Образовательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Путь к Победе» для групп оздоровительной направленности детей 3-7 лет
Гордиться славою своих предков
Не только можно, но и должно.
А.С. Пушкин.
Введение
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
В нашем детском саду, для всех возрастных групп был разработан и реализован долгосрочный образовательный проект «К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне». Данный образовательный проект о реализации его с детьми групп оздоровительной направленности 3-7 лет МБДОУ «Детский сад «Белочка», который мы назвали «Путь к Победе».
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Белочка» г. Тамбов.
Состав проектной группы: Василенко Оксана Викторовна, музыкальный руководитель; Сторожилова Светлана Николаевна, инструктор по физической культуре; Пигасова Ольга Евгеньевна, воспитатель; дети и родители воспитанников детского сада.
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческо-исследовательский.
- По числу участников проекта: групповой (93 человека).
- По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020).
- По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум – Областная детская библиотека, Краеведческий музей, Совет ветеранов города Тамбова.
- По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим Родину в тяжелые годы.
«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение слову «патриот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – Тамбовщины нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Проблема: Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков - тамбовчан в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
В преддверии празднования 75 -летия Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.
Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
В основу проекта легли следующие принципы:
- Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
- Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
- Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.
- Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей Тамбощины в победу нашего Отечества.
Задачи проекта:
- Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
- Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны, в честь кого были названы улицы нашего города Тамбова; воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных; воспитывать любовь к родному городу Тамбову, Тамбовскому району, России.
- Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории Тамбовщины; в развитии просвещения, науки в Тамбове; воспитание любви к родному краю.
- Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
- Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
- Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Ожидаемый результат:
- Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
- Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
- Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
- Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Организация работы над проектом.
1. Деятельность педагогов.
- Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
- Проведение тематической ООД, организация выставок.
- Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
- Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
- Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
- Слушание и исполнение песен военно-патриотической тематики.
- Тематическое содержание книжного уголка.
- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк».
- Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
- Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей.
- Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
- Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
- Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
- Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
3. Деятельность родителей.
- Участие во всех мероприятиях, организуемых в дошкольной организации (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (детская областная библиотека, краеведческий музей, музейно – выставочный центр Тамбовской области, к памятникам «Вечный огонь», мемориалу «Тамбовский колхозник»).
- Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
- Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда:
- Оформление уголка «Боевой славы».
- Дидактические игры с патриотическим содержанием.
- Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
- Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
- Подборка песен военных лет.
- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
- Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
План подготовки и проведения мероприятий по празднованию 75 –ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне в 2019-2020 учебном году
Мероприятия | Срок | Ответственные |
1. Беседа с воспитателями: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!» |
Октябрь 2019 | Пешкова А.В. - воспитатель |
2. Просмотр и обсуждение кинофильма « В июне 41 –го года» |
Ноябрь 2019 | Есина М.А. - воспитатель |
3. Конкурс чтецов «Нам дороги эти позабыть нельзя», посвященный Дню героев Отечества – 9 декабря |
Декабря 2019 | Чертилина А.В. – учитель- логопед О.В.Василенко – муз. руководитель, Пигасова О.Е. - воспитатель |
4. Организация исследовательской работы по восстановлению памяти о событиях ВОВ:
|
Январь – май 2020 г. | Пешкова А.В. Аршинникова Л.А. воспитанники гр. № 7и родители (законные представители) Харитонова Л.А. Есина М.А. воспитанники гр. № 6 и родители (законные представители) Леонова Т.А. Серебрякова Е.М. воспитанники гр. № 8 и родители (законные представители) Пигасова О.Е. Крупенина И.Ю. воспитанники гр. № 9 и родители (законные представители) |
5. В рамках работы кружка оздоровительного хорового пения «Звуки здоровья» - разучивание песен патриотической направленности: о России, о родном городе, о героях войны. |
Январь 2020 | Василенко О.В. – муз.руководиетель |
6. Досуг «Доблесть русского солдата» | Февраль 2020 | Аршинникова Л.А., Есина М.А. – воспитатели, Василенко О.В. – муз. руководитель, Сторожилова С.Н. – инструктор по физической культуре |
7. Благотворительный марафон «Наполним сердце добротой» (выставка декоративно – прикладного творчества) |
Март 2020 | Родители, педагоги, воспитатели. |
8. Образовательный проект «Путь к Победе» | Сентябрь 2019- июнь 2020 | Аршинникова Л.А., Пигасова О.Е. – воспитатели, Сторожилова С.Н. – инструктор по ФИЗО, Василенко О.В. – муз. руководитель |
9. Ярмарка педагогических идей по патриотическому воспитанию детей старшего возраста | Апрель 2020 | Добронравова Р.В. – зам. заведующего |
10. Благотворительная акция «Письмо ветерану ВОВ» | Апрель 2020 | Пешкова А.В., Харитонова Л.И., Пигасова О.Е., Крупенина И.Ю. - воспитатели |
11. Подготовка к смотру – конкурсу строевой песни. | Апрель 2020 | Сторожилова С.Н. – инструктор по ФИЗО |
12. Проведение «Недели Воинской Славы» | с 22.04.2020 по 9.09.2020 | Василенко О.В. Сторожилова С.Н. Прокофьева Т.К. Есина М.А. Пешкова А.В. Леонова Т.А. Пигасова О.Е. |
13. Акция «Георгиевская ленточка» | с 22.04.2020 г. по 9.09.2020 г. | Педагоги, воспитанники и родители (законные представители) |
14. «Зарничка» для дошкольников. Акция «Солдатская каша» |
5.05.2020 г. | Сторожилова С.Н. – инструктор по ФИЗО, Василенко О.В. – муз. руководитель |
15. Флешмоб песни «День Победы» | 6.05.2020 | Василенко О.В. – муз. руководитель |
16. Акция «Сирень Победы» | 22.04.2020 г. | Ломакин В.П. – зав. хоз |
17. Проведение праздничного мероприятия «Бессмертный полк» |
7.05.2020 г. | Василенко О.В. – муз. руководитель |
18.Свободный микрофон «Мы о войне стихами говорим…» | 8.05.2020 г. | Пешкова А.В., Есина М.А. - воспитатели |
19. Конкурс патриотического плаката «Дню Победы посвящается…» | Май 2020 | Леонова Т.А. – воспитатель, воспитанники гр. № 8,6,7 и родители (законные представители) |
Список литературы и интернет-ресурсов:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
- Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
- Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы. - Российская газета. 2015 год.
- Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
- Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
- День Победы! (Тематические коллекции)http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
- Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
- Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
- Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 70-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2015. - № 3.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
- Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
- Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
- Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
- Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
- М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...
Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон»
Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры Задачи: 1. Воспитывать любовь и уважение к своему русскому...
Мастер-класс по созданию куклы благополучницы
Мастер-класс по созданию куклы благополучницы