Информационно - творческий проект «Непокоренный Ленинград»

Паспорт проекта

  1. Тема проекта - «Непокоренный Ленинград»
  2. Авторы - Обозная Валерия Игоревна, Чернявская Оксана Николаевна
  3. Вид - Информационно - творческий проект
  4. Продолжительность – краткосрочный (с 17 по 30 января 2019 года)
  5. Участники – Дети подготовительной группы №3 «Радуга», их родители, воспитатели
  6. Интеграция образовательных областей - Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
  7. Актуальность

27 января 2019 года будет отмечаться знаменательная для нашего города дата – 75 лет полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от фашистской блокады. Этот день  навсегда останется в памяти ленинградцев и их потомков. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы,  и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

  1. Цель - Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
  2. Задачи

Для детей:

- расширить свои представления о блокаде Ленинграда, о жизни в осажденном городе, о героях, перенесших жесточайшее испытание;

- познакомиться с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда;

- совершенствовать умения использовать полученные знания для решения познавательных задач;

Для воспитателей:

- расширять представление детей о блокаде Ленинграда;

- познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей путем оформления развивающей предметно – пространственной среды, выставки, мини – музея;

- познакомить воспитанников с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда;

- формировать у детей патриотические чувства и представления о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов;

- воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну, в том числе блокаду, или погибших на полях сражений.

Для родителей:

- способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности и решения общих задач;

- принимать активное участие в реализации проекта, способствовать росту познавательной активности своих детей, поддерживать интерес к теме проекта.

  1. Ожидаемый результат

Для детей: умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые блокаде, составление небольших описательных рассказов по иллюстрациям, повышение уровня практических умений в художественном творчестве, сформированный интерес к истории отечества в годы Великой Отечественной войны, понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.

Для воспитателей: пополнение методической “копилки” тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, наглядно – дидактическими методическими материалами.

Для родителей: установление социально-коммуникативных контактов с воспитателями и детьми.

  1. Продукт проектной деятельности

- Изготовление открыток ветеранам и жителям блокадного Ленинграда (см. Приложение 2);

- Оформление выставки (мини – музей) «И жизнью смерть была побеждена…» (см. Приложение 1);

- Оформление папки-передвижки в приемной «Расскажите детям о Блокаде»;

- Участие в концертах для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда, организованных на базе ГБОУ №202;

- Постановка творческой композиции «Дени войны» (см. Приложение 4);

- Участие в районном конкурсе чтецов к 75–летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Слушай страна, говорит Ленинград!» (см. Приложение 3).

Содержание проекта

1 этап. Аналитический. Подготовительный

Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. 27 января 2019 года будет отмечаться знаменательная для нашего города дата – 75 лет полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от фашистской блокады. Это великая дата.

К сожалению, с каждым годом все сложнее рассказывать воспитанникам о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Проведя беседу с детьми, было выявлено, что данная тема очень интересна нашим воспитанникам, они заинтересованы историей и подвигом города героя – Ленинграда.

2 этап.  Организационный.  Разработка проекта

Воспитатели:

- разработка содержания проекта, составление плана работы;

- подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет);

- ознакомление детей и родителей с целью проекта и его значимости и важности для них;

- оснащение развивающей предметно - пространственной среды наглядно – дидактическими пособиями, материалами, иллюстрациями, атрибутами к сюжетно-ролевой игре на военную тематику и пр.;

- подбор материалов для НОД.

Родители и дети:

- предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: в день снятия блокады – 27 января:

*площадь Победы, где сооружен Мемориал “Героическим защитникам Ленинграда”, М. Московская;

*музей памяти “Улица жизни” под открытым небом на улице Итальянской посвященной воссозданию жизни дней блокады Ленинграда;

*музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. д.9;

*музей истории Ленинграда, особняк Румянцева, Английская набережная 44.

- предложить выучить стихотворения о блокаде Ленинграда или любой другой военной тематики для участия в районном конкурсе чтецов к 75–летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Слушай страна, говорит Ленинград!», организованном на базе центральной детской библиотеки им. Чехова.

Воспитатели и родители:

- подбор материала в информационную папку «900 дней» для родителей;

- оформление папки-передвижки «Расскажите детям о Блокаде».

3 этап. Практический. Реализация  проекта

Совместная и самостоятельная деятельность:

- просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде;

- рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ;

- рассматривание детской художественной литературы: Крестинский А.А. «Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)»; Еремеев А.И. «В осажденном городе»; Миксон И.Л. «Жила-была» (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза «Дорога жизни» Н. Алексеевой «Дети Ленинграда»;

- рассматривание иллюстраций «Дорога жизни», «Пискарёвское мемориальное кладбище», «Дорога жизни», «Разорванное кольцо блокады» на фоне прослушивание песен и музыки военных лет;

- проведение бесед об истории города на тему «Блокада Ленинграда», «Трудности осажденного города», «Дети Ленинграда»;

Игровая деятельность:

- дидактические игры: «Рода войск», «Собери картинку» (разрезные картинки с изображением «Разорванное кольцо», «Цветок жизни»);

- конструирование (из крупных частей конструктора «Строитель»): здания, мосты, дороги.

- Игровые упражнения «Мы солдаты».

Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять построение в колонну по двое, по трое, равнение в затылок. Учить выполнять размыкание в колонне на вытянутые руки вперед, повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

- Подвижные игры: «Перейди на другой берег». Задачи: развивать основные движения – бег с препятствиями; развитие физических качеств – быстроты, ловкости.

- Военная эстафета «Разведчики и моряки».

Задачи: упражнять в беге наперегонки; закреплять знания о военных профессиях (разведчик, моряк); активизировать в речи названия военной атрибутики «Снайперы» Задача: развивать меткость. «Передай снаряды» Задача: развивать ловкость, быстроту реакции, умение работать в команде.

Непрерывная образовательная деятельность:

НОД по ФЦКМ в подготовительной группе

Тема: «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ

Задачи:

- знакомство с прошлым города Санкт-Петербурга, обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде;

- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений;

- пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги;

- пробуждать нравственные качества личности;

- способствовать развитию памяти, логического мышления.

Тема: «Дорога Жизни»

Задачи:

- расширить представление детей о блокадном городе. Познакомить с понятием «Дорога жизни»;

- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, проникнуться героизмом людей, работавших на "Дороге жизни" и обеспечивающих её безопасность.

Тема: «Прорыв блокады Ленинграда. 1943. Художники: В. Серов, И. Серебряный». Составление рассказов по картине.

Задачи:

- учить детей рассматривать картину, испытывать эстетические чувства;

- учить отвечать на вопросы воспитателя, используя разные виды предложений;

- развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.

Чтение художественной литературы:

Чтение и разучивание стихотворений Н. Радченко «Чёрное дуло блокадной ночи», Н. Самоний «Звучит все реже слово «Ветеран»…», Ю. Воронов «Горят дома» для участия в районном конкурсе чтецов к 75–летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Слушай страна, говорит Ленинград!», организованном на базе центральной детской библиотеки им. Чехова.

Н. Радченко

Чёрное дуло блокадной ночи.

Холодно,

холодно,

холодно очень.

Вставлена вместо стекла

картонка.

Вместо соседнего дома -

воронка.

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то.

Еле живая ушла на работу.

Есть очень хочется.

Страшно.

Темно.

Умер братишка мой.

Утром.

Давно.

Вышла вода.

Не дойти до реки.

Очень устал.

Сил уже никаких.

Ниточка жизни натянута тонко.

А на столе -

на отца похоронка.

***

Н. Самоний

Звучит всё реже слово "Ветеран"...              

Звучит так гордо – ветеран!

Но в сердце боль от прошлых ран.

И клонит голову печаль,

И тяжек скорбных слёз хрусталь.

Звучит так сильно – воевал,

Отчизну жизнью защищал.

Но боль в глазах, её не скрыть:

Друзей погибших – не забыть.

Звучит победно – ветеран!

По бедам шёл он, на таран –

Не украшение медаль,

А славных доблестей скрижаль.

Звучит всё реже – ветеран!

Но память – вечный океан...

Пусть не иссякнет он вовек,

Ведь прошлым вечен человек!

***

Ю. Воронов

Горят дома –

Тушить их больше нечем.

Горят дома,

Неделями горят.

И зарево над ними каждый вечер

В полнеба,

Как расплавленный закат.

И черным пеплом

Белый снег ложиться

На город,

Погруженный в мерзлоту.

Мороз такой,

Что если б были птицы,

Они бы замерзли на лету.

И от домов промерзших, от заводов

На кладбища

Все новые следы

Ведь людям

Без огня и без воды

Еще трудней,

Чем сквозь огонь и воду.

Но город жив,

Он выйдет из бомбежек.

Из голода,

Из горя,

Из зимы.

И выстоит…

Иначе быть не может –

Ведь это говорю не я,

А мы!

