Экологический проект на тему: «Природа - твой друг!»

Пояснительная записка

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

Актуальность

Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем не менее вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе. Выход из экологического кризиса видится в преодолении отчуждения человека от природы, через деятельность. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Систематический труд на участке и в уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. 

Тип проекта: природоохранный; социально-образовательный.

Сроки реализации проекта.

По времени: краткосрочный.

Сроки реализации: апрель 2019 год.

Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель:

- формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

Задачи проекта.

- дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

- способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы;

- помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

- помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.

Ожидаемые результаты проекта.

У детей

- формировать основы экологической культуры и культуры природолюбия;

- расширить общий кругозор, развить их творческие способности, дошкольники вырастут настоящими защитниками природы, у них сформируется культура природолюбия и бережного отношения к окружающей среде;

- подружить с Природой, понять и полюбить её;

- воспитывать внутреннею потребность любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

 - внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- Составление плана работы над проектом.

- Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников.

- Составление совместного плана работы с детьми, учитывая их интересы.

- Подготовка информационных источников и литературы.

- Подготовка оборудования.

- Создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

- Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.

- Подготовка к реализации проекта.

- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал «Природа вокруг нас».

- Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Работа с родителями

Приглашение к участию в проекте.

Консультация «Труд в природе, как одно из средств воспитания детей»

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.

С воспитанниками:

Чтение художественной литературы:

И. Соколов — Микитов «Рассказы о природе». Б. Заходер «Дождик». Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки». В.Степанов «Весёлые стихи».

Просмотр мультимедийной презентации:«Наша планета земля».

2 этап. Реализация проекта:

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:

  • Работу с детьми.
  • Работу с родителями.

 

Работа с детьми:
  • ООД;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические ООД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике.
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов.
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
  • Познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- развивающие игры;

- экологические интеллектуальные игры,

- театрализованные игры.

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

уход за растениями и посадками в группе;

- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант).

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация.

Музыкально-досуговая деятельность, экологические праздники.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

- спортивные, подвижные игры;

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:

 природоохранных акции на тему:

- «Огород круглый год»,

- «Цветник на подоконнике»,

- «Сохрани подснежник»,

- «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада),

- «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево».

Выставок творческих работ на тему:

- «Сохраним подснежник»,

- «Природа и творчество».

Работа с родителями:

- проведение консультаций на тему: «Труд в природе, как одно из средств воспитания детей»,

- семинар для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;

- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;

- участие в выставке поделок «Природа и творчество»,

привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

Перспективный план по внедрению проектной деятельности.

Мероприятия Ответственные
1 Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы Воспитатели
2 Использование русского народного творчества: загадок, пословиц, поговорок, народных примет Воспитатели
3 Заучивание стихотворений о природе; Воспитатели
4 Беседы: «Природолюбие – учебник нашей жизни», «Помоги Природе, помоги своему другу!», «Времена года», «Животные и растения». Воспитатели
5 ООД по познавательному развитию
Тема «Времена года» 
Воспитатели
6 ООД по художественно-эстетическому развитию
Тема «Изготовление птички методом Оригами» 
Воспитатели
7 ООД
Тема «Человек – часть природы» 
Воспитатели
8 Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
развивающие игры, экологические игры, игры-драматизации: «Кто скорее соберёт», «Найди пару», «К дереву беги», «Найди листок, как на дереве», «Вершки и корешки», «Можно нельзя», «Грибы и ягоды», «Когда это бывает». Игра — путешествие «Собери и положи».
Воспитатели
9 Образовательные ситуации, включающие обобщение и игры «Что было бы…», ситуации «Удивительное рядом», «Путешествие по живописным местам», «Угадай по описанию» Воспитатели
10 Дидактические игры о природе Воспитатели
11 Загадки о природе Воспитатели
12 Подвижные игры и пальчиковые игры
«Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями».
Воспитатели
13 ООД по художественно-эстетическому развитию
Тема: “Деревья нашего детского сада”
Воспитатели
14
Трудовая деятельность:
Дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора).
Наблюдение за трудом дворника (подметает, убирает листву).
Приведение в порядок клумб на участке;
мытьё игрушек после прогулки.
Помощь дворнику в уборке на участке детского сада. 
 
15 Домашнее задание
для детей и родителей – изготовление поделок из природного материала
Воспитатели
16 Итоговое ООД
Тема «Природа – твой друг»
 

4.3. Третий этап – заключительный.

- Презентация проекта.

- Итоговые мероприятие по мини – проекту: ООД на тему «Природа- твой друг».

- Создание выставки методического и творческого материала.

- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).

Дети:

освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;

- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;

- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей; 
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры; 
– осознают особенности организации психолого-образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

Педагоги:

- личностный и профессиональный рост; самореализация;

- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

Заключение.

Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.

Список литературы:

  1. «Добро пожаловать в экологию!»: в 2ч - О.А. Воронкевич – СПб: Детство – пресс, 2002.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, средняя группа – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008.
  4. Материалы интернет – сайтов.




Новые публикации

Досуг, посвященный 23 февраля «Богатыри земли русской» для детей старшего…

Досуг, посвященный 23 февраля «Богатыри земли русской» для детей старшего возраста Цель: воспитывать в детях гордость за своих за своих предков...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх»

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх» Цель: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения средствами арт-терапии.Задачи: коррекция взаимоотношений...

Формирование трудовых умений в процессе организации труда в природе

Формирование трудовых умений в процессе организации труда в природе

Читайте также

Сценарий праздника «До свиданья, детский сад!»

Сценарий праздника «До свиданья, детский сад!» по мотивам сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» Воспитатели – ведущие праздника заходят в зал. 1...

Конспект совместного с родителями развлечения «В гости к Старику-лесовику»

Конспект совместного с родителями развлечения«В гости к Старику-лесовику»   Цель: создать положительный эмоциональный настрой у детей и родителей, способствующий здоровому образу жизни. Задачи: 1)...

Использование и хранение опасных предметов

Использование и хранение опасных предметов   Цель: Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Сказки любим мы читать.. (литературная викторина в подготовительной к школе группе)

Цель:Закрепить,систематизировать знания детей о литературных произведениях,прочитанных за год Предшествующая работа:чтение художественной литературы,просмотр мульфильмов,слушание аудиозаписи,рисование ссюжетов из произведений,лепка героев,инсценировки сказок и показ малышам. Ход викторины. Дорогие мои книголюбы!. Мы сегодня с вами попробуем разделиться на две команды.выбираем капитанов и вы сами...

Летние игры и забавы с водой для дошкольников

Летние игры с водой для дошкольников Рыбаки Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми младшей группы. Цель  — развитие цветовосприятия и цветоразличения. Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие...

Игры и упражнения для тренировки памяти у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников «Супермаркет» Цель: развитие слуховой краткосрочной    памяти, внимания, наблюдательности. Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их...

Летнее развлечение с детьми старшей группы "Пчелки" на тему "Забавы Нептуна".

Развлечение приурочено к концу тематической недели "Подводный мир" в старшей группе,как итог работы по познавательному развитию детей.

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство