Проект «В единстве России вся наша сила»

Подготовительная группа детского сада

Содержание проекта

Название проекта: «В единстве России вся наша сила».

Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.

По продолжительности: долгосрочный (2 месяца).

По содержанию: исследовательско-творческий, информационный (практико-ориентированный).

По характеру контактов: детско-родительский, в рамках ДОУ.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема: знакомя детей с истории праздника «День народного единства», мы столкнулись с тем, что дети не знают о многообразии, культуре, традициях разных народов, проживающих на территории России.

Актуальность:

Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. На сегодняшний момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Дети имеют искаженные представления о гражданственности, патриотизме, милосердии. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной задачей педагогики и это связано, прежде всего, с особенностями возрастного периода, когда начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру.

Необходимо сформировать у детей дошкольного возраста представление о разнообразии культур и традиций народов, проживающих на территории России, и в то же время единстве страны, тем самым развить чувство гражданственности и патриотизма у детей.

И мы решили организовать проект «В единстве России вся наша сила». Мы считаем, что данная методическая разработка позволит сформировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за свою страну, привить любовь к России, ее единству в многообразии народов.

Цели проекта: создать условия для формирования детей представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей совместно с родителями (законными представителями).

Задачи:

  • Формировать и расширять представления о Родине - России;
  • Формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
  • Закреплять и расширять представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
  • Способствовать формирование у детей интереса к народам России;
  • Формировать знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России (русских, татар, украинцев, башкир, чуваш, чеченцев, армян);
  • Познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
  • Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
  • Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям, приобщать к истокам народной культуры;
  • Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

Для родителей:

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
  • Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения;
  • Содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком.

Гипотеза:

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с дошкольного возраста.

В ходе реализации проекта «В единстве России вся наша сила» у детей старшего дошкольного возраста сформируются представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране, о народах, проживающих на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, традициями, культурой и обычаями. Дети начнут проявлять интерес к культуре, традициям, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в творческой деятельности, что, так или иначе, вызовет у них чувство гордости за свою страну, ее превознесение в глазах детей за единство и силу страны.

Практическая значимость: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за свою страну, восприятие единства России с учетом многообразия народов, проживающих на территории РФ.

Новизна проекта:

Новизна проекта «В единстве России вся наша сила» заключается в том, что в работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста осуществляется интеграцией во все образовательные области дошкольного образования.

Работа построена так, что формирование представление детей о народах России происходило по одной структуре (схеме):

1. Просмотр мультипликационного обучающего фильма для детей «Народы России» (по каждому народу отдельно).

2. После просмотра мультипликационного обучающего фильма с детьми проводилась беседа и выделялись особенности народа:

  • Язык общения;
  • Место обитания;
  • Особенности жизни в соответствии с территориальным расположением (особенности внешнего вида, национального костюма, традиций и культуры).

3. Полученные знания о народах России закреплялись в творческой деятельности в ООД (рисование, аппликация, лепка и т.д.).

4. Изученный народ отмечался на карте РФ куклами в национальных костюмах и обведением территории их расположения на карте России.

Именно такая структура работы позволит выделить различия и сходство народов России.

В результате реализации проекта дети старшего дошкольного возраста будут иметь представления о различиях (особенностях) народов и их сходстве – единстве страной и ее силой.

Этапы и сроки реализации проекта:

Работа над проектом осуществлялась поэтапно:

1 этап - Информационно-накопительный этап

  • Провести опрос детей на знание о многонациональности народов, проживающих на территории России;
  • Убедить участников проекта (родителей, сотрудников ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину;
  • Оформить папки с иллюстрациями по теме проекта;
  • Подобрать сказки, стихи, загадки, пословицы, подвижные и дидактические игры на тему проекта;
  • Разработать конспекты ООД с детьми старшего возраста по теме проекта;
  • Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике;
  • Разработка плана работы по реализации проекта;
  • Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
  • Привлечь родителей к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.

2 этап - Организационно-практический этап

  • Чтение методической и художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • Проведение цикла тематических занятий;
  • Разучивание песен, стихов о Родине, России;
  • Посещение выставки в ДОУ «Народы России»;
  • Развлечение в ДОУ «Семейные встречи у камина. Встреча первая», с приглашением представителя одного из народа России;
  • Работа с родителями по созданию национального костюма народов России;
  • Просмотр мультипликационных фильмов для детей о народах России.

3 этап – Презентационно-завершающий этап

  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Выставка картотек «Энциклопедические данные о народах России», «Игры народов России», «Сказки народов России»;
  • Презентация электронных пособий о народах России (презентации, обучающие мультфильмы);
  • Выставка творческой деятельности детей и родителей, создание мини-музея «Кукла в национальном костюме. Народы России»;
  • Презентация проекта «Народы России» педагогам ДОУ.

