Проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности у дошкольников»
Паспорт проекта.
Автор проекта |
Федорова Надежда Гурьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №103» г.Чебоксары |
Наименование проекта |
Детское экспериментирование как средство познавательной активности у дошкольников |
Вид проекта | по составу участников: - групповой по целевой установке: - познавательный по срокам реализации: - краткосрочный |
Участники проекта | - воспитанники старшего дошкольного возраста - педагоги - родители |
Сроки и этапы проекта | 1 этап - сентябрь-октябрь 2018г. 2 этап - ноябрь 2018г.-февраль 2019г. 3 этап - март-апрель 2019г. |
Введение
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности в период дошкольного развития ребёнка».
А.Н. Поддъяков.
Одна из сторон развития всестороннего развития личности ребёнка – это развитие познавательной активности, которая является подготовкой к переходу к познавательной деятельности, проявляющая у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
В 5-6 лет ребёнок смотрит в мир широко открытыми глазами. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Именно у детей в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать».
Ключевым направлением проекта является развитие навыков и умений исследовательской деятельности каждого ребёнка в условиях дошкольного учреждения. Экспериментальная деятельность направлена на познание детьми окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поиск, тем больше информации получает ребёнок.
Ведь развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, отличающиеся любознательностью люди, с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно выбирать решения в ситуации выбора, прогнозируя на возможные последствия. А это во многом зависит от нас педагогов.
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности. Необходимо представлять детям, возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим представляет собой интерес обозначенная нами проблема «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста».
Анализ условий.
Анализ внешней среды.
Положительные факторы
Права ребёнка, который нуждается в социальной защите и поддержке, закреплены в ряде документов международного и Российского уровня.
Правовые документы: Концепция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека.
Законодательные акты:
Конституция РФ, семейный кодекс РФ, закон РФ об образовании.
Возможность внебюджетного финансирования для приобретения необходимых пособий, оборудований для обогащения предметно-развивающей среды.
Наличие педагогических технологий.
Отрицательные факторы
Недостаточное бюджетное финансирование для приобретения материала для уголка экспериментирования.
Социальная незащищённость населения, как фактор увеличения материальных проблем в семье.
Нестабильность социально-экономической среды.
Анализ внутренней среды.
Положительные факторы
Наличие современных методических пособий по данной проблеме.
Наличие уголка природы и уголка экспериментирования. Наличие дидактических, настольно-печатных игр, демонстрационного материала.
Высокий уровень образованности родителей: 58% родителей имеют высшее образование, 42% - средне-специальное.
В результате диагностики выявлено – 53% родителей проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности детей.
Отрицательные факторы
Недостаточная изученность педагогами методической литературы по проблеме.
Недостаточное оснащение уголка природы и уголка экспериментирования.
Разновидность социального статуса родителей.
У 47% родителей низкий уровень заинтересованности в воспитательно-образовательном процессе.
Таким образом, проанализировав внешнюю и внутреннюю ситуацию, осознав необходимость введения метода экспериментирования в практическую работу с детьми, мы пришли к выводу, что нам необходимо начать работать по теме «Детское экспериментирование как средство познавательной активности у дошкольников».
Основная проблема.
Необходимость выполнения проекта возникла по следующим причинам:
недостаточная изученность методической литературы по проблеме;
недостаточный подбор материала и оборудования уголка экспериментирования;
анализ результатов диагностики показал низкий уровень познавательной активности детей;
не разработана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми;
неосведомлённость родителей в вопросах развития детского экспериментирования.
Цель – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;
разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;
воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;
обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
сформируются навыки исследовательской деятельности;
повысится уровень познавательной активности.
Для педагогов:
повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
составление перспективного плана деятельности, способствующей расширению знаний об окружающих предметах, их свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Для родителей:
повышение интереса к проблеме детского экспериментирования;
помощь в создании уголка экспериментирования;
содействие и участие родителей в дальнейшей работе.
Этапы | Сроки | Программа действий |
Подготовительный | Сентябрь-октябрь 2018г. | Подбор и изучение литературы, диагностика детей, анкетирование родителей по проблеме организации условий для самостоятельного экспериментирования дошкольников, анализ полученных результатов, выявление проблем. |
Практический | Ноябрь 2018г.-феваль 2019г. | Реализация основного содержания проекта. |
Заключительный | Март-апрель 2019г. | Итоговый мониторинг, обобщение результатов. |
Механизмы реализации проекта
Первый этап.
Подготовительный:
Содержание | Форма деятельности |
Повышение собственного профессионального уровня |
|
Изучение развития интереса детей к поисковой деятельности |
|
Работа с родителями | Анкетирование родителей по теме: «Изучение интереса к экспериментированию детей» |
Создание условий в группе | Создание в группе «Центр науки», пополнение оборудованием и материалами предметно-развивающей среды |
Второй этап.
Практический:
Содержание | Форма деятельности |
Деятельность с детьми |
|
Деятельность с родителями |
|
Деятельность с педагогами |
|
Третий этап.
Заключительный.
Содержание | Форма деятельности | Форма оценивания |
Оценка уровня работы с детьми | Диагностика развития интереса детей к экспериментированию по методике Л.Н.Прохоровой. | Диагностика, анализ полученных результатов. |
Оценка уровня работы с родителями | Определение уровня заинтересованности к проблеме детского экспериментирования у своих детей. | Анкетирование. |
Оценка эффективности в целом |
|
|
Преимущества проекта.
Реализация задач по развитию познавательной активности через исследовательские методы обучения.
Участие каждого ребёнка в экспериментальной деятельности.
