Творческий проект «Серия поэтических семейных вечеров для старших дошкольников и их родителей»

Введение

«Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас,

так как слышит больше слов различных по своей направленности. 

Читая вместе смамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память».

Л. С. Выготский

При общении с детьми с самого раннего возраста я люблю пользоваться художественным словом. Часто для малышей использую в речи потешки, прибаутки, стихи, а так же речевые игры для расширения активного словаря воспитанников. Теперь, когда дети на пороге подготовительной группы, их возможности и способности в речевом развитии проявляются ярче. Но чем старше становятся ребята, тем чаще книга заменяется гаджетами, телевизором и компьютером. Дети все реже берут в руки книги по собственному желанию, их не интересуют даже иллюстрации в них. Сложившуюся ситуацию можно назвать «национальной речевой катастрофой».

Как известно, поэзия возникла раньше прозы. Раньше письменности. Она была необходимым инструментом для запоминания тайного знания, которое передавалось из уст в уста. Она несла на себе память народа, сказания о его подвигах и достижениях. Постепенно, с развитием культуры и продвижением прогресса, роль хранителя важнейшей эпической информации передалась сначала книгам, теперь вот цифровым носителям.

Эту проблему я постаралась решить в общеобразовательной группе №9 «Росинки» с моими воспитанниками. Мной были организованы поэтические семейные вечера, где я постаралась вернуть воспитанникам любовь к художественной литературе, через различные виды совместной деятельности и методики заучивания стихотворений. Мероприятия рассчитаны для целенаправленной работы с детьми старшей группы №9 и их родителями на основании современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования и воспитания и направленных на повышение речевой активности и речевой культуры участников.

.

Актуальность

В основу своей работы с детьми я ставлю обогащение активного словаря воспитанников. С малышами я делала акцент на речевых играх. В старшем возрасте я попробовала найти новую форму в которой ребята смогли бы проявить свои индивидуальные способности и речевую активность. В нашем садике организуется много утренников «Осенины», «Новогодний праздник», «8 Марта» и другие; концертов «Для вас, выпускники», «Помним и гордимся»; конкурсов «Конкурс чтецов», «Семейный театр», «У кота ученого в гостях» и другие, где воспитанники читают стихи. Зачастую не все выступают, согласно сценарию праздничного мероприятия. Родителей это обижает и расстраивает ребят.

Мне было важно предложить участникам такую форму работы, в которой все желающие смогли бы проявить потребность выступления перед аудиторией, разучивание стихов. Так же значимым для меня стало предоставить возможность выбора понравившегося стихотворения, согласно детскому интересу, возможностям и способностям. И чтобы выбор этот происходил в семье. Ребенок со своими взрослыми в комфортной домашней обстановке слушает стихотворения на предложенную тему и выбирает понравившееся. Мне очень хотелось, чтобы с новым поэтическим вечером число участников увеличивалось.

Сценарий каждого поэтического вечера я сочиняла на основе выбранных детьми в семье стихотворений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость речевого развития детей с учетом желаний рассказывать стихи и потребностей выступать перед аудиторией, формирование у детей таких умений, привлечение семьи к образовательному процессу и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Для детей.

Цель: создать условия для формирования у детей и родителей умения заучивать и выразительно рассказывать стихотворения.

Задачи:

  • развитие речевой активности детей;
  • приобщение детей к миру детской поэзии, знакомство с авторами А.Л. Барто и С.В. Михалковым;
  • приобщение детей к миру русской поэзии, читая произведения об осени, зиме и весне;
  • побуждение детей использовать артистические навыки для передачи переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
  • учить использовать средства художественной выразительности: интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение;
  • приобщение к процессу сотворчества и сотрудничества родителей и детей.

Для родителей.

Цель: создать условия для поддержания интереса ребёнка к заучиванию стихотворений.

