Педагогический проект «Волшебство камешков Марблс»

(Подготовительная группа для детей со сложным дефектом)

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».

Сухомлинский В.А.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательный, творческий, развивающий.

Тип проекта: практико-ориентированный.

По характеру контактов: внутри ДОО.

По времени проведения: долгосрочный (декабрь - февраль).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Актуальность.

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребёнка.

Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделов мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями.

Одним из материалов, которые способствуют развитию мелкой моторики, речи, познавательной активности детей, являются камешки Марблс. Работу с камешками Марблс можно сравнить с праздником, а если быть точнее - с Новым годом. Новый год радует детей великолепием ярких красок. Работа с разноцветными камнями вызывает у ребенка: радость, улыбку, положительные эмоции. Именно поэтому наш проект проходит в преддверии новогодних праздников.

Проблема.

Согласно данным мониторинга на начало учебного года, уровень развития мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, находился на низком уровне. Важность проблемы вызвала необходимость целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у данной категории детей через игры и упражнения с камешками Марблс.

Цель проекта: Повысить эффективность работы по развитию мелкой моторики детей с особыми образовательными потребностями посредством игр и упражнений с камешками Марблс.

Задачи проекта:

Коррекционные:

  1. целенаправленно формировать ВПФ;
  2. стимулировать поисковую деятельность;
  3. формировать пространственно-временные отношения;
  4. обогащать и расширять словарный запас детей.

Обучающие:

  1. познакомить детей с видами камней и их свойствами;
  2. учить детей способам захвата камней: кулачковый, щипковый, пинцетный захват;
  3. закрепить знания детей о математическом счете;
  4. закрепить знания детей о цвете.

Развивающие:

  1. развивать связную, грамматически правильную речь и коммуникативные навыки;
  2. развивать сенсорное и сенсомоторное восприятие;
  3. развивать мелкую моторику и подготовить руку к письму;
  4. развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  5. развивать игровые навыки и познавательную мотивацию.

Воспитательные:

  1. воспитывать культуру речи;
  2. продолжать формировать у детей умение сотрудничать между собой.

Ожидаемый результат

Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать:

  1. успешному развитию у детей с ОВЗ познавательной, исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  2. развитию мелкой моторики;
  3. совершенствованию звукопроизношения, грамматически связанной речи детей;
  4. развитию эмоциональной отзывчивости;
  5. развитию поисково-исследовательской деятельности.

Формы работы

Подгрупповая форма работы- позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.

Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию педагогов или по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку можно дать ребенка посильнее.

Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Методы работы

  1. Словесные методы (устные и печатные).
  2. Игровые методы (дидактические).
  3. Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).
  4. Практические методы (игры и упражнения, экспериментирование с камнями, лепка, рисование и т.д.).

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап
Цель: определение темы, актуальности, проблемы, цели и задач проекта; обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; привлечение родителей к участию в проекте.

II. Основной этап:

Цель: реализация задач воспитательно-образовательного процесса. Работа осуществляется по пяти образовательным областям в непосредственно - образовательной и организованной, совместной деятельности с детьми:

ОО
«Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Познавательное развитие» ОО
«Речевое развитие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО
«Физическое развитие»
Беседы «Почему нельзя брать камень в рот»,
Сюжетно-ролевая игра «Строители»
Коллективные игры «Разбери по цвету, форме, размеру, текстуре»
Просмотр мультфильмов «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»
Экспериментальная деятельность «Свойства камней», «Каждому камешку свой домик», см. картотеку по экспериментированию с камнями (приложение);
Ознакомление с окружающим «Откуда берется камень?» (рассказ и просмотр презентации);
ФЭМП «Четвертый лишний», «Выложи цифру»,
см. картотеку игр и упражнений «Волшебные игры» (приложение)
«Слоговые цепочки», «Чудесный мешочек», «Опиши картинку»
Пальчиковые игры «Лабиринт», «Ходилки», см. картотеку игр и упражнений «Волшебные камешки» (приложение)
ЧХЛ П. Бажов «Серебряное копытце», «Белоснежка и семь гномов»

Рисование на манке (песочном столе)

«Укрась ёлочку», см. картотеку шаблонов для выкладывания камешками Марблс (приложение); рисование камешками Марблс, рисование

«Рябина для снегирей»; аппликация «Снежинка», лепка из глины «Камень»

Подвижные игры «Кто больше соберет»
Эстафеты: «Перенеси только красные камешки», «Перенеси камешки в ложке»

III. Заключительный этап.

Цель: подведение итогов проекта.

Проведение открытого мероприятия для детей, родителей и педагогов ДОУ и РМО групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «В поисках волшебной шкатулки».

Продукты проекта:

  1. Картотека по экспериментированию с камнями.
  2. Картотека игр и упражнений «Волшебные камешки».
  3. Картотека шаблонов для выкладывания камешками Марблс.
  4. Консультация для родителей «Обучающие игры с камешками Марблс»
  5. Презентация проекта.

Акции проекта:

«Принеси интересный камень в детский сад».

Портфолио проекта:

Конспект НОД «Какие бывают камни?»

Сценарий открытого мероприятия.

Фотоматериалы:

Акции, продуктивная деятельность детей.

 

Список литературы:

  1. Арапова Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 27 лет.
  2. Андреева О.В., Демьянчук Л.Н., Иль О.В., Кондратьева С.Ю. «Коррекционная работа с дошкольниками с ранним детским аутизмом в условиях ДОУ». – СПб.: 2009.
  3. Белоус А. Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошк. учреждений / А. Н. Белоус. — Минск, 2002. — 144 с.
  4. БаряеваЛ.Б.. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; СОЮЗ, 2002.
  5. Баряева Л.Б., Зарин А. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». – СПб.: 2001.
  6. «Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде» под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.: 2006.
  7. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4—5 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 72 с.
  8. Морозова И. А., Пушкарева М.Л. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 160 с.
  9. Морозова И. А., Пушкарева М.Л. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 176 с.
  10. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4—5 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 72 с.
  11. Морозова И. А., Пушкарева М.А Развитие элементарных математических представлений.Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 136 с.
  12. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лете ЗПР. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. — 216с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические пособие с использованием мультимедийного оборудования по экологическому воспитанию детей…

Дидактические пособие с использованием мультимедийного оборудования по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Аннотация Пояснительная записка Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном...

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель:  - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику…

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: закрепить знания детей о разных периодах осени и...

Читайте также

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька»

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька» «Музыка начинается с пения…» К. Закс. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника…» В.А.Сухомлинский. 1. Пояснительная записка Вокальное...