Готовность родителей действенно сотрудничать и оказывать помощь в создании условий для экспериментальной работы в группе.
Творческий подход педагога.
Возможные ограничения и риски.
Недостаток методической литературы.
Ограничение во времени.
Большая наполняемость групп.
Принципы реализации проекта
- Принципы развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на достигнутый уровень, а всегда опережает его.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает изучение нового материала с опорой на ранее полученное, постепенное повышение требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Принцип воспитывающего обучения. Давать детям не только новые знания, но и формировать правильное отношение к объектам живой и неживой природы, предметам рукотворного мира.
- Принцип доступности обучения. Данный проект предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовки.
- Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний реализуется в проблемном обучении, в том, что дети самостоятельно постигают истины, размышляют, приходят к выводам.
- Принцип наглядности учитывает особенности восприятия и мышления дошкольников.
- Принцип индивидуального подхода предполагает организацию работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
- Принцип безопасности, предполагающий, что используемые педагогом формы и методы обучения будут безопасными для ребёнка.
Ресурсное обеспечение.
Кадровое:
- Воспитатель.
- Старший воспитатель.
Информационное:
Нормативно-правовая база:
- ФЗ «Об образовании» РФ и ЧР.
- Концепция дошкольного воспитания.
- Концепция о правах ребёнка.
- Типовое положение о ДОУ.
- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Программно-методическое обеспечение:
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска».
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование».
Материальное
- Уголок природы в группе.
- Уголок экспериментирования.
- Наглядный материал.
Отчет о реализации проекта.
Проект по теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников» актуален с точки зрения создания благоприятных условий для своевременного развития познавательной активности детей группы, расширением их кругозора. В ходе экспериментирования дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Тему данного проекта я выбрала неслучайно. Результаты исследований Л.А Венгера, Н.А. Подъякова и других ученых показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта. Он рассчитан на один год. Реализация проекта проходила в три этапа:
- подготовительный
- практический
- заключительный.
На подготовительном этапе используя методику Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» мы изучили место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По итогам диагностики мы смогли определить, что детское экспериментирование находится на третьем месте из предложенных видов деятельности.
Диагностика знаний об окружающем мире показало, что 58 % детей имеют высокий уровень, 40 % – средний, 2 % –низкий.
Помимо диагностики детей была работа по выявлению заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, они с удовольствием заполнили предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.
Качественный анализ полученных ответов показал, что 53% родителей положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместного детско-родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чем-либо, поддержка, ответы на вопросы детей.
Этот этап привел к выводу о необходимости определения цели, задач проекта, плана работы.
Цель проекта – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
В целях реализации проекта были выделены следующие задачи:
подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;
разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;
воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;
обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.
Также на этом этапе мы подобрали методическую литературу, необходимый демонстрационный материал, настольно-печатные игры, создали картотеку опытов, уголок экспериментирования.
Изучив периодическую литературу по данному вопросу, мы разработали перспективный план работы с детьми.
На втором этапе, мы включили в воспитательно-образовательный процесс специально-организованные занятия. Занятия планировались ежемесячно. На занятиях решались задачи по ознакомлению детей со свойствами и качествами веществ, с установлением причинно-следственных связей между свойствами материалов предметов и способами их использования.
Помимо занятий еженедельно проводились игры-занятия, д/и, игровые упражнения, которые были направлены на закрепление знаний и умений полученных на занятиях.
Параллельно проводилась работа с педагогами и родителями.
Работа с родителями была направлена на повышение заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Мы использовали следующие формы работы с родителями:
- Родительское собрание на тему: «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?»
- Информационные листовки на темы «Значение поисково-познавательной деятельности для всестороннего развития личности ребенка», «Опыты на кухне».
Работа с педагогами включала в себя:
- Консультация «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
- Семинар «Развитие познавательной активности детей через организацию опытно-экспериментальную деятельность».
- Открытое занятие для молодых специалистов.
На третьем этапе провели повторную диагностику. Она показала, что у детей повысился уровень знаний об окружающем мире: с высоким уровнем стало 70 % детей, со средним – 28%, низким – 2%.
Одновременно я провела повторное анкетирование среди родителей, результаты которого тоже показали положительную динамику. У 80% родителей повысилось заинтересованность к детскому экспериментированию, желание организовать опыты с детьми в домашних условиях.
Таким образом, реализация проекта «Детское экспериментирование как средство познавательной активности у дошкольников» способствовало повышению уровня познавательной активности и уровня знаний об окружающем мире, повышение уровня заинтересованности к опытно-экспериментальной деятельности, повышению уровня знаний в организации опытно-экспериментальной деятельности.
Мониторинг реализации проекта
Дети
Повысился уровень знаний об окружающем мире на 12 %; в начале учебного года с высоким уровнем 58 %, к концу учебного года 70%
Родители
Повысилось заинтересованность родителей к организации детских опытов: с 53 % до 80 %.
Педагоги
Составлен перспективный план деятельности, способствующий расширению знаний, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Результаты знаний об окружающем мире.
Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.
Результаты анкетирования родителей.
Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.
Вывод. В ходе работы над проектом по теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников» у детей повысился уровень познавательной активности и уровень знаний об окружающем мире, возросла заинтересованность к опытно-экспериментальной деятельности. Дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Список литературы.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.И. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Читайте также |
---|
Лэпбук «Юные экологи»
Лэпбук «Юные экологи» В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений ДОУ. Его цель — формирование личности, способной...
Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в…
Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» Актуальность Речь...
Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста
Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй (дети встали в круг) Собрались все дети в...