Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

(Для детей дошкольного возраста)

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематические занятия физической культурой и спортом.

Одной из важнейших задач дошкольного детства является формирование здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях не благоприятной экологической обстановки, социальной нестабильности, росте внутрисемейной напряжённости проблема здоровья ребёнка наиболее актуальна не только физического, но и психологического. В здоровом теле — здоровый дух. Физическое здоровье обуславливает эмоциональную и интеллектуальную сторону нашей жизни. Для того чтобы ребёнок стал физически, психологически и социально здоровой личностью нужно объединить усилия как педагога и специалистов ДОУ, так и родителей.

Воспитание здорового ребёнка – наиглавнейшая задача дошкольной педагогики. Здоровье населения России находится в опасности. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.

Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Семья и детский сад – это те социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Поэтому родители вместе с воспитателями просто обязаны донести до детей понимание важности занятий спортом – ведь это залог здоровья. Мы должны совместными усилиями обеспечить ребенку психологический комфорт, поддержку и любовь, помнить о том, что преодолеть жизненные трудности легче, когда мы вместе. Взаимодействие между семьей и детским садом положительно влияет на результат всей деятельности детей. Ничто так не сближает родителей и детей, как совместные праздники и развлечения. Поэтому настоящий проект поможет сблизить родителей, детей и педагогов, и позволит решить задачу по формированию и повышению интереса к совместным с детьми занятиям физкультурой и спортом.

Вид проекта: долгосрочный.

Продолжительность проекта: февраль-май.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Цель проекта:

  1. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к своему здоровью.
  2. Создание дружеской атмосферы сотрудничества между ребёнком, воспитателем и родителем.
  3. Способствовать творческому развитию ребёнка, повышать их активность.
  4. Повышение уровня знаний и обогащение опыта родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.

Задачи проекта:

Для детей:

  • укреплять и охранять здоровье детей;
  • формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
  • дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.

Для педагогов:

  • повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
  • продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
  • создавать условия для благотворного физического развития детей;
  • способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.

Для родителей: 

  • повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни;
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
  • заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
  • улучшение показателей здоровья;
  • наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для педагогов:

  • повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов. использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
  • создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
  • личностный и профессиональный рост.

Для родителей:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • физическая и психологическая подготовленность детей ;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс, совместная деятельность по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

Схема осуществления проекта:

1 этап – подготовительный (февраль):

  • Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта.
  • Дидактическое и методическое оснащение проекта.

2 этап - практический (март):

  • Мероприятия по реализации проекта с детьми.
  • Привлечение специалистов к работе по реализации проекта.
  • Мероприятия с родителями.

3 этап – заключительный (апрель, май):

  • Анализ полученных результатов.
  • Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.
  • Рекомендации родителям.
  • Рефлексия создателя проекта.

1 этап-подготовительный (с 1.02.2019 – 28.02.2019)

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Определение проблемы, постановка цели и задач, подбор методической литературы.
  3. Разработка перспективного плана организации мероприятий.
  4. Анкетирование родителей «Растём здоровыми».
  5. Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях»
  6. Подбор физкультурного оборудования, музыкального сопровождения.

2 этап – практический (с 1.03.2019 – 31.03.2019)

Ежедневная работа с детьми:

  1. Утренняя гимнастика.
  2. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика.
  3. Физкультминутки, воспитание культуры поведения за столом.
  4. Закаливающие процедуры.
  5. Подвижные игры в группе, на улице.
  6. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Работа с детьми:

