Социальный проект по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников
«Терпенье и труд все перетрут!»

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки проведения:

Цель проекта: правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков, развитие ценностного отношения к труду, поощрение инициативы, самостоятельности.

Задачи проекта:

- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

- обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

- воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

- воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Ожидаемый результат:

- Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста.

- Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.

Актуальность проекта:

«Труд - это могучий воспитатель в

педагогической системе воспитания».

А. C. Макаренко.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно-образовательной работы моей группы. Я считаю, что истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей. Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в моей группе я планирую организовать так, чтобы воспитанники научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для воспитания личности ребенка.

Также трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

По продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

План реализации проекта:

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный

I этап. Подготовительный:

  • Изготовление стенда «Панорама добрых дел».
  • Дидактическая ситуация «Книжки заболели» (реставрация детских книг).
  • Беседа с детьми о труде взрослых в детском саду, рассматривание картин.
  • Подборка стихов, загадок и пословиц о труде.
  • Чтение художественной литературы: «Федорино горе» К. Чуковского, «Кем быть?» В. Маяковского.
  • Анкетирование родителей: «Трудовое воспитание детей»

II этап. Основной:

  • Экскурсия «В библиотеку», реализация дидактической ситуации

«Книжки заболели» (реставрация детских книг).

  • Тематическая прогулка по трудовому воспитанию: «Упавшие листья», наблюдение за трудом дворника.
  • Развлечение «Праздник Труда».
  • Участие детей в волонтерском движении «Инициатива» (изготовление открытки ко Дню Матери).
  • Родительское собрание «Мама, папа и я- трудовая семья!»

III этап. Заключительный:

  • Совместное мероприятие детей и родителей, выставка «Снеговик 2019!»
  • Подготовка методического материала для публикации на сайте ДОУ.

Ожидаемый результат:

- Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста.

- Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.

Выводы:

Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в различных видах деятельности повышает у детей интерес к данному виду деятельности, воспитывает у них любовь и бережное отношение к труду взрослых, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду. Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился, это тоже имеет большое значение. А также мои дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.

А также в течении реализации проекта родители осознали и сделали вывод, что необходимо воспитывать у ребенка любовь к труду и это будет проходить успешно только через личный пример самих родителей.

 

Приложение №1

«Экскурсия в библиотеку»

Цель: формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей.

Задачи: вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых, любовь и интерес к сказкам.

Предварительная работа:

- Назначить время экскурсии, составить план

- Игра «Из какой сказки предмет?»

- Чтение сказок пожеланию детей

Ход экскурсии:

Воспитатель: дети, а вы знаете, что такое библиотека?

Дети: да, это место, где хранится много книг.

Воспитатель: верно, в библиотеке находится огромное количество книг, и там мы можем найти книгу которая нам нужна. Итак, в путь!

Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку:

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут Елена Викторовна и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем. Проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.
Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (Библиотекарь проводит экскурсию по библиотеке). Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.
У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках – каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (Показывает карточки.)
Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать библиотекарь?

Дети: Библиотекарь должен любить книги, должна быть хорошая память.
Библиотекарь: Правильно! Самое главное свойство его души –бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находиться та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.
Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?
Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?
Назовите свою любимую книгу. Кто её написал? В чём заключается работа библиотекаря?

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать, как нужно вести себя в библиотеке и как обращаться с книгой.

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Затем проводится трудовое поручение «Подари книжке вторую жизнь» (Помощь библиотекарю в реставрации старых книг.)

Библиотекарь: Вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать сказку

«Приключения Буратино»?
Дети: Да.
Библиотекарь: Тогда пойдёмте со мной (ищут книгу).
Воспитатель и дети благодарят Елену Викторовну за книгу и прощаются.
Воспитатель: Спасибо, Елена Викторовна, за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!!!
Библиотекарь: Приходите ещё в библиотеку с мамами и папами. Я буду очень рада вам. До свидания, ребята!

 

Приложение №2

Тематическая прогулка по трудовому воспитанию: «Упавшие листья», наблюдение за трудом дворника

Цель: Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость своего труда в общем деле, совершенствовать трудовые навыки. Закреплять умение самостоятельно пользоваться инвентарем на участке, развивать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, терпение, взаимопомощь.

Материал: Грабли деревянные, веники, тачка, ведра, лопаты

Ход прогулки: Воспитатель играет с детьми в словесную игру «Кто что возит?»

