Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Паспорт проекта

Тема «Чистый край»
Вид Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный
Автор-разработчик Воспитатель Зуева А.О.
Участники проекта Воспитатель, дети 6-7 лет, родители (законные представители)
Цель Создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения родного края.
Задачи
  1. Развивать экологическую культуру воспитанников и их родителей.
  2. Формировать познавательную активность детей к проблемам загрязнения окружающей среды.
  3. Формировать формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, атак же навыков исследовательской деятельности;
  4. Развивать эстетическое отношение к природе родного края.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детским садом.
Ожидаемые результаты Повышен уровень экологической воспитанности детей и их родителей.
Участники проекта проявляют ответственное и гуманное отношение к окружающей среде и родному краю.
Сформирована познавательная активность и навыки исследовательской деятельности.
Повысился уровень знаний о переработке и вторичном использовании мусора.
Родители воспитанников активно включаются в совместную деятельность с детским садом.
Нормативно-правовая база - Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН»
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
Учебно-методическое обеспечение 1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».- 1974.
2. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля.- М.: «Росмэн»- 2003
3. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.
4. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
5. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.
6. Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: «Просвещение», 1991 г.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

Актуальность

Чисто не там, где убирают,

а там, где не мусорят.

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Классификация загрязнений природы

Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах. Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:

  • Биологическое загрязнение – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.
  • Физическое загрязнение – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
  • Химическое загрязнение – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
  • Механическое загрязнение – загрязнение биосферы мусором.

В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.

Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира.

Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.

Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.

Формы работы с детьми:

- групповая (фронтальная);

- подгрупповая (небольшими группами по интересам);

- индивидуальная.

Методы и приемы:

- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);

- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);

- игровой;

- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).

Принципы работы:

  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
  2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
  5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

Создание РППС для экологического воспитания детей

 Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие:

- учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, коллекции, модели, картины, панно, макет, диараммы);

- литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);

- игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие);

Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т.д.

 Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового прогулочного участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

  • Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Изучение литературы по теме.
  • Подбор методической литературы.
  • Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
  • Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
  • Разработка системы занятий.
  • Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
  • Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.

2 этап – основной:

  • Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
  • Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
  • Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
  • Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
  • Природоохранные акции.
  • Разработка авторских дидактических игр и пособий.
  • Привлечение в работу родителей воспитанников.

3 этап – заключительный:

  • Выставка творческих работ детей.
  • Экологический праздник «Мы с порядком дружим».
  • Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
  • Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).

Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников

Познавательная деятельность Практическая деятельность Игровая деятельность Чтение художественной литературы ИКТ Работа с родителями
Июнь
ООД «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды»
Беседа «Правила поведения в природе»
Рисование запрещающих экологических знаков Д/и «Экологический поезд»
П/и «Что в ведро мы соберем»
С/р игра «Лесничий»
Сказка «Зайчик и медвежонок» Н.А. Рыжовой Мультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора» Субботник на прогулочной площадке с созданием декора и игровых модулей из резиновых покрышек и пластиковых бутылок
Июль
ООД «Мусор без сомнения требует деления» Лепка «Вазочка» из стеклянных бутылочек с использованием круп Д/и «Сортировка мусора»
С/р игра «На заводе»
Сказка «Про Хламище-Окаянище» «Виртуальная экскурсия на мусоро-перерабаты-вающий завод» Папка-передвижка «Вторая жизнь мусора»
Август
ООД «Зеленый город»
Исследовательская деятельность «Свойства пластмассы»
Платья для кукол из полиэтиленовых пакетов, использованных воздушных шариков, фольги. Д/и «Вершки-корешки»
С/р игра «Команда спасателей природы»
Сказка «Нет места мусору» Презентация «Как Лесник заботится о лесе» Мастер-класс «Поделки из пластиковой посуды»
Сентябрь
ООД «Сортировка мусора»
ТРИЗ «Сколько мусора выбрасывает детский сад»
Коллективная работа «Автопарк» - игрушки из пластиковых стаканчиков и спичечных коробков. Д/и «Что лишнее»
С/р игра «Мы идем в поход»
Сказка «Про Мусорогрязку» Презентация «История появления мусора на Земле» Активное участие в сборе макулатуры
Октябрь
ООД «Свойства бумаги»
Создание команды «Зеленый патруль»
Создание календаря «Наши экологические дела» Д/и «Да – нет»
П/и «Птица без гнезда»
«История оранжевого Мусоровоза» Видеофильм «Как создают бумагу» Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»
Ноябрь
ООД «Наука о стекле»
ТРИЗ «Что будет, если закопать мусор в землю…»
Поделка «Настенные часы» из пластиковой посуды. Лото «Время года»
Д/и «Рассортируй мусор»
Сказка «Маша и медведь» Н.А. Рыжовой Презентация «Красная книга Московской области» Рисование агитационных плакатов и стенгазет
Декабрь
ООД «Экологические профессии»
Исследовательская работа «Переработка бумаги»
Коллективное рисование плаката «Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля» Д/и «Что наносит вред природе»
С/р игра «Поездка на море», сюжет «Убираем за собой мусор»
«Сказка о батарейке» Мультфильм «Робокар Поли – Суета вокруг мусора» Активное участие в сборе батареек.
Консультация «Воспитание ребенка начинается с себя»
Январь
ООД «Смешарики наводят порядок» Поделки «Кормушки» из пластиковых бутылок» Д/и «Поле ненужных предметов» «Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина «Твой друг Бобби – Переработка мусора» Буклет «Пути утилизации отходов»
Февраль
ООД «Чистая вода – здоровая земля»
ТРИЗ «Как человек может сохранить природу»
Поделки «Цветочные горшки» из пластиковых бутылок. Настольная игра «Сортировка в баки»
С/р игра «Парковый эколог»
«Могучая травинка» М. Скребцова Познавательная передача «Галилео – Про мусор» (отрывок) Помощь в создании зимнего городка на детской площадке, расчистке прогулочных площадок
Март
ООД «Опасные отходы»
Викторина «Мусор-враг природы»
Коллективный коллаж «21 марта – день леса, 22 марта – день воды» с использованием фольги, ваты, гуаши. Д/и «Рассортируй мусор в правильные контейнеры» Сказка «История одной капли» Презентационный фильм «Куда уходит мусор» Участие родителей в акции «Древонасаждение», «Утилизация электроники»
Апрель
ООД «Сжигание различных материалов»
Мероприятие «День Земли»
«Горшочки для рассады» из втулок из-под туалетной бумаги Экологический кроссворд
С/р игра «Озеленители»
Сказка «Вторая жизнь» К.Н. Лысова Мультфильм «Твой друг Бобби – Переработка муора» Экологическая акция «Чистый край» - уборка микрорайона «Ольгино»
Май
Итоговое мероприятие – экологический праздник «Мы с порядком дружим» Коллективное изготовление лэпбука «Берегите природу» Д/и «Очистим озеро от мусора»
Разрезные картинки «Планета Земля»
Сказка «Нет места мусору» А. Кривощекова Интерактивная игра «Чистая планета» Родительское собрание «Результаты работы по реализации экологического проекта» (вручение благодарностей)


Литература

1. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: Химия, 1990 г.

2. Захлебный А.Н. «Книга для чтения по охране природы» М.: Просвещение, 1986г.

3. Комплексные занятия под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- Волгоград Учитель 2012 г.

4. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.

5. Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.

6. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: Финансы и статистика, 2001 г.

7. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: Химия, 1991 г.

8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

9. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: Мысль, 1990 г.

10. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: Устойчивый мир, 2001 г.

Интерактивные ресурсы

«Сказка-потешка про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=wTcskGadMws

"Спроси у Альберта", серия "Мусор и отходы как бумеранг" https://www.youtube.com/watch?v=af4e1uzmjic

«Про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk

«Твой друг Бобби», серия 27 «Переработка мусора»

https://www.youtube.com/watch?v=bS4Wxc_RThI

«Робокар», серия 41«Суета вокруг мусора» https://www.youtube.com/watch?v=YUPmp8Eor6U

«Фиксики» Серии: «Бумага», «Экотестер», «Батарейки», «Чему учит экология», «Вовсе не мусор» https://www.youtube.com/watch?v=1mCOnXHO0TE

«Куда уходит мусор» https://www.youtube.com/watch?v=X9Fw28RlG7U



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Читайте также

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь»

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»