Проект «В единстве России вся наша сила»

Подготовительная группа детского сада

Содержание проекта

Название проекта: «В единстве России вся наша сила».

Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.

По продолжительности: долгосрочный (2 месяца).

По содержанию: исследовательско-творческий, информационный (практико-ориентированный).

По характеру контактов: детско-родительский, в рамках ДОУ.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема: знакомя детей с истории праздника «День народного единства», мы столкнулись с тем, что дети не знают о многообразии, культуре, традициях разных народов, проживающих на территории России.

Актуальность:

Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. На сегодняшний момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Дети имеют искаженные представления о гражданственности, патриотизме, милосердии. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной задачей педагогики и это связано, прежде всего, с особенностями возрастного периода, когда начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру.

Необходимо сформировать у детей дошкольного возраста представление о разнообразии культур и традиций народов, проживающих на территории России, и в то же время единстве страны, тем самым развить чувство гражданственности и патриотизма у детей.

И мы решили организовать проект «В единстве России вся наша сила». Мы считаем, что данная методическая разработка позволит сформировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за свою страну, привить любовь к России, ее единству в многообразии народов.

Цели проекта: создать условия для формирования детей представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей совместно с родителями (законными представителями).

Задачи:

  • Формировать и расширять представления о Родине - России;
  • Формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
  • Закреплять и расширять представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
  • Способствовать формирование у детей интереса к народам России;
  • Формировать знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России (русских, татар, украинцев, башкир, чуваш, чеченцев, армян);
  • Познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
  • Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
  • Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям, приобщать к истокам народной культуры;
  • Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

Для родителей:

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
  • Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения;
  • Содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком.

Гипотеза:

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с дошкольного возраста.

В ходе реализации проекта «В единстве России вся наша сила» у детей старшего дошкольного возраста сформируются представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране, о народах, проживающих на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, традициями, культурой и обычаями. Дети начнут проявлять интерес к культуре, традициям, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в творческой деятельности, что, так или иначе, вызовет у них чувство гордости за свою страну, ее превознесение в глазах детей за единство и силу страны.

Практическая значимость: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за свою страну, восприятие единства России с учетом многообразия народов, проживающих на территории РФ.

Новизна проекта:

Новизна проекта «В единстве России вся наша сила» заключается в том, что в работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста осуществляется интеграцией во все образовательные области дошкольного образования.

Работа построена так, что формирование представление детей о народах России происходило по одной структуре (схеме):

1. Просмотр мультипликационного обучающего фильма для детей «Народы России» (по каждому народу отдельно).

2. После просмотра мультипликационного обучающего фильма с детьми проводилась беседа и выделялись особенности народа:

  • Язык общения;
  • Место обитания;
  • Особенности жизни в соответствии с территориальным расположением (особенности внешнего вида, национального костюма, традиций и культуры).

3. Полученные знания о народах России закреплялись в творческой деятельности в ООД (рисование, аппликация, лепка и т.д.).

4. Изученный народ отмечался на карте РФ куклами в национальных костюмах и обведением территории их расположения на карте России.

Именно такая структура работы позволит выделить различия и сходство народов России.

В результате реализации проекта дети старшего дошкольного возраста будут иметь представления о различиях (особенностях) народов и их сходстве – единстве страной и ее силой.

Этапы и сроки реализации проекта:

Работа над проектом осуществлялась поэтапно:

1 этап - Информационно-накопительный этап

  • Провести опрос детей на знание о многонациональности народов, проживающих на территории России;
  • Убедить участников проекта (родителей, сотрудников ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину;
  • Оформить папки с иллюстрациями по теме проекта;
  • Подобрать сказки, стихи, загадки, пословицы, подвижные и дидактические игры на тему проекта;
  • Разработать конспекты ООД с детьми старшего возраста по теме проекта;
  • Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике;
  • Разработка плана работы по реализации проекта;
  • Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
  • Привлечь родителей к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.

2 этап - Организационно-практический этап

  • Чтение методической и художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • Проведение цикла тематических занятий;
  • Разучивание песен, стихов о Родине, России;
  • Посещение выставки в ДОУ «Народы России»;
  • Развлечение в ДОУ «Семейные встречи у камина. Встреча первая», с приглашением представителя одного из народа России;
  • Работа с родителями по созданию национального костюма народов России;
  • Просмотр мультипликационных фильмов для детей о народах России.

3 этап – Презентационно-завершающий этап

  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Выставка картотек «Энциклопедические данные о народах России», «Игры народов России», «Сказки народов России»;
  • Презентация электронных пособий о народах России (презентации, обучающие мультфильмы);
  • Выставка творческой деятельности детей и родителей, создание мини-музея «Кукла в национальном костюме. Народы России»;
  • Презентация проекта «Народы России» педагогам ДОУ.

План мероприятий по проектной деятельности:

  • Чтение методической и художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов;
  • Проведение цикла тематических занятий;
  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России;
  • Создание наглядных пособий «Народы России»;
  • Создание электронных пособий о народах России (презентации, обучающие мультфильмы);
  • Работа с родителями по созданию мини-музея «Кукла в национальном костюме. Народы России»;
  • Создание картотек «Игры народов России», «Сказки народов России»;
  • Презентация проекта.