-Я буду называть предметы, а вы профессии,- говорит воспитатель и называет:

Трактор водит………………………………………. (тракторист)

Электричку водит…………………………………… (машинист)

Стены красит ………………………………………… (маляр)

Доску выстругал……………………………………… (столяр)

В доме свет провел ………………………………….. (монтер)

В шахте трудится ……………………………………. (шахтер)

В жаркой кузнице ……………………………………. (кузнец)

Кто все знает………………………………………….. (молодец)

- Молодцы, дети, хорошо усвоили профессии взрослых. Послушайте притчу: «Путник встретил человека с тачкой, груженой камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Не видишь разве? Камни тащу, будь они неладные». Путник повстречал второго человека с такой же ношей и услышал ответ: «Зарабатываю себе на жизнь». Спросил об этом путник у третьего человека, везущего камни, и услышал гордый ответ: «Строю дом!»»

- Дети, человек, который «строит дом», строит одновременно и самого себя. Почему? (Ответы детей.)

- Потому что труд связывает человека с другими людьми. Труд- основа человеческого достоинства. Недаром есть пословица: «Человек славен трудом». Сейчас мы с вами оденемся на прогулку, где нас ждет дворник –Елена Михайловна. Она просила помочь ей убрать участок. Постарайтесь одеться быстро, помочь друг другу.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на золотую осень.

- Посмотрите, какая стоит прекрасная золотая осень! - восхищается воспитатель. Вокруг деревья разукрашены пестрыми листьями, особенно клен.

Опадают листья жёлтым покрывалом,

Оголив деревья осень все прибрала.

Красок разноцветных всюду разбросала,

Нас своей красою вновь очаровала.

Посмотрите вокруг, сколько листьев упало на землю. А вот и наша Елена Михайловна. Поздоровайтесь с ним. Помогите ему убрать участок от листьев.

Дворник раздает детям инвентарь, спрашивает у ребенка, каким предметом тот желает убрать участок. Советует, как нужно пользоваться инвентарем. Дети по предложению дворника берут веники, грабли, лопаты, тачки и помогают убирать участок вместе с дворником и воспитателем (наводят порядок на отведенном участке территории, уносят, увозят сметенный мусор).

Воспитатель и дворник поощряют детей:

- Саша, ты сегодня молодец! Поработал за двоих! Я тебе сегодня ставлю одно очко в «Панораму добрых дел». Ты заслужил это очко! - говорит воспитатель.

- А я хочу поблагодарить всех детей,- говорит дворник. Дети, вы самые лучшие помощники для взрослых! Спасибо вам!

Затем воспитатель просит детей собрать инвентарь, очистить от песка, листьев, грязи и сложить на место. Когда дети все сделали, воспитатель раздает им коробочки (2-3) и просит собрать природный материал для поделок. Ребята собирают и складывают их в коробочки. Воспитатель хвалит детей и разрешает поиграть с игрушками. Моно предложить подвижную игру по желанию детей.

 

Приложение №4

Родительское собрание «Мама, папа и я- трудовая семья!»

Цель:

Группа красочно оформлена руками детей. На стене плакат: «Кто любит труд, того люди чтут!» Выставка поделок, рисунков. Звучит песня «Улыбка» В. Шаинского. Воспитатель:

- Добрый день, наши уважаемые гости! Если день мы начинаем с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наше собрание, которое посвящено труду, проведем с улыбкой. Сегодня мы еще раз вспомним и расскажем о профессиях, которые нужны, проведем соревнование и покажем, какие мы дружные, веселые, находчивые, а самое главное- трудолюбивые.

1-й воспитатель:

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтеры,

Комбайнеры и актеры.

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы-

Все когда-то в первый раз

Приходили в детский сад.

Год за годом промелькнуло,

И от детского порога

В жизнь открылась вам дорога.

2-й воспитатель:

На свете профессий,

Конечно, не счесть.

Но знаю: моей не найти интересней,

В руке у меня бесценнейший клад:

30 задорных упрямых ребят.

30 веселых и 30 певучих,

30 незнаек и почемучек.

30 с глазами, как солнце лучистое,

Которых я выращу добрыми, чистыми.

Исполняется «Песенка о трудовых людях» (муз В. Агофонникова, сл. В. Викторова и Л. Кондрашенко).

- А сейчас наши дети расскажут, «Какие профессии у наших пап?»

Рассказывают мальчики:

1-й ребенок:

Дрожит мостовая и воет мотор-

Это к нам едет папа-шофер.

По нашему небу летит самолет.

Им управляет папа-пилот.

2-й ребенок:

Дружно шагает с военными в ряд

В серой шинели папа-солдат.

Кто в многоборье у нас рекодсмен?

Я отвечаю: «Папа- спортсмен».

3-й ребенок:

Вылечит тысячи сломанных рук

В детской больнице папа-хирург.

Кран установит, включит телефон,

Папа –сантехник или монтер.

4-й ребенок:

Кто выступает на сцене на бис?

Это известный папа-артист.

В мире ненужной профессии нет,

Учит нас с детства папа- поэт.

