Проект «В единстве России вся наша сила»
Подготовительная группа детского сада
Содержание проекта
Название проекта: «В единстве России вся наша сила».
Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.
По продолжительности: долгосрочный (2 месяца).
По содержанию: исследовательско-творческий, информационный (практико-ориентированный).
По характеру контактов: детско-родительский, в рамках ДОУ.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проблема: знакомя детей с истории праздника «День народного единства», мы столкнулись с тем, что дети не знают о многообразии, культуре, традициях разных народов, проживающих на территории России.
Актуальность:
Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. На сегодняшний момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Дети имеют искаженные представления о гражданственности, патриотизме, милосердии. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной задачей педагогики и это связано, прежде всего, с особенностями возрастного периода, когда начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру.
Необходимо сформировать у детей дошкольного возраста представление о разнообразии культур и традиций народов, проживающих на территории России, и в то же время единстве страны, тем самым развить чувство гражданственности и патриотизма у детей.
И мы решили организовать проект «В единстве России вся наша сила». Мы считаем, что данная методическая разработка позволит сформировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за свою страну, привить любовь к России, ее единству в многообразии народов.
Цели проекта: создать условия для формирования детей представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей совместно с родителями (законными представителями).
Задачи:
- Формировать и расширять представления о Родине - России;
- Формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- Закреплять и расширять представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- Способствовать формирование у детей интереса к народам России;
- Формировать знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России (русских, татар, украинцев, башкир, чуваш, чеченцев, армян);
- Познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
- Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
- Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям, приобщать к истокам народной культуры;
- Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
Для родителей:
- Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
- Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения;
- Содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком.
Гипотеза:
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с дошкольного возраста.
В ходе реализации проекта «В единстве России вся наша сила» у детей старшего дошкольного возраста сформируются представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране, о народах, проживающих на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, традициями, культурой и обычаями. Дети начнут проявлять интерес к культуре, традициям, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в творческой деятельности, что, так или иначе, вызовет у них чувство гордости за свою страну, ее превознесение в глазах детей за единство и силу страны.
Практическая значимость: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за свою страну, восприятие единства России с учетом многообразия народов, проживающих на территории РФ.
Новизна проекта:
Новизна проекта «В единстве России вся наша сила» заключается в том, что в работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста осуществляется интеграцией во все образовательные области дошкольного образования.
Работа построена так, что формирование представление детей о народах России происходило по одной структуре (схеме):
1. Просмотр мультипликационного обучающего фильма для детей «Народы России» (по каждому народу отдельно).
2. После просмотра мультипликационного обучающего фильма с детьми проводилась беседа и выделялись особенности народа:
- Язык общения;
- Место обитания;
- Особенности жизни в соответствии с территориальным расположением (особенности внешнего вида, национального костюма, традиций и культуры).
3. Полученные знания о народах России закреплялись в творческой деятельности в ООД (рисование, аппликация, лепка и т.д.).
4. Изученный народ отмечался на карте РФ куклами в национальных костюмах и обведением территории их расположения на карте России.
Именно такая структура работы позволит выделить различия и сходство народов России.
В результате реализации проекта дети старшего дошкольного возраста будут иметь представления о различиях (особенностях) народов и их сходстве – единстве страной и ее силой.
Этапы и сроки реализации проекта:
Работа над проектом осуществлялась поэтапно:
1 этап - Информационно-накопительный этап
- Провести опрос детей на знание о многонациональности народов, проживающих на территории России;
- Убедить участников проекта (родителей, сотрудников ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину;
- Оформить папки с иллюстрациями по теме проекта;
- Подобрать сказки, стихи, загадки, пословицы, подвижные и дидактические игры на тему проекта;
- Разработать конспекты ООД с детьми старшего возраста по теме проекта;
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике;
- Разработка плана работы по реализации проекта;
- Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
- Привлечь родителей к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.
2 этап - Организационно-практический этап
- Чтение методической и художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий;
- Проведение цикла тематических занятий;
- Разучивание песен, стихов о Родине, России;
- Посещение выставки в ДОУ «Народы России»;
- Развлечение в ДОУ «Семейные встречи у камина. Встреча первая», с приглашением представителя одного из народа России;
- Работа с родителями по созданию национального костюма народов России;
- Просмотр мультипликационных фильмов для детей о народах России.
3 этап – Презентационно-завершающий этап
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Выставка картотек «Энциклопедические данные о народах России», «Игры народов России», «Сказки народов России»;
- Презентация электронных пособий о народах России (презентации, обучающие мультфильмы);
- Выставка творческой деятельности детей и родителей, создание мини-музея «Кукла в национальном костюме. Народы России»;
- Презентация проекта «Народы России» педагогам ДОУ.
