Проект по развитию речи в старшей группе
«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

- высказывания короткие;

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- отличаются непоследовательностью;

- содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью мнемотаблиц.

Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Развивающие задачи: развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.

Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: групповой

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2019 года)

Вид проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный

Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; метод «крокирования» (составление схем, чертежей, набросков, зарисовок), развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;

2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, мастер-класс для родителей, консультации для родителей по теме проекта; выступление на педагогическом совете в ДОУ, мастер-класс для педагогов ДОУ.

3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта).

Перспективный план работы педагога по проекту на 2018-2019 учебный год

Методическая работа
Формы работы Сроки Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы:

сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники.
Распланировать работу с детьми на новый учебный год

Сентябрь-октябрь 2018 г.
Сентябрь-октябрь 2018 г.
Список использованной литературы
Перспективный план работы с детьми по данной теме
Подготовить консультации для родителей по данной теме Сентябрь-ноябрь 2018 г. Консультации
Создание картотеки мнемотаблиц Сентябрь-октябрь 2018 г. Наличие картотеки с мнемотаблицами

Подготовка и проведение родительского собрания №2 на тему «Что такое мнемотехника»,

а также мастер-класса для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста».

Декабрь 2018 г. Конспект семинара-практикума
Подготовить презентацию по теме проекта Май 2019 г. Презентация по теме проекта
Перспективный план работы с детьми по проекту на 2018-2019 уч.г.
Сроки выполнения Формы работы с детьми
Сентябрь Составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на мнемотаблицу;
Заучивание стихотворения «Много игрушек в нашем саду» с использованием мнемотаблицы;
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» с опорой на мнемотаблицу
Октябрь Заучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке» с использованием мнемотаблицы
Ноябрь Заучивание стихотворения Б. Полякова «Синички» с использованием мнемотаблицы;
Составление рассказа на тему «Домашнее животное» с использованием мнемотаблицы;
Составление описательного рассказа о предметах посуды
Декабрь Заучивание стихотворения «Дед Мороз» с использованием мнемотаблицы
Январь Составление описательного рассказа на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу;
Рассказывание по теме тему «Моя любимая игрушка» с опорой на мнемотаблицу;
Заучивание стихотворения «Сосулька» с использованием мнемотаблицы
Февраль Заучивание стихотворения И. Гуриной «Весёлый снеговик» с использованием мнемотаблицы  
Март Составление описательного рассказа на тему «Весна» с опорой на мнемотаблицу;
Заучивание стихотворения «Сорвала я в поле цветик голубой…» с использованием мнемотаблицы
Апрель Заучивание стихотворения «Космонавт» с использованием мнемотаблицы
Май Заучивание стихотворения «День Победы – светлый праздник» с использованием мнемотаблицы

Перспективный план работы с родителями по проекту на 2018-2019 уч.г.

Формы работы Сроки выполнения
Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» Октябрь 2018
Консультация «Что такое мнемотехника?» Ноябрь 2018
Консультация «Учим ребёнка пересказывать» Декабрь 2018
Консультация «Как учить стихи с ребёнком»
Родительское собрание №2 «Что такое мнемотехника?»
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».
Декабрь 2018
Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Январь 2019
Оформление выставки детско-родительских работ, презентация проекта Май 2019

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: 
• обогащения словарного запаса, 
• при обучении составлению рассказов, 
• при пересказах художественной литературы, 
• при заучивании стихов. 
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. В своей работе мы совместно с детьми создаём мнемотаблицы для заучивания стихотворений и составления описательных рассказов. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель совместно с детьми в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или стихотворению. 
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы ребёнок не отвлекался на яркость символических изображений. Совместно с детьми мы составляли мнемотаблицы по блокам «Осень» и «Зима».
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: 
- строение рассказа, 
- последовательность рассказа, 
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа. 
Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Для этого нами был разработан перспективный план, согласно которому мы с ребятами ежемесячно разучивали новое стихотворение (тематика стихотворений совпадала с комплексно-тематическим планированием). Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова. 
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления. 
Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

В ходе своей работы мы тесно взаимодействовали с родителями, нами был проведён мастер-класс на тему «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста», во время которого мы познакомили родителей с понятием «мнемотехника» и рассказали, для чего и как мы её используем в совместной работе с детьми; рассказали об основных этапах работы по запоминанию стихотворений и составлению описательных рассказов. Предложили родителям поупражняться в самостоятельном составлении мнемотаблиц к стихотворениям и дали рекомендации по заучиванию текстов, используя данный метод. Также нами были разработаны и составлены консультации для родителей по данной теме, все консультации выставлялись в приёмной.

В январе нами был проведён мастер-класс на педагогическом совете на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», во время которого мы познакомили своих коллег с данным приёмом, предложили им поупражняться в составлении мнемотаблиц для заучивания стихотворений. Предложили использовать данный опыт в своей дальнейшей педагогической работе.

В перспективе мы планируем продолжать работу по данной теме: совместно с детьми и родителями составлять мнемотаблицы к стихотворениям и рассказам, чтобы использовать их на занятиях и мастер-классах, а также подготовить презентацию с фотографиями для обмена опытом с коллегами по работе.

Ожидаемые результаты:

- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;

- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;

- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;

- обогащение словарного запаса;

- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;

- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

 

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.



Комментарии  

#2 Юлия 04.10.2022 17:09
здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?
Цитировать
#1 Елена 27.04.2020 07:22
Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе мнемотаблицы и дети лучше запоминают тексты. Это видно даже по детям, которые трудно запоминают текст.Очень интересная ваша работа, некоторый материал возьму для своей работы.
Цитировать


Новые публикации

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной»

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной» Цель: Ознакомление воспитателей с вариативными техниками рисования мыльными пузырями и крупой. Повысить желание поделиться...

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы Цели и задачи. Познакомить с новым способом проведения детского досуга. Закреплять представления детей о природе и...

Читайте также

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

УЧИТЕЛЬНИЦА

  Прозвенел в школе звонок, Бегут дети на урок. Их учительница ждёт, И журнал в руки берёт. "Кто же будет отвечать? Кто у нас получит "пять"?" Все притихли. Только Света Руку тянет для ответа. Света дома занималась, Всё учила, так...