Проект по развитию речи в старшей группе
«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности;
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью мнемотаблиц.
Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
Развивающие задачи: развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: групповой
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2019 года)
Вид проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный
Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; метод «крокирования» (составление схем, чертежей, набросков, зарисовок), развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;
2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, мастер-класс для родителей, консультации для родителей по теме проекта; выступление на педагогическом совете в ДОУ, мастер-класс для педагогов ДОУ.
3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта).
Перспективный план работы педагога по проекту на 2018-2019 учебный год
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической литературой. Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы: сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники. |
Сентябрь-октябрь 2018 г. Сентябрь-октябрь 2018 г. |
Список использованной литературы Перспективный план работы с детьми по данной теме |
Подготовить консультации для родителей по данной теме | Сентябрь-ноябрь 2018 г. | Консультации |
Создание картотеки мнемотаблиц | Сентябрь-октябрь 2018 г. | Наличие картотеки с мнемотаблицами |
Подготовка и проведение родительского собрания №2 на тему «Что такое мнемотехника», а также мастер-класса для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста». |
Декабрь 2018 г. | Конспект семинара-практикума |
Подготовить презентацию по теме проекта | Май 2019 г. | Презентация по теме проекта |
Перспективный план работы с детьми по проекту на 2018-2019 уч.г. | |||
Сроки выполнения | Формы работы с детьми | ||
Сентябрь | Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу; Заучивание стихотворения «Много игрушек в нашем саду» с использованием мнемотаблицы; Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» с опорой на мнемотаблицу |
||
Октябрь | Заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке» с использованием мнемотаблицы | ||
Ноябрь | Заучивание стихотворения Б. Полякова «Синички» с использованием мнемотаблицы; Составление рассказа на тему «Домашнее животное» с использованием мнемотаблицы; Составление описательного рассказа о предметах посуды |
||
Декабрь | Заучивание стихотворения «Дед Мороз» с использованием мнемотаблицы | ||
Январь | Составление описательного рассказа на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу; Рассказывание по теме тему «Моя любимая игрушка» с опорой на мнемотаблицу; Заучивание стихотворения «Сосулька» с использованием мнемотаблицы |
||
Февраль | Заучивание стихотворения И. Гуриной «Весёлый снеговик» с использованием мнемотаблицы | ||
Март | Составление описательного рассказа на тему «Весна» с опорой на мнемотаблицу; Заучивание стихотворения «Сорвала я в поле цветик голубой…» с использованием мнемотаблицы |
||
Апрель | Заучивание стихотворения «Космонавт» с использованием мнемотаблицы | ||
Май | Заучивание стихотворения «День Победы – светлый праздник» с использованием мнемотаблицы |
Перспективный план работы с родителями по проекту на 2018-2019 уч.г.
Формы работы | Сроки выполнения |
Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» | Октябрь 2018 |
Консультация «Что такое мнемотехника?» | Ноябрь 2018 |
Консультация «Учим ребёнка пересказывать» | Декабрь 2018 |
Консультация «Как учить стихи с ребёнком» Родительское собрание №2 «Что такое мнемотехника?» Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». |
Декабрь 2018 |
Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» |
Январь 2019 |
Оформление выставки детско-родительских работ, презентация проекта | Май 2019 |
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при заучивании стихов.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. В своей работе мы совместно с детьми создаём мнемотаблицы для заучивания стихотворений и составления описательных рассказов. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель совместно с детьми в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или стихотворению.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы ребёнок не отвлекался на яркость символических изображений. Совместно с детьми мы составляли мнемотаблицы по блокам «Осень» и «Зима».
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Для этого нами был разработан перспективный план, согласно которому мы с ребятами ежемесячно разучивали новое стихотворение (тематика стихотворений совпадала с комплексно-тематическим планированием). Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.
В ходе своей работы мы тесно взаимодействовали с родителями, нами был проведён мастер-класс на тему «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста», во время которого мы познакомили родителей с понятием «мнемотехника» и рассказали, для чего и как мы её используем в совместной работе с детьми; рассказали об основных этапах работы по запоминанию стихотворений и составлению описательных рассказов. Предложили родителям поупражняться в самостоятельном составлении мнемотаблиц к стихотворениям и дали рекомендации по заучиванию текстов, используя данный метод. Также нами были разработаны и составлены консультации для родителей по данной теме, все консультации выставлялись в приёмной.
В январе нами был проведён мастер-класс на педагогическом совете на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», во время которого мы познакомили своих коллег с данным приёмом, предложили им поупражняться в составлении мнемотаблиц для заучивания стихотворений. Предложили использовать данный опыт в своей дальнейшей педагогической работе.
В перспективе мы планируем продолжать работу по данной теме: совместно с детьми и родителями составлять мнемотаблицы к стихотворениям и рассказам, чтобы использовать их на занятиях и мастер-классах, а также подготовить презентацию с фотографиями для обмена опытом с коллегами по работе.
Ожидаемые результаты:
- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;
- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;
- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;
- обогащение словарного запаса;
- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;
- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область…
Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Тема: «Бусы» Программное содержание: закреплять умение детей лепить предмет, состоящий...
Эффективное применение развивающих блоков Дьенеша в игровом практикуме с детьми…
Эффективное применение развивающих блоков Дьенеша в игровом практикуме с детьми дошкольного возраста В настоящее время в дошкольных образовательных организациях педагоги используют...
Спортивное развлечение «Зимние забавы»
Спортивное развлечение «Зимние забавы» Цель: Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой развивать и совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Задачи: Прививать любовь...