Проект недели здоровья «За здоровьем в детский сад»
Старшая группа
"Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В.А. Сухомлинский.
Актуальность проекта:
В последнее время, особенно актуальным является физическое воспитание детей в контексте с ФГОС Д О. Поэтому важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения.
По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и главной проблемой является гипокинезии - пониженная двигательная активность ребят.
Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.
Цель проекта:
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в МБДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта. Познакомить детей c здоровыми принципами питания, витаминами.
Задачи:
- Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей двигательную активность детей.
- Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью и основ безопасной жизнедеятельности.
- Воспитание уважения к национальным традициям.
- Организация консультативной помощи родителям по вопросам оздоровления детей.
Вид проекта: краткосрочный практико-ориентированный.
Участники проекта:
Дети старшей группы
Воспитатели;
Родители.
Методическое обеспечение:
Педагогические технологии «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров.
Методическое пособие «С физкультурой дружить – здоровым быть!» М.Д. Маханева.
Методическое пособие «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью» Л.Ф. Тихомирова.
Учебно-методическое пособие. «Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада» Е.А. Чекунова, Т.П. Колодяжная.
Методическое пособие «Русские народные подвижные игры» М. Ф. Литвинова.
Методическое пособие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева.
Сроки реализации проекта: 1 неделя.
Принципы:
- систематичность и последовательность,
- доступность,
- учет индивидуальных и возрастных особенностей,
- наглядность,
- непрерывность,
- последовательность,
- цикличность,
- сбалансированность нагрузок,
- рациональное чередование деятельности и отдыха.
Основные формы реализации проекта: беседа, детское творчество, театрализованное представление, эстафета, игра, викторина, конкурс, спортивный досуг и т.п.
Материально-техническое обеспечение:
1. Создание соответствующей здоровьесберегающей среды в группе и в семьях воспитанников
2. Разработка мероприятий по проекту с учетом возрастных особенностей детей группы.
3. Создание методического и материального обеспечения физического развития и двигательной активности детей.
Ожидаемые результаты:
- Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей.
- Создание соответствующего здоровье сберегающего образовательного пространства в группе и семье.
- Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье.
- Снижение уровня заболеваемости детей группы.
- Выявление интереса детей к занятиям тем или иным видом спорта.
- Повышение педагогической культуры родителей по вопросам оздоровления детей.
Итоговое мероприятие: Эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья».
Этапы работы:
№ п/п |
Содержание работы | Ответственные |
1 этап – подготовительный | ||
1. |
Организационная работа:
Выбор темы и разработка проекта.Подготовка теоретического материала, изучение новых методик и технологий по вопросам физического воспитания детей. Составление перспективного плана по реализации проекта. Обсуждение плана с родителями. Создание условий для реализации проекта. Разработка сценариев мероприятий. |
Воспитатели, родители |
2. |
Диагностическая работа:
Анализ уровня физического развития и физической подготовленности детей.Анкетирование родителей и воспитателей по физическому развитию детей. Выявление запроса родителей по данному направлению. |
Воспитатели |
2 этап – практический | ||
Работа с детьми | ||
1. |
1 день. «Витамины в тарелке»
Цель: закрепить знания дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах, русской кухне на нашем столе; сформировать привычку к здоровому образу жизни.Планирование работы:
Беседа: «Где живут витамины?» «Щи да каша-пища наша»Стихотворения, пословицы, загадки на тему дня; Рассматривание альбома «Полезные продукты»; Дидактические игры «Угадай на вкус», «Лукошко с загадками» Подвижные игры: «Найди пару», «Овощи и фрукты», «Баба сеяла горох», «Где мы были, мы не скажем» Игра-эстафета «Сбор урожая» Игры-имитации на развитие мелкой моторики «Капуста», «Каша в поле росла» |
Воспитатели |
2. |
2 день. «Наше здоровье в наших руках»
Цель: закрепить знания детей о понятии «здоровье»; уточнить правила сохранения здоровья, сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья; закрепить знания правил общежития, связанных с сохранением здоровья других людей.Планирование работы:
Ритмическая гимнастика «Весёлая гимнастика»Беседы: «Что такое здоровье и как его сохранить и преумножить?» «С врачом надо дружить» «я и моё тело». «Что может рассказать полотенце?» Точечный массаж. Дыхательная гимнастика «Пароход плывет по речке». Сюжетно-ролевые игры «На приёме у педиатра» «Прививочный кабинет». Дидактические игры: «Путешествие в страну чистоты», «Найди пару». Подвижные игры: «Мяч по кругу», «Покажи, о чем скажу». народные игры (по желанию детей), «Собери мусор». Эстафета «Поможем Мойдодыру». Оздоровительная пробежка по территории детского сада |
Воспитатели, специалисты |
3. |
3 день «Смехотерапия»
Цель: развить чувство юмора; научить отличать злую шутку от доброй, критически относиться к себе; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; создавать хорошее настроение, формировать у детей правильное отношение к своему здоровью.Планирование работы:
Ритмическая гимнастика «Весёлая гимнастика»Беседа «Смех – прямой путь к здоровью», «Я и мое настроение»; Развлечение «Русские забавы» Стихотворения, пословицы, загадки на тему дня; Смехотерапия: чтение рассказов Н.Носова «Фантазеры Дидактически игры: «Нарисуй хвостик», «Угадай настроение»; Психогимнастика «Кот Леопольд и мыши»; Подвижные игры: «Мы - весёлые ребята», «Море волнуется», «Если нравится тебе». Пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Замок» |
Воспитатели, специалисты |
4. |
4 день. «Путешествие в Спортландию.
Цель: сформировать привычку к здоровому образу жизни; удовлетворить потребность в двигательной деятельности; закрепить знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье.Планирование работы:
Целевая прогулка на стадион.Ритмическая гимнастика «Вперёд зовёт страна». Рассматривание книг, альбомов о спорте. Беседа «Какие виды спорта ты знаешь». Ритмика «Птички», «Бабочки». Дидактическая игра «Кто больше знает видов спорта». Игры с мячом: «Какие виды спорта ты знаешь?» «Хоккей на траве». Подвижные игры по желанию детей. Изготовление панно «На стадионе». Физкультурный досуг «Путешествие в Спортландию». Самостоятельные занятия в «Зоне физического развития» |
Воспитатели, специалисты |
5. |
5 день «День открытых дверей»
Цель: Расширить представление родителей о совместных с детьми занятиях физкультурой и спортом. Развивать у детей интерес к различным видам спорта, способность к осознанному им занятию. Повысить педагогическую компетентность родителей по созданию спортивной и развивающей среды в детском саду и дома.Планирование работы:
Беседа с детьми: «Какие виды спорта любят в нашей семье»Знакомство родителей с развивающей предметно-пространственной средой зоны «Физического развития» Ритмическая гимнастика «Барбарики» - научим маму, научим папу. Презентация нетрадиционного оборудования, изготовленного родителями и игры с ним. Проведение народных игр Вороновой Т.М. (мама) «Как у нас на Руси веселились от души» Эстафета «Мама, папа, я -мы спортивная семья» Обучение элементам баскетбола Воронов А.В. (Тренер молодежной команды в спортивном центре «Арена».) Игра - соревнование «Русские городки» |
Воспитатели, родители |
Взаимодействие с родителями | ||
1. | Подготовка материала к городскому конкурсу «Семья года» в номинации «Самая спортивная семья» | Воспитатели, семья Вороновых |
2. | Наглядная педагогическая пропаганда: Оформление уголка родителей «Здоровей-ка». |
воспитатели |
3. | Консультации (плановые и по запросам родителей). Примерная тематика консультаций: «Активный отдых дошкольников»; «О формировании правильной осанки, профилактике плоскостопия»; «Спокойный сон – здоровый ребенок»; «Проведение закаливания дома и его роль в повышении сопротивляемости организма» . |
Воспитатели, медсестра. |
4. | Ширмы (плановые и по запросам родителей). Примерная тематика ширм: «Профилактика ОРВИ заболеваний в домашних условиях»; «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»; «Как уберечь ребенка от простуды». |
медсестра, воспитатели, |
5. | Выставки семейного творчества «Физкульт - ура!» По итогам прочтенной детской художественной литературы, спортивных мероприятий |
Воспитатели, родители, |
6. | Семейный отдых – «Мама, папа, я – спортивная семья» | Воспитатели, специалисты, родители |
7. | Домашние задания для самостоятельного выполнения. «Изготовление спортивного нестандартного оборудования» | Воспитатели, родители |
3 этап – обобщающий | ||
1. | Подведение итогов: Презентация: организация выставок детских рисунков, фото стендов, стенгазет и т.п. Анализ результатов работы. Корректировка дальнейшей работы с семьей по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников. Подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов. |
медсестра, воспитатели, специалисты |
Приложение:
1. «Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье»
Консультация для родителей.
Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что ему нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон – лучшая профилактика утомления и болезней.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т.д.).
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами – солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении – жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять здоровье.
2. Физкультурное развлечение для старшей группы
«Путешествие в Спортландию».
Цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, повышение интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
- Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, используя песни, танцы, стихи спортивной тематики. Способствовать активизации двигательной деятельности детей.
- Совершенствовать у детей в игровой форме навыки выполнения физических упражнений.
- Развивать быстроту, ловкость, координацию движений.
- Воспитывать дружеское отношение друг к другу, самостоятельность, взаимопомощь, умение согласованно работать в коллективе, интерес к двигательной деятельности и занятиям физкультуры.
