Экологический проект на тему: «Природа - твой друг!»
Пояснительная записка
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
Актуальность
Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем не менее вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе. Выход из экологического кризиса видится в преодолении отчуждения человека от природы, через деятельность. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Систематический труд на участке и в уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
Тип проекта: природоохранный; социально-образовательный.
Сроки реализации проекта.
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации: апрель 2019 год.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель:
- формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.
Задачи проекта.
- дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей
- формировать основы экологической культуры и культуры природолюбия;
- расширить общий кругозор, развить их творческие способности, дошкольники вырастут настоящими защитниками природы, у них сформируется культура природолюбия и бережного отношения к окружающей среде;
- подружить с Природой, понять и полюбить её;
- воспитывать внутреннею потребность любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- Составление плана работы над проектом.
- Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников.
- Составление совместного плана работы с детьми, учитывая их интересы.
- Подготовка информационных источников и литературы.
- Подготовка оборудования.
- Создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.
- Подготовка к реализации проекта.
- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал «Природа вокруг нас».
- Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Работа с родителями:
Приглашение к участию в проекте.
Консультация «Труд в природе, как одно из средств воспитания детей»
Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
С воспитанниками:
Чтение художественной литературы:
И. Соколов — Микитов «Рассказы о природе». Б. Заходер «Дождик». Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки». В.Степанов «Весёлые стихи».
Просмотр мультимедийной презентации:«Наша планета земля».
2 этап. Реализация проекта:
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:
- Работу с детьми.
- Работу с родителями.
- ООД;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
- самостоятельная деятельность детей.
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
- Тематические ООД экологической направленности.
- Познавательно - исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы по проектной тематике.
- Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов.
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
- Познавательные, ситуативные беседы.
- Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры;
- экологические интеллектуальные игры,
- театрализованные игры.
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
- уход за растениями и посадками в группе;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант).
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация.
Музыкально-досуговая деятельность, экологические праздники.
Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:
- спортивные, подвижные игры;
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:
природоохранных акции на тему:
- «Огород круглый год»,
- «Цветник на подоконнике»,
- «Сохрани подснежник»,
- «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада),
- «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево».
Выставок творческих работ на тему:
- «Сохраним подснежник»,
- «Природа и творчество».
Работа с родителями:
- проведение консультаций на тему: «Труд в природе, как одно из средств воспитания детей»,
- семинар для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;
- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;
- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;
- участие в выставке поделок «Природа и творчество»,
- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.
Перспективный план по внедрению проектной деятельности.
№ | Мероприятия | Ответственные |
1 | Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы | Воспитатели |
2 | Использование русского народного творчества: загадок, пословиц, поговорок, народных примет | Воспитатели |
3 | Заучивание стихотворений о природе; | Воспитатели |
4 | Беседы: «Природолюбие – учебник нашей жизни», «Помоги Природе, помоги своему другу!», «Времена года», «Животные и растения». | Воспитатели |
5 | ООД по познавательному развитию Тема «Времена года» |
Воспитатели |
6 | ООД по художественно-эстетическому развитию Тема «Изготовление птички методом Оригами» |
Воспитатели |
7 | ООД Тема «Человек – часть природы» |
Воспитатели |
8 | Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму». развивающие игры, экологические игры, игры-драматизации: «Кто скорее соберёт», «Найди пару», «К дереву беги», «Найди листок, как на дереве», «Вершки и корешки», «Можно нельзя», «Грибы и ягоды», «Когда это бывает». Игра — путешествие «Собери и положи». |
Воспитатели |
9 | Образовательные ситуации, включающие обобщение и игры «Что было бы…», ситуации «Удивительное рядом», «Путешествие по живописным местам», «Угадай по описанию» | Воспитатели |
10 | Дидактические игры о природе | Воспитатели |
11 | Загадки о природе | Воспитатели |
12 | Подвижные игры и пальчиковые игры «Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями». |
Воспитатели |
13 | ООД по художественно-эстетическому развитию Тема: “Деревья нашего детского сада” |
Воспитатели |
14 |
Трудовая деятельность:
Дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора).Наблюдение за трудом дворника (подметает, убирает листву). Приведение в порядок клумб на участке; мытьё игрушек после прогулки. Помощь дворнику в уборке на участке детского сада. |
|
15 | Домашнее задание для детей и родителей – изготовление поделок из природного материала |
Воспитатели |
16 | Итоговое ООД Тема «Природа – твой друг» |
4.3. Третий этап – заключительный.
- Презентация проекта.
- Итоговые мероприятие по мини – проекту: ООД на тему «Природа- твой друг».
- Создание выставки методического и творческого материала.
- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).
Дети:
- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
– осознают особенности организации психолого-образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация;
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Заключение.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Список литературы:
- «Добро пожаловать в экологию!»: в 2ч - О.А. Воронкевич – СПб: Детство – пресс, 2002.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, средняя группа – Волгоград: Учитель, 2012.
- Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008.
- Материалы интернет – сайтов.
Читайте также |
---|
НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара»
НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная группа. Основные цели: Формировать представления о достопримечательностях...
Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички»
Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички» Цель: воспитание желания беречь и охранять природу. Задачи: воспитывать любовь к птицам, расширять представления...
Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа
Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...