План мероприятий по проектной деятельности:

  • Чтение методической и художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов;
  • Проведение цикла тематических занятий;
  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России;
  • Создание наглядных пособий «Народы России»;
  • Создание электронных пособий о народах России (презентации, обучающие мультфильмы);
  • Работа с родителями по созданию мини-музея «Кукла в национальном костюме. Народы России»;
  • Создание картотек «Игры народов России», «Сказки народов России»;
  • Презентация проекта.

Условия реализации проекта:

  • Энциклопедия для детей «Народы России» о традициях, обычаях, праздниках, особенностях каждого народа;
  • Иллюстрации костюмов народов России;
  • Подборка «Игры народов России»;
  • Подборка «Сказки народов России»;
  • Подборка загадок, пословиц о народах России;
  • Электронные пособий о народах России (презентации, обучающие мультфильмы);
  • Раскраски «Костюмы народов России»;
  • Дидактический материал «Народы России» (куклы в народных костюмах);
  • Конспекты ООД и совместной деятельности с детьми.

Продукт проектной деятельности:

Для педагогов:

  • Оформление папки «Методическая разработка. Проект «В единстве России вся наша сила»»;
  • Создание картотек и электронного пособия о народах России (презентации, подборка обучающих мультфильмов);
  • Наглядные пособия «Народы России», «Сказки разных народов России», «Игры народов России»;
  • Оформление работы проектом, презентация его педагогам ДОУ.

Для детей:

  • Пополнение знаний о истории России;
  • Пополнение знаний о народах России, их традициях, обычаях, праздниках, особенностях каждого народа (русских, татар, украинцев, башкир, чуваш, чеченцев, армян);
  • Знакомство с играми, сказками, танцами, костюмами народов России;
  • Овладение умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;
  • Приобретение навыков социального общения со взрослыми;
  • Проявление внимания и уважения к людям разной национальности;
  • Развитие чувства патриотизма, гордости и уважения за свою страну, восприятие единства России с учетом многообразия народов, проживающих на территории РФ;
  • Продуктивная деятельность: раскрашивание по контуру «Символика России», лепка в технике пластелинографии «Флаг моей страны», лепка «Армянские лепешки», рисование «Русский народный сарафан», «Украинский народный костюм», аппликация «Татарская тюбетейка и калфак», «Чувашский фартук», оригами «Чеченский головной убор».

Для родителей:

  • Пополнение РППС группы энциклопедиями на тему проекта;
  • Составление книжки-малышки в совместном творчестве с детьми на тему «Национальность моей семьи»;
  • Создание выступление на совместную встречу с родителями и детьми группы о своей национальности, ее традициях;
  • Создание куклы в народных костюмах для макета «В единстве России вся наша сила»);
  • Установить более тесного эмоциональный контакт с ребёнком, расширение диапазон невербального общения;
  • Эмоциональное сближение родителя с ребёнком, посредством ознакомления детей с историей семьи (традициями).

Реализация проекта «В единстве России вся наша сила» позволила сформировать и расширить представление детей старшего дошкольного возраста о России как о многонациональном государстве, о единой стране, о народах, проживающих на территории РФ, особенностях их национальных костюмом, традициях, культурой и обычаями.

Дети и родители проявили интерес к культуре, традициям, сказкам, играм народов России и отразили свои впечатления в творческой деятельности, что, так или иначе, вызвало у них чувство гордости за свою страну, за единство и силу России, тем самым объединив их самих.

Список литературы

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
  2. Ботнарь, В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре/ – М. «Просвещение», 1993.
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей детского сада/ Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. - М.: Просвещение, 1980.
  5. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  7. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. / Под ред. Т.И. Оверчук. - М., 2004.
  8. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
  9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003.
  10. Петрова И. А. С чего начинается патриотизм //Дошкольная педагогика. –2002. –№ 2. — С.5
  11. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
  12. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
  13. Система патриотического воспитания в ДОУ/ авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др.- Волгоград: Учитель, 2007.
  14. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006.
  15. Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения»/ – М., 1994.
  16. Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. – № 2.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...

Сценарий встречи детско-родительского клуба «Почемучка» в средней группе

Сценарий встречи детско-родительского клуба «Почемучка» в средней группе Цель: оптимизация детско-родительских отношений; гармонизация межличностных отношений в семьях; формирование позиции «любящего родителя». Ход мероприятия: Вступление: воспитатель читает...

Квест-прогулка «Новые знакомые»

Квест-прогулка: «Новые знакомые»

Читайте также

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников «Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя». Семья и детский сад –...

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе»

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе» Цель: расширять сотрудничество с родителями в результате формы взаимодействия –родительской гостиной. Задачи: - развивать...

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...