Проект «Опасна ли пыль для здоровья человека?»

     

    I. Введение

    Проблема проекта:

    Каждый из нас, наверное, хоть раз слышал от родителей и воспитателей фразу: «Не бегай, не поднимай пыль!» Так почему же этого нельзя делать?

    Нам стало любопытно, из чего состоит пыль, вредна она или нет, почему появляется, можно ли от нее избавиться насовсем.

    Гипотеза: Если мы будем знать, какое влияние пыль оказывает на организм человека и будем знать способы борьбы с нею и применять их на практике, то сможем сохранить свое здоровье.

    Цель проекта: исследование комнатной пыли и ее влияния на организм человека.

    Задачи проекта:

    1. Узнать, что такое пыль, ее виды и состав.

    2. Вредна ли пыль для здоровья.

    3. Изучить существующие способы борьбы с пылью.

    4. Выявить места скопления пыли в помещении.

    5. Разработать рекомендации по борьбе с пылевыми клещами (в виде памятки).

    6. Создать презентацию для детей и родителей «Опасна ли пыль для здоровья человека?»

    Материальный «продукт» проекта – презентация для детей и взрослых «Опасна ли пыль для здоровья человека?»;

    изготовление памяток для родителей «Правила борьбы с пылевыми клещами».

    II. Теоретическая часть

    1. Что такое пыль и ее виды.

    В словаре С.И.Ожегова указано, что пыль - это мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.

    По своему характеру различают пыль атмосферную и промышленную.
    Атмосферными (природными) источниками пыли учёные всего мира называют следующие явления:

    1. Соль морей и океанов. Например, в пыли каждого помещения можно обнаружить соль Мёртвого моря. Каким образом? Сначала при ударе воды Мёртвого моря о скалы на горных породах остаются мельчайшие брызги, они высыхают, превращаясь в соль. Затем эту соль подхватывает ветер и разносит по всему миру, где она и оседает в виде пыли.
    2. Космическая – образующаяся в процессе разрушения падающих метеоритов. Благодаря внеземной пыли наша планета с каждым годом прибавляет в весе порядка десяти тонн. Попадает на Землю космическая пыль чаще всего вместе с метеоритными дождями.
    3. Вулканическая – выбрасываемая в атмосферу силой вулканического взрыва. При извержении вулкана в атмосферу выбрасывается огромное количество мельчайших частиц горных пород. Они так же, как и кристаллы солей, переносятся ветром в самые отдалённые уголки нашей планеты. К сожалению, пыль производят не только действующие, но и «дремлющие» вулканы.
    4. Дымовая – образующаяся на большом пространстве при лесных и торфяных пожарах.
    5. Лёссовая (лёсс-рыхлая пылевидная почва светло-жёлтого цвета) – приносимая из пустынь сухими и горячими ветрами. Каждый год около сотни миллионов тонн микроскопических песчинок из Сахары посредством дождевых облаков и ветра разносятся по всему миру.
    6. Почвенная – с микроскопическими частицами почвы происходит примерно то же самое, что и с морской солью и с вулканической пылью. Ветер подхватывает пересохшие песчинки и разносит их по улицам и домам.

    Также различают:

    Радиоактивную пыль – возникающую при ядерных взрывах; эта пыль выбрасывается на высоту, подхватывается воздушными течениями и разносится на многие тысячи километров от места взрыва, оседает с атмосферными осадками и становится источником радиоактивного заражения.

    А наземная городская пыль - представляет собой смесь поднятых в воздух частиц почвы, дорожных покрытий, дыма, сажи, растительных и животных организмов (спор, бактерий, плесеней и других).

    2. Источники пыли и ее состав.

    Замечали, что даже в чистой и плотно запертой, да еще и с закрытыми окнами квартире, за две недели оседает заметный слой пыли? Ученые подсчитали, что оседает примерно 12 тысяч пылевых частиц на 1 квадратный см. пола или мебели. В стандартной трехкомнатной квартире ежегодно образуется до 40 кг пыли. Задумайтесь, чем мы дышим!

    Насколько это опасно? Из чего состоит пыль?

    Комнатная пыль состоит:

    • из микроорганизмов,
    • клещей,
    • частей пуха животных и птиц,
    • отмерших клеток кожи человека,
    • минеральных частей.

    В результате исследований домашней пыли установлено, что значительная часть состоит из частичек кожных покровов человека и животных, ворса различных тканей.

    К настоящему времени в домашней пыли было найдено 150 видов различных клещей.

    3. Влияние пыли на организм человека.

    Как пыль влияет на наше здоровье? 

    В домашней пыли живут клещи-сапрофиты. Мелкие фрагменты клещей и продукты их жизнедеятельности обладают способностью вызывать у человека аллергию. Эти аллергены попадают к нам в дыхательные пути при вдыхании и вызывают аллергию. Длительное влияние пыли оказывает разрушающее действие на лёгкие.

    Домашние пылевые клещи живут около четырех месяцев и за это время производят экскрементов в 200 раз больше своего веса и откладывают до 300 яиц. Именно поэтому концентрация аллергенов в помещении быстро увеличивается за короткое время. Клещи домашней пыли очень мелкие и не видны невооруженным глазом. В 1 грамме пыли содержится до 2 – 4 тысяч клещей.

    Основные места обитания клещей

    Постель является основным местом обитания и питания клещей: тепло, влажно и много частичек омертвевшей кожи с человека.

    А так же – ковры с натуральным ворсом, мебель.

    Домашняя пыль провоцирует не только быструю утомляемость, бессонницу, снижение иммунитета, но и аллергию, астму, конъюктивит, дерматит, отёк лёгких и другие заболевания.

    4. Существующие способы борьбы с пылью

    ● ежедневно проветривать комнаты; делать влажную уборку помещений;

    ● убирать днём теневое затемнение, так как солнечные лучи уничтожают клещей;

    ● все тёплые вещи летом прожаривать на солнце, а зимой выдерживать на морозе;

    ● не впускать в спальню домашних животных, так как в их шерсти содержится много клещей;

    ● мебельного клеща уничтожать сухой химчисткой;

    ● заменить пуховые и перьевые подушки на синтетические или шёлковые;

    ● каждую неделю менять постельное бельё, которое необходимо стирать при температуре выше 60 градусов. Строго соблюдать личную гигиену.

    ● регулярно чистить ковры и ковровые покрытия с добавлением химических средств;

    ● пылесос с водяным фильтром прекрасно очищает жильё от пыли и пылевых клещей;

    ● регулярно проветривать шкафы и кладовые;

    Регулярно протирать всю мебель, книжные шкафы, пылесосить книги.

    ● использовать ионизатор, который фильтрует воздух в комнате.

    ВАЖНО: При уборке надо удалять пыль из всех углов комнаты: из-под кроватей, диванов, шкафов и прочего, так как в темноте пыль быстрее разлагается, чем на свету, причем образуются газообразные вещества, загрязняющие воздух в комнате. Кроме того, в темноте в пыли микробы дольше сохраняют свою жизнеспособность.

    Вывод: домашняя пыль очень вредна для здоровья человека. Соблюдая правила личной гигиены и гигиены жилого помещения, мы сохраняем своё здоровье. Главные враги пылевых клещей – свежий воздух, вода и солнце.

    III. Практическая часть

    1. Изучение состава пыли в квартире

    Изучение запыленности в разных местах в квартире и на разной высоте.

    Для работы мы использовала скотч (липкую ленту). Нами собраны образцы пыли из следующих комнат:

    1. прихожая – пол, полочка на высоте 1 метр;
    2. зал – пол, на шкафу, высотой 2 метра;
    3. спальня – под кроватью, на тумбочке, высотой 0,5 метра.

    По степени загрязнённости места расположились так:

    на 1 месте: прихожая - пол, полочка;

    на 2 месте: зал - пол, шкаф;

    на 3 месте: спальня - пол, тумбочка.

    Вывод: пыли больше находится в прихожей, так как с улицы в комнату на одежде и обуви человека попадает много мелких частиц. На образцах, взятых на полу:

    • в прихожей встречаются крупные частички пыли, волосы, волокна с верхней одежды;
    • в зале – мелкие волокна, шерсть кошки, волосы человека;
    • в спальне – мелкие волокна, волосы, пух.

    На образцах, взятых на полках, шкафу, тумбочке не встречаются крупные волокна, волосы либо шерсть, зато много очень мелкой пыли. Причем на видимых местах ее меньше, а на высоком шкафу больше.

    Вывод: чем выше мебель, тем пыль более мелкая (легкая). На видимых местах скопление пыли видимое, поэтому чаще ведется уборка (протирание пыли).

    Пыли больше в тех комнатах, где чаще появляются люди, и находится большее их количество.

    В детском саду мы рассказали ребятам всё, что удалось узнать о пыли. Мы показали детям, созданную вместе с родителями и воспитателем презентацию «Опасна ли пыль для здоровья человека?», благодаря которой теперь не только мы, но и наши друзья знают, как опасна может быть такая маленькая, порой незаметная пыль. А ещё мы сделали памятки для всех родителей группы «Правила борьбы с пылевыми клещами».

    IV. Заключение. Вывод

    Нам понравилось работать над данной темой:

    • искать информацию с родителями в интернете;
    • работать с книгами – энциклопедиями.

    Для себя мы поняли, что если очень захотеть, то на любой вопрос можно найти ответ. Впереди нас ждёт много новых интересных открытий, которыми мы с огромным удовольствием поделимся с вами.

    Будьте здоровы!

    V. Список литературы:

    1. Толковый словарь С.И. Ожегов.
    2. Школьный фразеологический словарь.
    3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ авт.-сост. А.Е.Чижевский - Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
    4. Моя первая энциклопедия: Научно-популярное издание для детей/авт. Л.Я. Гальперштейн – С Москва: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007г.
    5. Большая детская энциклопедия. Перевод с английского на русский язык Т. Покидаева - Москва «Махаон», ООО «Издательская Группа Аттикус», 2008г.
    6. Азбука здоровья в картинках / авт.-сост. К.Люцис- Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г.
    7. Интернет ресурсы: энциклопедия Википедия, документальный видеофильм.


    Новые публикации

    План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

    План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

    Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

    Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

    Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

    Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

    Читайте также

    Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

    Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...

    Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима»

    Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: краткосрочный (1.12-15.12) Участники: дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители. Актуальность: Научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические...

    Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим…

    Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение...

    Читайте также

    Роль развлечений в развитии эмоций

    Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

    Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический…

    Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический теремок» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование приемов работы...

    Театрализованная деятельность в ДОУ

    Театрализованная деятельность в ДОУ Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство...