Проект «Первоцветы Югры»

Аннотация. Проектная деятельность является одним из средств воспитания у дошкольников экологической культуры. В частности, данный проект способствует формированию у обучающихся ценностного отношения к природе родного, Югорского, края и представляет обобщение опыта работы в ДОУ.

С приходом весны солнышко пригревает и мы уже с нетерпением ждем вестников весны — первоцветов. Такие цветы начинают расти под снегом еще зимой, поэтому их в народе называют подснежниками. В природном мире первоцветы играют важную роль: их пыльца служит пищей для проснувшихся пчел и бабочек. Нельзя забывать, что подснежники - это еще и лекарственные растения: они помогают человеку справляться с недугами.

Однако на улицах города мы, к сожалению, каждую весну наблюдаем, как торговцы за смешную цену продают букетики с первоцветами, несмотря на то что эти цветы внесены в Красную книгу. В лесу мы видим, как люди рвут подснежники целыми охапками и несут домой. Украшая свой интерьер первоцветами, мы не задумываемся, что жизнь этих цветов всего 2-3 дня. А сколько могли бы они радовать нас в лесу?! Ведь если каждую весну уничтожать первоцветы, то тем самым мы наносим вред природе, и, следовательно, гуляя по лесу, мы не сможем больше наслаждаться красотой и ароматом этих ярких и нежных цветов. Как же сохранить их от уничтожения?

В рамках экологического марафона «Спасти и сохранить» мы создали проект «Сохраним первоцветы Югры», цель которого - помочь Матушке-природе сохранить ее цветы.

Паспорт проекта.

Типология проекта: творческий; краткосрочный; коллективный; интегрированный.

Срок реализации проекта: 1 месяц (с 01апреля по 30 апреля).

Участники проекта: дети, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель, физ.инструктор, педагоги, социальные партнёры.

Цель: изучить растения, появляющиеся ранней весной, и внести свой вклад в спасение редких растений.

Задачи:

- ознакомление с разнообразием видов первоцветов;

- развитие навыка сравнения, обобщения полученной информации;

- развитие умения анализировать и находить пути решения поставленной проблемы;

- воспитание гуманного отношения к природе.

Действие проекта: проект по образовательной области «Познавательное развитие» составлен в соответствии со следующими документами: образовательной программой Учреждения, проектами: Окружным экологическим марафоном «Моя Югра – моя планета» и Международной экологической акцией "Спасти и сохранить". Содержание предлагаемого проекта соответствует возрасту и возможностям обучающихся; кроме того обеспечивает адресный охват целевой аудитории (обучающиеся подготовительных групп, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры). В процессе реализации проекта используются интерактивные методы обучения, способствующие более глубокому усвоению материала, чем при традиционном подходе в обучении.

Проблемная ситуация. Неуважительное отношение к дарам природы, отсутствие чувства любви, бережного отношения к весенним первоцветам приводит к тому, что люди, не задумываясь, топчут, рвут и уничтожают цветы.

Методы: практический; игровой; наглядный; словесный.

Приёмы: погружение в игровую ситуацию; чтение художественной литературы; беседа; рассказ; слушание песен и исполнение танцев.

Этапы:

Подготовительный этап

Работа с детьми:

- Рассматривание иллюстраций и видеофильмов о первоцветах.

- Беседы с детьми о ранних цветущих растениях.

- Виртуальная экскурсия по лесу.

Работа с родителями:

- Беседы с родителями с целью актуализации знаний детей о первоцветах.

- Поиск материалов по теме (фотографий, материалов для презентаций, литературы о первоцветах).

Работа с педагогами:

- Проведение круглого стола – обсуждение и разработка тематики занятий и плана мероприятий по проекту.

- Создание развивающей среды: подбор материала, атрибутов для игровой деятельности, дидактических игр, иллюстраций, материала для продуктивной деятельности.

- Применение модели трёх вопросов:

1) Что мы знаем?

  • Что первоцветы растут в лесу.
  • Что они расцветают весной.
  • Что первые весенние цветы – первоцветы.
  • Что первоцветы уничтожают для продажи.

2) Что мы хотим узнать?

  • Какие бывают первоцветы.
  • Какие из них растут в нашем краю.
  • Как можно сохранить красоту родной природы.
  • Какую пользу приносят первоцветы.

3) Где мы можем узнать?

  • Спросить у воспитателя.
  • Посмотреть в книгах, энциклопедиях.
  • Спросить у родителей.
  • Посмотреть в Интернете.

Основной этап

Работа с педагогами:

  • Разработка конспектов занятий по проекту.
  • Круглый стол «Первоцветы рядом с нами».
  • Музыкальные гостиные: «Однажды в лесу», «На лесной полянке».
  • Мастер-классы: «Изготовление элементов костюмов к мероприятиям», «Корзина с первоцветами», «Медуница из солёного теста».
  • Акции: «Сохраним красоту первоцветов!», «Не рвите цветы, не рвите!», изготовление и распространение магнитиков, буклетов, экологические листовки по защите первоцветов «Берегите первоцветы».
  • Составление плана-конспекта итогового мероприятия «Не рвите, цветы, не рвите!»
  • Подбор музыкального материала к празднику «Первоцветы Югры».
  • Подбор игр и конкурсов для проведения мероприятий.
  • Подбор оборудования, необходимого для проведения мероприятий: аудиодисков, кассет, оборудования для проведения конкурсов и игр.
  • Поиск и подбор материала, составление презентации для развлечения «Не рвите цветы, не рвите!».

Работа с родителями:

  • Вечер ответов и вопросов.
  • Изготовление альбома «Первоцветы Югры».
  • Изготовление экспонатов для выставки «Разноцветный край Югры».
  • Консультация «Не покупайте весной первоцветы».
  • Плакаты «Берегите первоцветы».

Работа с детьми:

1. Рассматривание сюжетных и дидактических картин

2. Ситуативный разговор «Почему уничтожают цветы»

3. Чтение художественной литературы о первоцветах:

  • Лихачева О. «Первоцвет, первоцвет»;
  • Зуенкова И. «Какой прекрасный Первоцвет!»;
  • Онегов А. «Первый цветок»;
  • Горбунов Ю. «Разноцветный хоровод»;
  • Овчинникова Т. «Букеты первоцветов»;
  • Ефимовский Е. «Ракета и травинка»;
  • Гринин А. «Первоцвет»;
  • Ковальчук Р. «Медовый первоцвет»;
  • Дрозжин С. «Зима сменяется весною»;
  • Произведения Бианки В.;
  • Плещеев А. «Месяц март»;
  • Борисова О. «Незабудки»;
  • Агошкова Н. «Цветочные загадки»;
  • Ликбеза Лира «Весенние сказки».
  • *Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о цветах.

4. Инсценировка отрывка из сказки «Двенадцать месяцев».

5. Знакомство с разными видами первоцветов.

6. Беседы: «Цветы в легендах», «День цветов».

7. Рисование «Весна в лесу».

8. Коллективная работа «К первоцветам в гости».

9. Раскраска «Первые цветы ранней весной».

10. Аппликация «Первоцветы. Подснежники».

11. НОД «В гости к первоцветам».

12. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

13. Дидактические игры: «Найди растение по описанию», «Я и лес», «Что где растет?», *«Что сначала, что потом»; *«Назови профессию», *«Цветочные слова», «Загадай слово»

14. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

15. Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.

16. Презентация «Берегите цветы!»

17. Сюжетно-ролевые игры: *«Лесник», *«Цветочный магазин», *«Юные экологи», *«Ярмарка цветов», * «Зелёный патруль»

18. Подвижные игры: «Незабудки, ромашки, одуванчики», «Волшебный букет», эстафета «Сажаем цветы».

19. Виртуальная экскурсия в лес.

20. Рассматривание и сравнивание гербарий цветов. Исследовательская деятельность.

21. Конструирование «Мать-мачеха».

22. НОД «Сохраним первоцветы Югры».

23. Лепка «Хохлатка».

24. Оригами «Букет медуницы».

25. Слушание рассказа и показ «Легенды о первоцветах»

26. Экологический эрудит «Сохраним природу Югры»

27. Экскурсия в поселковую библиотеку.

28. НОД «Какие разные цветы!»

29. Выпуск стенгазеты «Не губите природу!»

30. Создание журнала «Я дружу с природой»

31. Игра-викторина «А знаешь ли ты первоцветы?»

32. Конкурс чтецов «Первым вестникам весны посвящается».

