Педагогический проект развития эмоциональной сферы дошкольников «В кругу эмоций»

«Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать ...»

Л.С. Выготский.

В современное время часто можно услышать о проблемах нравственного развития детей, наиболее распространенными при этом упоминания о проявлениях агрессии и жестокости, эгоизме и бесчувственности современных ребят. Действительно практики отмечают проблемы во взаимодействии детей друг с другом, крайне редкое спонтанное проявление отзывчивости и принятие во внимание к чувств других людей, частую неспособность контролировать свои поступки и эмоции, что сопровождается импульсивностью в поведении, частыми конфликтами и явными сложностями во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

При этом реальный запрос родителей и предложение на рынке среди образовательных программ остается в направлении по развитию интеллектуальных и физических качеств детей: ментальная математика, скорочтение, иностранные языки, борьба и прочее. Оставляя в тени важность развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребенка – а значит лишая его возможностей освоить способы, которые могли бы реально помочь в разрешении конфликтной ситуации, протянуть руку помощи или просто договориться о совместной игре.

Крайне важно проблему эмоционального развития обсуждать и решать своевременно, не упуская сензитивных периодов. В этой работе важно развивать умения распознавать эмоциональное состояние другого человека, рассказывать о своих эмоциях, и выражать их социально-приемлемым способом. Отсутствие таких умений провоцирует и усугубляет конфликты внутри детской группы, ведет у появлению внутриличностных проблем, которые в свою очередь способны привести к повышению тревожности, агрессивности, застенчивости и другим сложностям. Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных умений - один из важнейших аспектов развития ребенка дошкольного возраста. Как справедливо указывали Л.С, Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем (интеллектуальной и эмоциональной) может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Проблема существование точечных мероприятий, как единственных условий по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Целью проекта является создание системы мероприятий, направленных на эмоциональное развитие дошкольников старшего возраста: умение определять и выражать базовые эмоции во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Для достижения основной цели необходимо решить ниже представленные задачи.

Образовательные:

1. Обобщить и расширить представления детей о базовых эмоциях, причинах их возникновения в жизни человека.

2. Систематизировать представления о проявлении эмоций во взаимоотношениях с людьми.

3. Развить способности определять чувства и эмоции других, способности к эмпатии.

Воспитательные:

1. Расширить представления о взаимоотношениях людей, как элементе системы общечеловеческих ценностей.

2. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, способность и желание сопереживать и поддерживать друзей.

3. Воспитывать навыки сотрудничества у детей.

4. Формировать у детей положительное отношение к себе и окружающим.

5. Создать условия для взаимодействия родителей и детей в рамках развития эмоциональной сферы.

Коррекционно-развивающие:

1. Осваивать и совершенствовать социально приемлемые способы выражения базовых эмоций и потребностей во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, животными.

2. Познакомить детей с речевыми оборотами и фразами, которые позволяют называть эмоции и потребности, обозначать их причины, разрешать конфликтные ситуации.

3. Развивать высшие психические функции: зрительное, слуховое внимание, восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.

4. Формирование навыка произвольного слушания.

5. Обогатить активный и пассивный словарь.

6. Развивать лексико-грамматические конструкции, диалогической и монологической форм связной речи.

Участники проекта – дошкольники подготовительных групп, педагог-психолог, воспитатели, родители воспитанников.

Сроки реализации: среднесрочный проект длительностью 2 месяца.

Ожидаемый результат:

Расширение представлений о базовых эмоциях, способности их называния, определения, выражения социально-приемлемыми способами.

Совершенствования умений сотрудничества, договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, на фоне реализации способов выражения базовых эмоций.

Ознакомление и начало практического освоения речевых оборотов и фраз, которые позволяют выражать эмоциональное состояние свое или другого человека, организовать совместное дело, разрешать конфликтные ситуации.

Развитие высших психических функций, диалогической и монологической форм связной речи.

Интеграция образовательных областей в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Социально-коммуникативное развитие: развитие способности определения и выражения эмоционального состояния своего и окружающих людей, межличностных отношений, коммуникативных способностей, дружеских отношений.

Речевое развитие: развитие диалогической и монологической форм речи, поощрение попыток делиться разнообразными впечатлениями, развитие речевого творчества, обогащение активного словаря, развитие звуковой и интоннационной культуры речи).

Перечень мероприятий по реализации проект

№ пп Мероприятия Цель мероприятия Формы работы
1 Тренинговое занятие «В кругу друзей» 1. Обобщить и расширить представления детей о базовых эмоциях, причинах их возникновения в жизни человека.
2. Систематизировать представления о проявлении эмоций во взаимоотношениях с людьми.
3. Развивать пантомимику: элементы выразительных движений.
4. Обучать приемам расслабления, выражению эмоций социально-приемлемыми способами.
Психоэмоциональные этюды, игровая беседа, коммуникативная игра
2 Коммуникативные игры:
«Море волнуется раз - эмоции»;
«Кубик эмоций»;
«Настроение погоды»
1. Осваивать и совершенствовать способы социально приемлемые способы выражения базовых эмоций во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, животными.
2. Формирование навыка произвольного слушания.
3. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, способность и желание сопереживать и поддерживать друзей.
4. Развить способности определять чувства и эмоции других, способности к эмпатии.
Коммуникативные игры
3 Тренинговое занятие «Мир эмоций» 1. Обобщить и расширить представления детей о базовых эмоциях, причинах их возникновения в жизни человека.
2. Систематизировать представления о проявлении эмоций во взаимоотношениях с людьми.
3. Развивать пантомимику: элементы выразительных движений.
4.Обучать приемам расслабления, выражению эмоций социально-приемлемыми способами.
Психоэмоциональные этюды, игровая беседа, коммуникативная игра
4 Творческая мастерская «Эмоции» 1. Систематизировать представления о проявлении эмоций во взаимоотношениях с людьми.
2. Развить способности определять чувства и эмоции других, способности к эмпатии.
3. Создать условия для взаимодействия родителей и детей в рамках развития эмоциональной сферы.
Рисунок, беседа
5 Тренинговое занятие «Злость» 1. Обобщить и расширить представления детей о базовых эмоциях, причинах их возникновения в жизни человека.
2. Систематизировать представления о проявлении эмоций во взаимоотношениях с людьми.
3. Развивать пантомимику: элементы выразительных движений.
4.Обучать приемам расслабления, 6выражению эмоций социально-приемлемыми способами.
Психоэмоциональные этюды, игровая беседа, коммуникативная игра
6 Занятия с лепбуком «В мире эмоций» 1. Обобщить и расширить представления детей о базовых эмоциях, причинах их возникновения в жизни человека.
2. Развивать лексико-грамматические конструкции, диалогической и монологической форм связной речи.
3. Развивать высшие психические функции: зрительное, слуховое внимание, восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.
4. Познакомить детей с речевыми оборотами и фразами, которые позволяют называть эмоции, обозначать их причины, разрешать конфликтные ситуации.
«Домино эмоций», «погода эмоций»,
«расставь настроение», «Кубик эмоций», «сложи настроение» и тд.
7 Фотосессия «В мире эмоций» 1. Систематизировать представления о проявлении эмоций во взаимоотношениях с людьми.
2. Развить способности определять чувства и эмоции других, способности к эмпатии.
3. Осваивать и совершенствовать социально приемлемые способы выражения базовых эмоций во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, животными.
Фотосессия с детьми
8 Информация для родителей «Как научить ребенка выражать свои эмоции», «Про детскую злость». 1. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, способность и желание сопереживать и поддерживать друзей.
2. Создать условия для взаимодействия родителей и детей в рамках развития эмоциональной сферы.
Информация на лестничных пролетах детского сада, сайта доо.
9 Игры-драматизации «Эмоции в жизни» 1. Обобщить и расширить представления детей о базовых эмоциях, причинах их возникновения в жизни человека.
3. Воспитывать навыки сотрудничества у детей.
4. Развивать высшие психические функции: зрительное, слуховое внимание, восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.
5. Формировать у детей положительное отношение к себе и окружающим.
6. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, способность и желание сопереживать и поддерживать друзей.
7. Развивать лексико-грамматические конструкции, диалогической и монологической форм связной речи.
Игры драматизации, психоэмоциональные этюды.
10 Графические задания «Рисунки об эмоциях» 1. Обобщить и расширить представления детей о базовых эмоциях, причинах их возникновения в жизни человека.
2. Развивать высшие психические функции: зрительное, слуховое внимание, восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.
Корректурные пробы «эмоции», «соедини ситуацию и зайчонка», «найди хозяйку кота» и тд.
11 Интеллектуальная игра «В кругу эмоций» 1. Систематизировать представления о проявлении эмоций во взаимоотношениях с людьми.
2. Развить способности определять чувства и эмоции других, способности к эмпатии.
3. Осваивать и совершенствовать социально приемлемые способы выражения базовых эмоций во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, животными.
Викторина, речедвигательные игры
12 Творческая мастерская для педагогов детского сада «Эмоции в группе» 1. Создать условия для развития способности определения и называния эмоций воспитанников.
2. Расширение РППС группы в области «Социально-коммуникативного развития»
Блиц-опрос, обсуждение, творческая мастерская
13 Альбом «Эмоции человека» 1. Создать условия для развития способности определения и называния эмоций воспитанников.
2. Расширение РППС группы в области «Социально-коммуникативного развития» в совместной деятельности
Рисунок, беседа.

Пример содержания мероприятий проекта.

Тренинговое занятие «В кругу друзей»

Цель и задачи:

1.Обобщить и расширить представления детей о базовых эмоциях, причинах их возникновения в жизни человека.

2. Систематизировать представления о проявлении эмоций во взаимоотношениях с людьми.

3. Развивать пантомимику: элементы выразительных движений.

4. Обучать приемам расслабления, выражению эмоций социально-приемлемыми способами.

Ответственный за проведение –педагог-психолог.

Ход занятия.

Упражнение «Передай улыбку». Дети сидят в кругу на ковре, передают улыбку и приветствуют друг друга по кругу.

Игровая беседа с утенком.

Утенок (игрушка би-ба-бо, изображает злое настроение). Ребята здравствуйте, крякает сердито.

Педагог ребятам: ребята, кто пришел к нам? Какое у него настроение?

Дети: утенок, злое настроение.

Педагог: ребята, почему бывает злое настроение, как вы думаете почему утенок сердится?

Дети: отвечают на вопрос, о причинах злого настроения.

Педагог: давайте узнаем у утенка, почему он сердится. Кто может спросить?

Педагог определят ребенка, который задает вопрос утенку.

Утенок: я злой, потому что я поссорился с друзьями.

Педагог: ребят, он с друзьями поссорился. Из-за чего можно поссориться с друзьями?

Дети: отвечают на вопрос, о причинах ссоры с друзьями.

Педагог: давайте узнаем у утенка, из-за чего он поссорился с друзьями. Кто может спросить?

Педагог определят ребенка, который задает вопрос утенку.

Утенок: я поссорился с друзьями, потому что они меня обманывают! Они говорят, что разговаривать можно не только словами, но и еще как то там! А я им не верю! Разве можно понять другого без слов? Как вы думаете?

Дети: ответы детей. педагог уточняет, что дети имеют ввиду.

Психоэмоциональные этюды. Педагог предлагает показать утенку, как можно сказать что-то без слов. И предлагает выполнить следующие задания:

Покажите что вам весело, грустно, удивились, злитесь, испугались, спокойные;

Покажите: высокий, маленький, там, здесь, я, он, она, низкий;

Покажите: что вам холодно, болит живот, передайте по кругу тяжелую сумку, легкую хрупкую бабочку.

Утенок: как здорово у вас получается! Теперь то я понял, о чем говорили мои друзья! Получается что какие-то чувства, настроение, состояние, слова можно передать с помощью нашего лица, рук, позы. Спасибо ребята. Вот только что же теперь делать мне…? Как снова к друзьям подойти?

Педагог спрашивает ребят, как можно помириться с друзьями?

Ответы детей: подойти и попросить прощения, сказать что больше так не будет и все понял; рассказать стих-мирилку.

***

Мирись, мирись, больше не дерись.

Если будешь драться, я буду кусаться,

А кусаться не причем, буду драться кирпичом.

А кирпич ломается, дружба начинается.

Не хотим мы больше злиться,

Будем, будем мы мириться.

Злюка уходи от нас,

Мы опять друзья сейчас.

Игра «Шалтай-болтай». Утенок предлагает сыграть с ним в любимую игру. Для этого ребятам нужно повторять движения за утенком.

Шалтай-болтай висел на стене.

Шалтай-болтай свалился во сне.

Повисел, повисел

и на стену улетел.