- А сейчас мы узнаем, какие ваши папы ловкие, умелые, сообразительные. Для них конкурс «Самый сообразительный».

  • - За какое место рукоятки надо держать молоток? (за конец)
  • - Для чего у некоторых отверток пластиковые ручки? (для защиты от электричества)
  • - Для чего нужны круглогубцы? (чтобы гнуть круглые формы)
  • -У какой пилы зубья мельче: для резьбы металла или для выпиливания? (для резьбы по металлу)
  • - Что нужно делать, если шуруп не ввинчивается? (сделать углубление или напылить)
  • - Как легче вбить мелкий гвоздь? (вставить его между зубьями расчески)

- Теперь дети расскажут, какие профессии у мам. Рассказывают девочки:

1-й ребенок:

Зубки большие без всяких уколов

Вылечит мама-врач-стоматолог.

В детском саду очень много занятий,

Мама там –няня и воспитатель.

2-й ребенок:

Пишет в газеты статьи и записки

Мама -писатель и журналистка.

Вкусной колбаски достала с витрины

Мама, она- продавец с магазина.

3-й ребенок:

Теплые вещи быстро и тихо

Шьет для детишек мама-портниха.

Доит корову она спозаранку,

В чистом загоне мама-доярка.

4-й ребенок:

Плюшки и булочки кушать спешите!

Их испекла нам мама-кондитер.

Из самолета прыгает с риском

Смелая мама-парашютистка

- Вот какие молодцы наши детки! Они о вас все знают. Покажите детям свою ловкость и сноровку. Задание для пап: «Чей папа быстрее?». Нужно выловить из аквариума рыбок. (Аппликации детей с приклеенными магнитиками и удочка с магнитом)

- Пока папы вылавливают рыбок, мамы собирают разбитый кувшин из мозаики. (У каждой мамы по мозаике). –Итак, кто быстрее? Выигрывавшим ребенок дарит свою поделку. (Своим родителям)

- А теперь конкурс для всех. По двум словам отгадайте пословицу:

Коса-камень Нашла коса на камень
Язык-дело Языком не спеши, а делом не ленись
Дело-мастер Дело мастера боится
Шило- мешок Шила в мешке не утаишь
Труд- лень Труд кормит, а лень портит

- Теперь самый интересный конкурс вместе с детьми. Называется он «Веселый кружок». Перед вами несколько (три) простых кружка: для ребенка, для папы, для мамы. Нужно разрисовать и превратить их в оригинальную аппликацию. Материал перед вами. Чья семья быстрее и оригинальнее сделает (семьи соревнуются).

- И последнее задание: ответьте на вопросы за 30 секунд

1. Кто впервые подковал блоху? (левша)

2. Кто такой вундеркинд? (ребенок с исключительными способностями)

3. Кто автор стихотворения «Кем быть?» (Маяковский В)

4. Как зовут медведя, друга Маугли? (Балу)

5. Какую коровку доят муравьи? (тлю-коровку)

6. От кого убежала вся посуда? (от Федоры)

7. Что ест зимой жаба? (она спит)

8. Каким насекомым хлопают в ладоши? (моли)

9. Почему осину называют спичечной королевой? (спички делают из осины)

10. Без чего нельзя вытащить рыбку из пруда? (без труда)

11. Самые трудолюбивые санитары леса? (муравьи)

12. На какой вопрос не возможно ответить «да» (ты спишь?)

13. Орудие для еды жидкостей? (ложка)

14. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

Выходит ребенок и читает:

Если был бы я ученым,

Я бы время не терял.

Доказал бы все законы

И все тайны разгадал

Но я прилежно изучаю

Все профессии пока

Воспитатель:

Все профессии нужны,

Все профессии важны.

Людям только помнить нужно:

Важно честно жить и дружно.

- А сейчас пришла пора отдохнуть,-говорит воспитатель и приглашает родителей на чаепитие

 

Используемая литература:

1. Т.А.Шорыгина Профессии. Какие они? [Текст]:/ Т.А.Шорыгина.

2. Т.В.Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст]:/ Т.В.Потапова.

3. А.Лопатина, М.Скребцова Секреты мастерства [Текст]:/А.Лопатина, М.Скребцова – Москва - Амрита – Русь – 2005.

 

1

Участие детей в волонтерском движении «Инициатива» (изготовление открытки ко Дню Матери).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и…

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и декораций, фотосъёмки мультфильма из пластилина Алгоритм создания мультфильма из пластилина такой...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...

Читайте также

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Доклад «Формирование активной позиции родителей при проведении логопедической работы»

Доклад «Формирование активной позиции родителей при проведении логопедической работы» Свое сообщение мне хотелось бы начать с цитаты психолога, группового тренера, мастера...