Исследовательско-творческий проект «Волшебница – вода» в подготовительной группе
«Вода стоит особняком в истории нашей планеты.
Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных,
самых грандиозных геологических процессов.
Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало.
Все земное вещество ею проникнуто и охвачено».
Вернадский.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (одна неделя). Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.
Актуальность темы: Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.
Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Цель проекта: Обогащение у детей подготовительной группы представлений о значении воды и ее свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи проекта:
- Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды.
- Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
- Создать условия для развития навыков проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности.
- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
Предполагаемый результат:
Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде и ее формах: снег, лед.
Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность
Развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Воспитание экологической культуры.
Бережное отношение к водным ресурсам.
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный:
• подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
• пополнить развивающую среду;
• подбор художественной литературы по теме;
• подбор энциклопедий, карт;
• разработка плана реализации проекта;
• составление картотек загадок, стихов, поговорок;
• составление картотеки опытов с водой;
• подготовка оборудования для опытов с водой.
2. Практический:
НОД;
Опытно-экспериментальная деятельность;
Наблюдения на прогулках;
Беседы;
Чтение художественной литературы;
Художественное творчество;
Дидактические игры;
Игры эксперименты;
Наблюдения на прогулках.
3. Заключительный
Итоговое занятие по теме «Чудеса воды».
Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой».
Подведение итогов проделанной работы.
План реализации проекта в подготовительной группе ДОУ «Волшебница вода»
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Утренняя беседа, постановка проблемы "Возможна ли жизнь без воды?" ООД "Вода в жизни человека" Опытно-экспериментальная деятельность "Где содержится вода?" Художественное творчество: лепка "Обитатели моря" Чтение художественной литературы: Чтение рассказа «Как люди речку обидели» |
ООД "Жизнь под водой" Опытно-экспериментальная деятельность: "Свойства воды" (текучесть, прозрачность, вода-растворитель) Изготовление макета "Аквариум" Подвижная игра "Ерши и щука" |
Презентация "Водоемы нашей планеты" Опытно-экспериментальная деятельность: "Перенесем воду" (использование пипетки, соломинки, шприца) Опытно-экспериментальная деятельность: "Образование облака" Чтение художественной литературы: сказка народов Сибири "Живая вода" |
ООД "Разная вода" (три состояния воды, ее свойства) Опытно-экспериментальная деятельность: "Свойства льда" Дидактическая игра "Хорошо-плохо" |
ООД "Путешествие капельки" (Круговорот воды в природе) Опытно-экспериментальная деятельность "Испарение воды. Откуда берется туман" Подвижная игра: "Ручеек" |
Опыты к проекту
1. «Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (Квадратной.) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
2. «Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
3. «Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду
4. Пар - это тоже вода.
Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды
Вывод: пар - тоже вода.
Испарение влаги с листьев растений (наблюдение).
Цель: Проверить, куда исчезает вода.
Оборудование: Растение, целлофановый пакетик, нить.
Ход. Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от коней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).
«Делаем облако» (опыт).
Цель: показать образование облака.
Оборудование: банка, крышка металлическая или противень, лед.
Ход. Наливаем в банку горячей воды 3см. на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. Этот опыт моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Лед легче воды (опыт).
Цель: Выяснить с детьми, что лед легче воды и не тонет в ней, а начинает таять.
Ход. Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем с ним произойдет.
Список используемой литературы:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.
2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. саду. - М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. –Волгоград, Учитель, 2006 г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – М.: Владос, 2001г.
5. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М.: Владос, 2005.
Читайте также |
---|
Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза»
Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза» Вход-танец «Елочка» анс. Родники. Ведущий: Мы гостей сюда позвали И этот маленький народ Чтобы в...
Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования для второй…
Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования для второй младшей группы (3-4 года)
Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»
Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»