедическим детям было очень непросто говорить за героев даже выученный текст, особенно тяжело давались разные голосовые интонации, казалось бы, простой, на первый взгляд, сказки. Недостаточно хорошо развитая мелкая моторика иногда ограничивала амплитуду движений, и манипуляции плоскостными фигурами были не всегда точными.

Проект «Теневой театр» оказался актуальным для детей логопедической группы нашего детского сада. Благодаря этому проекту дети приобрели необходимый минимум знаний по сказкам, у них появился интерес к новым сказкам, создали плоскостные фигурки к сказке «Теремок», научились играть в теневой театр, активно развивая свой творческий потенциал, в процессе работы над ролью продолжали развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание. Закрепляли произношение поставленных логопедом звуков в речевом потоке, развивали лексически и грамматически правильную речь. Цели и задачи проекта в стадии реализации.

Работа над проектом «Теневой театр» в старшей логопедической группе продолжается.

Список литературы:

  1. Антипина А.Е. "Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения, сценарий".
  2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П., и др. Обучение детей театрализованной деятельности.- Псков,1999.
  3. Генов Г.В. Театр для малышей. Изд. Просвещение.- М.,1999.
  4. Горбушена Л.А., Николаевича А.П. Выразительное чтение. и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983.
  1. Доронова Т.А. Развитие от 4 до 7 лет в театральной деятельности.// Дошкольное воспитание 2001, № 2.
  2. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Бабаева В.И, Логинова М.П. Ноткина С.И и др.; Под ред. Бабаевой Т.И, Михайловой З.А, Гурович Л.М.- СПб.,1996.
  3. Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации/Сост. Е.Л.Трусова. - Киев,1991.
  4. А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками» - М 1995.


Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Конспект занятия для подготовительной группы «Зимушка зима»

Конспект занятия для подготовительной группы «Зимушка зима» Деятельность воспитателя Деятельность детей Рано утром солнце встало Всё вокруг светлее стало В небе синем потянулось ...

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)

Подготовка ребенка к детскому саду

Подготовка ребенка к детскому саду Основными окружением ребенка является его семья. Детский сад — это новый этап в его развитии. Новые...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

План работы по самообразованию воспитателя по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через…

План работы по самообразованию воспитателя Нургалиевой Лианы Николаевны на 2022-2023 учебный год по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования» Введение Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования...

Консультация для родителей

Консультация для родителей   «Развитие графомоторных навыков у детей» К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Художественно - эстетическое развитие» (лепка). Средняя группа. Тема: «Витамины в…

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности. Задачи: - развивать фантазию и творческие способности детей; - способствовать развитию диалогической речи; - совершенствовать умение лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки. Ход - Дорогие ребята! Я очень...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» (познавательное развитие). Тема: «Витамины для здоровья». Средняя группа.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: - формировать у детей представление о том, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении для здоровья человека; рассказать о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; -...