Условия реализации проекта:

  • Энциклопедия для детей «Народы России» о традициях, обычаях, праздниках, особенностях каждого народа;
  • Иллюстрации костюмов народов России;
  • Подборка «Игры народов России»;
  • Подборка «Сказки народов России»;
  • Подборка загадок, пословиц о народах России;
  • Электронные пособий о народах России (презентации, обучающие мультфильмы);
  • Раскраски «Костюмы народов России»;
  • Дидактический материал «Народы России» (куклы в народных костюмах);
  • Конспекты ООД и совместной деятельности с детьми.

Продукт проектной деятельности:

Для педагогов:

  • Оформление папки «Методическая разработка. Проект «В единстве России вся наша сила»»;
  • Создание картотек и электронного пособия о народах России (презентации, подборка обучающих мультфильмов);
  • Наглядные пособия «Народы России», «Сказки разных народов России», «Игры народов России»;
  • Оформление работы проектом, презентация его педагогам ДОУ.

Для детей:

  • Пополнение знаний о истории России;
  • Пополнение знаний о народах России, их традициях, обычаях, праздниках, особенностях каждого народа (русских, татар, украинцев, башкир, чуваш, чеченцев, армян);
  • Знакомство с играми, сказками, танцами, костюмами народов России;
  • Овладение умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;
  • Приобретение навыков социального общения со взрослыми;
  • Проявление внимания и уважения к людям разной национальности;
  • Развитие чувства патриотизма, гордости и уважения за свою страну, восприятие единства России с учетом многообразия народов, проживающих на территории РФ;
  • Продуктивная деятельность: раскрашивание по контуру «Символика России», лепка в технике пластелинографии «Флаг моей страны», лепка «Армянские лепешки», рисование «Русский народный сарафан», «Украинский народный костюм», аппликация «Татарская тюбетейка и калфак», «Чувашский фартук», оригами «Чеченский головной убор».

Для родителей:

  • Пополнение РППС группы энциклопедиями на тему проекта;
  • Составление книжки-малышки в совместном творчестве с детьми на тему «Национальность моей семьи»;
  • Создание выступление на совместную встречу с родителями и детьми группы о своей национальности, ее традициях;
  • Создание куклы в народных костюмах для макета «В единстве России вся наша сила»);
  • Установить более тесного эмоциональный контакт с ребёнком, расширение диапазон невербального общения;
  • Эмоциональное сближение родителя с ребёнком, посредством ознакомления детей с историей семьи (традициями).

Реализация проекта «В единстве России вся наша сила» позволила сформировать и расширить представление детей старшего дошкольного возраста о России как о многонациональном государстве, о единой стране, о народах, проживающих на территории РФ, особенностях их национальных костюмом, традициях, культурой и обычаями.

Дети и родители проявили интерес к культуре, традициям, сказкам, играм народов России и отразили свои впечатления в творческой деятельности, что, так или иначе, вызвало у них чувство гордости за свою страну, за единство и силу России, тем самым объединив их самих.

Список литературы

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
  2. Ботнарь, В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре/ – М. «Просвещение», 1993.
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей детского сада/ Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. - М.: Просвещение, 1980.
  5. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  7. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. / Под ред. Т.И. Оверчук. - М., 2004.
  8. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
  9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003.
  10. Петрова И. А. С чего начинается патриотизм //Дошкольная педагогика. –2002. –№ 2. — С.5
  11. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
  12. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
  13. Система патриотического воспитания в ДОУ/ авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др.- Волгоград: Учитель, 2007.
  14. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006.
  15. Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения»/ – М., 1994.
  16. Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. – № 2.


Новые публикации

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях…

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет...

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет Аннотация: Игра «Шахматные домики» предназначена для детей от 4 до 6 лет и может...

Читайте также

Конспект конкурса «Знатоки природы» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект конкурса «Знатоки природы» для детей старшего дошкольного возраста Соревнуются две команды: Команда «Ромашки». Команда «Одуванчики» (у детей на груди эмблемы цветов). 1. Представление...

Конспект проведения театрализованного занятия «Лесной театр» в средней группе

Конспект проведения театрализованного занятия «Лесной театр» в средней группе

Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе…

Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование гармоничной личности...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД в старшей группе (использованием нетрадиционной техники рисования «ниткографии») «Цветы для мамы».

Программные задачи: Художественное творчество : Обобщить и расширить детей о нетрадиционной техники рисования. Формировать композиционные навыки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Коммуникация: Расширить представление детей о многообразии окружающего мира. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить...

Лето в детском саду.

Лето – замечательное время года и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать и получить заряд здоровья на весь год. Работа детского сада летом немного отличается от другого времени года. Детям уделяется больше внимания, прогулки, игры, физкультурные...

Конспект мероприятия Волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)

Конспект мероприятия   волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)                 Подготовила: воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с № 35» Герасимова Маргарита Александровна                       г. Альметьевск, 2020...

Проект на тему: «Правила дорожного движения – достойны уважения!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – д/с №35 «Сказочная страна» Проект на тему: «Правила дорожного движения – достойны уважения!» Автор: воспитатель Герасимова М.А. г. Альметьевск, 2020 год Паспорт проекта Девиз проекта: «Правила дорожные – знать каждому положено!» Тип проекта: Познавательно-информационный. Проект...