Оборудование: степ – платформы по количеству детей, батут, приставная лестница, гимнастическое бревно, 4 колпака для эстафет, 1 большая гимнастическая палка, 2 клюшки, 2 малых резиновых мяча (шайбы), 2 средних мяча, 2 обруча, 2 мата, аудиозаписи и музыкальный центр.
Ход развлечения:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное развлечение - путешествие. Мы отправимся в Спортландию. Знаете ли вы, что такое спорт? А какие виды спорта вы знаете! Кто такие спортсмены? Как спортсмены достигают высоких результатов (Ответы детей).
Все спортсмены, которые достигли победы в разных видах спорта, собираются в одном месте и проводят соревнования. Один раз в четыре года спортсмены всего мира приезжают на Олимпиаду для того, чтобы посоревноваться: кто самый сильный, кто самый смелый, кто самый быстрый и ловкий. Они соревнуются и живут в настоящем Олимпийском городе Спортландии. Вот и мы с Вами представим, что мы побываем в этом городе и вспомним различные виды спорта в играх – эстафетах. Отправляемся в путь.
Приготовьтесь, ждет игра, в путешествие пора.
Новым играм старт даем, в путешествие идем.
Пусть на каждой остановке станем сильны мы и ловки.
Дети маршируют по залу под песню гр. «Непоседы» «Олимпийские надежды».(4 мин)
Выполняется: ходьба обычная – 2 круга ;
Боковой галоп – 2 круга;
Бег с захлестом голени – 2 круга;
Ходьба с высоким подниманием подниманием колен, руки на поясе (2 круга);
Бег с подскоками, руки на поясе – 2 круга;
Боковой галоп – 2 круга;
Ходьба обычная – 1 круг. Остановка.
Остановка №1 - станция «Силовых упражнений»
1. Перепрыгивание через барьер – гимнастическая палка на 2-х колпаках для эстафет ( с разбега)
2. Лазанье по наклонной приставной лестнице. (к батуту)
3. Прыжок вверх на батуте.
4. Ходьба боком по гимнастическому бревну.
Выполняется поточно, по кругу, 2 раза
Педагог: Молодцы, справились с заданием. Перед началом соревнований все спортсмены делают разминку. Давайте и мы подготовим свой организм к занятиям спортом. Мы попали на вторую остановку города «Спортландия».
Остановка №2 - Плошадь «Степ - аэробика» Под песню гр. «Непоседы» «Герои спорта» дети выполняют упражнения на степ-платформах:
1. и.п. – стоя за степом, руки на пояс «Степ шаги прямо»Ходьба на степ вперёд – вверх , назад- вниз (ходьба по очереди ногами на счёт 1-2), по 2 раза.
2. «Степшаги боком» :Ходьба боком вправо – вперёд, влево – вниз. (по 2 раза)
3. и.п. – сед на степе, хват рук сзади . «Ножницы». (по 3 раза)
4. и.п. - то же, «Велосипед».(по 3 раза)
5. и.п. – лёжа животом на степе, руки и ноги касаются пола. Приподнимание рук, ног и головы – «Звёздочка» (4 раза)
6. и.п. – стоя за степом, руки на пояс. «Балеринки». Ставить на степ поочереди правую и левую ногу на носок. (по 4 раза)
Не устали? Движемся дальше. Дети под песню «Олимпийские надежды» складывают степы и перестраиваются в ходьбе в 2 колонны.
Остановка №3 - улица «Весёлых игр»
Педагог : А теперь самая главная остановка, где мы можем посоревноваться и вспомнить различные виды спорта.
Эстафета «Хоккей».
Довести клюшкой резиновый мяч до колпака, обогнуть колпак, вернуться, передать эстафету (мяч и клюшку) следующему участнику.
Эстафета «Баскетбол»
Добежать с мячом до обруча, ударить мячом в обруч из положения «низкая стойка» (полуприсед), поймать мяч, вернуться бегом, передать эстафету (мяч) следующему.
Эстафета «Гимнастика»
(Добежать до мата, лечь на него, сделать «Берёзку», вернуться обратно, передать эстафету рукой.)
Педагог: Со всеми заданиями вы справились отлично. Вы провели время в спортивном городе и почувствовали себя настоящими спортсменами. Понравилось вам? А какие виды спорта мы с вами вспомнили? Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в детский сад.
Полюбуйтесь, поглядите,
На веселых дошколят.
Наши юные спортсмены,
Нынче ходят в детский сад.
Олимпийские надежды
И мужают, и растут,
Олимпийские надежды
Скоро в школу все пойдут.
Дети маршируют под песню «Олимпийские надежды» и выходят из зала.
Читайте также |
---|
Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности
Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...
Сценарий утренника, посвящённого Дню 8 Марта во второй младшей группе…
Сценарий утренника, посвящённого Дню 8 Марта во второй младшей группе «8 Марта – День особенный!» Действующие лица: Ведущие, Капризка. Атрибуты для утренника: Шапки-наголовники: медвежонок, лиса...
Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…
Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...