Проект «Моя семья и ее традиции»
Актуальность. Нравственные ценности личности закладываются в семье. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и значимую роль. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором развития личности ребёнка. Семья для малыша - это мир, в котором закладываются морально – правовые аспекты общества, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Ребёнок, проживая в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней.
Издавна на Руси, считалось правилом хорошего тона знать родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, знали. Генеалогическое древо, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Организуя беседу с детьми во время образовательной деятельности, по уровню знаний их родословной столкнулась с проблемой: дети не знают ни традиции, ни обычаи своей семьи, вследствие чего возникла потребность в изучении данной темы. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственны за воспитание детей.
Основываясь вышесказанным, была определена тема исследования «Моя семья и ее традиции».
Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время интересна им, так как папа, мама, бабушка, дедушка-это близкие люди.
Цель проекта: воспитание духовно – нравственных ценностей в семье, передаваемых через семейные обычаи и традиции.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста и их семьи.
Предмет исследования - родословная каждого ребенка в отдельности.
Для реализации цели исследования, выявили следующие задачи:
- Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;
- Выстраивать партнерские доверительные отношения с семьей;
- Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей;
- Воспитывать желание у воспитанников проявлять заботу и гуманное отношение к своим близким.
Вид проекта: информационно – исследовательский
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Сроки реализации: кратко-срочный (1 месяц).
Гипотеза: если оказывать педагогическую поддержку родителям в воспитании духовно – нравственных ценностей в семье, то у детей сформируются знания о своей родословной.
Этапы реализации проекта.
Первый этап. Подготовительный.
Цель: уточнение знаний о родословной своей семьи.
Формы работы:
- Вместе с детьми сформировать проблему, определить цель;
- Составить паспорт проекта;
- Создать образовательную среду в группе;
- Проанализировать знания детей по теме проекта;
- Познакомить родителей с темой и планом проекта;
- Подобрать информацию в книгах, журналах, альбомах;
- Разработать примерную ОД и экскурсии;
- Продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта;
- Разработать консультации родительских встреч, собраний по теме проекта.
Ожидаемый результат.
Осознание детьми проблемной ситуации.
Заинтересованность детей и родителей в реализации проекта.
Второй этап. Практический.
Цель: углубление знаний о родословной своей семьи.
Формы работы:
- Анкета для родителей «Ваша семья и ее традиции»;
- Консультация для родителей «Источники информаций для построения генеалогического древа семьи»;
- Тематические беседы «Моя семья», «Папа в доме и дом исправлен», «Что такое генеалогическое дерево»;
- Провести ОД по ознакомлению с составом семьи;
- Провести ОД по рисованию «Моя семья»;
- Заучить стихи о семье;
- Чтение художественной литературы К. Ушинский «Косточка», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»;
- Оформить семейный альбом «Семейные традиции»;
- Создать семейную газету «Вместе – дружная семья»;
- Разработать памятку для родителей «Как создать генеалогическое древо семьи»;
- Создать генеалогическое древо семьи совместно с родителями;
- Создание уголка уединения с семейными фотографиями;
- Подобрать дидактические игры по теме;
- Сюжетно – ролевая игра «Семья».
Ожидаемый результат.
У детей повысятся интеллектуальный уровень.
Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Третий этап. Заключительный.
Цель: представление генеалогического древа своей семьи, презентация проекта.
Формы работы:
- Подвести итоги реализации проекта.
- Презентация «Моя родословная» семьи воспитанника.
- Анализ проекта.
Ожидаемый результат.
Сформированность знаний о своей родословной, о событиях и традициях своей семьи.
Анализ проекта.
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально- положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Литература.
1. О. И Давыдова «Проекты в работе с семьей» Москва. Творческий центр- 2012г.
2. Е. К. Ривина «Зачем нужно знакомить дошкольников с родословной?»/ «Детский сад от А до Я» - 2004 г. №4.
Читайте также |
---|
Проект «Хлеб - всему голова!»
Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико- ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет...
Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…
Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну» Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи: Создание условий для систематизации и обобщения...
Сценарий развлечения на 8 Марта
Сценарий развлечения на 8 Марта Cтаршая группа Цель: создать веселое праздничное настроение ,организовать условия для реализации творческих способностей воспитанников, доставить радость детям...