Проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности у дошкольников»

Паспорт проекта.

Автор проекта

Федорова Надежда Гурьевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №103» г.Чебоксары

Наименование проекта

Детское экспериментирование как средство

познавательной активности у дошкольников

Вид проекта по составу участников: - групповой
по целевой установке: - познавательный
по срокам реализации: - краткосрочный
Участники проекта - воспитанники старшего дошкольного возраста
- педагоги
- родители
Сроки и этапы проекта 1 этап
- сентябрь-октябрь 2018г.
2 этап
- ноябрь 2018г.-февраль 2019г.
3 этап
- март-апрель 2019г.

 

1

Введение

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

А.Н. Поддъяков.

Одна из сторон развития всестороннего развития личности ребёнка – это развитие познавательной активности, которая является подготовкой к переходу к познавательной деятельности, проявляющая у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В 5-6 лет ребёнок смотрит в мир широко открытыми глазами. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Именно у детей в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать».

Ключевым направлением проекта является развитие навыков и умений исследовательской деятельности каждого ребёнка в условиях дошкольного учреждения. Экспериментальная деятельность направлена на познание детьми окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поиск, тем больше информации получает ребёнок.

Ведь развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, отличающиеся любознательностью люди, с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно выбирать решения в ситуации выбора, прогнозируя на возможные последствия. А это во многом зависит от нас педагогов.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности. Необходимо представлять детям, возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим представляет собой интерес обозначенная нами проблема «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

Анализ условий.
Анализ внешней среды.

Положительные факторы 

Права ребёнка, который нуждается в социальной защите и поддержке, закреплены в ряде документов международного и Российского уровня.

Правовые документы: Концепция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека.

Законодательные акты:

Конституция РФ, семейный кодекс РФ, закон РФ об образовании.

Возможность внебюджетного финансирования для приобретения необходимых пособий, оборудований для обогащения предметно-развивающей среды.

 Наличие педагогических технологий.

Отрицательные факторы

Недостаточное бюджетное финансирование для приобретения материала для уголка экспериментирования.

Социальная незащищённость населения, как фактор увеличения материальных проблем в семье.

Нестабильность социально-экономической среды.

Анализ внутренней среды.

Положительные факторы 

Наличие современных методических пособий по данной проблеме.

Наличие уголка природы и уголка экспериментирования. Наличие дидактических, настольно-печатных игр, демонстрационного материала.

Высокий уровень образованности родителей: 58% родителей имеют высшее образование, 42% - средне-специальное.

 В результате диагностики выявлено – 53% родителей проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности детей.

Отрицательные факторы

Недостаточная изученность педагогами методической литературы по проблеме.

Недостаточное оснащение уголка природы и уголка экспериментирования.

Разновидность социального статуса родителей.

У 47% родителей низкий уровень заинтересованности в воспитательно-образовательном процессе.

Таким образом, проанализировав внешнюю и внутреннюю ситуацию, осознав необходимость введения метода экспериментирования в практическую работу с детьми, мы пришли к выводу, что нам необходимо начать работать по теме «Детское экспериментирование как средство познавательной активности у дошкольников».

Основная проблема.

Необходимость выполнения проекта возникла по следующим причинам:

недостаточная изученность методической литературы по проблеме;

недостаточный подбор материала и оборудования уголка экспериментирования;

анализ результатов диагностики показал низкий уровень познавательной активности детей;

не разработана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

неосведомлённость родителей в вопросах развития детского экспериментирования.

Цель – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

сформируются навыки исследовательской деятельности;

повысится уровень познавательной активности.

Для педагогов:

повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

составление перспективного плана деятельности, способствующей расширению знаний об окружающих предметах, их свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Для родителей:

повышение интереса к проблеме детского экспериментирования;

помощь в создании уголка экспериментирования;

содействие и участие родителей в дальнейшей работе.

Этапы Сроки Программа действий
Подготовительный Сентябрь-октябрь 2018г. Подбор и изучение литературы, диагностика детей, анкетирование родителей по проблеме организации условий для самостоятельного экспериментирования дошкольников, анализ полученных результатов, выявление проблем.
Практический Ноябрь 2018г.-феваль 2019г. Реализация основного содержания проекта.
Заключительный Март-апрель 2019г. Итоговый мониторинг, обобщение результатов.

Механизмы реализации проекта

Первый этап.