Упражнение «Послушай, что за окном». Педагог предлагает детям закрыть глаза и превратиться в «большое ухо» - услышать разные звуки, которые происходят в детском саду. Затем каждый ребенок должен рассказать, что он услышал.

Рефлексия. Педагог предлагает ребятам вспомнить, чем сегодня занимались во время занятия и назвать по одному делу, которое делали.

Коммуникативные игры

Цель и задачи:

1. Осваивать и совершенствовать способы социально приемлемые способы выражения базовых эмоций во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, животными.

2. Формирование навыка произвольного слушания.

3. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, способность и желание сопереживать и поддерживать друзей.

4. Развить способности определять чувства и эмоции других, способности к эмпатии.

Ответственный за проведение – воспитатель.

«Море волнуется раз - эмоции»

Ведущий вместе с игроками говорит слова:

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, … «злая» (грустная, веселая, удивленная, спокойная) фигура замри. После чего проверяет выражение лица у ребят всех. И начинают все сначала.

«Кубик эмоций»

Педагог предлагает ребятам кубик, на гранях которого нарисованы разные эмоции. Каждый ребенок катает по очереди этот кубик, называет эмоцию, причину этого настроения. После чего все участники показывают это настроение. И так по кругу.

«Настроение погоды»

Участники сидят в кругу. Ведущий каждому бросает мяч и называет погоду, а ребенок должен назвать эмоцию, которая подходит к этой погоде. Или обратный вопрос.

«Настроение песни»

Во время передвижения по территории детского сада педагог предлагает дружно исполнить знакомую песню в разном настроении.

«Новости»

Педагог предлагает в кругу поделиться с друзьями по одной новости, которая произошла в последнее время с ребенком. После рассказа новости педагог предлагает определить позитивность новости и назвать свои эмоции в описанном событии.

Занятия с лепбуком «В мире эмоций»

Цель и задачи:

1. Обобщить и расширить представления детей о базовых эмоциях, причинах их возникновения в жизни человека.

2. Развивать лексико-грамматические конструкции, диалогической и монологической форм связной речи.

3. Развивать высшие психические функции: зрительное, слуховое внимание, восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.

4. Познакомить детей с речевыми оборотами и фразами, которые позволяют называть эмоции, обозначать их причины, разрешать конфликтные ситуации.

Ответственный за проведение – воспитатель, педагог-психолог.

Данное пособие предназначено для развития эмоциональной сферы воспитанников, способность определять и называть свои эмоции и эмоции другого человека, определять возможные причины такого эмоционального состояния.

Привлекает внимание детей к проблематике эмоций, возможных причин и способов их регулирования.

Позволяет развивать эмпатию в отношениях со взрослыми и сверстниками.

Что является начальным этапом в формировании умения регулировать собственные эмоциями, развитии эмпатии.

Пособие позволяет расширить РППС в области социально-коммуникативного развития.

Лепбук может использоваться в работе с воспитанниками относящиеся к категории ТНР, ЗПР, обладающими эмоционально-волевой незрелостью, проявлениями эмоциональной неустойчивости (агрессии, тревожности, страхи и др.), а также нормотипичным детьми дошкольного возраста.

Пособие включает в себя 9 типов заданий, направленных на развитие ЭВС:

«Конструктор эмоций»,

«Подбери эмоцию к погоде»,

«Подбери эмоцию к ситуации»,

«Покажи эмоцию –кубик эмоций»,

«Корректурные пробы эмоции»,

«Нарисуй лицо»,

«Отгадай настроение мульт-героя»,

«Домино настроений»,

«Разрезные картинки-эмоции клоуна».

32

33

34

35

 

Используемые источники:

  1. Никифорова А.А. Педагогический проект «Разноцветный мир эмоций» //Режим доступа: https://www.adou.ru/categories/2/articles/35
  2. Панькина Г.Ф. Проект путешествие в мир эмоций //Режим доступа: http://190detsad.org.ru/wp-content/uploads/2016/06/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9.pdf
  3. Рябцева С.В., Спиридонова И.В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М:Издательство "Скрипторий 2003", 2011. - 80с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!»

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!» Цель: Создать новогоднее, радостное настроение для малышей, вызвать эмоциональный отклик, желание играть, петь...

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...

Читайте также

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов…

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов и раскрытия индивидуального творческого потенциала детей дошкольного возраста