  1. Познавательно – исследовательская деятельность: «Где живут витамины?».
  2. Игровая деятельность: «Кушай фрукты зайчик!», игра «Волшебный мешочек». Дидактические игры: «Правила чистюли», «Уложим куклу спать», «Назови части тела и лица», «Раздели на группы», «Можно – нельзя». Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека».
  3. Беседы с детьми на темы:
  • «Что такое ЗОЖ»
  • «Сон лучшее лекарство»
  • «Что такое закаливание»
  • «Виды спорта»
  • «Режим дня»
  • «Чтоб здоровым быть всегда нужно заниматься спортом»
  • «Уточнение назначение предметов личной гигиены»
  • «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу"
  • «Безопасность в группе».
  1. Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
  2. Самообслуживание и элементарный бытовой труд: «Помоем фрукты».
  3. Изобразительная деятельность: рисование «Угостим Машу яблочками», «Сухие сапожки». Лепка «Витамины для зайчонка», «Ягоды для мишки».
  4. Двигательная деятельность: «Каждому по фрукту».
  5. Рассматривание иллюстраций о видах спорта.
  6. Чтение и заучивание потешек о спорте. 
  7. Проведение дыхательных упражнений (пускание мыльных пузырей).
  8. Пополнение спортивного уголка группы.
  9. Выполнение информационного буклета.
  10. Рассматривание и наблюдение: наблюдение за играми старших детей на прогулке; развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
  11. Экскурсия в спортивный зал детского сада: знакомство с инвентарем.
  12. Экскурсия в медицинский кабинет и познавательный рассказ врача на тему « Почему болит живот?».
  13. Изготовление чесночных бус.
  14. Игра-драматизация «Лисенок спортсмен».
  15. Эстафета «Дружба».
  16. Чтение художественной литературы: Ирма Финк «Овощи и фрукты», Л. Зильберг «Стихи про витаминки», Н. Анишина «Витамины», В. Степанов «Мой огород», К. Чуковский «Доктор Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мой Додыр», Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о здоровом образе жизни.

Работа с родителями:

  1. Индивидуальные беседы с родителями детей о физических умениях и навыках ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
  2. Стендовая информация: папки-передвижки, консультации, памятки.
  3. Подбор семейных фотографий со спортивной тематикой для оформления газет «Моя спортивная семья».
  4. Оформление папки-передвижки для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка».
  5. Оформление папки-передвижки «Защищаем зрение».
  6. Создание памятки для родителей «Обувь дошкольника и здоровье».
  7. Мастер-класс для родителей «Физоборудование своими руками»

3 этап – заключительный (с 1.04.2019 – 31.06.2019)

  1. Фотоконкурс «Моя спортивная семья».
  2. Проведение спортивного семейного праздника «Мама, папа, я – спортивная семья».
  3. Подготовка материалов к презентации проекта

Результат реализации проекта:

  1. Возрос интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни. В процессе работы над проектом дети, родители и воспитатели стали ближе друг к другу, а полученные знания и умения помогли вызвать интерес к физкультуре и сформировать стремление к здоровому образу жизни, активному отдыху вместе с детьми.
  2. Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду. С целью пропаганды здорового образа жизни среди детей и родителей прошел семейный спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», который способствовал сплочению детей и взрослых. Семьи воспитанников получили большой опыт двигательной активности, смогли посоревноваться в силе, ловкости, смелости, скорости и выносливости. Мамы, папы и дети активно, с радостью включились в соревновательный процесс - прыгали, бегали, скакали.
  3. У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.


Используемая литература

  1. «Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений». Шебеко В. Н. – 3-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. 
  2. «Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста» С.С.Бычкова,М., «АРКТИ», 2002
  3. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие» Сиротюк А.Л. - М.: АРКТИ, 2009.
  4. «Воспитание здорового ребенка» Маханева М.Д. - М.: АРКТИ, 2000.
  5. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет» Пензулаева Л.И. - М.: Владос, 2003.
  6. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста: 3-7лет» Пензулаева Л.И. - М.: Владос, 2004.
  7. «Двигательная активность ребенка в детском саду» Рунова М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  8. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Нищева Н.В.. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  9. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет» Страковская В.Л. . - М.: Новая школа, 1994.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе»

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе» Цель: Прививать любовь и уважение к маме, как к самому близкому и родному человеку. Задачи: Создание...

Описание результатов педагогической деятельности

Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Читайте также

Сценарий выступления агитбригады по ПДД

Сценарий выступления агитбригады по ПДД Дети с флажками, изображающими дорожные знаки, под музыку песни «Дорожный знак» Е. Зарицкой, заходят в зал...

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет Что такое Интернет? Интернет – эта Всемирная информационная сеть. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При...

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период...