Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Тип: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатель группы, родители, младшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления и развития личности ребенка. Одной из наиболее важных способностей, которые усваиваются ребенком в этот период, является способность к познанию. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область и ей уделяется большое внимание. Одной из задач познавательного развития детей является формирование познавательных действий. Процесс познания и развития познавательных действий немыслим без развития мышления.

Большинство исследователей отмечают, что в детском мышлении господствует логика восприятия конкретной ситуации, а не логика мысли. Ребенок в своем восприятии, в своих суждениях находится в близком отношении к реальным объектам, но развитие мышления заключается в том, чтобы постепенно конкретность мышления ребенка сменялась его способностью мыслить абстрактно.

На данный момент в научно-методической литературе практически не затрагивается вопрос о развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста. В тоже время, предпосылки развития логического мышления осуществляются в разных видах деятельности и в разных направлениях, в частности, в рамках математического развития детей, в рамках сенсорного развития. Это означает, что целенаправленная систематическая работа по формированию основ логического мышления может осуществляться уже в младшем возрасте.

Анализ образовательных программ позволяет говорить о том, что наибольшее внимание развитию логического мышления уделяется в процессе формирования у детей элементарных математических представлений.

Использование геометрического материала, задачи, построенные на основе геометрического материала, являются своего рода переходной ступенью от оперирования конкретными образами реальных предметов к оперированию абстрактными образами. С помощью геометрических фигур формируется функция символического замещения, что играет важную роль в развитии логического мышления.

Цель проекта: создать условия для развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста путем использования в образовательном процессе дидактически игр с блоками Дьенеша.

Задачи проекта:

Для работы с детьми:

  • Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие.
  • Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем).
  • Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Для работы с родителями: повысить активность родителей во взаимодействии; расширять представления родителей о методах и приемах развития логического мышления детей.

Для педагога: расширить и углубить профессиональные знания о развитии логического мышления детей посредством использования дидактических игр с блоками Дьенеша.

Предполагаемый результат:

Для детей: повысится уровень развития мыслительных операций, дети научатся конструировать из блоков, будут закреплены знания о геометрических фигурах, форме и цвете

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, продолжение активного сотрудничества с ДОУ. самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение проектной деятельности в работу с детьми и родителями.

Формы реализации проекта:

С детьми:

Дидактические игры, организованная деятельность, самостоятельная игра.

С родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы.

Этапы реализации проекта:

1. Этап - подготовительный.

  1. Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
  2. Подбор методической, научной и художественной литературы, иллюстрированного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
  3. Составление плана работы над проектом.
  4. Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
  5. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды группы (разработка картотека игр с блоками Дьенеша, приобретение дополнительных наборов блоков Дьенеша).

2. Этап - основной практический (реализация проекта)

1. Разработать систему работы по развитию логического мышления (перспективный план игр на год).

2. Провести начальную входную диагностику логического мышления детей.

3. Преобразовать предметно–развивающую среду, создающую ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста на основе геометрического материала (картотека игр).

4. Разработать и провести серию дидактических игр с блоками Дьенеша.

5. Привлечь родителей к работе по развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста – показ открытых занятий, мастер – классы, встречи с родителями.

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша для средней группы

Недели Название д/и Цель
Сентябрь
1-2 Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» (с показом, без показа). Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой-маленький».
3-4 Д/и « Волшебный мешочек».
Д/и «Что изменилось».
Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете.
Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.
Октябрь
1-2 Д/и «Найди не такую».
Д/и «4-й лишний».
Продолжать знакомить с логическими блоками.
Развитие умение выделить существенные признаки.
3-4 Д/и «Продолжи ряд». Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. 
Ноябрь
1-2 Д/и «Найди пару». Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь
3-4 Д/и «Второй ряд». Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности.
Декабрь
1-2 Д/и «Клад».
Д/и « Игра с одним обручем».
Развивать связную речь, память, внимание.
Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.
3-4 Д/и «Чего не хватает».
Д/и «Игра с двумя обручами»
 Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения.
Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).
Январь
2 Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет». Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.
3-4 Д/и «Заселим в домики».(2 признака) Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.
Февраль
1-2 Д/и «Переводчик».
Д/и «Художник».
Знакомить детей с знаками – Х
Развитие творческого мышления.
3-4 Д/и « На свою веточку». Учить детей определять свойства блоков по карточкам.
Март
1-2 Д/и «Кто хозяин». Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.
3-4 Д/и «Игра с двумя обручами». Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь.
Апрель
1-2 Д/и «Заселим в домики».(3 признака) Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам.
3-4 Д/и «На свою веточку». Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.
Май
1-2 Д/и «Волшебный мешочек». Учить детей находить геометрические фигуры наощупь.
3-4 Д/и «Художник». Развитие творческого мышления.
Июнь
1-2 Подведение итогов проекта.

3. Этап—обобщающий.

  1. Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта.
  2. Определение дальнейшей деятельности по развитию элементов логического мышления. Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме.
  3. Итоговый мониторинг.

Список литературы:

  1. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. М :Владос, 2013. – 296 с.
  2. Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] [Текст] / О.В. Иванова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 48-52.
  3. Ильясова, К.К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста [Текст] / К.К. Ильясова // Молодой ученый. - 2015. - №22.4. - С. 35-40.
  4. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
  5. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).


Новые публикации

Картотека зоовикторин для старших дошкольников

Картотека зоовикторин для старших дошкольников Эта картотека поможет привить вашим детям современный, экологический взгляд на живую природу, поможет полюбить и сохранять...

Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников

Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников Участники: педагоги дошкольных муниципальных образовательных учреждений г.Бодайбо и района. Тема: Обучение детей старшего дошкольного...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема «Лесная прогулка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности (формирование элементарных математических представлений, закрепление знаний, открытое мероприятие для родителей) Тема «Лесная прогулка» Участники: дети средней группы...

Читайте также

«Возрождаем народную культуру и традиции»

«Возрождаем народную культуру и традиции»   Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с...

Экологическая акция «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать»

Экологическая акция «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать»   Внимание! внимание! С 1 по 19 ноября в нашем детском саду будет проходить акция «Трудно птицам зимовать...

Проект на тему «На оконце хоровод» (Посадка репчатого лука)

Проект на тему «На оконце хоровод»(Посадка репчатого лука) Цель проекта: Познакомить детей раннего возраста с объектом наблюдения в процессе деятельности с...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

«Секреты воспитания вежливого ребенка» Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что облегчает человеку общение с другими или просто позволяет ему спокойно и достойно находиться среди них. От...

Беседа «Как вести себя в транспорте»

Беседа «Как вести себя в транспорте» Цель:  Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Ход беседы: - Ребята, скажите, пожалуйста, на чем люди ездят на работу, в магазин или в другой город? -...

Фото-отчёт мини-музей "23 февраля"

Sample Image

Название  мини-музея :  « Защитники Родины » Профиль  мини-музея : познавательно-творческий Актуальность: Родина , Отечество. … Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма...

Рабочая программа кружка художественно-творческой направленности «Волшебные краски» для детей 3-4 лет. 1 год обучения

Планирование занятий кружковой работы  по художественной деятельности «Волшебные краски»  во II младшей группы   1.Содержание программы 1.1. Пояснительная записка 1.2.Цель: 1.3.Задачи: 1.4.Особенности программы. 1.5. Планируемый результат освоения программы: 1.6.Возраст обучающихся 1.7. Сроки реализации 2. Содержательный раздел 2.1.Основные способы и формы работы...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство