План реализации проектной деятельности «Наши друзья - птицы» по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе
Актуальность проблемы: Во время занятий, наблюдений, бесед, рассматривания альбомов было установлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах, воспитанники плохо владеют информацией о том, как заботиться о птицах. Поэтому, было принято решение реализовать проект «Наши друзья - птицы». Это позволит расширить представления детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за птицами в зимнее время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать своё суждение по этой проблеме.
Цель проекта: расширить, систематизировать, углубить знания детей о птицах, их внешнем виде, повадках; сформировать у детей чувства ответственности и бережного отношения к пернатым друзьям; побуждать с помощью родителей к оказанию помощи птицам зимой; воспитывать любовь и чувства отзывчивости.
Задачи проекта:
- Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах. Учить различать и называть наиболее распространенных птиц, учить называть части тела птиц.
- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; логическое мышление и подвести детей к знаниям о взаимосвязи жизни птиц и человека. Показать роль птиц в природе и жизни человека.
- Формировать представление о птицах, как о живых организмах, которые чувствуют изменения в среде обитания, реагируют на них.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.
- Воспитывать привычку помогать пернатым друзьям, воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Предполагаемый результат:
- Проведение развлечения «Птицы – наши друзья»
- Создание методической копилки о птицах.
- Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц.
Вид проекта: среднесрочный.
Тип проекта: информационный.
Участники проекта: Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Материалы и оборудование: магнитофон, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, USB с записью музыки, фотографии и картины с изображениями птиц.
Основные формы реализации проекта:
- НОД;
- работа с познавательной литературой;
- дидактические, подвижные и ролевые игры;
- беседы, чтение художественной литературы;
- слушание голосов птиц, песен о птицах;
- выставки рисунков и поделок;
- наблюдения;
- просмотр мультфильмов, документальных фильмов, фотографий птиц;
- заучивание стихотворений.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный (информационно-исследовательский):
- Обсуждение целей и задач проекта.
- Изучение познавательной и художественной литературы о птицах.
- Подборка наглядного материала для занятий.
- Создание методической подборки, подготовка фото и видеоматериалов.
- Разработка цикла наблюдений за птицами.
2 этап: основной (продуктивно - творческий)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
- НОД по окружающему миру: «Наши пернатые друзья».
- Беседы: «Почему мы считаем птиц своими друзьями?», «Что ты знаешь о птицах?», «Зачем поют птицы?», «Зачем птицам клювы?», «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края?», «Птицы жарких (холодных) стран», «Почему некоторые птицы не могут летать?», «Самая маленькая птица на земле», «Самые удивительные птицы», «Птичий двор», «Хищные птицы», «Значение птиц в природе».
- Дидактические игры: «Зимующие - перелётные птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Кто на кормушке?», «Сколько птиц на кормушке?», «Дорисуй птицу», «Узнай следы», «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом»(этапы развития птицы).
- Подвижные игры: «Совушка», «Коршун и наседка», «Птички в гнёздышках», «Перелет птиц», «Цапля и лягушки», «Гуси-лебеди», «Найди пару», «Пчёлки и ласточки».
- НОД (рисование и лепка): рисование - раскраска «Птицы – наши друзья», «Снегирь», «Кто прилетел на кормушку», «Птички-синички», «Птичка клюют рябину», «Птичка в ладошке»; лепка «Птичка клюет зернышки», «Кормушка с зернышками», трафареты с изображением птиц.
- Чтение художественной литературы.Стихи: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка». Загадки о птицах. Рассказы: Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичка»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Е. Авдеенко «Воробей»; А. Толстой «Умная галка»; М. Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»; Бианки «Синичкин календарь»; А. Кушнер «Птицы».Сказки: Г. Х. Андерсон «Гадкий утёнок» … Загадки, пословицы, поговорки, стихи о птицах.
- Наблюдения.
- Конкурс кормушек «Наши пернатые друзья».
- Использование ИКТ.
Использование презентаций «Птичий двор», «Зимующие – перелётные птицы», «Самые интересные птицы» ;игра «Узнай по голосу (звуку)» (звуки весеннего леса, зимнего леса, осенний отлёт, голоса птиц);интерактивные игры «Кто на кормушке лишний», «Найди маму птенцу», «Что сначала, что потом» (этапы развития, «Узнай птицу по силуэту» ;видеофильмы из серии «Всем ребятам о зверятах» (Страус Олли, Питер – императорский пингвин»);мультфильмы «Пингвинёнок Лоло », «Серая шейка», «Цапля и журавль», «Гадкий утёнок».
3 этап: заключительный (подведение итогов)
Мониторинг проектной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
- высказывания детей более глубокие и содержательные, речь образная, пополнение активного словаря новыми словами;
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- интерес к дальнейшему изучению темы;
- позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы.
Читайте также |
---|
Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр
Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные...
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «Лесные…
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Лесные ягодки» Цель: 1.Учить детей различать по характерным призракам и называть 2...
Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…
Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...