Проект по экологическому воспитанию детей в рамках экологической акции
«Организация обучения воспитанников раздельному сбору отходов»

Актуальность

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Цель: Внедрение практики современного способа сбора мусора - отходов.

Задачи:

  • Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
  • Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
  • Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
  • Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
  • Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира.

Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.

Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.

Формы работы с детьми:

- групповая (фронтальная);

- подгрупповая (небольшими группами по интересам);

- индивидуальная.

Методы и приемы:

- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);

- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);

- игровой;

- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).

Принципы работы:

  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
  2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
  5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

Создание РППС для экологического воспитания детей

 Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие:

- учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, коллекции, модели, картины, панно, макеты, диаграммы);

- литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);

- игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие).

Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т.д.

 Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового прогулочного участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

  • Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Изучение литературы по теме.
  • Подбор методической литературы.
  • Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
  • Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий).
  • Разработка системы занятий.
  • Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
  • Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.

2 этап – основной:

  • Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
  • Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
  • Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
  • Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
  • Природоохранные акции.
  • Разработка авторских дидактических игр и пособий.
  • Привлечение в работу родителей воспитанников.

3 этап – заключительный:

  • Выставка творческих работ детей.
  • Экологический праздник «Мы с порядком дружим».
  • Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
  • Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).

В подготовительной группе прошел проект по экологическому воспитанию детей через ознакомление и практические закрепления знаний о раздельном сборе мусора, его сортировке и дальнейшей переработке на благо людей и природы.

Образовательные мероприятия проходили путем реализации экологической акции "Организация обучения воспитанников раздельному сбору отходов".

На начальном этапе проекта состоялось обсуждение темы среди педагогов, планирование мероприятий, просмотр презентации. С помощью мультфильмов по теме дошкольники познакомились с проблемой утилизации мусора путем его разделения и переработки, в последствии обсудив в беседах с воспитателями решение этой проблемы. Образовательная деятельность с дошкольниками по теме проекта о разделении мусора, его сортировке в разные контейнеры и дальнейшей переработки в полезные вещи, все организованные мероприятия были проведены с использованием дидактических игр, помогающих детям наглядно в игровой форме закрепить получаемые знания.

Мы распространили среди родителей детского сада информационные буклеты-памятки "Защитим планету от мусора! ", разместили информационные листовки "Раздельный сбор отходов" на информационной доске при входе в здание детского сада, а также на информационных стендах в группах.

Эко-интерактив «Наша планета - в наших руках!» в заключение экологической акции: (экспериментальная деятельность “Рассортируем мусор”).

Цель: некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты. Мы будем тренироваться это правильно делать в нашей группе.

1. Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

Беседа “Помогите природе”.

Цель: дать понятия о вреде мусора для природы и человека.

Демонстрационный материал: плакаты «Береги природу», иллюстрации к стихам «Ландыш», «Зимний лес», «Березка», «Журавли», «Летний дождь».

Ход беседы:

- Посмотрите на эти картины, и скажите, как все это назвать одним словом? (ответы детей)

- Ребята, сегодня мы с Вами побеседуем о том, как людям нужно беречь природу.

- Что такое природа? -Без чего не может жить человек?

- Откуда человек берет пищу, одежду, жилье, мебель? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает ответы детей. Да, человек не может жить без воздуха, без воды. Пищу, которую дают животные, растения, одежду, мебель, жилище получают в природе. А воздух и вода – часть природы. Вопрос к детям:

(А всегда ли мы относимся по-доброму, бывая в лесу, на лугу, на речке?

А теперь послушайте стихотворение Сергея Михалкова: «Прогулка»:

Мы приехали на речке воскресенье провести

А свободного местечка, возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят: загорают и едят

Отдыхают как хотят Сотни взрослых и ребят

Мы по бережку прошли и поляночку нашли

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки

И как будто нам назло даже битое стекло

Мы по бережку прошли, место новое нашли

Но и здесь до нас сидели, тоже пили, тоже ели

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли

Мы прошли конечно мимо… Эй, ребята, крикнул Дима,

вот местечко хоть куда, родниковая вода!

Чудный пляж, вид, прекрасный пляж, распаковывай багаж…

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли

Веселились как могли

Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели

Отдохнули – и ушли

И остались на полянке у потухшего костра:

две разбитых наших склянки, две размокшие баранки –

словом, мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Вопросы к детям:

1. Куда приехали дети в воскресенье?

2. Почему дети долго искали место для отдыха?

3. Какую полянку оставили после себя?

4. Как вы назовете детей, которые оставили мусор, бумагу, битое стекло? Ответы детей. Воспитатель: -Вежливый человек, придя в лес или на луг, не оставить после себя грязные бумаги, разные банки, склянки, бутылки.

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него. Ход

Воспитатель. Ребята, какая сегодня погода?

Чем она отличается от вчерашней? (Ответы детей.)

Послушайте загадку:

Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите, чудеса –

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.

А. Гунали.

– О каком времени года загадка? Правильно, ребята, о зиме. А теперь попробуйте ладошкой, какой снег на ощупь? Правильно, холодный.

Но для земли и растений снег – самое настоящее теплое одеяло. Чем больше зимой снега, тем теплее травам, кустарникам. Снег защищает их от сильных морозов и шаров. Давайте посмотрим, как спят под белым пушистым одеялом растения. (Воспитатель осторожно разгребает снег до почвы и демонстрирует детям зеленые травинки.)

А когда придет весна, снег растает, и травка снова будет зеленеть и расти. Давайте пройдем вперед и посмотрим, что произошло с нашими деревьями.

- Есть ли на них листочки? (Ответы детей.)

Правильно, ребята, деревья стоят голые, нет ни одного листика. Скажите, а есть такое дерево, которое не меняет осенью и зимой свой наряд? Зимой и летом одним цветом. – Что это? Правильно, ёлка.

Всю зиму елочка стрит зеленая, она не боится морозов, вместо листиков у нее красивые зеленые иголочки. Очень скоро зелёная ёлочка придет к нам на праздник. Догадались, какой? Правильно, зимой все люди празднуют встречу Нового года.

Подойдите к рябине и посмотрите, что с ней произошло. На рябине много красивых, красных ягодок. Зимой от мороза эти ягоды становятся очень вкусными. Их с удовольствием клюют птички. А вот и наша кормушка. Давайте положим в нее корм, птички прилетят и поблагодарят нас за это. Вспомните, почему птиц зимой надо подкармливать. (Ответы детей.)

А теперь давайте поиграем в русскую народную игру “Два Мороза”. (Игра предварительно разучивается в группе.)

Игра “Два Мороза”

В конце прогулки воспитатель вместе с детьми делает вывод о состоянии окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.

2. Ознакомление со свойствами бумаги.

Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.

Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования).

Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит).

 Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).

Опыт. «Изготовление новой бумаги».

1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.

2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.

3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.

4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы).

Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы).

Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится.

Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

4. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»

Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).

 Рассматривание металлических предметов.

 Рассказ взрослого о разных видах металла.

 Опытно-практическая деятельность: металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом.

5. «Ознакомление со свойствами резины»

Цель: Познакомить со свойствами резины.

Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);

Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины).

 Опыт с воздушным шаром

 - не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.

 Д/и «Найди игрушки из резины».

6. «Ознакомление со свойствами стекла» 

Цель: познакомить детей со свойствами стекла: прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.

Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:

Познакомить с историей создания стекла.

 Рассмотреть изделия из стекла.

Найти стеклянные предметы в группе.

Экспериментальным путем изучить свойства стекла.

Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).

Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)

Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла».

Итоги:

Созданные детьми творческие работы в виде экологических коллажей, рисунков и поделок были представлены в качестве информационных агитационных плакатов по проблеме засорения и уничтожения экологии земли.

Акция "Организация обучения воспитанников раздельному сбору отходов!" проходила в тесном взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников, информирование взрослых в беседах, наглядным материалом и консультациями, участие семей воспитанников в акции "Батарейка, сдавайся!" по сбору и утилизации особо опасных использованных батареек, а также в практическом минипроекте "Вторая жизнь ненужных вещей" по созданию новых полезных вещей из бросового материала с последующей выставкой работ.





Новые публикации

Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста…

Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста № 4 на тему: «Мяч» Возрастная категория: 1,5-2 лет. Интеграция образовательных областей:...

Рабочая программа воспитателя ДОУ

Рабочая программа воспитателя ДОУ Подготовительная к школе группа

Формирование орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения

Формирование орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения Аннотация В статье речь идет об особенностях формирования орфографических навыков у младших...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность по лепке «Грядки»

Непосредственно образовательная деятельность по лепке «Грядки» (лепка из пластилина с использованием природного материала) Образовательная технология: - сказкотерапия - игротерапия Программное содержание: Учить детей сплющивать скатанные...

Дидактическое пособие (игра-квест) по ознакомлению с трудом взрослых «Твоя безопасность»…

Дидактическое пособие (игра-квест) по ознакомлению с трудом взрослых «Твоя безопасность» или «Безопасный путь Буратино к Мальвине» Цели: сформировать у детей старшего дошкольного возраста опыт безопасного поведения, умение...

Конспект НОД «Путешествие в зимний лес» в средней…

Конспект непосредственно образовательной деятельности«Путешествие в зимний лес»в средней группе 1. Познавательные задачи. Закреплять знания детей о многообразии природных явлений: снег, мороз, метель. Помогать...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Летнее развлечение с детьми старшей группы "Пчелки" на тему "Забавы Нептуна".

Развлечение приурочено к концу тематической недели "Подводный мир" в старшей группе,как итог работы по познавательному развитию детей.

Фотоотчет совместной деятельности с родителями по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик»

Sample Image

   Сегодня вашему вниманию я предлагаю фотоотчет совместной деятельности с родителями по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик»    Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная и приносит в дом хорошие вести, радость и счастье. Оберег хорошего...

Конспект развлечения: «Посиделки у Василисы»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Посиделки у Василисы» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Ход развлечения: (Малыши и старшие девочки делятся на 4 группы и рассаживаются :каждая группа вокруг своего стола) Ведущая: В старину на...

Театрализация Пушкина

Цель : Активизация знаний детей о сказках великого русского поэта А.С. Пушкина Задачи : Образовательные: 1. Знакомство детей с произведениями А.С.Пушкина 2. Продолжать учить детей извлекать мудрость из прочитанных сказок. Развивающие: 1. Развивать мышление, память, умение цитировать строки из литературных...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство