Проект «Моя семья и ее традиции»

Актуальность. Нравственные ценности личности закладываются в семье. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и значимую роль. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором развития личности ребёнка. Семья для малыша - это мир, в котором закладываются морально – правовые аспекты общества, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Ребёнок, проживая в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней.

Издавна на Руси, считалось правилом хорошего тона знать родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, знали. Генеалогическое древо, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Организуя беседу с детьми во время образовательной деятельности, по уровню знаний их родословной столкнулась с проблемой: дети не знают ни традиции, ни обычаи своей семьи, вследствие чего возникла потребность в изучении данной темы. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственны за воспитание детей.

Основываясь вышесказанным, была определена тема исследования «Моя семья и ее традиции».

Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время интересна им, так как папа, мама, бабушка, дедушка-это близкие люди.

Цель проекта: воспитание духовно – нравственных ценностей в семье, передаваемых через семейные обычаи и традиции.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста и их семьи.

Предмет исследования - родословная каждого ребенка в отдельности.

Для реализации цели исследования, выявили следующие задачи:

  1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;
  2. Выстраивать партнерские доверительные отношения с семьей;
  3. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей;
  4. Воспитывать желание у воспитанников проявлять заботу и гуманное отношение к своим близким.

Вид проекта: информационно – исследовательский

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Сроки реализации: кратко-срочный (1 месяц).

Гипотеза: если оказывать педагогическую поддержку родителям в воспитании духовно – нравственных ценностей в семье, то у детей сформируются знания о своей родословной.

Этапы реализации проекта.

Первый этап. Подготовительный.

Цель: уточнение знаний о родословной своей семьи.

Формы работы:

  • Вместе с детьми сформировать проблему, определить цель;
  • Составить паспорт проекта;
  • Создать образовательную среду в группе;
  • Проанализировать знания детей по теме проекта;
  • Познакомить родителей с темой и планом проекта;
  • Подобрать информацию в книгах, журналах, альбомах;
  • Разработать примерную ОД и экскурсии;
  • Продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта;
  • Разработать консультации родительских встреч, собраний по теме проекта.

Ожидаемый результат.

Осознание детьми проблемной ситуации.

Заинтересованность детей и родителей в реализации проекта.

Второй этап. Практический.

Цель: углубление знаний о родословной своей семьи.

Формы работы:

  • Анкета для родителей «Ваша семья и ее традиции»;
  • Консультация для родителей «Источники информаций для построения генеалогического древа семьи»;
  • Тематические беседы «Моя семья», «Папа в доме и дом исправлен», «Что такое генеалогическое дерево»;
  • Провести ОД по ознакомлению с составом семьи;
  • Провести ОД по рисованию «Моя семья»;
  • Заучить стихи о семье;
  • Чтение художественной литературы К. Ушинский «Косточка», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»;
  • Оформить семейный альбом «Семейные традиции»;
  • Создать семейную газету «Вместе – дружная семья»;
  • Разработать памятку для родителей «Как создать генеалогическое древо семьи»;
  • Создать генеалогическое древо семьи совместно с родителями;
  • Создание уголка уединения с семейными фотографиями;
  • Подобрать дидактические игры по теме;
  • Сюжетно – ролевая игра «Семья».

Ожидаемый результат.

У детей повысятся интеллектуальный уровень.

Родители станут активными участниками образовательного процесса.

Третий этап. Заключительный.

Цель: представление генеалогического древа своей семьи, презентация проекта.

Формы работы:

  • Подвести итоги реализации проекта.
  • Презентация «Моя родословная» семьи воспитанника.
  • Анализ проекта.

Ожидаемый результат.

Сформированность знаний о своей родословной, о событиях и традициях своей семьи.

Анализ проекта.

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально- положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Литература.

1. О. И Давыдова «Проекты в работе с семьей» Москва. Творческий центр- 2012г.

2. Е. К. Ривина «Зачем нужно знакомить дошкольников с родословной?»/ «Детский сад от А до Я» - 2004 г. №4.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико- ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет...

Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…

Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну»   Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи:  Создание условий для систематизации и обобщения...

Сценарий развлечения на 8 Марта

Сценарий развлечения на 8 Марта Cтаршая группа Цель: создать веселое праздничное настроение ,организовать условия для реализации творческих способностей воспитанников, доставить радость детям...

Читайте также

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: -...

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир»

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир» Образовательные области: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Обучающие: - Выявлять знания детей о живой...