Образовательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Путь к Победе» для групп оздоровительной направленности детей 3-7 лет

Гордиться славою своих предков

Не только можно, но и должно.

А.С. Пушкин.

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

В нашем детском саду, для всех возрастных групп был разработан и реализован долгосрочный образовательный проект «К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне». Данный образовательный проект о реализации его с детьми групп оздоровительной направленности 3-7 лет МБДОУ «Детский сад «Белочка», который мы назвали «Путь к Победе».

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Белочка» г. Тамбов.

Состав проектной группы: Василенко Оксана Викторовна, музыкальный руководитель; Сторожилова Светлана Николаевна, инструктор по физической культуре; Пигасова Ольга Евгеньевна, воспитатель; дети и родители воспитанников детского сада.

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческо-исследовательский.
  • По числу участников проекта: групповой (93 человека).
  • По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020).
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум – Областная детская библиотека, Краеведческий музей, Совет ветеранов города Тамбова.
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим Родину в тяжелые годы.

«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение слову «патриот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – Тамбовщины нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?

Проблема: Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков - тамбовчан в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

В преддверии празднования 75 -летия Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.

Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

В основу проекта легли следующие принципы:

  1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
  2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.
  5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей Тамбощины в победу нашего Отечества.

Задачи проекта:

  1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
  2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны, в честь кого были названы улицы нашего города Тамбова; воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных; воспитывать любовь к родному городу Тамбову, Тамбовскому району, России.
  3. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории Тамбовщины; в развитии просвещения, науки в Тамбове; воспитание любви к родному краю.
  4. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  5. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
  6. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Ожидаемый результат:

  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

Организация работы над проектом.

1. Деятельность педагогов.

  • Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
  • Проведение тематической ООД, организация выставок.
  • Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
  • Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
  • Слушание и исполнение песен военно-патриотической тематики.
  • Тематическое содержание книжного уголка.
  • Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк».
  • Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
  • Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".

2. Деятельность детей.

  • Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
  • Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
  • Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
  • Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.

3. Деятельность родителей.

  • Участие во всех мероприятиях, организуемых в дошкольной организации (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (детская областная библиотека, краеведческий музей, музейно – выставочный центр Тамбовской области, к памятникам «Вечный огонь», мемориалу «Тамбовский колхозник»).
  • Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
  • Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:

  • Оформление уголка «Боевой славы».
  • Дидактические игры с патриотическим содержанием.
  • Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
  • Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
  • Подборка песен военных лет.
  • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
  • Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.

План подготовки и проведения мероприятий по празднованию 75 –ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне в 2019-2020 учебном году

Мероприятия Срок Ответственные

1. Беседа с воспитателями:

«Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!»
Октябрь 2019 Пешкова А.В. - воспитатель

2. Просмотр и обсуждение кинофильма « В июне 41 –го года»

Ноябрь 2019 Есина М.А. - воспитатель

3. Конкурс чтецов «Нам дороги эти позабыть нельзя»,

посвященный Дню героев Отечества – 9 декабря

Декабря 2019 Чертилина А.В. – учитель- логопед
О.В.Василенко – муз. руководитель,
Пигасова О.Е. - воспитатель
4. Организация исследовательской работы по восстановлению памяти о событиях ВОВ:
  • Образовательный проект «Вот как это было» (о воинах – героях, пионерах – героев, погибших в Великую Отечественную войну»
  • Образовательный проект «Куклы в военной форме»
  • Образовательный проект «Памяти павших будем достойны!»
  • Выставка работ в нетрадиционной форме «Никто не забыт, ничто не забыто!»
  • Образовательный проект «Создание фотоальбома «Экскурсии по местам Боевой Славы», «Цветы победителям»
Январь – май 2020 г. Пешкова А.В.
Аршинникова Л.А.
воспитанники гр. № 7и родители (законные представители)
Харитонова Л.А.
Есина М.А.
воспитанники гр. № 6 и родители (законные представители)
Леонова Т.А.
Серебрякова Е.М.
воспитанники гр. № 8 и родители (законные представители)
Пигасова О.Е.
Крупенина И.Ю.
воспитанники гр. № 9 и родители (законные представители)

5. В рамках работы кружка оздоровительного хорового пения

«Звуки здоровья» - разучивание песен патриотической направленности: о России, о родном городе, о героях войны.

Январь 2020 Василенко О.В. – муз.руководиетель
6. Досуг «Доблесть русского солдата» Февраль 2020 Аршинникова Л.А., Есина М.А. – воспитатели,
Василенко О.В. – муз. руководитель, Сторожилова С.Н. – инструктор по физической культуре

7. Благотворительный марафон «Наполним сердце добротой»

(выставка декоративно – прикладного творчества)

Март 2020 Родители, педагоги, воспитатели.
8. Образовательный проект «Путь к Победе» Сентябрь 2019- июнь 2020 Аршинникова Л.А., Пигасова О.Е. – воспитатели,
Сторожилова С.Н. – инструктор по ФИЗО,
Василенко О.В. – муз. руководитель
9. Ярмарка педагогических идей по патриотическому воспитанию детей старшего возраста Апрель 2020 Добронравова Р.В. – зам. заведующего
10. Благотворительная акция «Письмо ветерану ВОВ» Апрель 2020 Пешкова А.В., Харитонова Л.И., Пигасова О.Е., Крупенина И.Ю. - воспитатели
11. Подготовка к смотру – конкурсу строевой песни. Апрель 2020 Сторожилова С.Н. – инструктор по ФИЗО
12. Проведение «Недели Воинской Славы» с 22.04.2020 по 9.09.2020 Василенко О.В.
Сторожилова С.Н.
Прокофьева Т.К.
Есина М.А.
Пешкова А.В.
Леонова Т.А.
Пигасова О.Е.
13. Акция «Георгиевская ленточка» с 22.04.2020 г. по 9.09.2020 г. Педагоги, воспитанники и родители (законные представители)
14. «Зарничка» для дошкольников.
Акция «Солдатская каша»
5.05.2020 г. Сторожилова С.Н. – инструктор по ФИЗО,
Василенко О.В. – муз. руководитель
15. Флешмоб песни «День Победы» 6.05.2020 Василенко О.В. – муз. руководитель
16. Акция «Сирень Победы» 22.04.2020 г. Ломакин В.П. – зав. хоз

17. Проведение праздничного мероприятия «Бессмертный полк»

7.05.2020 г. Василенко О.В. – муз. руководитель
18.Свободный микрофон «Мы о войне стихами говорим…» 8.05.2020 г. Пешкова А.В., Есина М.А. - воспитатели
19. Конкурс патриотического плаката «Дню Победы посвящается…» Май 2020 Леонова Т.А. – воспитатель, воспитанники гр. № 8,6,7 и родители (законные представители)

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
  2. Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
  3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы. - Российская газета. 2015 год.
  4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
  5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  6. День Победы! (Тематические коллекции)http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
  7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
  8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
  9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 70-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2015. - № 3.
  10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
  11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
  12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
  13. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
  14. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
  15. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.


Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Статья по экологии

Статья по экологии В условиях надвигающейся экологической катастрофы, большое значение приобретает экологическое воспитание как основная часть нравственного воспитания детей. Исходя из...

План по самообразованию. Тема: «Развитие речи трех летних детей по…

План по самообразованию. Тема: «Развитие речи трех летних детей по средствам пальчиковых игр» Сентябрь - Выбор темы - Изучение методической литературы -Регулярный...

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе «Секрет здоровья»

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе «Секрет здоровья» Программные задачи: - повторить ходьбу в колонне по одному с выполнением заданий...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...