Подготовительный:

Содержание Форма деятельности
Повышение собственного профессионального уровня
  • Изучение литературы по теме проекта.
  • Определение цели и задач.
  • Подбор диагностического инструментария для детей, разработка анкет для родителей.
Изучение развития интереса детей к поисковой деятельности
  • Проведение диагностики по методике Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности».
  • Разработка перспективного плана по организации экспериментирования с детьми.
  • Подбор необходимого материала, коллекции предметов природного и рукотворного мира, составление картотеки опытов.
Работа с родителями Анкетирование родителей по теме: «Изучение интереса к экспериментированию детей»
Создание условий в группе Создание в группе «Центр науки», пополнение оборудованием и материалами предметно-развивающей среды

Второй этап.

Практический:

Содержание Форма деятельности
Деятельность с детьми
  • Наблюдение в природных условиях.
  • Проведение опытов, экспериментов с детьми в блоке совместной деятельности педагога и детей по разработанному перспективному плану.
Деятельность с родителями
  • Групповое собрание на тему: «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?»
  • Оформление информационного поля по теме: «Познавательные опыты для детей».
  • Индивидуальные консультации с родителями по проблеме.
  • Лекторий «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».
Деятельность с педагогами
  • Консультация «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
  • Открытое занятие для молодых специалистов.

Третий этап.

Заключительный.

Содержание Форма деятельности Форма оценивания
Оценка уровня работы с детьми Диагностика развития интереса детей к экспериментированию по методике Л.Н.Прохоровой. Диагностика, анализ полученных результатов.
Оценка уровня работы с родителями Определение уровня заинтересованности к проблеме детского экспериментирования у своих детей. Анкетирование.
Оценка эффективности в целом
  • Подведение итогов работы.
  • Презентация проекта.
  • Изучение мониторинга.
  • Презентация.

Преимущества проекта.

Реализация задач по развитию познавательной активности через исследовательские методы обучения.

Участие каждого ребёнка в экспериментальной деятельности.

Готовность родителей действенно сотрудничать и оказывать помощь в создании условий для экспериментальной работы в группе.

Творческий подход педагога.

Возможные ограничения и риски.

Недостаток методической литературы.

Ограничение во времени.

Большая наполняемость групп.

Принципы реализации проекта

  • Принципы развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на достигнутый уровень, а всегда опережает его.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает изучение нового материала с опорой на ранее полученное, постепенное повышение требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип воспитывающего обучения. Давать детям не только новые знания, но и формировать правильное отношение к объектам живой и неживой природы, предметам рукотворного мира.
  • Принцип доступности обучения. Данный проект предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовки.
  • Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний реализуется в проблемном обучении, в том, что дети самостоятельно постигают истины, размышляют, приходят к выводам.
  • Принцип наглядности учитывает особенности восприятия и мышления дошкольников.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает организацию работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Принцип безопасности, предполагающий, что используемые педагогом формы и методы обучения будут безопасными для ребёнка.

Ресурсное обеспечение.

Кадровое:

- Воспитатель.

- Старший воспитатель.

Информационное:

Нормативно-правовая база:

- ФЗ «Об образовании» РФ и ЧР.

- Концепция дошкольного воспитания.

- Концепция о правах ребёнка.

- Типовое положение о ДОУ.

- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Программно-методическое обеспечение:

- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

- Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска».

- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование».

Материальное

- Уголок природы в группе.

- Уголок экспериментирования.

- Наглядный материал.

Отчет о реализации проекта.

Проект по теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников» актуален с точки зрения создания благоприятных условий для своевременного развития познавательной активности детей группы, расширением их кругозора. В ходе экспериментирования дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Тему данного проекта я выбрала неслучайно. Результаты исследований Л.А Венгера, Н.А. Подъякова и других ученых показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта. Он рассчитан на один год. Реализация проекта проходила в три этапа:

  1. подготовительный
  2. практический
  3. заключительный.

На подготовительном этапе используя методику Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» мы изучили место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По итогам диагностики мы смогли определить, что детское экспериментирование находится на третьем месте из предложенных видов деятельности.

Диагностика знаний об окружающем мире показало, что 58 % детей имеют высокий уровень, 40 % – средний, 2 % –низкий.

Помимо диагностики детей была работа по выявлению заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, они с удовольствием заполнили предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.

Качественный анализ полученных ответов показал, что 53% родителей положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместного детско-родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чем-либо, поддержка, ответы на вопросы детей.

Этот этап привел к выводу о необходимости определения цели, задач проекта, плана работы.

Цель проекта – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

В целях реализации проекта были выделены следующие задачи:

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Также на этом этапе мы подобрали методическую литературу, необходимый демонстрационный материал, настольно-печатные игры, создали картотеку опытов, уголок экспериментирования.

Изучив периодическую литературу по данному вопросу, мы разработали перспективный план работы с детьми.

На втором этапе, мы включили в воспитательно-образовательный процесс специально-организованные занятия. Занятия планировались ежемесячно. На занятиях решались задачи по ознакомлению детей со свойствами и качествами веществ, с установлением причинно-следственных связей между свойствами материалов предметов и способами их использования.

Помимо занятий еженедельно проводились игры-занятия, д/и, игровые упражнения, которые были направлены на закрепление знаний и умений полученных на занятиях.

Параллельно проводилась работа с педагогами и родителями.

Работа с родителями была направлена на повышение заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Мы использовали следующие формы работы с родителями:

  • Родительское собрание на тему: «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?»
  • Информационные листовки на темы «Значение поисково-познавательной деятельности для всестороннего развития личности ребенка», «Опыты на кухне».

Работа с педагогами включала в себя:

  • Консультация «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
  • Семинар «Развитие познавательной активности детей через организацию опытно-экспериментальную деятельность».
  • Открытое занятие для молодых специалистов.

На третьем этапе провели повторную диагностику. Она показала, что у детей повысился уровень знаний об окружающем мире: с высоким уровнем стало 70 % детей, со средним – 28%, низким – 2%.

Одновременно я провела повторное анкетирование среди родителей, результаты которого тоже показали положительную динамику. У 80% родителей повысилось заинтересованность к детскому экспериментированию, желание организовать опыты с детьми в домашних условиях.

Таким образом, реализация проекта «Детское экспериментирование как средство познавательной активности у дошкольников» способствовало повышению уровня познавательной активности и уровня знаний об окружающем мире, повышение уровня заинтересованности к опытно-экспериментальной деятельности, повышению уровня знаний в организации опытно-экспериментальной деятельности.

Мониторинг реализации проекта

Дети

Повысился уровень знаний об окружающем мире на 12 %; в начале учебного года с высоким уровнем 58 %, к концу учебного года 70%

Родители

Повысилось заинтересованность родителей к организации детских опытов: с 53 % до 80 %.

 Педагоги

Составлен перспективный план деятельности, способствующий расширению знаний, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Результаты знаний об окружающем мире.

Результаты знаний об окружающем мире.

Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.

Результаты анкетирования родителей.

3

Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.

Вывод. В ходе работы над проектом по теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников» у детей повысился уровень познавательной активности и уровень знаний об окружающем мире, возросла заинтересованность к опытно-экспериментальной деятельности. Дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Список литературы.

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
  3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.
  5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  6. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.И. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2005.


Новые публикации

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях…

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет...

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет Аннотация: Игра «Шахматные домики» предназначена для детей от 4 до 6 лет и может...

Читайте также

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...

Конспект НОД по развитию речи. Тема: «Составление пересказа «Как медведь…

Конспект НОД по развитию речиТема: «Составление пересказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову) с использованием методик моделирования Цель: Формирование навыков...

Циклограмма. Тема «Моя семья»

Циклограмма. Тема «Моя семья»Подтема «Труд родителей» {pdf=download/files/presentation/file648.pdf|90%|700|native}

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД в старшей группе (использованием нетрадиционной техники рисования «ниткографии») «Цветы для мамы».

Программные задачи: Художественное творчество : Обобщить и расширить детей о нетрадиционной техники рисования. Формировать композиционные навыки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Коммуникация: Расширить представление детей о многообразии окружающего мира. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить...

Лето в детском саду.

Лето – замечательное время года и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать и получить заряд здоровья на весь год. Работа детского сада летом немного отличается от другого времени года. Детям уделяется больше внимания, прогулки, игры, физкультурные...

Конспект мероприятия Волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)

Конспект мероприятия   волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)                 Подготовила: воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с № 35» Герасимова Маргарита Александровна                       г. Альметьевск, 2020...

Проект на тему: «Правила дорожного движения – достойны уважения!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – д/с №35 «Сказочная страна» Проект на тему: «Правила дорожного движения – достойны уважения!» Автор: воспитатель Герасимова М.А. г. Альметьевск, 2020 год Паспорт проекта Девиз проекта: «Правила дорожные – знать каждому положено!» Тип проекта: Познавательно-информационный. Проект...