«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством проектной деятельности»

Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам, у детей прослеживается нехватка нравственно-патриотических качеств. Поэтому тема нравственно-патриотического воспитания детей является одной из основных задач нашего детского сада, над решением которой мы работаем уже несколько лет.

Изучив разнообразные методы работы, мы пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей.

Работу по внедрению проектного метода обучения в практику детского сада мы начали 3 года назад. Нами были реализованы проекты: «Наш любимый город Камышин», «Земля – наш дом», «Родословная моей семьи», «Изучение истории семьи. Семейный альбом», «Генеалогическое древо нашей семьи», «Камышинские горы Уши», «Русская изба». Проектная деятельность - является эффективным средством для реализации задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

В 2016-2017 учебном году в нашем детском саду прошел яркий, многомасштабный проект «Достопримечательности города Камышина».

Определили актуальность проекта: если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.

Поставили перед собой проблему.

Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Такой большой проект разбили на блоки. Педагогам была дана возможность самим определять тематику проектов, их длительность в соответствии с возрастными особенностями детей. Каждая возрастная группа работала над своим проектом:

  • «Памятник Дмитрию Солунскому»;
  • «Набережная. Историко-краеведческий музей г.Камышина»;
  • «Бородинский мост»;
  • «Аллея героев»;
  • Памятник «А.П.Маресьеву»;
  • «Музей военной техники под открытым небом».

Цель проекта:

Сформировать первичные представления детей дошкольного возраста о родном городе.

Определили задачи:

  1. Изучение уровня компетентности и информированности педагогов ДОУ по вопросу «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».
  2. Создание условий для повышения уровня компетентности педагогов по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».
  3. Разработка методических материалов по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».
  4. Создание полноценной предметно-развивающей среды.
  5. Реализация проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Работа по реализации поставленных задач проходила в несколько этапов.

I этап. Диагностический

На 1-м этапе был проведен мониторинг состояния воспитательно-образовательного процесса, а так же выявлены знания педагогов по данному вопросу. Подвели итог мониторинга:

  • Недостаточная компетентность и информированность педагогов в данной области.
  • Нет взаимодействия между специалистами, родителями и социумом по данному вопросу.
  • Недостаточное материально-техническое и методическое оснащение.
  • Не разработанность материалов по организации проектной деятельности.

На основе анализа полученных данных был составлен план действий по устранению возникших противоречий.

II этап. Теоретико-организационный.

Провели теоретико-практический семинар «Проектный метод как форма организации воспитательно-образовательного процесса и развития творческого познавательного мышления», организовали ряд консультаций.

III этап. Практическое исследование проблемы.

  • Разработали перспективный план работы.
  • Приобрели наглядно-демонстрационный материал, оформили картотеки игр.
  • Установили взаимосвязь с родителями и другими социальными учреждениями города.

Познакомили родителей с планом предстоящих мероприятий в детском саду, рассказали о предстоящих конкурсах, выставках. Целью этого является привлечение родителей к данному направлению в воспитании подрастающего поколения и непосредственному участию самих родителей в мероприятиях ДОУ.

Познавательно-ознакомительный период с воспитанниками –– в его рамках провели мероприятия: разучивание стихотворений, песен на военную тематику, познакомили детей с художественными произведениями о Родине, о Москве, о защитниках Отечества, о войне, о Победе, провели беседы - «Защитники», «Мы гордимся своими земляками», в ходе которых дети познакомились с героями Великой Отечественной Войны, защитниками нашей Родины в настоящие дни, с родами войск, их отличительными признаками, с военной атрибутикой, техникой и т. д. Провели ознакомительные экскурсии к памятникам, в музеи, к памятным местам нашего города. Так нами были организованы выездные экскурсии в музей А.П.Маресьева, к памятнику А.П.Маресьева, посетили Аллею героев, музей боевой техники под открытым небом, памятник Дмитрию Солунскому, наш Бородинский мост, который связывает между собой два берега Камышина, на Каштановой Аллее познакомились с нашим земляком, певцом Евгением Мартыновым. Ребята получили большой клад знаний и море впечатлений.

Практический – этап творческий. При реализации этого этапа дети показали свою креативность, эмоциональный подъем, заинтересованность. Мы провели творческие выставки фотоматериалов, рисунков, коллажей по теме проекта. Итогом проектной деятельности стал макет. В создании макетов активное участие принимали родители. Они с энтузиазмом включились в работу и результаты этой работы представлены на выставке.

макет

В результате систематической работы в течение времени реализации проекта дети не только получили знания, но и выражали свои чувства в продуктивной деятельности, в составлении творческих рассказов. Каждый год на этом этапе работы в детском саду проходит конкурс на лучший групповой уголок «Нравственно-патриотического воспитания». Лучшие экспонаты затем представлялись на общих тематических выставках, здесь же проводится часть тематических бесед с детьми.

А сейчас хочу остановиться на результатах нашей работы. Определили уровень успешности дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию за 5 лет, по диагностической методике О. В. Сакавичене (определение уровня знаний старших дошкольников о содержании понятия «патриотизм»).

Результаты показывают, что на начало 2012 года уровень успешности составлял 53-54%, то на период апреля 2017 года он значительно вырос и достигает почти 90%.

Результаты

Результатом нашей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре родного края. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

Данная работа способствовала созданию творческой атмосферы не только в детском коллективе и в каждой семье, но и в общем коллективе родителей и педагогов. Слияние групповых проектов в единый общесадовый проект позволяет обеспечить возрастную преемственность и проследить усложнение содержания от группы к группе.

Работа по реализации проектов органично вписалась в педагогический процесс детского сада. В последствие использование метода проектной деятельности так захватил педагогов, что они стали применяют его и при решении других задач.



Новые публикации

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей…

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Цель: Познакомить детей с разнообразием...

Доклад на тему: «Влияние исследовательской деятельности на поисковую активность детей»

Доклад на тему: «Влияние исследовательской деятельности на поисковую активность детей» Одно из предпосылок учебной деятельности - это воспитание познавательных интересов и...

Консультация для родителей «Осторожно тонкий лед»

Консультация для родителей «Осторожно тонкий лед» Уважаемые родители! Как известно, каждому родителю хочется доставить своему ребенку гору удовольствия и положительных эмоций. Особенно...

Читайте также

Интегрированное занятие (основы элементарных математических представлений, художественная литература) «В гостях…

Интегрированное занятие (основы элементарных математических представлений, художественная литература) «В гостях у сказочницы» (вторая младшая группа) Цель: Познакомить детей со сказкой Г. Цыферова «Кто кого добрее»...

Развлечение «Теремок» Итоговое мероприятие к тематической неделе «Наши игры…

Развлечение «Теремок»Итоговое мероприятие к тематической неделе «Наши игры и игрушки» Образовательные области: физическая культура, художественная литература, безопасность. Задачи: учить детей выполнять действия в...

Праздник для проведения в дошкольном учреждении (бассейн) «Водоворот»

Праздник для проведения в дошкольном учреждении (бассейн) «Водоворот» Задачи: через и игры и эстафеты развивать физические качества детей (быстроту, ловкость, меткость...






Комментарии

  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    Да конечно)))

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    очень актуальный и познавательный конспект.Спасиб о за творческий подход.

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    классный конспект, спасибо за творческий подход

    Подробнее...

В блогах

Тематическая неделя «Мир профессий» подготовительная группа.

Цель тематической недели  формировать у детей представление о важности и нужности любой профессии взрослых, уважения к труду взрослых, представляющих различные профессии. Расширение познавательного интереса к профессиям. Побуждать детей к стремлению учиться и к выбору будущей профессии. Одна из основных задач дошкольного...

Картотека пальчиковых игр для детей 2 - 3 лет

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю:  (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю,  (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём...

Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста

 Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является: снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному; снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство