Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир насекомых»
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: 27 мая 2019 г. – 30 июня 2019 г. (5 недель).
Актуальность проблемы
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Цель проекта
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых».
Задачи проекта
Развивающие
- Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чувство бережного отношения к живым представителям.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать творческие способности, речь, мышление.
Обучающие
- Расширять знания детей об особенностях внешнего вида насекомых, их строении, способах передвижения, питания, месте обитания.
- Формировать интерес и приобщать к исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей; Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.
- Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с насекомых.
Воспитывающие
Воспитывать бережное отношение к живому; Формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный:
- Пополнение словарного запаса (панцирь, хоботок, пыльца, жало, строение, лужайка, шестиногий, пестрая, пятнистая, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, жужжит, жалит, опыляет, порхают, стрекочет, уничтожает, плетет).
- Организовать наблюдения в природе за насекомыми.
- Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, цветные карандаши) и т.п.).
- Дополнить картотеку дидактических игр.
- Подобрать и организовать просмотр видеороликов о насекомых.
- Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки и поделки по данной теме, изготовление альбома «Удивительный мир насекомых»).
- Составление плана основного этапа проекта.
2 этап – основной, организационно-практический:
Социально-коммуникативное развитие
- Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых.
- Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха».
Познавательное развитие
- Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
- Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых».
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.).
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и во время семейных прогулок.
- Домашний просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского.
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий.
Речевое развитие
- Беседы о насекомых.
- Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
- Знакомство с художественной литературой о насекомых.
- Разучивание стихов о насекомых.
- Составление описательных загадок про насекомых.
- Чтение стихов, произведений, рассказов, пословиц и поговорок о насекомых.
Художественно - эстетическое развитие
- Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых»: рисование (акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу), лепка, аппликация, конструирование (оригами).
- Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями про насекомых.
Физическое развитие
- Релаксация под звуки природы.
- Подвижные, пальчиковые игры, физкультминутки согласно теме проекта.
- Игры – эстафеты.
Работа с родителями
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
- Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
- Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки.
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
3 этап – Заключительный этап
- Опрос детей: «Что нового вы узнали о насекомых?».
- Выставка поделок, рисунок «Удивительный мир насекомых».
- Проведение консультации по темам: «Расскажите детям о насекомых», «Как привить любовь к природе», «Роль насекомых в природе и их практическое значение для человека», «Первая помощь при укусах насекомых»; «Что читать детям о насекомых»; «На природу с ребенком».
- Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха».
Предполагаемый результат
У детей:
- Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых.
- Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
- Развитие умения рассуждать, наблюдать.
- Развитие речи у детей, активного словаря.
- Узнавать и называть насекомых нашего региона.
- Иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые, чем они питаются (плодоядные и растительноядные).
- Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
- Находить сходства и различия.
- Дети с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях проекта.
У родителей:
- Активное участие родителей в предметно – пространственной среде уголка природы группы «Удивительный мир насекомых».
- Совместные выходы детей и родителей на природу.
У воспитателей:
Пополнение дидактическим материалом уголка природы в группе.
Презентация проекта
Фотоотчет на сайте группы «Золотая Хохлома» https://nsportal.ru/trunina-natalya-aleksandrovna.
Продукты проектной деятельности:
Презентация к проекту; аудиозаписи насекомых; ноутбук для презентации; художественная литература; макеты (резиновые, пластмассовые игрушки) насекомых; дидактические игры; картинки (изображения) насекомых.
Для рисования – акварельная бумага, акварельные краски, непроливайки, кисточки, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, мелки для асфальта, влажные салфетки.
Для лепки – пластилин, стека, доска для лепки, влажные салфетки.
Для аппликации – цветная бумага, ножницы, клей ПВА, влажные салфетки.
Для конструирования (оригами) – счетные палочки, цветная бумага.
Для подвижных игр – маски комара, божьей коровки, бабочки, мухи, жука; обручи, кубики, сачок, веревка, ориентиры, мячи, шарики из сухого бассейна.
Для инсценировки – маски (костюмы) насекомых.
Основной этап реализует темы недель:
1 неделя – «Все о насекомых». «Майский жук», «Муха», «Комар».
2 неделя – «Божья коровка», «Бабочка», «Стрекоза», «Гусеница».
3 неделя – «Пчела», «Оса», «Шмель».
4 неделя – «Жук», «Паук», «Таракан».
5 неделя – «Муравей», «Кузнечик», «Обобщение материала».
Ход проекта
1 неделя - «Все о насекомых». «Майский жук». «Муха». «Комар».
Беседа |
|
Рассматривание иллюстраций | Насекомых. |
Наблюдения на участке ДОУ | За погодой, за обитателями лужайки, за растениями, за майским жуком, за мухой, за комаром. |
Чтение | В. Драгунский «Он живой и светится»; К. Чуковский «Муха – Цокотуха»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост». |
Загадки | О насекомых. |
Прослушивание песен | Звуки мухи, комара. Песня «В траве сидел кузнечик». |
Д/и |
|
П/и |
|
Пальчиковые игры |
|
С/р игра | «Прогулка на луг». |
Творческая деятельность | Лепка «Майский жук». Рисование «Комар». Конструирование из счетных палочек «Жук». |
Труд в природе | Помощь в поливе растений на клумбе. |
Консультация для родителей |
|
2 неделя: Божья коровка», «Гусеница», «Бабочка», «Стрекоза».
Беседа |
|
Рассматривание иллюстраций | Насекомых. |
Наблюдения на участке ДОУ | За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за божьей коровкой, за бабочкой, за стрекозой. |
Чтение |
|
Составление загадок | По картинкам, с изображением насекомых. |
Прослушивание песен |
|
Д/и |
|
П/и |
|
Пальчиковые игры |
|
Творческая деятельность | Лепка «Стрекоза», «Гусеница». Аппликация «Божья коровка». Рисование «Разноцветные бабочки», рисование мелками на асфальте насекомых, рисование по трафарету, дорисуй по образцу. Конструирование (оригами) «Бабочка», «Божья коровка». Конструирование из природного материала «Бабочка». Конструирование из счетных палочек «Бабочка», «Стрекоза». |
Труд в природе | Помощь в поливе растений на клумбе. |
Консультация для родителей |
|
3 неделя: «Пчела», «Оса», «Шмель».
Беседа |
|
Рассматривание иллюстраций | Насекомых. |
Наблюдения на участке ДОУ | За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за пчелой, за осой, за шмелем. |
Чтение |
|
Загадки | О насекомых. |
Составление описательных рассказов | По картинкам, с изображением насекомых. |
Прослушивание песен |
|
Д/и |
|
П/и |
|
Пальчиковые игры |
|
Творческая деятельность | Рисование «Оса». Конструирование из природного материала «Пчела». |
Труд в природе | Помощь в поливе растений на клумбе. |
Консультация для родителей |
|
4 неделя: «Жук», «Паук», «Таракан».
Беседа |
|
Рассматривание иллюстраций | Насекомых. |
Наблюдения на участке ДОУ | За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за жуком, за пауком, за тараканом. |
Чтение |
|
Загадки | О насекомых. |
Составление описательных рассказов | По картинкам, с изображением насекомых. |
Прослушивание песен | Звуки природы. |
Д/и |
|
П/и |
|
Пальчиковые игры |
|
Инсценировка | Сказка «Муха - Цокотуха». |
Творческая деятельность | Лепка «Паучок на паутинке». Рисование на свободную тему; по трафарету; дорисуй по образцу, рисование по схеме. Конструирование из счетных палочек «Жук», «Паук». |
Труд в природе: |
|
Консультация для родителей | «Роль насекомых в природе и их практическое значение для человека». |
5 неделя: «Муравей», «Кузнечик», «Обобщение материала».
Беседа |
|
Рассматривание иллюстраций | Насекомых. |
Наблюдения на участке ДОУ | За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за муравьем, за кузнечиком. |
Чтение |
|
Загадки | О насекомых. |
Составление описательных рассказов | По картинкам, с изображением насекомых. |
Прослушивание песен | Звуки природы. |
Д/и |
|
П/и |
|
Пальчиковые игры |
|
Творческая деятельность | Лепка «Муравей». Рисование «В траве сидел кузнечик»; «Загадочный мир насекомых» (свободная тема); рисование насекомых по схеме. Конструирование (оригами) «Кузнечик». Конструирование из природного материала «Муравейник». Конструирование из счетных палочек «Насекомые». |
Выставка детский работ, игрушек (домашнее задание, совместно с родителями) |
|
Труд в природе | Помощь в поливе растений на клумбе. |
Консультация для родителей | «Первая помощь при укусах насекомых». |
Выводы по проекту:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дети приобрели новый опыт познавательно-исследовательской и творческой деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
- дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним.
- у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам.
Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
Список литературы:
- https://yandex.ru/ - картинки, загадки, подвижные игры, физкультминутки, звуки насекомых.
- «Насекомые. Какие они?». М., 2015.
- Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–20016.–№ 3.
- Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
- Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2008.–№ 11.
Читайте также |
---|
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
Дыхание весны
Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...
Конспект НОД «Буратино собирается в школу»
Конспект НОД «Буратино собирается в школу» Цель: формирование мыслительных представлений Задачи: - развивать графомоторные навыки, через зарисовывыния фигур по клеткам; - закреплять умения решать...