Задачи:

  • формировать активную позицию родителей по отношению к процессу заучивания стихотворений;
  • обсуждать с ребёнком прочитанное стихотворение;
  • предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения;
  • рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате прослушивания стихотворения;
  • рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Срок реализации: проект долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев.

Направление проектной деятельности: интегрированный, познавательно-творческий.

Принципы реализации проекта:

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Направление деятельности по образовательным областям:

1. Познавательное развитие.

Уточнить и обобщить представления детей о творчестве Агнии Барто и Сергея Михалкова;

Познакомить с понятиями: поэзия, поэт, поэтесса, четверостишье, стихотворная строка, поэтический образ, рифма, книга, закладка, титульный лист, обложка, содержание, номера страниц;

Приобщать детей к поэтическому искусству, многообразию художественных образов;

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

2. Речевое развитие.

Обогатить активный словарь именами поэтов и новыми поэтическими и книжными понятиями;

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

Развивать речевое творчество (подбор рифмы, сочинение рифмующихся предложений и фраз);

Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематического слуха;

Знакомить с книжной культурой (строение книги, правила пользования книгой, изготовление закладок)

Упражнять в определении на слух текстов различных жанров детской литературы, в том числе и поэтических произведений.

3. Социально-коммуникативное развитие.

Способствовать развитию положительной самооценки, формировать ситуации успеха;

Создавать возможность овладения способами внеситуативного личностного общения;

Способствовать осознанию функций речи, включающих коммуникативное развитие воспитанников.

Художественно-эстетическое развитие.

Развивать словесное, музыкальное, изобразительное восприятия прочитанных стихотворений и литературных произведений;

Расширять способности эстетического отношения к окружающему миру;

Формировать элементарные представления о видах искусства;

Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей в образовательном процессе.

4. Физическое развитие.

Совершенствовать процесс развития двигательных способностей и качеств;

Развивать у воспитанников координацию, гибкость движении рук, чувство ритма в процессе изображения элементов при рассказывании стихотворений и пересказе рассказов.

Ожидаемы результаты:

У детей:

1. Повышение уровня речевой культуры, речевой грамотности, познавательной активности;

2.Развитие активного словаря, творческих способностей;

3.Воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к книге и поэтическим произведениям.

4. Расширение кругозора участников проекта в области поэзии.

5. Получение большого эмоционального заряда.

6. Увеличение количества воспитанников, желающих выступить.

У родителей:

1. Повышение речевой и познавательной культуры;

2. Создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по речевомуразвитию воспитанников;

3. Участие в совместных творческих мероприятиях и акциях.

Условия реализации проекта:

    • Интерес детей и родителей;
    • Методические разработки;
    • Взаимодействие с музыкальным работником

Необходимые материалы:

    • Материально – техническое: актовый зал,2 ноутбука (один для

воспроизведения слайдов, другой для воспроизведения музыкального оформления), видеопроектор, пульт управления проектором, акустическая система,

микрофон, экран, столики, стулья в соответствии с количеством участников,

портреты поэтов на листах бумаги формата А4.

    • Учебно – методическое: программа «Детство»
    • Художественная литература: выставка книг в группе и в актовом зале
    • Дидактические игры,
    • Фотоматериал выкладывается в группе ВК «Группа 9 «Росинки д/с Светлячок, г. Кировск» https://vk.com/club172437609
    • Информационно – коммуникативные технологии:презентации подготовленные для каждого поэтического вечера.

Формы работы:

  • Образовательная ситуация;
  • Дидактические игры;
  • Беседы
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Просмотр презентаций;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отражение полученных знаний в творческой деятельности;
  • Работа с родителями.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2018 года по май 2019года

1 этап – подготовительно-проектировочный (1-2 недели сентября 2018 года)

2 этап – практический (с 3 недели сентября 2018 года – апрель 2019 года)

3 этап – обобщающе-результативный (май 2019 года)

4 этап – презентация проекта

Этапы Задачи Мероприятия Сроки выполнения
Подготовительно-проектировочный этап Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы Сентябрь 2018г.
Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического материла
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;
- оборудование книжного уголка;
- пополнение групповой библиотечки;
- изготовление мемо-таблиц;
- изготовление тематической книги самоделки «Сборник наших стихотворений»
Сентябрь 2018 – апрель 2019
-Создание картотеки игр с залом;
-подборка музыкальных игр;
-подборка фотоматериалов для создания презентаций;
-создание технологии составления сценария поэтического вечера.
Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей по организации речевого развития детей дома Сентябрь 2018
Оформление наглядно-агитационного материала по организации речевого развития дома Сентябрь 2018 – апрель 2019
Практический этап Выявить уровень речевого развития детей группы Проведение диагностики речевого развития детей старшей группы Сентябрь 2018г
Реализация поставленных задач Составление перспективного плана образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников Сентябрь 2018г
Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом Сентябрь 2018 – апрель 2019
Разработка ситуаций общения, бесед о художественном слове, чтение поэтических произведений
Применение в работе с детьми групповой библиотечки, выставки книг
Составление плана поэтических вечеров;
Сбор информации о выбранных стихотворениях;
Составление сценария для каждого поэтического вечера;
Составление презентации для проведения каждого поэтического вечера;
Изготовление подарков для выступающих
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт.
Привлечь социум в работу по реализации проекта Участие в Ежегодном театральном фестивале «Улыбка». Театрализация «Ягодная сказка» Октябрь 2018г
Ярмарка необычных идей – 2019 «Земля-наш общий дом». Защита проекта «Кто я?Какой я?» Январь 2019г
Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по речевому развитию; памятки «Развиваем память», «Разучиваем стихи», «Как составить мемо-таблицу», «Писатели - юбиляры», «Круг чтения старших дошкольников» Сентябрь 2018 – апрель 2019
Флешмоб «Гордимся, помним». Чтение стихотворений о ВОВ Май 2019
Творческий конкурс «В гости к Коту ученому». Театрализация по мотивам «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина Май 2019
Праздники и развлечения согласно календарному учебному графику на 2018-2019 учебный год Сентябрь 2018 – май 2019
Обобщающе-результативный этап Выявление и оценка эффективности проведенной работы по речевому развитию детей старшей группы Участие желающих во всероссийском видеоконкурсе «Дети читают и пишут стихи» Март 2019г.
Мониторинг качества речевого развития в группе Май 2019г
Оценка эффективности работы с родителями Анкетирование Май 2019г
Сбор отзывов родителей
Проведение итогового мероприятия: Май 2019г
Презентация проекта Обобщить опыт работы по речевому развитию с детьми группы
Подвести итоги работы старшей группы
Оформление проекта
Подготовка презентации на тему «Проект: «Творческий проект «Серия поэтических семейных вечеров для старших дошкольников и их родителей»
Май 2019
Совместно с родителями составление анонса поэтических вечеров на новый учебный год в подготовительной группе

Перспективный план мероприятий.

Время проведения/ Тема поэтического вечера Цели и задачи/
Подготовительная работа
  Рекомендации родителям/
Задачи общения
Октябрь/
Участие в ежегодном театральном фестивале «Улыбка» Театрализация «Ягодная сказка»
Цели Фестиваля
- Создание условий для развития творческих и эстетических способностей детей средствами театрального искусства.
Основными задачами Фестиваля являются:
- формировать у воспитанников опыт успешного публичного выступления;
- повысить профессиональное мастерство педагогов;
- стимулировать родителей воспитанников на совместную деятельность
с детьми;
-оформить предметную среду для театрализованной деятельности, совместное с детьми изготовление декораций для выступления;
- создать условия для знакомства дошкольников с различными жанрами
театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, кукольный
театр, декорации), формирования у детей интереса к театральному
искусству;
- раскрытие умения детей использовать средства выразительности (интонация, мимика, жест и др.) для раскрытия образа персонажа литературного произведения в разных видах театра, развитие их готовности к творчеству.
- создание единого пространства для развития ребенка в детском саду и семье.
  - Заинтересовать родителей в успешном выступлении детей;
- Побудить желание, подготовить ребенка к выступлению;
- Подготовить костюм для выступления.
- Принять участие, как зрители.
- Проведение фото и видеосъемки
- Анкета для родителей «Учим стихи дома»
Цель: определить круг домашнего чтения и трудности в разучивания стихотворений дома
Ноябрь/поэтический семейный вечер «Чудесное природы увяданье» Цель: Познакомить детей с поэтическими произведениями русских поэтов об осени.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о признаках осени, изменениях в живой и неживой природе осенью.
- Познакомить с названиями осенних месяцев из народного календаря.
- Отгадывание загадок о признаках осени
- Изучить произведения русских поэтов на осеннюю тему;
Развивающие:

- Развивать интерес детей к изучению произведений русских поэтов;

- Развивать коммуникативные навыки воспитанников;

- Развивать выразительное чтение учащихся;

Воспитательные:

- Воспитывать интерес детей к изучению поэзии;

- Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;

- Создание у детей мотивации для заучивания стихов.

- Приобщать родителей к участию в мероприятиях группы.

Подготовительная работа:

Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени.

Подготовить подарки для выступающих.

Подобрать игры с родителями для праздника.

Слушание музыкальных произведений и беседа о настроении музыки: «Сентиментальный вальс» и «Осенняя песнь. Октябрь.»
П. И. Чайковского, «Осень» Вивальди, слушание романса на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая»

Разучивание танцев «Листики - кораблики» Ю. Силеверстовой, танец – поздравление «Сладкоежки», танец – игра «Вперед четыре шага…»

Подготовка презентации Поэтический вечер. Осень.

  - Ознакомиться с планом поэтических семейных вечеров.
- Чтение ребенку стихотворений русских поэтов об осени.
-Заполнить список стихотворений для поэтического вечера «Чудесное природы увяданье»
- Выбрать и выучить вместе с ребенком понравившееся стихотворение по теме.
- Предложить стать участником жюри (3 желающих)
- Ознакомиться с критериями оценки выступающего ребенка.
- Помочь в оформлении выставки книг в группе
- Пригласить родителей стать активными участниками конкурсов и развлечений для зрителей поэтического вечера:
«Осенний репортаж», «Мудрые орешки» с цитатами о воспитании детей,
Исполнение мамами романса на стихи С. Есенина “Отговорила роща золотая”
Танец-игра «Вперед четыре шага» вместе с детьми
- Побудить родителей поддержать выступающих детей и порадовать их своим участием в указанных конкурсах.
Памятки «Развиваем память»
Декабрь/
Новогодняя сказка «Как снегири спасли Новый год»
Цель мероприятия: приобщение детей к традициям и обычаям современного российского общества посредством интерактивных методов, игр и сказок, при этом создать праздничную атмосферу, доставить радость детям.
Задачи:
- Раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности.
- Совершенствовать умение играть роли, уверенно держать себя на сцене.
 - Расширение знаний детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года в разных странах, о символах Нового года.
- Формировать представление у детей о празднике Новый год, о новогодних обычаях и традициях в разных странах мира;
- Создать условия для сознательного изучения детьми истории Нового года;
- Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей;
-Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника, развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
Предварительная работа:
- Репетиция с детьми исполнения песен, и танцев.
- Чтение и пересказ книг «Зимние сказки»
- Оформление выставки книг Новогодней тематики;
- Просмотр презентации «В гости к Деду Морозу»
- Слушание классической музыки на зимние темы.
-Организация в группе прослушивания известных зимних и новогодних песен, танцев с блестящими гирляндами.
- Подготовка и изготовления костюмов для выступления.
- Подборка музыки и фонограмм.
- Совместная творческая деятельность с родителями по подготовке декораций и костюм к мероприятию.
  - Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного мероприятия;
- Помощь в украшении групповой комнаты;
- Подготовить консультативный материал для проведения бесед с детьми;
- Мотивировать к ресурсному обеспечению
– Подготовка костюмов снегирей, пингвинов и льдинок; Помочь в оформлении выставки книг в группе.
- Побуждать к совместной деятельности с детьми по теме праздника
-Памятка «Как составить мемо-таблицу».
Январь/
поэтический семейный вечер «Стихи Агнии Барто про девочек»
Цель: приобщение детей к художественной литературе в процессе ознакомления с произведениями А.Л. Барто.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и обобщить представления детей о жизни и творчестве Агнии Барто;
- Познакомить с понятием поэтесса.
Развивающие:
- Речевое развитие, памяти и формирование интереса к художественному слову;
- Формирование читательской культуры;
- Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
- Развивать коммуникативные навыки воспитанников;
- Развивать выразительное чтение учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.
- Воспитывать у детей интерес к героям книг;
- Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;
- Создание у детей мотивации для заучивания стихов.
- Приобщить родителей к семейному чтению произведений Агнии Барто.
Подготовительная работа:
Беседы о книге «Какие книги были раньше» «Составные части книги»
Беседа «Мы все такие разные»
Беседа «Тайна моего имени»
Викторина «Герои стихов Ангии Барто»
Знакомство с танцевальной игрой «Если нравится тебе, то делай так…»
Организовать выставку книг А.Л. Барто, портрет автора.
Прочитать и выучить стихотворения А.Л. Барто из цикла «Мы с Тамарой».
Подготовить подарки для выступающих.
Подобрать игры с родителями для праздника.
Разучивание песни на слова А.Л. Барто «Любитель рыболов»
Игра «Мудрые орешки» с цитатами автора

Подготовка презентации Поэтесса А.Л. Барто

  - Чтение ребенку стихотворений А.Л. Барто из цикла «Мы с Тамарой»
-Внести в список выбранное ребенком стихотворение для поэтического вечера «Стихи Агнии Барто про девочек»
- Выбрать и выучить вместе с ребенком понравившееся стихотворение по теме.
- Оформить открытку «Тайна моего имени»
-Совместно с ребенком оформить для ребенка Солнышко. Акция «Мой портрет в лучах солнца»
- Предложить стать участником жюри (3 желающих)
- Ознакомиться с критериями оценки выступающего ребенка.
- Помочь в оформлении выставки книг в группе
- Пригласить родителей стать активными участниками конкурсов и развлечений для зрителей поэтического вечера:
Викторина: «Герои стихов Ангии Барто»
«Мудрые орешки» с цитатами автора
Исполнение мамами песни на слова А.Л. Барто «Любитель рыболов»
Танец-игра «Если нравится тебе…» вместе с детьми
- Побудить родителей поддержать выступающих детей и порадовать их своим участием в указанных конкурсах.
Февраль/
поэтический семейный вечер «Стихи С.В. Михалкова для детей»
Цель: приобщение детей к художественной литературе в процессе ознакомления с произведениями С.В. Михалкова.
Задачи:
Образовательные:

- Расширять представления детей о творчестве С.В. Михалкова;

- Познакомить с литературными жанрами творчества С.В. Михалкова.

Развивающие:

- Речевое развитие, памяти и формирование интереса к художественному слову;

- Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;

- Развивать выразительное чтение учащихся;

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.

- Воспитывать у детей интерес к героям книг;

- Приобщить родителей к семейному чтению произведений С.В. Михалкова;.

- Создание у детей мотивации для заучивания стихов. Подготовительная работа:

Прочитать и выучить стихотворения С.В. Михалкова для детей.

Подготовить подарки для выступающих.

Подобрать игры с родителями для праздника.

Организация выставки книг с произведениями С.В. Михалкова в группе.

Портрет автора

Игра «Мудрые орешки» с цитатами автора
Слушание Гимна Российской Федерации

Слушание музыкальных произведений на слова С.В. Михалкова «Песня друзей», «На прививку».

Разучивание танцец – сюрприз «Разноцветные стекляшки»

Подготовка презентации Сергей Владимирович Михалков.

  - Чтение ребенку стихотворений Стихи С.В. Михалкова для детей
-Внести в список выбранное ребенком стихотворение для поэтического вечера «Стихи С.В. Михалкова для детей»
- Выбрать и выучить вместе с ребенком понравившееся стихотворение по теме.
- Предложить стать участником жюри (3 желающих)
- Ознакомиться с критериями оценки выступающего ребенка.
-Прослушать «Гимн Российской федерации»
-Помочь в оформлении выставки книг в группе
- Пригласить родителей стать активными участниками конкурсов и развлечений для зрителей поэтического вечера:
Викторина: «Угадай, о ком эти строчки»
«Мудрые орешки» с цитатами автора
  • Исполнение мамами песни на слова С.В. Михалкова «Песня друзей», «На прививку».
Танец-сюрприз «Разноцветная игра» вместе с детьми
- Побудить родителей поддержать выступающих детей и порадовать их своим участием в указанных конкурсах.
Март/
Праздничное представление для мам «В поисках подснежников»
Цель мероприятия: создать условия для развития творческих способностей у дошкольников через активную деятельность при подготовке к празднованию Международного дня 8 Марта; укрепление детско-родительских отношений.
Задачи:
- Воспитание уважения и любви к маме, бабушке, девочке.
- Побуждать детей с помощью нежных слов, стихов, песен выражать свою любовь.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Побуждать детей эмоционально исполнять знакомый репертуар, передавая при исполнении основное настроение музыки.
- Закрепление вокально-хореографических навыков.
Предварительная работа:
- Разучивание стихов, песен, танцев к празднику;
- Изготовление подарков для мам в виде букета подснежников.
- Подбор фото для презентаций.
- Подготовка костюмов и атрибутов;
- Беседы о маме, бабушке, прослушивание песен
  - Создать теплый эмоциональный климат между матерями и детьми;
-Укреплять доброжелательные взаимоотношения с семьями детей;
-Вовлечение родителей в проведение мероприятий
-Заинтересовать родителей совместно – творческой деятельностью с детьми, -Активизировать жизненную позицию у детей и родителей,
- Побуждать родителей делиться своими идеями с другими семьями.
- Выкладывание в сообществе ВК «Группа 9 «Росинки д/с Светлячок, г. Кировск»
https://vk.com/club172437609 статьи «Круг чтения старших дошкольников»
Апрель/
поэтический семейный вечер «Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли»
Цель: совершенствование художественно – речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворения русских поэтов о весне
Задачи:
Образовательная:
- Расширять представления детей о признаках весны, изменениях в живой и неживой природе весной.
- Познакомить с названиями весенних месяцев из народного календаря.
- Отгадывание загадок о признаках весны
- Изучить произведения русских поэтов на весеннюю тему..
Развивающая:
- Развивать артистические способности детей, чувства ритма и рифмы, умение чувствовать красоту и выразительность художественных произведений.
Воспитательная:
- Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;
- Воспитание чувства любви к природе и своей Родине
- Создание у детей мотивации для заучивания стихов.
- Приобщать родителей к участию в мероприятиях группы.
Подготовительная работа:
Беседы «Как ухаживать за книгой», «Правила пользования книгой»
Организация конкурса «Закладка своими руками»

Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов на весеннюю тему.

Подготовить подарки для выступающих.

Подобрать игры с родителями для праздника.

Слушание музыкальных произведений на весеннюю тему и беседа о настроении музыки

Использование презентации «Весенние месяцы»

  - Чтение ребенку стихотворений русских поэтов на весеннюю тему.
-Внести в список стихотворений, выбранное ребенком для поэтического вечера «Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли»
- Выбрать и выучить вместе с ребенком понравившееся стихотворение по теме.
- Предложить стать участником жюри (3 желающих)
- Ознакомиться с критериями оценки выступающего ребенка.
- Помочь в оформлении выставки книг в группе
- Пригласить родителей стать активными участниками и зрителями поэтического вечера:
-Составить мемо-таблицу стихотворения
- Участие в конкурсе «Закладка своими руками»
Май/
флешмоб «Помним, гордимся»
Цели мероприятия: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, развитие гражданской и социальной активности родителей, сохранение культурно - нравственных и исторических ценностей.
Задачи:
- Расширение знаний о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
- Закрепление представления о празднике Дне победы;
-Формирование патриотических чувств у детей.
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;
- Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
- Развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой.
- Чтение и разучивание стихотворения, посвященного Великой Отечественной войне и Победе
- Слушание и разучивание песни «Катюша», «День Победы», «Журавли».
- Слушание записи речи В.Левитана в День Победы.
- Изготовление бумажных журавликов в технике оригами;
- Раскрытие георгиевской ленты.
- Изготовление голубей Мира на палочке для украшения клумбы, с целью сопричастности территории садика к Памяти Победы.
  - Приобщение семей к патриотическому воспитанию.
- Изготовление открытки для ветерана.
- Побудить желание семей посетить места боевой славы, мемориалы, праздничный салют в Кировске.
-Принять участие в демонстрации «Бессмертный полк»
-Просмотр праздничного парада в Москве и других городах-героях нашей
страны, а так же фильмов на военную тематику.
Разучивание стихотворения или песни, посвященного Великой Отечественной войне и Победе- Акция «Поздравь ветерана» (вручение открытки
ветерану, которого встретишь в праздничный день или в мемориальном месте)
- Выкладывание в сообществе ВК «Группа 9 «Росинки д/с Светлячок, г. Кировск» https://vk.com/club172437609 статьи «Писатели – юбиляры 2019-2020»,

Выводы

Самостоятельная деятельность детей

Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности. Поэтому необходимо создать условия для:

индивидуальных проявлений детей в практической (трудовой, познавательной), изобразительной деятельности, чтобы дети имели возможность отразить в рисунках, поделках, труде свое отношение к изучаемому поэтическому образу, явлению природы или событию;

самостоятельного поиска интересующей информации.

Для решения этих задач необходимо:

  1. Организовать выставки книг по тематике поэтических вечеров:

Авторские: А.Л. Барто, С.В. Михалков.

Тематические: времена года; Новый год; Мама; День Победы.

2. Оборудовать книжный уголок таким образом, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную практическую деятельность, по рассматриванию иллюстраций, а так же материалы для ухода за книгами, учитывая при этом то, что весь материал должен быть безопасным и простым в использовании (книги, закладки, обложки, подставки, клей – карандаш, полоски бумаги, ножницы, настольные игры, портрет автора)

3. Доступность материалов для изобразительной деятельности, ручного труда (природный и бросовый материал).

Критерии оценивания проекта:

  1. Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по

реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).

2. Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника.

3. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в

начальной школе.

Заключение

Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во взаимодействии с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним. Важно отметить и то, что в наши дни, когда система нашего образования,

главная цель которого - формирование образованной, культурной личности, переориентируется на развитие его мышления, развитие памяти ребенка, роль поэзии неизмеримо возрастает.

Поэзия приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления,

а также развития. Отражая тонкие и сложные движения души, поэзия открывает детям дошкольного возраста нелегкие пути к добру, красоте и правде. «Детская поэзия – это лестница, по которой маленький читатель должен прийти к большой литературе», - Владимир Орлов.

Поэтические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки нашего сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать. Отсюда одна из первоочередных забот педагогов дошкольного образования – воспитание у детей полноценного эмоционального восприятия художественной литературы.

Семья занимает важное место в речевом развитии ребенка. Именно в

семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку,

постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых

впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ речевой культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –

воспитать целостного человека.

Данный проект является важным звеном речевого развития детей,

через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты поэтического

слова, а через него – красоты окружающего мира, необходимости проявлять

эмоции, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить близких, себя, окружающую природу.

Используемая литература:

Нормативно-правовые акты:

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 278-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 — 352с.;

Основная литература:

  1. Алексеева М.М. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Изд. центр Академия. 2000, - 400 с.;
  2. Бизикова О.А. Б 59 Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 93 с;
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение. 1991, - 130 с.;
  4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение. 1977, - 96 с.;
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Зима, зимние забавы. СПб.: Паритет. 2005, - 32 с.;
  6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Осень. СПб.: 2004. – 27 с. ;
  7. Бочкарева О.И. Развитие речи. Средняя группа. Занимательные материалы. Волгоград.: Корифей. 2008. – 88 с.;
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во Лабиринт. 1999, – 352 с.;
  9. Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников. – Мозырь, 2005;
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия. 2000. – 416 с.;
  11. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия. 1973. – 154 с.;
  12. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет Ярославль. Академия Холдинг. 2002. – 160 с.;
  13. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение. 1976. – 278 с.;
  14. Лашкова Л.Л., Зырянова С.М., Филиппова А.Р. Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. — Москва: Издательский дом "Академия естествознания" 2015 (Пенза);
  15. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. Алексеева М.М. Яшина Б.И. М.: Академия. 2000;
  16. Мигунова Е.В. Теория и методика развития речи детей: учеб. -метод. пособие; Новгородский гос. унив. – Великий Новгород, 2007;
  17. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду:.— М.: Просвещение, 1966;
  18. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение. 1982. – 96 с;
  19. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1979. – 223 с.;
  20. Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Методические рекомендации. М.: Ментана-Граф. 2008. – 192 с.;
  21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение. 1981. – 64 с.;
  22. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн.: Народная Асвета. 1976. – 138 с.;
  23. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М: Академия. 2001. – 336с.;
  24. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвщение. 1976. – 96 с.;
  25. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос. 2004. – 288 с.;
  26. Ушакова О.С., Струнина Е.М. и др. Придумай слово. М.: Просвещение. Учеб. Лит. 1996. – 192 с.;
  27. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. СПб.: Детство-пресс. 2007. – 128 с.;
  28. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение. 1983. – 64 с.;
  29. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре. М.: Просвещение. 1984. – 80 с.;
  30. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия. 2007. – 384 с.;
  31. Эльконин Д.Б Психология игры. М. Владос. 1999. – 360 с.;

Периодическая литература:

  1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. – 1999. - №4. – с. 74-81.;
  2. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.;

Интернет-источники:

  1. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста:методические рекомендации/ авт.-сост.: Леонтьева М.С. – Саранск 2014. – 58 с. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/02/09/didakticheskie-igry-i-leksicheskie-uprazhneniya-kak-sredstvo
  2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре /Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1988. http://kidworlds.ru/index.php/biblioteka2/vospitanie-i-razvitie-doshkolnika/17-d-v-mendzheritskaya-vospitatelyu-o-detskoj-igre-1982?path=vospitanie-i-razvitie-doshkolnika
  3. Ухина Л.А. Диагностика развития речи детей дошкольного возраста Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие /Л.А.Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с www.методкабинет.рф
  4. Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Москва Каисса 200 http://publekc.ru/o-a-bezrukova-o-n-kalenkova-metodika-opredeleniya-urovnya-rech/index.html O_A_Bezrukova_O_N_Kalenkova_Metodika_opredelenia_urovnya_rechevogo_razvitia_detey_doshkolnogo_vozrasta

 

Приложения к проекту можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...

Проект «Цветная неделя»

Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...

Читайте также

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени»

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Нет ничего краше Родины нашей!

Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...