План мероприятий по проектной деятельности:
- Чтение методической и художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов;
- Проведение цикла тематических занятий;
- Выставка продуктов детской деятельности;
- Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России;
- Создание наглядных пособий «Народы России»;
- Создание электронных пособий о народах России (презентации, обучающие мультфильмы);
- Работа с родителями по созданию мини-музея «Кукла в национальном костюме. Народы России»;
- Создание картотек «Игры народов России», «Сказки народов России»;
- Презентация проекта.
Условия реализации проекта:
- Энциклопедия для детей «Народы России» о традициях, обычаях, праздниках, особенностях каждого народа;
- Иллюстрации костюмов народов России;
- Подборка «Игры народов России»;
- Подборка «Сказки народов России»;
- Подборка загадок, пословиц о народах России;
- Электронные пособий о народах России (презентации, обучающие мультфильмы);
- Раскраски «Костюмы народов России»;
- Дидактический материал «Народы России» (куклы в народных костюмах);
- Конспекты ООД и совместной деятельности с детьми.
Продукт проектной деятельности:
Для педагогов:
- Оформление папки «Методическая разработка. Проект «В единстве России вся наша сила»»;
- Создание картотек и электронного пособия о народах России (презентации, подборка обучающих мультфильмов);
- Наглядные пособия «Народы России», «Сказки разных народов России», «Игры народов России»;
- Оформление работы проектом, презентация его педагогам ДОУ.
Для детей:
- Пополнение знаний о истории России;
- Пополнение знаний о народах России, их традициях, обычаях, праздниках, особенностях каждого народа (русских, татар, украинцев, башкир, чуваш, чеченцев, армян);
- Знакомство с играми, сказками, танцами, костюмами народов России;
- Овладение умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;
- Приобретение навыков социального общения со взрослыми;
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности;
- Развитие чувства патриотизма, гордости и уважения за свою страну, восприятие единства России с учетом многообразия народов, проживающих на территории РФ;
- Продуктивная деятельность: раскрашивание по контуру «Символика России», лепка в технике пластелинографии «Флаг моей страны», лепка «Армянские лепешки», рисование «Русский народный сарафан», «Украинский народный костюм», аппликация «Татарская тюбетейка и калфак», «Чувашский фартук», оригами «Чеченский головной убор».
Для родителей:
- Пополнение РППС группы энциклопедиями на тему проекта;
- Составление книжки-малышки в совместном творчестве с детьми на тему «Национальность моей семьи»;
- Создание выступление на совместную встречу с родителями и детьми группы о своей национальности, ее традициях;
- Создание куклы в народных костюмах для макета «В единстве России вся наша сила»);
- Установить более тесного эмоциональный контакт с ребёнком, расширение диапазон невербального общения;
- Эмоциональное сближение родителя с ребёнком, посредством ознакомления детей с историей семьи (традициями).
Реализация проекта «В единстве России вся наша сила» позволила сформировать и расширить представление детей старшего дошкольного возраста о России как о многонациональном государстве, о единой стране, о народах, проживающих на территории РФ, особенностях их национальных костюмом, традициях, культурой и обычаями.
Дети и родители проявили интерес к культуре, традициям, сказкам, играм народов России и отразили свои впечатления в творческой деятельности, что, так или иначе, вызвало у них чувство гордости за свою страну, за единство и силу России, тем самым объединив их самих.
Список литературы
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
- Ботнарь, В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре/ – М. «Просвещение», 1993.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей детского сада/ Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. - М.: Просвещение, 1980.
- Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. / Под ред. Т.И. Оверчук. - М., 2004.
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003.
- Петрова И. А. С чего начинается патриотизм //Дошкольная педагогика. –2002. –№ 2. — С.5
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
- С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Система патриотического воспитания в ДОУ/ авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др.- Волгоград: Учитель, 2007.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006.
- Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения»/ – М., 1994.
- Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. – № 2.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Цикл развития в живой природе»

Дидактическая игра «Цикл развития в живой природе» (Для детей подготовительного к школе возраста) Все процессы в живых организмах происходят, повторяясь во времени...
Лэпбук «Занимательная математика»

Лэпбук «Занимательная математика» Знакомство с миром математики - это важная часть общего развития ребенка дошкольного возраста, которое должно проходить в игровой...
Сценарий встречи в Мульт-клубе с элементами Мульт-театра «Обидеть-то легко, да…
Сценарий встречи в Мульт-клубе с элементами Мульт-театра «Обидеть-то легко, да душе-то каково?» Цель: раскрытие содержания понятия «обида» Задачи: - расширять представления детей об...