Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»
(Для детей дошкольного возраста)
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематические занятия физической культурой и спортом.
Одной из важнейших задач дошкольного детства является формирование здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях не благоприятной экологической обстановки, социальной нестабильности, росте внутрисемейной напряжённости проблема здоровья ребёнка наиболее актуальна не только физического, но и психологического. В здоровом теле — здоровый дух. Физическое здоровье обуславливает эмоциональную и интеллектуальную сторону нашей жизни. Для того чтобы ребёнок стал физически, психологически и социально здоровой личностью нужно объединить усилия как педагога и специалистов ДОУ, так и родителей.
Воспитание здорового ребёнка – наиглавнейшая задача дошкольной педагогики. Здоровье населения России находится в опасности. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Семья и детский сад – это те социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Поэтому родители вместе с воспитателями просто обязаны донести до детей понимание важности занятий спортом – ведь это залог здоровья. Мы должны совместными усилиями обеспечить ребенку психологический комфорт, поддержку и любовь, помнить о том, что преодолеть жизненные трудности легче, когда мы вместе. Взаимодействие между семьей и детским садом положительно влияет на результат всей деятельности детей. Ничто так не сближает родителей и детей, как совместные праздники и развлечения. Поэтому настоящий проект поможет сблизить родителей, детей и педагогов, и позволит решить задачу по формированию и повышению интереса к совместным с детьми занятиям физкультурой и спортом.
Вид проекта: долгосрочный.
Продолжительность проекта: февраль-май.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Цель проекта:
- Формирование у детей осознанно-правильного отношения к своему здоровью.
- Создание дружеской атмосферы сотрудничества между ребёнком, воспитателем и родителем.
- Способствовать творческому развитию ребёнка, повышать их активность.
- Повышение уровня знаний и обогащение опыта родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта:
Для детей:
- укреплять и охранять здоровье детей;
- формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
- дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.
Для педагогов:
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- создавать условия для благотворного физического развития детей;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Для родителей:
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни;
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
- заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
- улучшение показателей здоровья;
- наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для педагогов:
- повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов. использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
- создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
- личностный и профессиональный рост.
Для родителей:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- физическая и психологическая подготовленность детей ;
- вовлечение родителей в образовательный процесс, совместная деятельность по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
Схема осуществления проекта:
1 этап – подготовительный (февраль):
- Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта.
- Дидактическое и методическое оснащение проекта.
2 этап - практический (март):
- Мероприятия по реализации проекта с детьми.
- Привлечение специалистов к работе по реализации проекта.
- Мероприятия с родителями.
3 этап – заключительный (апрель, май):
- Анализ полученных результатов.
- Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.
- Рекомендации родителям.
- Рефлексия создателя проекта.
1 этап-подготовительный (с 1.02.2019 – 28.02.2019)
- Изучение литературы по данной теме.
- Определение проблемы, постановка цели и задач, подбор методической литературы.
- Разработка перспективного плана организации мероприятий.
- Анкетирование родителей «Растём здоровыми».
- Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях»
- Подбор физкультурного оборудования, музыкального сопровождения.
2 этап – практический (с 1.03.2019 – 31.03.2019)
Ежедневная работа с детьми:
- Утренняя гимнастика.
- Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика.
- Физкультминутки, воспитание культуры поведения за столом.
- Закаливающие процедуры.
- Подвижные игры в группе, на улице.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Работа с детьми:
- Познавательно – исследовательская деятельность: «Где живут витамины?».
- Игровая деятельность: «Кушай фрукты зайчик!», игра «Волшебный мешочек». Дидактические игры: «Правила чистюли», «Уложим куклу спать», «Назови части тела и лица», «Раздели на группы», «Можно – нельзя». Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека».
- Беседы с детьми на темы:
- «Что такое ЗОЖ»
- «Сон лучшее лекарство»
- «Что такое закаливание»
- «Виды спорта»
- «Режим дня»
- «Чтоб здоровым быть всегда нужно заниматься спортом»
- «Уточнение назначение предметов личной гигиены»
- «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу"
- «Безопасность в группе».
- Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд: «Помоем фрукты».
- Изобразительная деятельность: рисование «Угостим Машу яблочками», «Сухие сапожки». Лепка «Витамины для зайчонка», «Ягоды для мишки».
- Двигательная деятельность: «Каждому по фрукту».
- Рассматривание иллюстраций о видах спорта.
- Чтение и заучивание потешек о спорте.
- Проведение дыхательных упражнений (пускание мыльных пузырей).
- Пополнение спортивного уголка группы.
- Выполнение информационного буклета.
- Рассматривание и наблюдение: наблюдение за играми старших детей на прогулке; развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
- Экскурсия в спортивный зал детского сада: знакомство с инвентарем.
- Экскурсия в медицинский кабинет и познавательный рассказ врача на тему « Почему болит живот?».
- Изготовление чесночных бус.
- Игра-драматизация «Лисенок спортсмен».
- Эстафета «Дружба».
- Чтение художественной литературы: Ирма Финк «Овощи и фрукты», Л. Зильберг «Стихи про витаминки», Н. Анишина «Витамины», В. Степанов «Мой огород», К. Чуковский «Доктор Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мой Додыр», Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о здоровом образе жизни.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями детей о физических умениях и навыках ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
- Стендовая информация: папки-передвижки, консультации, памятки.
- Подбор семейных фотографий со спортивной тематикой для оформления газет «Моя спортивная семья».
- Оформление папки-передвижки для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка».
- Оформление папки-передвижки «Защищаем зрение».
- Создание памятки для родителей «Обувь дошкольника и здоровье».
- Мастер-класс для родителей «Физоборудование своими руками»
3 этап – заключительный (с 1.04.2019 – 31.06.2019)
- Фотоконкурс «Моя спортивная семья».
- Проведение спортивного семейного праздника «Мама, папа, я – спортивная семья».
- Подготовка материалов к презентации проекта
Результат реализации проекта:
- Возрос интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни. В процессе работы над проектом дети, родители и воспитатели стали ближе друг к другу, а полученные знания и умения помогли вызвать интерес к физкультуре и сформировать стремление к здоровому образу жизни, активному отдыху вместе с детьми.
- Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду. С целью пропаганды здорового образа жизни среди детей и родителей прошел семейный спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», который способствовал сплочению детей и взрослых. Семьи воспитанников получили большой опыт двигательной активности, смогли посоревноваться в силе, ловкости, смелости, скорости и выносливости. Мамы, папы и дети активно, с радостью включились в соревновательный процесс - прыгали, бегали, скакали.
- У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
Используемая литература
- «Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений». Шебеко В. Н. – 3-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- «Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста» С.С.Бычкова,М., «АРКТИ», 2002
- «Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие» Сиротюк А.Л. - М.: АРКТИ, 2009.
- «Воспитание здорового ребенка» Маханева М.Д. - М.: АРКТИ, 2000.
- «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет» Пензулаева Л.И. - М.: Владос, 2003.
- «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста: 3-7лет» Пензулаева Л.И. - М.: Владос, 2004.
- «Двигательная активность ребенка в детском саду» Рунова М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Нищева Н.В.. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.
- «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет» Страковская В.Л. . - М.: Новая школа, 1994.
Читайте также |
---|
Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов…
Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов и раскрытия индивидуального творческого потенциала детей дошкольного возраста
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Транспорт»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Транспорт» Задачи занятия: учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками...
Конспект физкультурно-досугового мероприятия для средних, старших и подготовительных к школе…
Конспект физкультурно-досугового мероприятия для средних, старших и подготовительных к школе групп Тема: «Приключения Незнайки на дороге» Образовательная область: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное...
Подробнее...