Проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности у дошкольников»

Паспорт проекта.

Автор проекта

Федорова Надежда Гурьевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №103» г.Чебоксары

Наименование проекта

Детское экспериментирование как средство

познавательной активности у дошкольников

Вид проекта по составу участников: - групповой
по целевой установке: - познавательный
по срокам реализации: - краткосрочный
Участники проекта - воспитанники старшего дошкольного возраста
- педагоги
- родители
Сроки и этапы проекта 1 этап
- сентябрь-октябрь 2018г.
2 этап
- ноябрь 2018г.-февраль 2019г.
3 этап
- март-апрель 2019г.

 

1

Введение

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

А.Н. Поддъяков.

Одна из сторон развития всестороннего развития личности ребёнка – это развитие познавательной активности, которая является подготовкой к переходу к познавательной деятельности, проявляющая у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В 5-6 лет ребёнок смотрит в мир широко открытыми глазами. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Именно у детей в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать».

Ключевым направлением проекта является развитие навыков и умений исследовательской деятельности каждого ребёнка в условиях дошкольного учреждения. Экспериментальная деятельность направлена на познание детьми окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поиск, тем больше информации получает ребёнок.

Ведь развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, отличающиеся любознательностью люди, с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно выбирать решения в ситуации выбора, прогнозируя на возможные последствия. А это во многом зависит от нас педагогов.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности. Необходимо представлять детям, возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим представляет собой интерес обозначенная нами проблема «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

Анализ условий.
Анализ внешней среды.

Положительные факторы 

Права ребёнка, который нуждается в социальной защите и поддержке, закреплены в ряде документов международного и Российского уровня.

Правовые документы: Концепция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека.

Законодательные акты:

Конституция РФ, семейный кодекс РФ, закон РФ об образовании.

Возможность внебюджетного финансирования для приобретения необходимых пособий, оборудований для обогащения предметно-развивающей среды.

 Наличие педагогических технологий.

Отрицательные факторы

Недостаточное бюджетное финансирование для приобретения материала для уголка экспериментирования.

Социальная незащищённость населения, как фактор увеличения материальных проблем в семье.

Нестабильность социально-экономической среды.

Анализ внутренней среды.

Положительные факторы 

Наличие современных методических пособий по данной проблеме.

Наличие уголка природы и уголка экспериментирования. Наличие дидактических, настольно-печатных игр, демонстрационного материала.

Высокий уровень образованности родителей: 58% родителей имеют высшее образование, 42% - средне-специальное.

 В результате диагностики выявлено – 53% родителей проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности детей.

Отрицательные факторы

Недостаточная изученность педагогами методической литературы по проблеме.

Недостаточное оснащение уголка природы и уголка экспериментирования.

Разновидность социального статуса родителей.

У 47% родителей низкий уровень заинтересованности в воспитательно-образовательном процессе.

Таким образом, проанализировав внешнюю и внутреннюю ситуацию, осознав необходимость введения метода экспериментирования в практическую работу с детьми, мы пришли к выводу, что нам необходимо начать работать по теме «Детское экспериментирование как средство познавательной активности у дошкольников».

Основная проблема.

Необходимость выполнения проекта возникла по следующим причинам:

недостаточная изученность методической литературы по проблеме;

недостаточный подбор материала и оборудования уголка экспериментирования;

анализ результатов диагностики показал низкий уровень познавательной активности детей;

не разработана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

неосведомлённость родителей в вопросах развития детского экспериментирования.

Цель – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

сформируются навыки исследовательской деятельности;

повысится уровень познавательной активности.

Для педагогов:

повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

составление перспективного плана деятельности, способствующей расширению знаний об окружающих предметах, их свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Для родителей:

повышение интереса к проблеме детского экспериментирования;

помощь в создании уголка экспериментирования;

содействие и участие родителей в дальнейшей работе.

Этапы Сроки Программа действий
Подготовительный Сентябрь-октябрь 2018г. Подбор и изучение литературы, диагностика детей, анкетирование родителей по проблеме организации условий для самостоятельного экспериментирования дошкольников, анализ полученных результатов, выявление проблем.
Практический Ноябрь 2018г.-феваль 2019г. Реализация основного содержания проекта.
Заключительный Март-апрель 2019г. Итоговый мониторинг, обобщение результатов.

Механизмы реализации проекта

Первый этап.

Подготовительный:

Содержание Форма деятельности
Повышение собственного профессионального уровня
  • Изучение литературы по теме проекта.
  • Определение цели и задач.
  • Подбор диагностического инструментария для детей, разработка анкет для родителей.
Изучение развития интереса детей к поисковой деятельности
  • Проведение диагностики по методике Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности».
  • Разработка перспективного плана по организации экспериментирования с детьми.
  • Подбор необходимого материала, коллекции предметов природного и рукотворного мира, составление картотеки опытов.
Работа с родителями Анкетирование родителей по теме: «Изучение интереса к экспериментированию детей»
Создание условий в группе Создание в группе «Центр науки», пополнение оборудованием и материалами предметно-развивающей среды

Второй этап.

Практический:

Содержание Форма деятельности
Деятельность с детьми
  • Наблюдение в природных условиях.
  • Проведение опытов, экспериментов с детьми в блоке совместной деятельности педагога и детей по разработанному перспективному плану.
Деятельность с родителями
  • Групповое собрание на тему: «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?»
  • Оформление информационного поля по теме: «Познавательные опыты для детей».
  • Индивидуальные консультации с родителями по проблеме.
  • Лекторий «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».
Деятельность с педагогами
  • Консультация «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
  • Открытое занятие для молодых специалистов.

Третий этап.

Заключительный.

Содержание Форма деятельности Форма оценивания
Оценка уровня работы с детьми Диагностика развития интереса детей к экспериментированию по методике Л.Н.Прохоровой. Диагностика, анализ полученных результатов.
Оценка уровня работы с родителями Определение уровня заинтересованности к проблеме детского экспериментирования у своих детей. Анкетирование.
Оценка эффективности в целом
  • Подведение итогов работы.
  • Презентация проекта.
  • Изучение мониторинга.
  • Презентация.

Преимущества проекта.

Реализация задач по развитию познавательной активности через исследовательские методы обучения.

Участие каждого ребёнка в экспериментальной деятельности.

Готовность родителей действенно сотрудничать и оказывать помощь в создании условий для экспериментальной работы в группе.

Творческий подход педагога.

Возможные ограничения и риски.

Недостаток методической литературы.

Ограничение во времени.

Большая наполняемость групп.

Принципы реализации проекта

  • Принципы развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на достигнутый уровень, а всегда опережает его.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает изучение нового материала с опорой на ранее полученное, постепенное повышение требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип воспитывающего обучения. Давать детям не только новые знания, но и формировать правильное отношение к объектам живой и неживой природы, предметам рукотворного мира.
  • Принцип доступности обучения. Данный проект предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовки.
  • Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний реализуется в проблемном обучении, в том, что дети самостоятельно постигают истины, размышляют, приходят к выводам.
  • Принцип наглядности учитывает особенности восприятия и мышления дошкольников.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает организацию работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Принцип безопасности, предполагающий, что используемые педагогом формы и методы обучения будут безопасными для ребёнка.

Ресурсное обеспечение.

Кадровое:

- Воспитатель.

- Старший воспитатель.

Информационное:

Нормативно-правовая база:

- ФЗ «Об образовании» РФ и ЧР.

- Концепция дошкольного воспитания.

- Концепция о правах ребёнка.

- Типовое положение о ДОУ.

- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Программно-методическое обеспечение:

- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

- Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска».

- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование».

Материальное

- Уголок природы в группе.

- Уголок экспериментирования.

- Наглядный материал.

Отчет о реализации проекта.

Проект по теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников» актуален с точки зрения создания благоприятных условий для своевременного развития познавательной активности детей группы, расширением их кругозора. В ходе экспериментирования дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Тему данного проекта я выбрала неслучайно. Результаты исследований Л.А Венгера, Н.А. Подъякова и других ученых показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта. Он рассчитан на один год. Реализация проекта проходила в три этапа:

  1. подготовительный
  2. практический
  3. заключительный.

На подготовительном этапе используя методику Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» мы изучили место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По итогам диагностики мы смогли определить, что детское экспериментирование находится на третьем месте из предложенных видов деятельности.

Диагностика знаний об окружающем мире показало, что 58 % детей имеют высокий уровень, 40 % – средний, 2 % –низкий.

Помимо диагностики детей была работа по выявлению заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, они с удовольствием заполнили предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.

Качественный анализ полученных ответов показал, что 53% родителей положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместного детско-родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чем-либо, поддержка, ответы на вопросы детей.

Этот этап привел к выводу о необходимости определения цели, задач проекта, плана работы.

Цель проекта – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

В целях реализации проекта были выделены следующие задачи:

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Также на этом этапе мы подобрали методическую литературу, необходимый демонстрационный материал, настольно-печатные игры, создали картотеку опытов, уголок экспериментирования.

Изучив периодическую литературу по данному вопросу, мы разработали перспективный план работы с детьми.

На втором этапе, мы включили в воспитательно-образовательный процесс специально-организованные занятия. Занятия планировались ежемесячно. На занятиях решались задачи по ознакомлению детей со свойствами и качествами веществ, с установлением причинно-следственных связей между свойствами материалов предметов и способами их использования.

Помимо занятий еженедельно проводились игры-занятия, д/и, игровые упражнения, которые были направлены на закрепление знаний и умений полученных на занятиях.

Параллельно проводилась работа с педагогами и родителями.

Работа с родителями была направлена на повышение заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Мы использовали следующие формы работы с родителями:

  • Родительское собрание на тему: «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?»
  • Информационные листовки на темы «Значение поисково-познавательной деятельности для всестороннего развития личности ребенка», «Опыты на кухне».

Работа с педагогами включала в себя:

  • Консультация «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
  • Семинар «Развитие познавательной активности детей через организацию опытно-экспериментальную деятельность».
  • Открытое занятие для молодых специалистов.

На третьем этапе провели повторную диагностику. Она показала, что у детей повысился уровень знаний об окружающем мире: с высоким уровнем стало 70 % детей, со средним – 28%, низким – 2%.

Одновременно я провела повторное анкетирование среди родителей, результаты которого тоже показали положительную динамику. У 80% родителей повысилось заинтересованность к детскому экспериментированию, желание организовать опыты с детьми в домашних условиях.

Таким образом, реализация проекта «Детское экспериментирование как средство познавательной активности у дошкольников» способствовало повышению уровня познавательной активности и уровня знаний об окружающем мире, повышение уровня заинтересованности к опытно-экспериментальной деятельности, повышению уровня знаний в организации опытно-экспериментальной деятельности.

Мониторинг реализации проекта

Дети

Повысился уровень знаний об окружающем мире на 12 %; в начале учебного года с высоким уровнем 58 %, к концу учебного года 70%

Родители

Повысилось заинтересованность родителей к организации детских опытов: с 53 % до 80 %.

 Педагоги

Составлен перспективный план деятельности, способствующий расширению знаний, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Результаты знаний об окружающем мире.

Результаты знаний об окружающем мире.

Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.

Результаты анкетирования родителей.

3

Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.

Вывод. В ходе работы над проектом по теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников» у детей повысился уровень познавательной активности и уровень знаний об окружающем мире, возросла заинтересованность к опытно-экспериментальной деятельности. Дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Список литературы.

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
  3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.
  5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  6. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.И. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2005.




Новые публикации

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора…

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора «ТехноЛаб» и конструктора «Полидрон Супер – Гигант» В обновленном содержании дошкольного...

НОД «Формирование основ финансовой грамотности «Что такое деньги»

НОД «Формирование основ финансовой грамотности «Что такое деньги» Цель: формирование первичных экономических представлений об экономических категориях: деньги, труд, потребности, возможности. Задачи: научить детей...

Взаимопонимание – важная составляющая в воспитании и развитии вашего ребенка

Взаимопонимание – важная составляющая в воспитании и развитии вашего ребенка «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми». Оскар Уайльд. Пожалуй, самый...

Читайте также

Годовой план работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад…

Годовой план работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 на 2013-2014 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад...

Конспект НОД образовательной области «Познание», «Художественное творчество» на тему «Ветка…

Конспект НОД образовательной области «Познание», «Художественное творчество» на тему«Ветка рябины»   Цель: учить детей технике работы с гуашью для изображения ветки с...

Театрализованная деятельность детей в процессе экологического воспитания

Театрализованная деятельность детей в процессе экологического воспитания Работа содержит проложение: сценарий спектакля «Заяц Коська и Родничок». В настоящее время в детских садах...


Комментарии

  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...

     
  • Иваненко Вера
    Очень полное, освещение вопроса. Всё понятно. Коротко и в то же время доходчиво. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо Вам за то, что поделились своим материалом. Мне он очень понравился!!!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Конспект сюжетно-ролевой игры " Веселое кафе" в подготовительной группе

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе. Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе Образовательная область – речевое развитие. Задачи: 1. Продолжать развивать фонематический слух. 2. Учить правильно пользоваться речевым дыханием: учить делать плавный бесшумный выдох через рот. 3 . Развивать голосовой аппарат. 4 ...

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе с целью развития диалогической речи у ребенка…

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе  с целью развития диалогической речи у ребенка. Беседа на тему «Весна»  Навыки, формирующиеся в данной беседе: Развивать умение поддерживать беседу; Продолжать совершенствовать диалогическую речь; Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной группы Образовательная область – речевое развитие Задачи: 1. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой. 2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство