Исследовательско-творческий проект «Волшебница – вода» в подготовительной группе

«Вода стоит особняком в истории нашей планеты.

Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных,

самых грандиозных геологических процессов.

Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало.

Все земное вещество ею проникнуто и охвачено».

Вернадский.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (одна неделя).  Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.

Актуальность темы: Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Цель проекта: Обогащение у детей подготовительной группы представлений о значении воды и ее свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи проекта:

- Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой.

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды.

- Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.

- Создать условия для развития навыков проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности.

- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Предполагаемый результат:

Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде и ее формах: снег, лед.

Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность

Развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Воспитание экологической культуры.

Бережное отношение к водным ресурсам.

Этапы проекта:

1.  Организационно-подготовительный:

• подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;

• пополнить развивающую среду;

• подбор художественной литературы по теме;

• подбор энциклопедий, карт;

• разработка плана реализации проекта;

• составление картотек загадок, стихов, поговорок;

• составление картотеки опытов с водой;

• подготовка оборудования для опытов с водой.

2. Практический:

НОД;

Опытно-экспериментальная деятельность;

Наблюдения на прогулках;

Беседы;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество;

Дидактические игры;

Игры эксперименты;

Наблюдения на прогулках.

3. Заключительный

Итоговое занятие по теме «Чудеса воды».

Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой».

Подведение итогов проделанной работы.

План реализации проекта в подготовительной группе ДОУ «Волшебница вода»

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утренняя беседа, постановка проблемы "Возможна ли жизнь без воды?"
ООД "Вода в жизни человека"
Опытно-экспериментальная деятельность "Где содержится вода?"
Художественное творчество: лепка "Обитатели моря"
Чтение художественной литературы: Чтение рассказа «Как люди речку обидели»
ООД "Жизнь под водой"
Опытно-экспериментальная деятельность: "Свойства воды" (текучесть, прозрачность, вода-растворитель)
Изготовление макета "Аквариум"
Подвижная игра "Ерши и щука"
Презентация "Водоемы нашей планеты"
Опытно-экспериментальная деятельность: "Перенесем воду" (использование пипетки, соломинки, шприца)
Опытно-экспериментальная деятельность: "Образование облака"
Чтение художественной литературы: сказка народов Сибири "Живая вода"
ООД "Разная вода" (три состояния воды, ее свойства)
Опытно-экспериментальная деятельность: "Свойства льда"
Дидактическая игра "Хорошо-плохо"
ООД "Путешествие капельки" (Круговорот воды в природе)
Опытно-экспериментальная деятельность "Испарение воды. Откуда берется туман"
Подвижная игра: "Ручеек"

Опыты к проекту

1. «Вода не имеет формы»

Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (Квадратной.) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.

Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

2. «Лед легче воды»

Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.

3. «Превращение в воду»

Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду

4.  Пар - это тоже вода.

Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды

Вывод: пар - тоже вода.

Испарение влаги с листьев растений (наблюдение).

Цель: Проверить, куда исчезает вода.

Оборудование: Растение, целлофановый пакетик, нить.

Ход. Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от коней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).

«Делаем облако» (опыт).

Цель: показать образование облака.

Оборудование: банка, крышка металлическая или противень, лед.

Ход. Наливаем в банку горячей воды 3см. на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.  Этот опыт моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Лед легче воды (опыт).

Цель: Выяснить с детьми, что лед легче воды и не тонет в ней, а начинает таять.

Ход. Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем с ним произойдет.

Список используемой литературы:

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.

2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. саду. - М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. –Волгоград, Учитель, 2006 г.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – М.: Владос, 2001г.

5. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М.: Владос, 2005.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза»

Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза» Вход-танец «Елочка» анс. Родники. Ведущий: Мы гостей сюда позвали И этот маленький народ Чтобы в...

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования для второй…

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования для второй младшей группы (3-4 года)

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Читайте также

Работа с родителями по использованию дидактических игр и упражнений как…

Работа с родителями по использованию дидактических игр и упражнений как средство формирования словаря у детей раннего возраста в практике работы...

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Метод воспитания – слово

Метод воспитания – слово Взрослому родителю хочется воплотить в реальность все самое лучшее в этом мире: мечты, планы и надежды. С...