Проект по теме: «Театрализованная деятельность с детьми старшего возраста с ЗПР»
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок…».
В.А.Сухомлинский.
Введение
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности, самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
При поступлении в ДОО дети с ЗПР представляют собой неоднородную группу, объединённую общей проблемой – задержкой в развитии эмоционально-волевой сферы, нарушение которой отрицательно влияет на развитие личности ребёнка.
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. Такая помощь может быть оказана через организацию в детском саду театрализованной деятельности. С помощью театрализованной игры дети учатся контролировать свои эмоции, регулировать поведение, общаться между собой, что благоприятно влияет на общее развитие дошкольников.
Обоснование проекта:
- Недостаточное внимание родителей и детей к театру;
- Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве»;
- Поверхностные знания детей о театре.
Время реализации проекта:
Сентябрь – ноябрь 2017 г.
Вид проекта:
Групповой, информационный, практико-ориентированный, творческий.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность:
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на детей с ЗПР. С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
Игра стимулирует развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. У детей развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
В театрализованной игре происходит коррекция эмоционально-волевой сферы и поведения детей.
Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольников. Их жизнь в детском саду становится интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями.
Цель проекта – коррекция эмоциональных нарушений детей с ЗПР и развитие творческих способностей средствами театрализованного искусства.
Задачи проекта:
- создать условия для развития творческой активности детей;
- учить использовать средства художественной выразительности;
- развивать гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации;
- формировать способность эмоциональной саморегуляции;
- способствовать овладению языком эмоции как способом выражения собственного эмоционального состояния;
- привить детям первичные навыки в области искусства ( использование мимики, пантомимики, жестов и др.);
- привлечь родителей к оснащению театрального уголка, изготовлению атрибутов;
- обогащать предметно-пространственную среду;
- воспитывать любовь к театру.
Планируемые результаты:
- у детей воспитывается эмоционально-положительное отношение к театру;
- обогащается речь за счёт образных выражений, активизируется словарь ребёнка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи;
- обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт детей;
- будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;
- родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Формы реализации:
- Чтение художественной литературы
- Речевые и дыхательные упражнения
- Праздники и развлечения
- Драматизации разнообразных сказок и инсценировок
- Просмотр театральных постановок, кукольных спектаклей и беседы по ним
- Работа с родителями
- Сюжетно ролевые игры
- Экскурсия в театр
- Упражнения по формированию выразительности исполнения
- Просмотр диафильмов
Подготовительный этап:
- Изучить уровень знаний детей о театре.
- Анализ методической литературы по данному проекту.
- Знакомство родителей с целями и задачами проекта.
- Разработать картотеку игр, упражнений, постановок.
- Составление плана работы.
Основной этап:
- Создание моделей театров в группе совместно с родителями.
- Составление списка необходимых материалов для реализации проекта.
- Организовать выставку детских творческих работ по теме «Театр».
- Организация совместных с другими педагогами мероприятий (театральные постановки, кукольные спектакли и др.).
- Провести просветительскую работу с родителями по теме «Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОС».
- Изготовление атрибутов в театральный уголок: изготовление плоскостного бумажного театра, театр на ложках, кукольный театр, баночный театр и др.
- Организация театрализованных спектаклей для детей и родителей.
Заключительный этап:
- Адаптировать опыт, полученный в результате проведенного проекта в дальнейшей работе с родителями.
- Публикация опыта работы на сайте ДОУ.
- Награждение грамотами маленьких актёров.
- Вручение грамот родителям за активное участие в жизни группы и детского сада.
Презентация проекта:
Драматизация сказки «Теремок» и показ для детей других групп.
Эффективность проекта:
Активное использование театрализованной деятельности в жизни детей в детском саду формирует у них «актёрское мастерство», представления о роли, способствует развитию произвольности поведения и что не мало важно происходит корректировка в эмоционально – волевой сфере.
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368с.
2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М: ТЦ Сфера, 2006.
4. Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова «Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников». Санкт-Петербург 2014.
5. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей детского сада / Л.В.Артёмова. – М.: Просвещение, 1991. – 127с.
6. Волшебный праздник / Сост. М. Дергачёва / . – М: РОСМЭН. 2000.
7. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.
8. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно – эстетического воспитания. – М: ТЦ Сфера. 2010.
9. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре / Т.И.Ерофеева, О.Л.Зверева – М.: Просвещение, 1994. – 128с.
10. Е.В.Свистунова «Разноцветное детство» Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. Москва, 2014.
11. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
Читайте также |
---|
Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…
Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро...
Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя»
Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя» Проект реализуется в рамках свободной деятельности детей средней группы. Актуальность: в период глобализации особенно актуально...