Чтение стихотворений:

-Н. Ходза «Дорога жизни»,

- Л. Кассиля «Главное войско»,

- В. Карасевой «Маленькие ленинградцы»,

- С. Баруздин «Шел по улице солдат»;

- С. Могилевская «Сказка о громком барабане»;

- В. К. Дмитриева «Была война, была блокада»;

- Н. Алексеевой «Дети Ленинграда»

Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: «Герой - за Родину горой».

Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э. Хиль «Медаль за оборону Ленинграда», «Баллада о ледовой трассе»; В. Толкунова «Дети Ленинграда»; звучание метронома; Д. Шостакович «Ленинградская симфония»; Л. Шербенг, П. Крауберг «Эх, Ладога».

Художественно-эстетическая деятельность:

Разучивание творческой композиции «Дени войны», выступление 28, 29, 30 января 2019 года с данным номером на концертах, организованных для ветеранов и жителей блокадного города.

Цель: развивать творческие способности детей, координацию движений, эмоциональность, учить ответственно и внимательно относиться к выступлению на сцене.

Совместная работа с родителями:

- подготовка костюмов для выступления с творческой композицией «Дети войны»;

- организация и оформление выставки творческих работ (мини – музея) «И жизнью смерть была побеждена…» (изготовление макетов блокады Ленинграда, поделок, рисунков, аппликаций)

Цель: развивать творческие способности  детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей.

4 этап. Итоговый. Продукт проектной деятельности

- Изготовление открыток ветеранам и жителям блокадного Ленинграда;

- Оформление выставки (мини – музей) «И жизнью смерть была побеждена…»;

- Оформление папки-передвижки в приемной «Расскажите детям о Блокаде»;

- Участие в концертах для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда, организованных на базе ГБОУ №202;

- Постановка творческой композиции «Дени войны»;

- Участие в районном конкурсе чтецов к 75–летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Слушай страна, говорит Ленинград!».

Заключение, выводы

В рамках реализации проекта «Непокоренный Ленинград» все поставленные задачи, как для детей, так и для воспитателей и родителей были успешно решены. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны, пополнили словарь новыми определениями и терминами.

Родители воспитанников приняли активное участие в проекте.





Новые публикации

Дидактическое пособие «Пройди по линиям»

Дидактическое пособие «Пройди по линиям» Аннотация Дидактическая пособие: «Пройди по линиям» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста 5-7...

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во...

Интерактивная игра «Веселые приключения» для детей младшего и среднего дошкольного…

Интерактивная игра «Веселые приключения» для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Читайте также

Проект, как эффективная форма интеграции содержания образовательной деятельности

Проект, как эффективная форма интеграции содержания образовательной деятельности   Статья знакомит с опытом работы по проектной деятельности с дошкольниками, как эффективной формой...

Конспект НОД «Спортивные соревнования»

Конспект НОД «Спортивные соревнования» Старшая группа Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель: Воспитывать желание заниматься...

Конспект организованной образовательной деятельности детей «Мальчики с Марса, девочки с…

Конспект организованной образовательной деятельности детей «Мальчики с Марса, девочки с Венеры» (Возрастная группа 5-6 лет)   Образовательная область: «Социализация». Предварительная работа: - Рассматривание картин с изображением мужчин и женщин. -...


Комментарии

  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...





В блогах

Проект

Педагогический проект ко Дню Матери «Всех важней на свете - мама» Актуальность: Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Они не имеют представлений о профессиональной деятельности своих родителей, не могут...

Сценарий ко Дню матери «Мама – солнышко моё»

Цель: формирование нравственно – патриотических ценностей, через воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку – к матери. (Под музыку «Моя мама лучшая на свете» дети входят в зал, строятся в полукруг.) Ведущий:  В этом слове первый...

Беседа «Как вести себя в транспорте»

Цель: Закреплять знания детей о правилах поведения в  транспорте . Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Ход беседы: - Ребята, скажите, пожалуйста, на чем люди ездят на работу, в магазин или в другой город? - На машине. На автобусе. -...

Конспект занятия с детьми по познавательно – исследовательской деятельности Тема: «Свойства почвы; водопроницаемость»

Возрастная группа детей: Подготовительная к школе группа   Цель: Формировать представление детей о свойстве почвы «водопроницаемость» Задачи: Образовательная: формировать представление о свойстве почвы «водопроницаемость» (в какую почву вода проникает быстрее;глина, песок,земля) Развивающая: Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство