Творческий проект «Серия поэтических семейных вечеров для старших дошкольников и их родителей»
Введение
«Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас,
так как слышит больше слов различных по своей направленности.
Читая вместе смамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память».
Л. С. Выготский
При общении с детьми с самого раннего возраста я люблю пользоваться художественным словом. Часто для малышей использую в речи потешки, прибаутки, стихи, а так же речевые игры для расширения активного словаря воспитанников. Теперь, когда дети на пороге подготовительной группы, их возможности и способности в речевом развитии проявляются ярче. Но чем старше становятся ребята, тем чаще книга заменяется гаджетами, телевизором и компьютером. Дети все реже берут в руки книги по собственному желанию, их не интересуют даже иллюстрации в них. Сложившуюся ситуацию можно назвать «национальной речевой катастрофой».
Как известно, поэзия возникла раньше прозы. Раньше письменности. Она была необходимым инструментом для запоминания тайного знания, которое передавалось из уст в уста. Она несла на себе память народа, сказания о его подвигах и достижениях. Постепенно, с развитием культуры и продвижением прогресса, роль хранителя важнейшей эпической информации передалась сначала книгам, теперь вот цифровым носителям.
Эту проблему я постаралась решить в общеобразовательной группе №9 «Росинки» с моими воспитанниками. Мной были организованы поэтические семейные вечера, где я постаралась вернуть воспитанникам любовь к художественной литературе, через различные виды совместной деятельности и методики заучивания стихотворений. Мероприятия рассчитаны для целенаправленной работы с детьми старшей группы №9 и их родителями на основании современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования и воспитания и направленных на повышение речевой активности и речевой культуры участников.
.
Актуальность
В основу своей работы с детьми я ставлю обогащение активного словаря воспитанников. С малышами я делала акцент на речевых играх. В старшем возрасте я попробовала найти новую форму в которой ребята смогли бы проявить свои индивидуальные способности и речевую активность. В нашем садике организуется много утренников «Осенины», «Новогодний праздник», «8 Марта» и другие; концертов «Для вас, выпускники», «Помним и гордимся»; конкурсов «Конкурс чтецов», «Семейный театр», «У кота ученого в гостях» и другие, где воспитанники читают стихи. Зачастую не все выступают, согласно сценарию праздничного мероприятия. Родителей это обижает и расстраивает ребят.
Мне было важно предложить участникам такую форму работы, в которой все желающие смогли бы проявить потребность выступления перед аудиторией, разучивание стихов. Так же значимым для меня стало предоставить возможность выбора понравившегося стихотворения, согласно детскому интересу, возможностям и способностям. И чтобы выбор этот происходил в семье. Ребенок со своими взрослыми в комфортной домашней обстановке слушает стихотворения на предложенную тему и выбирает понравившееся. Мне очень хотелось, чтобы с новым поэтическим вечером число участников увеличивалось.
Сценарий каждого поэтического вечера я сочиняла на основе выбранных детьми в семье стихотворений.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость речевого развития детей с учетом желаний рассказывать стихи и потребностей выступать перед аудиторией, формирование у детей таких умений, привлечение семьи к образовательному процессу и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Для детей.
Цель: создать условия для формирования у детей и родителей умения заучивать и выразительно рассказывать стихотворения.
Задачи:
- развитие речевой активности детей;
- приобщение детей к миру детской поэзии, знакомство с авторами А.Л. Барто и С.В. Михалковым;
- приобщение детей к миру русской поэзии, читая произведения об осени, зиме и весне;
- побуждение детей использовать артистические навыки для передачи переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- учить использовать средства художественной выразительности: интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение;
- приобщение к процессу сотворчества и сотрудничества родителей и детей.
Для родителей.
Цель: создать условия для поддержания интереса ребёнка к заучиванию стихотворений.
Задачи:
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу заучивания стихотворений;
- обсуждать с ребёнком прочитанное стихотворение;
- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения;
- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате прослушивания стихотворения;
- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Срок реализации: проект долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев.
Направление проектной деятельности: интегрированный, познавательно-творческий.
Принципы реализации проекта:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Направление деятельности по образовательным областям:
1. Познавательное развитие.
Уточнить и обобщить представления детей о творчестве Агнии Барто и Сергея Михалкова;
Познакомить с понятиями: поэзия, поэт, поэтесса, четверостишье, стихотворная строка, поэтический образ, рифма, книга, закладка, титульный лист, обложка, содержание, номера страниц;
Приобщать детей к поэтическому искусству, многообразию художественных образов;
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
2. Речевое развитие.
Обогатить активный словарь именами поэтов и новыми поэтическими и книжными понятиями;
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
Развивать речевое творчество (подбор рифмы, сочинение рифмующихся предложений и фраз);
Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематического слуха;
Знакомить с книжной культурой (строение книги, правила пользования книгой, изготовление закладок)
Упражнять в определении на слух текстов различных жанров детской литературы, в том числе и поэтических произведений.
3. Социально-коммуникативное развитие.
Способствовать развитию положительной самооценки, формировать ситуации успеха;
Создавать возможность овладения способами внеситуативного личностного общения;
Способствовать осознанию функций речи, включающих коммуникативное развитие воспитанников.
Художественно-эстетическое развитие.
Развивать словесное, музыкальное, изобразительное восприятия прочитанных стихотворений и литературных произведений;
Расширять способности эстетического отношения к окружающему миру;
Формировать элементарные представления о видах искусства;
Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей в образовательном процессе.
4. Физическое развитие.
Совершенствовать процесс развития двигательных способностей и качеств;
Развивать у воспитанников координацию, гибкость движении рук, чувство ритма в процессе изображения элементов при рассказывании стихотворений и пересказе рассказов.
Ожидаемы результаты:
У детей:
1. Повышение уровня речевой культуры, речевой грамотности, познавательной активности;
2.Развитие активного словаря, творческих способностей;
3.Воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к книге и поэтическим произведениям.
4. Расширение кругозора участников проекта в области поэзии.
5. Получение большого эмоционального заряда.
6. Увеличение количества воспитанников, желающих выступить.
У родителей:
1. Повышение речевой и познавательной культуры;
2. Создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по речевомуразвитию воспитанников;
3. Участие в совместных творческих мероприятиях и акциях.
Условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки;
- Взаимодействие с музыкальным работником
Необходимые материалы:
- Материально – техническое: актовый зал,2 ноутбука (один для
воспроизведения слайдов, другой для воспроизведения музыкального оформления), видеопроектор, пульт управления проектором, акустическая система,
микрофон, экран, столики, стулья в соответствии с количеством участников,
портреты поэтов на листах бумаги формата А4.
- Учебно – методическое: программа «Детство»
- Художественная литература: выставка книг в группе и в актовом зале
- Дидактические игры,
- Фотоматериал выкладывается в группе ВК «Группа 9 «Росинки д/с Светлячок, г. Кировск» https://vk.com/club172437609
- Информационно – коммуникативные технологии:презентации подготовленные для каждого поэтического вечера.
Формы работы:
- Образовательная ситуация;
- Дидактические игры;
- Беседы
- Рассматривание иллюстраций;
- Просмотр презентаций;
- Чтение художественной литературы;
- Отражение полученных знаний в творческой деятельности;
- Работа с родителями.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2018 года по май 2019года
1 этап – подготовительно-проектировочный (1-2 недели сентября 2018 года)
2 этап – практический (с 3 недели сентября 2018 года – апрель 2019 года)
3 этап – обобщающе-результативный (май 2019 года)
4 этап – презентация проекта
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки выполнения |
Подготовительно-проектировочный этап | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | Сентябрь 2018г. |
Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материла | |||
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: -подбор книг для оформления выставок в книжном уголке; - оборудование книжного уголка; - пополнение групповой библиотечки; - изготовление мемо-таблиц; - изготовление тематической книги самоделки «Сборник наших стихотворений» |
Сентябрь 2018 – апрель 2019 | |
-Создание картотеки игр с залом; -подборка музыкальных игр; -подборка фотоматериалов для создания презентаций; -создание технологии составления сценария поэтического вечера. |
|||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по организации речевого развития детей дома | Сентябрь 2018 | |
Оформление наглядно-агитационного материала по организации речевого развития дома | Сентябрь 2018 – апрель 2019 | ||
Практический этап | Выявить уровень речевого развития детей группы | Проведение диагностики речевого развития детей старшей группы | Сентябрь 2018г |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников | Сентябрь 2018г | |
Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом | Сентябрь 2018 – апрель 2019 | ||
Разработка ситуаций общения, бесед о художественном слове, чтение поэтических произведений | |||
Применение в работе с детьми групповой библиотечки, выставки книг | |||
Составление плана поэтических вечеров; Сбор информации о выбранных стихотворениях; Составление сценария для каждого поэтического вечера; Составление презентации для проведения каждого поэтического вечера; Изготовление подарков для выступающих |
|||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт. | |||
Привлечь социум в работу по реализации проекта | Участие в Ежегодном театральном фестивале «Улыбка». Театрализация «Ягодная сказка» | Октябрь 2018г | |
Ярмарка необычных идей – 2019 «Земля-наш общий дом». Защита проекта «Кто я?Какой я?» | Январь 2019г | ||
Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по речевому развитию; памятки «Развиваем память», «Разучиваем стихи», «Как составить мемо-таблицу», «Писатели - юбиляры», «Круг чтения старших дошкольников» | Сентябрь 2018 – апрель 2019 | ||
Флешмоб «Гордимся, помним». Чтение стихотворений о ВОВ | Май 2019 | ||
Творческий конкурс «В гости к Коту ученому». Театрализация по мотивам «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина | Май 2019 | ||
Праздники и развлечения согласно календарному учебному графику на 2018-2019 учебный год | Сентябрь 2018 – май 2019 | ||
Обобщающе-результативный этап | Выявление и оценка эффективности проведенной работы по речевому развитию детей старшей группы | Участие желающих во всероссийском видеоконкурсе «Дети читают и пишут стихи» | Март 2019г. |
Мониторинг качества речевого развития в группе | Май 2019г | ||
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Май 2019г | |
Сбор отзывов родителей | |||
Проведение итогового мероприятия: | Май 2019г | ||
Презентация проекта | Обобщить опыт работы по речевому развитию с детьми группы Подвести итоги работы старшей группы |
Оформление проекта Подготовка презентации на тему «Проект: «Творческий проект «Серия поэтических семейных вечеров для старших дошкольников и их родителей» |
Май 2019 |
Совместно с родителями составление анонса поэтических вечеров на новый учебный год в подготовительной группе |
Перспективный план мероприятий.
Время проведения/ Тема поэтического вечера | Цели и задачи/ Подготовительная работа |
Рекомендации родителям/ Задачи общения |
|
Октябрь/ Участие в ежегодном театральном фестивале «Улыбка» Театрализация «Ягодная сказка» |
Цели Фестиваля
- Создание условий для развития творческих и эстетических способностей детей средствами театрального искусства.Основными задачами Фестиваля являются: - формировать у воспитанников опыт успешного публичного выступления; - повысить профессиональное мастерство педагогов; - стимулировать родителей воспитанников на совместную деятельность с детьми; -оформить предметную среду для театрализованной деятельности, совместное с детьми изготовление декораций для выступления; - создать условия для знакомства дошкольников с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, кукольный театр, декорации), формирования у детей интереса к театральному искусству; - раскрытие умения детей использовать средства выразительности (интонация, мимика, жест и др.) для раскрытия образа персонажа литературного произведения в разных видах театра, развитие их готовности к творчеству. - создание единого пространства для развития ребенка в детском саду и семье. |
- Заинтересовать родителей в успешном выступлении детей; - Побудить желание, подготовить ребенка к выступлению; - Подготовить костюм для выступления. - Принять участие, как зрители. - Проведение фото и видеосъемки - Анкета для родителей «Учим стихи дома» Цель: определить круг домашнего чтения и трудности в разучивания стихотворений дома |
|
Ноябрь/поэтический семейный вечер «Чудесное природы увяданье» | Цель: Познакомить детей с поэтическими произведениями русских поэтов об осени. Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о признаках осени, изменениях в живой и неживой природе осенью.- Познакомить с названиями осенних месяцев из народного календаря. - Отгадывание загадок о признаках осени - Изучить произведения русских поэтов на осеннюю тему; Развивающие:
- Развивать интерес детей к изучению произведений русских поэтов; - Развивать коммуникативные навыки воспитанников; - Развивать выразительное чтение учащихся; Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к изучению поэзии; - Воспитывать у учащихся любовь к родной природе; - Создание у детей мотивации для заучивания стихов. - Приобщать родителей к участию в мероприятиях группы. Подготовительная работа:
Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени. Подготовить подарки для выступающих. Подобрать игры с родителями для праздника. Слушание музыкальных произведений и беседа о настроении музыки: «Сентиментальный вальс» и «Осенняя песнь. Октябрь.»П. И. Чайковского, «Осень» Вивальди, слушание романса на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая» Разучивание танцев «Листики - кораблики» Ю. Силеверстовой, танец – поздравление «Сладкоежки», танец – игра «Вперед четыре шага…» Подготовка презентации Поэтический вечер. Осень. |
- Ознакомиться с планом поэтических семейных вечеров. - Чтение ребенку стихотворений русских поэтов об осени. -Заполнить список стихотворений для поэтического вечера «Чудесное природы увяданье» - Выбрать и выучить вместе с ребенком понравившееся стихотворение по теме. - Предложить стать участником жюри (3 желающих) - Ознакомиться с критериями оценки выступающего ребенка. - Помочь в оформлении выставки книг в группе - Пригласить родителей стать активными участниками конкурсов и развлечений для зрителей поэтического вечера: «Осенний репортаж», «Мудрые орешки» с цитатами о воспитании детей, Исполнение мамами романса на стихи С. Есенина “Отговорила роща золотая” Танец-игра «Вперед четыре шага» вместе с детьми - Побудить родителей поддержать выступающих детей и порадовать их своим участием в указанных конкурсах. Памятки «Развиваем память» |
|
Декабрь/ Новогодняя сказка «Как снегири спасли Новый год» |
Цель мероприятия: приобщение детей к традициям и обычаям современного российского общества посредством интерактивных методов, игр и сказок, при этом создать праздничную атмосферу, доставить радость детям. Задачи:
- Раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности.- Совершенствовать умение играть роли, уверенно держать себя на сцене. - Расширение знаний детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года в разных странах, о символах Нового года. - Формировать представление у детей о празднике Новый год, о новогодних обычаях и традициях в разных странах мира; - Создать условия для сознательного изучения детьми истории Нового года; - Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей; -Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника, развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности. Предварительная работа:
- Репетиция с детьми исполнения песен, и танцев.- Чтение и пересказ книг «Зимние сказки» - Оформление выставки книг Новогодней тематики; - Просмотр презентации «В гости к Деду Морозу» - Слушание классической музыки на зимние темы. -Организация в группе прослушивания известных зимних и новогодних песен, танцев с блестящими гирляндами. - Подготовка и изготовления костюмов для выступления. - Подборка музыки и фонограмм. - Совместная творческая деятельность с родителями по подготовке декораций и костюм к мероприятию. |
- Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного мероприятия; - Помощь в украшении групповой комнаты; - Подготовить консультативный материал для проведения бесед с детьми; - Мотивировать к ресурсному обеспечению – Подготовка костюмов снегирей, пингвинов и льдинок; Помочь в оформлении выставки книг в группе. - Побуждать к совместной деятельности с детьми по теме праздника -Памятка «Как составить мемо-таблицу». |
|
Январь/ поэтический семейный вечер «Стихи Агнии Барто про девочек» |
Цель: приобщение детей к художественной литературе в процессе ознакомления с произведениями А.Л. Барто. Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и обобщить представления детей о жизни и творчестве Агнии Барто; - Познакомить с понятием поэтесса. Развивающие:
- Речевое развитие, памяти и формирование интереса к художественному слову;- Формирование читательской культуры; - Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; - Развивать коммуникативные навыки воспитанников; - Развивать выразительное чтение учащихся; Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.- Воспитывать у детей интерес к героям книг; - Воспитывать у учащихся любовь к родной природе; - Создание у детей мотивации для заучивания стихов. - Приобщить родителей к семейному чтению произведений Агнии Барто. Подготовительная работа:
Беседы о книге «Какие книги были раньше» «Составные части книги» Беседа «Мы все такие разные» Беседа «Тайна моего имени» Викторина «Герои стихов Ангии Барто» Знакомство с танцевальной игрой «Если нравится тебе, то делай так…» Организовать выставку книг А.Л. Барто, портрет автора. Прочитать и выучить стихотворения А.Л. Барто из цикла «Мы с Тамарой». Подготовить подарки для выступающих. Подобрать игры с родителями для праздника. Разучивание песни на слова А.Л. Барто «Любитель рыболов» Игра «Мудрые орешки» с цитатами автора Подготовка презентации Поэтесса А.Л. Барто |
- Чтение ребенку стихотворений А.Л. Барто из цикла «Мы с Тамарой» -Внести в список выбранное ребенком стихотворение для поэтического вечера «Стихи Агнии Барто про девочек» - Выбрать и выучить вместе с ребенком понравившееся стихотворение по теме. - Оформить открытку «Тайна моего имени» -Совместно с ребенком оформить для ребенка Солнышко. Акция «Мой портрет в лучах солнца» - Предложить стать участником жюри (3 желающих) - Ознакомиться с критериями оценки выступающего ребенка. - Помочь в оформлении выставки книг в группе - Пригласить родителей стать активными участниками конкурсов и развлечений для зрителей поэтического вечера: Викторина: «Герои стихов Ангии Барто» «Мудрые орешки» с цитатами автора Исполнение мамами песни на слова А.Л. Барто «Любитель рыболов» Танец-игра «Если нравится тебе…» вместе с детьми - Побудить родителей поддержать выступающих детей и порадовать их своим участием в указанных конкурсах. |
|
Февраль/ поэтический семейный вечер «Стихи С.В. Михалкова для детей» |
Цель: приобщение детей к художественной литературе в процессе ознакомления с произведениями С.В. Михалкова. Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о творчестве С.В. Михалкова; - Познакомить с литературными жанрами творчества С.В. Михалкова. Развивающие:
- Речевое развитие, памяти и формирование интереса к художественному слову; - Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; - Развивать выразительное чтение учащихся; Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге. - Воспитывать у детей интерес к героям книг; - Приобщить родителей к семейному чтению произведений С.В. Михалкова;. - Создание у детей мотивации для заучивания стихов. Подготовительная работа: Прочитать и выучить стихотворения С.В. Михалкова для детей. Подготовить подарки для выступающих. Подобрать игры с родителями для праздника. Организация выставки книг с произведениями С.В. Михалкова в группе. Портрет автора Игра «Мудрые орешки» с цитатами автораСлушание Гимна Российской Федерации Слушание музыкальных произведений на слова С.В. Михалкова «Песня друзей», «На прививку». Разучивание танцец – сюрприз «Разноцветные стекляшки» Подготовка презентации Сергей Владимирович Михалков. |
- Чтение ребенку стихотворений Стихи С.В. Михалкова для детей -Внести в список выбранное ребенком стихотворение для поэтического вечера «Стихи С.В. Михалкова для детей» - Выбрать и выучить вместе с ребенком понравившееся стихотворение по теме. - Предложить стать участником жюри (3 желающих) - Ознакомиться с критериями оценки выступающего ребенка. -Прослушать «Гимн Российской федерации» -Помочь в оформлении выставки книг в группе - Пригласить родителей стать активными участниками конкурсов и развлечений для зрителей поэтического вечера: Викторина: «Угадай, о ком эти строчки» «Мудрые орешки» с цитатами автора
- Побудить родителей поддержать выступающих детей и порадовать их своим участием в указанных конкурсах. |
|
Март/ Праздничное представление для мам «В поисках подснежников» |
Цель мероприятия: создать условия для развития творческих способностей у дошкольников через активную деятельность при подготовке к празднованию Международного дня 8 Марта; укрепление детско-родительских отношений. Задачи:
- Воспитание уважения и любви к маме, бабушке, девочке.- Побуждать детей с помощью нежных слов, стихов, песен выражать свою любовь. - Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. - Побуждать детей эмоционально исполнять знакомый репертуар, передавая при исполнении основное настроение музыки. - Закрепление вокально-хореографических навыков. Предварительная работа:
- Разучивание стихов, песен, танцев к празднику;- Изготовление подарков для мам в виде букета подснежников. - Подбор фото для презентаций. - Подготовка костюмов и атрибутов; - Беседы о маме, бабушке, прослушивание песен |
- Создать теплый эмоциональный климат между матерями и детьми; -Укреплять доброжелательные взаимоотношения с семьями детей; -Вовлечение родителей в проведение мероприятий -Заинтересовать родителей совместно – творческой деятельностью с детьми, -Активизировать жизненную позицию у детей и родителей, - Побуждать родителей делиться своими идеями с другими семьями. - Выкладывание в сообществе ВК «Группа 9 «Росинки д/с Светлячок, г. Кировск» https://vk.com/club172437609 статьи «Круг чтения старших дошкольников» |
|
Апрель/ поэтический семейный вечер «Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли» |
Цель: совершенствование художественно – речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворения русских поэтов о весне Задачи:
Образовательная:
- Расширять представления детей о признаках весны, изменениях в живой и неживой природе весной.- Познакомить с названиями весенних месяцев из народного календаря. - Отгадывание загадок о признаках весны - Изучить произведения русских поэтов на весеннюю тему.. Развивающая: - Развивать артистические способности детей, чувства ритма и рифмы, умение чувствовать красоту и выразительность художественных произведений. Воспитательная: - Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; - Воспитание чувства любви к природе и своей Родине - Создание у детей мотивации для заучивания стихов. - Приобщать родителей к участию в мероприятиях группы. Подготовительная работа:
Беседы «Как ухаживать за книгой», «Правила пользования книгой»Организация конкурса «Закладка своими руками» Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов на весеннюю тему. Подготовить подарки для выступающих. Подобрать игры с родителями для праздника. Слушание музыкальных произведений на весеннюю тему и беседа о настроении музыкиИспользование презентации «Весенние месяцы» |
- Чтение ребенку стихотворений русских поэтов на весеннюю тему. -Внести в список стихотворений, выбранное ребенком для поэтического вечера «Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли» - Выбрать и выучить вместе с ребенком понравившееся стихотворение по теме. - Предложить стать участником жюри (3 желающих) - Ознакомиться с критериями оценки выступающего ребенка. - Помочь в оформлении выставки книг в группе - Пригласить родителей стать активными участниками и зрителями поэтического вечера: -Составить мемо-таблицу стихотворения - Участие в конкурсе «Закладка своими руками» |
|
Май/ флешмоб «Помним, гордимся» |
Цели мероприятия: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, развитие гражданской и социальной активности родителей, сохранение культурно - нравственных и исторических ценностей. Задачи: - Расширение знаний о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны; - Закрепление представления о празднике Дне победы; -Формирование патриотических чувств у детей. - Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ; - Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги; - Развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой. - Чтение и разучивание стихотворения, посвященного Великой Отечественной войне и Победе - Слушание и разучивание песни «Катюша», «День Победы», «Журавли». - Слушание записи речи В.Левитана в День Победы. - Изготовление бумажных журавликов в технике оригами; - Раскрытие георгиевской ленты. - Изготовление голубей Мира на палочке для украшения клумбы, с целью сопричастности территории садика к Памяти Победы. |
- Приобщение семей к патриотическому воспитанию. - Изготовление открытки для ветерана. - Побудить желание семей посетить места боевой славы, мемориалы, праздничный салют в Кировске. -Принять участие в демонстрации «Бессмертный полк» -Просмотр праздничного парада в Москве и других городах-героях нашей страны, а так же фильмов на военную тематику. Разучивание стихотворения или песни, посвященного Великой Отечественной войне и Победе- Акция «Поздравь ветерана» (вручение открытки ветерану, которого встретишь в праздничный день или в мемориальном месте) - Выкладывание в сообществе ВК «Группа 9 «Росинки д/с Светлячок, г. Кировск» https://vk.com/club172437609 статьи «Писатели – юбиляры 2019-2020», |
Выводы
Самостоятельная деятельность детей
Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности. Поэтому необходимо создать условия для:
индивидуальных проявлений детей в практической (трудовой, познавательной), изобразительной деятельности, чтобы дети имели возможность отразить в рисунках, поделках, труде свое отношение к изучаемому поэтическому образу, явлению природы или событию;
самостоятельного поиска интересующей информации.
Для решения этих задач необходимо:
- Организовать выставки книг по тематике поэтических вечеров:
Авторские: А.Л. Барто, С.В. Михалков.
Тематические: времена года; Новый год; Мама; День Победы.
2. Оборудовать книжный уголок таким образом, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную практическую деятельность, по рассматриванию иллюстраций, а так же материалы для ухода за книгами, учитывая при этом то, что весь материал должен быть безопасным и простым в использовании (книги, закладки, обложки, подставки, клей – карандаш, полоски бумаги, ножницы, настольные игры, портрет автора)
3. Доступность материалов для изобразительной деятельности, ручного труда (природный и бросовый материал).
Критерии оценивания проекта:
- Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по
реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).
2. Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника.
3. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в
начальной школе.
Заключение
Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во взаимодействии с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним. Важно отметить и то, что в наши дни, когда система нашего образования,
главная цель которого - формирование образованной, культурной личности, переориентируется на развитие его мышления, развитие памяти ребенка, роль поэзии неизмеримо возрастает.
Поэзия приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления,
а также развития. Отражая тонкие и сложные движения души, поэзия открывает детям дошкольного возраста нелегкие пути к добру, красоте и правде. «Детская поэзия – это лестница, по которой маленький читатель должен прийти к большой литературе», - Владимир Орлов.
Поэтические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки нашего сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать. Отсюда одна из первоочередных забот педагогов дошкольного образования – воспитание у детей полноценного эмоционального восприятия художественной литературы.
Семья занимает важное место в речевом развитии ребенка. Именно в
семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку,
постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых
впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ речевой культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –
воспитать целостного человека.
Данный проект является важным звеном речевого развития детей,
через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты поэтического
слова, а через него – красоты окружающего мира, необходимости проявлять
эмоции, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить близких, себя, окружающую природу.
Используемая литература:
Нормативно-правовые акты:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 278-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 — 352с.;
Основная литература:
- Алексеева М.М. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Изд. центр Академия. 2000, - 400 с.;
- Бизикова О.А. Б 59 Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 93 с;
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение. 1991, - 130 с.;
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение. 1977, - 96 с.;
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Зима, зимние забавы. СПб.: Паритет. 2005, - 32 с.;
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Осень. СПб.: 2004. – 27 с. ;
- Бочкарева О.И. Развитие речи. Средняя группа. Занимательные материалы. Волгоград.: Корифей. 2008. – 88 с.;
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во Лабиринт. 1999, – 352 с.;
- Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников. – Мозырь, 2005;
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия. 2000. – 416 с.;
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия. 1973. – 154 с.;
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет Ярославль. Академия Холдинг. 2002. – 160 с.;
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение. 1976. – 278 с.;
- Лашкова Л.Л., Зырянова С.М., Филиппова А.Р. Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. — Москва: Издательский дом "Академия естествознания" 2015 (Пенза);
- Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. Алексеева М.М. Яшина Б.И. М.: Академия. 2000;
- Мигунова Е.В. Теория и методика развития речи детей: учеб. -метод. пособие; Новгородский гос. унив. – Великий Новгород, 2007;
- Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду:.— М.: Просвещение, 1966;
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение. 1982. – 96 с;
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1979. – 223 с.;
- Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Методические рекомендации. М.: Ментана-Граф. 2008. – 192 с.;
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение. 1981. – 64 с.;
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн.: Народная Асвета. 1976. – 138 с.;
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М: Академия. 2001. – 336с.;
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвщение. 1976. – 96 с.;
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос. 2004. – 288 с.;
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. и др. Придумай слово. М.: Просвещение. Учеб. Лит. 1996. – 192 с.;
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. СПб.: Детство-пресс. 2007. – 128 с.;
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение. 1983. – 64 с.;
- Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре. М.: Просвещение. 1984. – 80 с.;
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия. 2007. – 384 с.;
- Эльконин Д.Б Психология игры. М. Владос. 1999. – 360 с.;
Периодическая литература:
- Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. – 1999. - №4. – с. 74-81.;
- Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.;
Интернет-источники:
- Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста:методические рекомендации/ авт.-сост.: Леонтьева М.С. – Саранск 2014. – 58 с. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/02/09/didakticheskie-igry-i-leksicheskie-uprazhneniya-kak-sredstvo
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре /Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1988. http://kidworlds.ru/index.php/biblioteka2/vospitanie-i-razvitie-doshkolnika/17-d-v-mendzheritskaya-vospitatelyu-o-detskoj-igre-1982?path=vospitanie-i-razvitie-doshkolnika
- Ухина Л.А. Диагностика развития речи детей дошкольного возраста Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие /Л.А.Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с www.методкабинет.рф
- Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Москва Каисса 200 http://publekc.ru/o-a-bezrukova-o-n-kalenkova-metodika-opredeleniya-urovnya-rech/index.html O_A_Bezrukova_O_N_Kalenkova_Metodika_opredelenia_urovnya_rechevogo_razvitia_detey_doshkolnogo_vozrasta
Приложения к проекту можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…
Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...
Проект «Цветная неделя»
Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...
Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»
Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...