Заключительный этап

  • Проведение мероприятия.
  • Презентация проекта родителям и социальным партнёрам.
  • Организация выставок книжек-малышек, детских поделок.
  • Анализ результатов проекта.
  • Запись отзывов о мероприятии родителями, коллегами и социальными партнёрами.
  • Просмотр видеозаписи и фотоматериалов с развлечения.

Сценарий праздника «Первоцветы Югры»

Цели: познакомить обучающихся с проблемами экологии, одной из которых является исчезновение первоцветов; сделать экологические выводы об охране первоцветов; познакомить учащихся с растениями, занесенными в Красную книгу; развить наблюдательность, речь; воспитать трудолюбивое и бережное отношение к природе.

Оборудование: запись песни Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите», фонограмма песни из мультфильма «Бременские музыканты», «Ничего на свете лучше нету». Фонограмма песни «Ландыши». Запись музыки Чайковского П. «Вальс цветов» и «Подснежник». Показ презентации «Первоцветы». Выставка поделок, рисунков обучающихся. Библиотечная выставка о первоцветах. Экологические знаки.

Эпиграф: «Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. И мне так хорошо было пройтись по этому лугу; я думал: «Значит, недаром неслись весной мутные потоки» (Михаил Пришвин).

Ведущий: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, мы очень рады видеть Вас в нашем зале на празднике «Первоцвет – 2016».

Сегодня мы в очередной раз будем знакомиться с удивительными растениями нашей планеты. Как вы думаете, о каких растениях пойдет речь?

Ведущий: Правильно - о первоцветах. Многие первоцветы, которые встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Поэты посвящали первоцветам стихи, писатели создавали поэтичные рассказы.

Музыка «Подснежник» («Апрель») из цикла Времена года П.Чайковского

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

- Вижу, погода тепла и ясна;

Скажите, ведь, правда, что это весна?

На поляне дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились над прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся, синим огоньком.

Закачался слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему.

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему.

Ведущий: Подснежник - первая песня весны. Расцветая в окружении цветов, он и сам похож на снег дымчато-белой окраской. Подснежники несут людям радость.

Танец подснежников.

Ведущий: Апрель - это настоящий весенний месяц. Послушайте, как весело звенит капель, а у ручья на песке или на глиняных обрывах ярко желтеет, точно радостно встречает весну, махровая звездочка мать-и-мачеха. Бывает, что ее цветочки желтеют совсем рядом со снегом. Не удивительна ли такая быстрота? Она происходит оттого, что цветочек закладывается еще осенью, как будто растение, может знать, что после долгой зимы пригреет солнышко, просочится к корням вода и свернутая, укутанная, чешуйками почка проснется и начнет расти. Вот благодаря такой запасливости мать-и-мачеха зацветает первая.

Мать-и-мачеха еще не отцвела.

На косогоре в почве каменистой.

Фонарик золотой меж круглых листьев,

В последний раз перед жарой зажгла.

Ведущий: В воздухе чувствуется весна, пахнет талой землей. И вдруг набежит ветерок, и так хорошо запахнет фиалками! Значит, и они где-то в лесу распустили свои душистые, нежные лепестки. Редкими стали и фиалки. Все они декоративны и истребляются людьми на букеты.

Я нашла в лесу фиалку,

А срывать фиалку жалко.

Пусть останется в лесу-

Лучше ландыш принесу.

Я на ландыш поглядела,

Пожалела ландыш белый,

Пусть останется в лесу-

Одуванчик принесу.

(Н.Найденова.)

Ведущий: И вот приятный, сильный запах оповещает о цветении ландыша. Для людей этот цветок стал символом весны и любви.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит лес,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем - а вдруг

Услышим – я и ты.

(Е.Серова.)

Исполняется песня «Ландыши» (муз. О.Фельцман, О.Фадеева).

Ведущий: А сейчас давайте посмотрим сказку «Как поспорили растения».

Автор: Был хороший весенний день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. В такой день растения просто не могли не заговорить. И они заговорили, завели между собой спор: какое из растений самое замечательное.

Мать-и-мачеха: Самое замечательное растение - это я, мать-и-мачеха. Потому, что я самая смелая! Я зацвела раньше всех - на первых проталинах!

Медуница: Подумаешь, я - медуница - зацвела чуть попозже, но зато как! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. Сначала все были красные, а потом взяли и переоделись! Самое замечательное растение - я, потому что самое разноцветное.

Перелеска: Нашла чем хвастаться, медуница! Самая разноцветная... Вот я самая благородная. А почему? Потому что я - перелеска - не пестрая, как ты, а нежно-голубая, как небо.

Хохлатка: Может быть, вы смелые и благородные, но я лучше вас. Потому что я - хохлатка - нежная. Хороший человек до меня даже дотронуться не решится, такая я нежная. Совсем недолго радую людей своей хрупкой красотой. А потом, ох, увядаю...

Ветреница: Ну нет, это еще доказать надо, кто самый нежный! Меня вот от каждого ветерка качает. За это и ветреницей назвали. Посмотрите, какой у меня стебелек - тонкий-тонкий...

Чистяк: Ха-ха-ха! И что же в этом хорошего? Вы на меня посмотрите. Какой я крепкий, блестящий, умытый! Какой я сочный, свежий, здоровый! Недаром меня чистяком величают. Нет, не спорьте, самое замечательное растение - это я!

Автор: Но растения продолжали спорить. Медуница сказала, что она не только самая разноцветная, но и самая медоносная, поэтому ее так любят шмели и пчелы. Хохлатка похвасталась хохолками, которые у нее есть на цветках...

И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.

Человек: Да, ты, мать-и-мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Вы, хохлатка и ветреница, самые нежные. Чистяк - умытый и свежий… Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, без исключения дороги нам, людям. Все растения интересны и важны.

Ведущий: Ну, как сказка понравилась?

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровение цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное - «Стой!»

Нам казалось, все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Е.Карасев.

Ведущий: Так какие выводы, ребята вы сделали. Правильно: первоцветы – это самый надежный и теплый подарок природы. Сегодня о них мы узнали много интересного, читали стихи, пели. Но есть одно: все первоцветы занесены в Красную книгу и им угрожает исчезновение с лица Земли. В наших руках будущее нашей прекрасной планеты. Начать надо с самого малого: не рвать первоцветы, не ломать ветви деревьев, кормить холодной зимой птиц, не оставлять после себя мусор. Начать бережно относиться к природе.

Ведущий: Ребята, вы поняли, что, охраняя природу, мы охраняем богатства и красоту родной земли. Лес открывает свои тайны тому, кто приходит к нему как друг. Станьте и вы друзьями леса! Чем больше вы будете знать о лесе, его растительном и животном мире, тем больше будете его любить. А того, кого любишь, и сам никогда не обидишь, и не дашь обижать другим.

Антонов Ю. «Не рвите цветы, не рвите». Ребята исполняют танец цветов.

Ведущий: Кто из вас видел некрасивые цветы? И как печальна земля без них... Друзья! Будьте щедры и великодушны - оставляйте Земле ее цветы. Они будут радовать многих людей, которые придут сюда после вас.

В заключение всеми участниками праздника исполняется песня «Должен быть порядок на планете» на мотив песни «Бременские музыканты»

Ничего на свете лучше нету,

Чем спасти от гибели планету.

Будет лес любимый свеж и зелен,

Эту радость мы с тобой разделим / 2 раза.

Береги ты всё живое рядом

И на всё смотри хозяйским взглядом

Знают даже маленькие дети-

Должен быть порядок на планете / 2 раза.

Пусть вода в реке быстрей струится

Пусть всегда поют над нами птицы.

И природе мы с тобой поможем

Эту радость мы с тобой умножим / 2 раза.

 

Список использованной литературы:

  1. Стихи [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2013/04/18/884
  2. Легенды, стихи и сказки о подснежнике [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sites.google.com/site/pervocvety111/home/zadania/podsneznik/legendy-stihi-i-skazki-o-podsneznike
  3. Рассказы о природе. Первоцветы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/pervotsvety/


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка)

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область: Физическое развитие. Аннотация Гибкость – это физическое качество человека, характеризующееся способностью человека...

Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности

Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности (Курсовая работа по дисциплине «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста») Введение В современном обществе особенно...

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы Цели и задачи. Познакомить с новым способом проведения детского досуга. Закреплять представления детей о природе и...

Читайте также

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» Возраст учащихся: дети дошкольного возраста 3-4 года. Срок реализации программы: 1 год. 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы Дошкольный возраст...

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...