Познавательно-творческий проект по развитию речи через театрализованную деятельность «Живём вместе со сказкой»

24

«Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность темы проекта:

Дошкольный период очень важен для воспитания ребенка. Необходимо, чтобы человек с самого раннего детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. И здесь на помощь взрослым приходит сказка.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадания, измена и коварство.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку.

Цель проекта:

Развитие у старших дошкольников устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для развития речи и реализации творческого потенциала участников проекта.

Задачи:

  • Продолжать знакомить со сказками.
  • Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
  • Обогащать и расширять словарный запас детей.
  • Развивать артистические способности.
  • Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  • Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.
  • Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

Гипотеза:

Приобщение детей к сказке, совершенствуют для ребенка, помогает обладать речью, познавать окружающий мир, развивать устойчивый интерес к сказке, расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи.

Прогнозируемый результат:

Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: учебный год.

Формы реализации.

  • Чтение и прослушивание сказок.
  • Беседы с детьми и родителями.
  • Непосредственно образовательная деятельность.
  • Консультации для родителей через папки-передвижки.
  • Организация тематических центров по проекту.
  • Игровая деятельность, дидактические игры.
  • Художественно-эстетическая деятельность.
  • Совместная деятельность по конструированию.
  • Драматизация, обыгрывание сюжетов сказок.

Работа с родителями.

  • Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
  • Консультации для родителей «Сказка и её позитивное влияние на формирование качеств личности ребёнка», «Роль сказки в развитии речи детей».
  • Подготовка выставки «Наш любимый сказочный герой».
  • Домашняя библиотека по теме сказка для детей 6-7 лет.
  • Изготовление родителями театров разных видов.
  • Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.

Материально-техническое обеспечение:

  • Виды театров.
  • Аудиозаписи.
  • Презентации.
  • Сценарии.
  • Проекты.
  • Художественная литература.
  • Раскраски.

Содержание проекта строится на принципах:

  • Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
  • Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  • Принцип интеграции – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
  • Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
  • Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
  • Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
  • Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Этапы проекта.

1 этап. Подготовительный (разработка проекта).

  • Определение проблемы.
  • Постановка цели, задач.
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • Составление перспективного плана работы.

2 этап. Исследовательский.

  • Работа по плану с детьми, родителями и педагогами.
  • Выполнения проекта.

3 этап. Заключительный

  • «Путешествие по сказкам».
  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  • Обобщение результатов работы.
  • Составление рекомендаций.

Этапы осуществления проекта.

Этап Реализация.
1.
Подготовительный.
Сентябрь.
Актуализировать имеющийся методический потенциал педагогов, конкретизировать параметры развивающей среды.
Чтение русских народных сказок
Изучение методической литературы
Обогащение развивающей среды:
в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и внесение театров;
в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для детей.
Сбор экспонатов для организации мини - музея «В гостях у сказки»;
Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям;
Изготовление альбомов для рассматривания:
«Русские народные сказки», «Предметы быта русской избы»,
«Узнай сказку».
Создание (приобретение) дидактических игр: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку», «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Сказочное лото», «Кубики по сказкам».
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Консультации для родителей.
Изготовление пальчикового театра по сказкам ….
Изготовление кукольного, настольного театра ….
Изготовление масок для сказок ….
Лэпбук «Театр», Лэпбук «Развитие речи»
Родительское собрание
2.
Основной этап.
Октябрь.
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе сказок уважение к традициям народной культуры.
Проект «Дорожка в сказку «Под грибом»».
Разработка проекта в группе: «Дорожка в сказку «Под грибом»».
Консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Введение детей в игровую ситуацию. Знакомство со сказкой «Под грибом» (чтение, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, просмотр мультфильма).
Слушанье с детьми музыкальных произведений и их отбор для спектакля.
Дидактические игры: «Мои любимые сказки», лото по сказкам, собирание пазлов.
Показ настольного театра по сказке: «Под грибом».
Изготовление театра на прищепках сказки: «Под грибом».
Чтение и рассматривание иллюстраций других сказок В.Сутеева.
Раскрашивание раскрасок по сказкам. Рисование « Под грибом».
Изготовление атрибутов к сказке «Под грибом».
Инсценировка «Под грибом»
3.
Основной этап.
Ноябрь
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе сказок уважение к традициям народной культуры.
Проект «Дорожка в сказку «Как котёнок искал маму»»
Разработка проекта в группе: «Дорожка в сказку «Как котёнок искал маму»».
Консультации для родителей «Развитие речи детей в театрализованной деятельности».
Индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Введение детей в игровую ситуацию. НОД «Знакомство со сказкой «Как котёнок искал маму»» (чтение, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, просмотр мультфильма).
Слушанье с детьми музыкальных произведений и их отбор для спектакля.
Дидактические игры: «Мои любимые сказки», лото по сказкам, собирание пазлов.
Показ настольного театра по сказке: «Как котёнок искал маму».
Изготовление театра на прищепках сказки: «Как котёнок искал маму».
Чтение и рассматривание иллюстраций.
Раскрашивание раскрасок по сказкам. Рисование «Друзья котёнка».
Изготовление атрибутов к сказке «Как котёнок искал маму».
Изготовление декораций для спектакля, афиш, билетов.
Показ сказки.
4.
Основной этап.
Декабрь.
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе сказок уважение к традициям народной культуры.
Проект «Дорожка в зимнею сказку «Морозко»».
Беседа «Как звери готовятся к зиме»
Беседа «Снежное одеяло для Земли».
НОД «Знакомство со сказкой «Морозко»»
Выставка книг «Зимние» сказки
Чтение сказок: «Зимовье зверей», «Два Мороза», «Морозко», «12 месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Снежная королева», «Щелкунчик»
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Просмотр мультфильмов по сказкам
Прослушивание аудио сказок
Презентация ДИ «Угадай сказку»
Изготовление настольного театра по сказке «Морозко»
Работа с родителями: чтение «зимних» сказок; рисование или изготовления поделки на тему «Любимая «зимняя» сказка».
Выставка «Любимая «зимняя» сказка».
Инсценировка сказки «Морозко»
Родительское собрание «Развитие речи»
5.
Основной этап.
Январь.
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе сказок уважение к традициям народной культуры.
Проект «Любимая сказка А.С.Пушкина»
Беседа «Какие бывают сказки»
Беседа «Чему учат сказки»
Беседа об А.С.Пушкине.
НОД «Знакомство со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»»
Создание библиотечки стихов и сказок писателя.
Чтение стихов и сказок А.С.Пушкина.
Беседы с детьми по прочитанным произведениям.
Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина.
ДИ "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию»
Прослушивание аудио сказок А.С.Пушкина.
Просматривание мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина.
Работа с родителями: читать сказки А.С.Пушкина, нарисовать иллюстрацию к любимой сказке (рисовать под наблюдением взрослых)
Организовать выставку детских рисунков.
Драматизация сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
Викторина «Что за прелесть эти сказки!»
6.
Основной этап.
Февраль.
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе сказок уважение к традициям народной культуры.
Проект «Расскажите детям о войне».
Рассказ воспитателя о ВОВ.
Беседы о детях войны.
НОД «Знакомство с литературной композицией «Дети войны»».
Беседы родителей с детьми о близких и родных, свидетелях и участниках ВОВ
Рассматривание альбомов и фотографий о войне.
Просмотр детского фильма о ВОВ.
Прослушивание военных песен, чтение стихотворений и рассказов о войне.
Просмотр презентации «Дети войны».
Участие в конкурсе уголок памяти «Мы помним. Мы гордимся!»
Чтение художественной литературы о ВОВ.
Помощь родителей в оформление спектакля.
Литературно-музыкальная постановка «Дети войны»
7.
Основной этап.
Март.
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе сказок уважение к традициям народной культуры.
Проект «День рождения театра»
Беседы «Сказки – добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Какие сказки вам читают дома». «Рассказ о прочитанной сказке дома».
НОД «Знакомство со сказкой «Заяц портной»»
Чтение разных сказок 
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценированние.
Самостоятельное составление сказок.
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
Конкурс «Моя первая книжка «Театр»».
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Загадки о сказках, героях сказок.
Викторина по сказкам: «По страницам детских произведений».
Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДО.
Совместное сотворчество родители-дети «Иллюстрируем любимую сказку».
Консультация для родителей: «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки».
Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы). 
27 марта развлечение «День рождения театра» с показом спектакля «Заяц портной».
8.
Основной этап.
Апрель.
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе сказок уважение к традициям народной культуры.
Проект «Дорожка в сказку «Белоснежка»»
Беседа «Сказки планеты Земля»
НОД «Знакомство со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»»
Выставка книг «Много на свете сказок разных»
Чтение сказок Ш. Перро, Братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, зарубежных народных сказок
Беседы с детьми по прочитанным произведениям
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Раскрашивание на тему: «Иллюстрация к сказке»
Просматривание мультфильмов по теме.
Прослушивание аудио сказок.
Презентация ДИ «Угадай сказку».
Презентация сказки
ДИ «Из какой сказки волшебный предмет?», «Угадай сказку по отрывку».
Выставка рисунков и поделок «Из сказки в сказку»
Родительское собрание в формате «дети + родители» «Из сказки в сказку».
9.
Основной этап.
Май.
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе сказок уважение к традициям народной культуры.
Проект «Дорожка в сказку «Сказочная страна»»
Беседа на тему: «Как мы помогали героям любимых сказок»
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Беседы «Сказки – добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Какие сказки вам читают дома». «Рассказ о прочитанной сказке дома».
Просматривание мультфильмов по теме.
Прослушивание аудио сказок.
Выставка книг «Много на свете сказок разных»
Совместное сотворчество родители-дети «Иллюстрируем любимую сказку».
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Загадки о сказках, героях сказок.
Викторина по сказкам: «По страницам детских произведений».
Выставка рисунков и поделок «Из сказки в сказку»
Драматизация сказки по желанию детей

Список литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
  5. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 1992.
  6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
  7. Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
  8. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.
  9. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972.
  10. Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду».
  11. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.
  12. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.
  13. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
  14. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры» // Методические пособия.
  15. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
  16. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.
  17. Программа «Театр - творчество - дети: играем в кукольный театр» / Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
  18. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
  19. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
  20. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
  21. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
  22. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
  23. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
  24. Матвеева, А.С.Яковлева, Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А.С.ЯковлеваН.Н. Матвеева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
  25. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
  26. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
  27. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
    192 c.
  28. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ. Детство-Пресс,2014 г.
  29. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г.
  30. Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г.
  31. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…» г. Москва. Линка-Пресс, 2003 г.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника в младшей группе «На весенней полянке»

Сценарий весеннего праздника в младшей группе «На весенней полянке» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию и экспериментальной деятельности в…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию и экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Зазеркалье» Цель: развивать творческое воображение посредством нетрадиционного рисования...

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Читайте также

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Даже в детском саду...

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...

Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста

Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у...