Педагогический проект «Волшебство камешков Марблс»
(Подготовительная группа для детей со сложным дефектом)
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».
Сухомлинский В.А.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательный, творческий, развивающий.
Тип проекта: практико-ориентированный.
По характеру контактов: внутри ДОО.
По времени проведения: долгосрочный (декабрь - февраль).
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Актуальность.
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребёнка.
Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделов мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями.
Одним из материалов, которые способствуют развитию мелкой моторики, речи, познавательной активности детей, являются камешки Марблс. Работу с камешками Марблс можно сравнить с праздником, а если быть точнее - с Новым годом. Новый год радует детей великолепием ярких красок. Работа с разноцветными камнями вызывает у ребенка: радость, улыбку, положительные эмоции. Именно поэтому наш проект проходит в преддверии новогодних праздников.
Проблема.
Согласно данным мониторинга на начало учебного года, уровень развития мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, находился на низком уровне. Важность проблемы вызвала необходимость целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у данной категории детей через игры и упражнения с камешками Марблс.
Цель проекта: Повысить эффективность работы по развитию мелкой моторики детей с особыми образовательными потребностями посредством игр и упражнений с камешками Марблс.
Задачи проекта:
Коррекционные:
- целенаправленно формировать ВПФ;
- стимулировать поисковую деятельность;
- формировать пространственно-временные отношения;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
Обучающие:
- познакомить детей с видами камней и их свойствами;
- учить детей способам захвата камней: кулачковый, щипковый, пинцетный захват;
- закрепить знания детей о математическом счете;
- закрепить знания детей о цвете.
Развивающие:
- развивать связную, грамматически правильную речь и коммуникативные навыки;
- развивать сенсорное и сенсомоторное восприятие;
- развивать мелкую моторику и подготовить руку к письму;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать игровые навыки и познавательную мотивацию.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- продолжать формировать у детей умение сотрудничать между собой.
Ожидаемый результат
Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать:
- успешному развитию у детей с ОВЗ познавательной, исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- развитию мелкой моторики;
- совершенствованию звукопроизношения, грамматически связанной речи детей;
- развитию эмоциональной отзывчивости;
- развитию поисково-исследовательской деятельности.
Формы работы
Подгрупповая форма работы- позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.
Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию педагогов или по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку можно дать ребенка посильнее.
Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.
Методы работы
- Словесные методы (устные и печатные).
- Игровые методы (дидактические).
- Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).
- Практические методы (игры и упражнения, экспериментирование с камнями, лепка, рисование и т.д.).
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
Цель: определение темы, актуальности, проблемы, цели и задач проекта; обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; привлечение родителей к участию в проекте.
II. Основной этап:
Цель: реализация задач воспитательно-образовательного процесса. Работа осуществляется по пяти образовательным областям в непосредственно - образовательной и организованной, совместной деятельности с детьми:
ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
ОО «Познавательное развитие» | ОО «Речевое развитие» |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | ОО «Физическое развитие» |
Беседы «Почему нельзя брать камень в рот», Сюжетно-ролевая игра «Строители» Коллективные игры «Разбери по цвету, форме, размеру, текстуре» Просмотр мультфильмов «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева» |
Экспериментальная деятельность «Свойства камней», «Каждому камешку свой домик», см. картотеку по экспериментированию с камнями (приложение); Ознакомление с окружающим «Откуда берется камень?» (рассказ и просмотр презентации); ФЭМП «Четвертый лишний», «Выложи цифру», см. картотеку игр и упражнений «Волшебные игры» (приложение) |
«Слоговые цепочки», «Чудесный мешочек», «Опиши картинку» Пальчиковые игры «Лабиринт», «Ходилки», см. картотеку игр и упражнений «Волшебные камешки» (приложение) ЧХЛ П. Бажов «Серебряное копытце», «Белоснежка и семь гномов» |
Рисование на манке (песочном столе) «Укрась ёлочку», см. картотеку шаблонов для выкладывания камешками Марблс (приложение); рисование камешками Марблс, рисование «Рябина для снегирей»; аппликация «Снежинка», лепка из глины «Камень» |
Подвижные игры «Кто больше соберет» Эстафеты: «Перенеси только красные камешки», «Перенеси камешки в ложке» |
III. Заключительный этап.
Цель: подведение итогов проекта.
Проведение открытого мероприятия для детей, родителей и педагогов ДОУ и РМО групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «В поисках волшебной шкатулки».
Продукты проекта:
- Картотека по экспериментированию с камнями.
- Картотека игр и упражнений «Волшебные камешки».
- Картотека шаблонов для выкладывания камешками Марблс.
- Консультация для родителей «Обучающие игры с камешками Марблс»
- Презентация проекта.
Акции проекта:
«Принеси интересный камень в детский сад».
Портфолио проекта:
Конспект НОД «Какие бывают камни?»
Сценарий открытого мероприятия.
Фотоматериалы:
Акции, продуктивная деятельность детей.
Список литературы:
- Арапова Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 27 лет.
- Андреева О.В., Демьянчук Л.Н., Иль О.В., Кондратьева С.Ю. «Коррекционная работа с дошкольниками с ранним детским аутизмом в условиях ДОУ». – СПб.: 2009.
- Белоус А. Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошк. учреждений / А. Н. Белоус. — Минск, 2002. — 144 с.
- БаряеваЛ.Б.. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; СОЮЗ, 2002.
- Баряева Л.Б., Зарин А. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». – СПб.: 2001.
- «Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде» под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.: 2006.
- Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4—5 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 72 с.
- Морозова И. А., Пушкарева М.Л. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 160 с.
- Морозова И. А., Пушкарева М.Л. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 176 с.
- Морозова И. А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4—5 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 72 с.
- Морозова И. А., Пушкарева М.А Развитие элементарных математических представлений.Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 136 с.
- Морозова И. А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. — 216с.
Читайте также |
---|
Дидактические пособие с использованием мультимедийного оборудования по экологическому воспитанию детей…
Дидактические пособие с использованием мультимедийного оборудования по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Аннотация Пояснительная записка Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном...
Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…
Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель: - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...
Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику…
Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: закрепить знания детей о разных периодах осени и...