Проект «Люби и знай свой добрый край, родную Эжву»
Тема проекта: Формирование духовно- нравственного отношения к родному краю.
Актуальность: Большое значение для познавательного, социально - личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель: Ознакомление детей с основами культуры Коми народа и с достопримечательностями Эжвинского района
Задачи:
1. Формировать конкретные представления и впечатления об окружающей жизни коми народа, познавать мир во всём его многообразии, развитии.
2.Ввести детей в увлекательный мир декоративно- прикладного искусства и показать красоту труда человека, преобразующего предметный мир.
3. Эмоционально откликаться на красоту природы родного края и видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях, архитектуре, предметах быта.
4. Воспитывать любовь и уважение к родным местам.
Планируемые результаты (описываются через целевые ориентиры ФГОС ДО в контексте содержания проектной деятельности) представляются в логике:
Личностные качества:
- проявляет устойчивый интерес к истории и традициям родного города;
- способен самостоятельно сообщить информацию о месте проживания (город, район, предприятие города, символику, достопримечательности, климатические условия);
- способен любоваться природой родного края, бережно относиться к ней.
Интеллектуальные качества (характеризуется как смышленый и сообразительный ребенок):
- способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно- творческой деятельности;
- способен разработать план действий по созданию продукта (рисунка), составить описательный рассказ о родном городе;
- демонстрирует понимание своей нации, коми культуры, традиций;
- знает столицу нашей Республики, флаг, герб, гимн Эжвы.
Физические качества:
- способен проявить волевые усилия.
Вид проекта – информационный, творческий.
Состав участников
- дети старшей группы,
- педагоги: воспитатели,
- родители (подготовка наглядного материала по теме).
Содержание проекта:
- Предметы быта Коми народа.
- Музыкальные инструменты народа Коми.
- Изделия из бересты.
- Коми орнамент.
- Ими славится Эжва.
- Красота родной природы.
- Достопримечательности Эжвы.
- Арт- объекты.
Основной этап реализации проекта
Подготовительный этап: - Изучение методической литературы.
- Составление перспективного плана.
- Создание развивающей среды.
- Подбор игр и оборудования.
- Создание условия для изобразительной и продуктивной деятельности.
ОО тивное развитие |
ОО Познавательное развитие |
ОО Речевое развитие |
ОО Художественно- эстетическое развитие |
ОО развитие |
Работа с родителями | ||||
1 неделя: Предметы быта Коми народа |
Беседа на тему: «Какими предметами быта люди пользовались раньше», - Дидактические игры: «Назови предмет быта», «Найди похожий современный предмет быта», «Из чего сделан предмет», «Из бабушкиного сундука», «Чудесный горшочек». - Сюжетно- ролевые игры: «У бабушки в деревне», «Коми изба», «Пьем чай из самовара», «Обед в коми избе». |
Экскурсия в библиотеку на выставку коми народных предметов. Рассматривание и сравнение всевозможных предметов народного быта кухонной и хозяйственной утвари былых времен (ухваты, чугунки, прялки, туески, лучины, коромысла, рукомойники) |
- Составление рассказа- описания по понравившемуся коми народному предмету - Чтение коми народных сказок |
- Рисование на тему: «Чугунок» - Лепка из глины «Кувшин» |
Подготовка к выставке | ||||
Результат | Выставка «Предметы быта Коми народа» с привлечением родителей | ||||||||
2 неделя: Музыкальные инструменты народа Коми | - Музыкальная игры: «Узнай по звучанию музыкальный инструмент?», «Какие ты слышишь звуки природы?» | НОД - Ознакомление с окружающим миром «Музыкальные инструменты народа коми» с показом презентации - Экскурсия по всем группам с целью рассматривания коми музыкальных инструментов |
Слушание мелодии со звучанием коми музыкальных инструментов- Просмотр видео с концертом «Асъя кыа». (игра на коми национальных инструментах) - Рисование восковыми мелками «Коми музыкальные инструменты» - Игра на коми музыкальных инструментах. |
Пальчиковые игры: «Игра на коми музыкальном инструменте», «Повтори за мной» | Сбор информациии материала | ||||
Результат | Создание | коми инстр- го | ансамбля | «Сигудок» | |||||
3 неделя: Изделия из бересты |
- Беседа на тему: «Что такое береста и что можно из него делать» - Работа с презентацией «Правила поведения в лесу», «Удивительные деревья мира» - Дидактические игры: «Тонет- не тонет», «Рвется- не рвется», «Отгадай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Угадай березу по описанию», «Составь из частей целое» |
- Просмотр презентации «Изделия из бересты». ние, обследование и сравнение с другими деревьями) цаемости |
Стихотворение С. Есенина «Береза» - Л. Толстой «Как ходят деревья», «От чего в мороз трещат деревья» - Коми писатели о березе - Загадки, потешки, песенки и т. д. о березе |
- Рисование гуашью на тему «Белая береза» - Ручной труд «Поделки из бересты» |
Подвижная игры: «Беги к березе», «От березы к березе» | Сбор информации и материала | |||
Результат | Выставка с | привлечением | родителей | «Изделия из | бересты» | ||||
4 неделя: Коми орнамент |
- Беседа на тему «Где можно увидеть коми орнамент» - Дидактические игры: «Назови орнамент», «Найди такой же», «Лото – коми орнамент»; «Собери целое»; «Подбери пару», «Найди пару», «Сделай орнамент из сыпучего материала». - Сюжетно- ролевая игра «Оленеводы». |
- Просмотр презентаций «Коми орнамент»; «Фольклор Коми народа»; «Герои Коми сказок»; «Посуда из дерева и бересты». - Экскурсия в музей им. Н.Дьяконова на выставку коми национальной одежды - Рассматривание коми орнамента в разных видах изделий (на дереве, в вышивках, в вязании, на листе бумаги и т. д.) |
- Чтение и рассказывание детям о значении коми орнамента, значение элементов коми орнамента - Чтение рассказа «Мартовское утро» П. Образцов. - Чтение стихотворения «Весна» С. Куликов - Чтение коми народной сказки «Пера – Богатырь» |
- Рисование «Украсим пимы». - Рисование акварелью «Сувениры», «Коми орнамент». - Аппликации «Украшение рукавички элементами коми орнамента» |
Подвижные игры коми народа: «Важенка и оленята»; «Перетягивание каната»; «Оленеводы»; «Каюр и собаки»; «Солнце». |
Изготовление дидактических игр - лото «Подбери пару», «Элементы Коми орнамента» | |||
Результат | Создание | альбома | «Коми | орнамент» | |||||
5 неделя: Ими славится Эжва |
Сюжетно- ролевая игры «Открылась мастерская», «Мы мастера- рукодельни- ки(цы)» |
- Просмотр презентаций на тему «Ими славится Эжва» - НОД Ознакомление с окружающим «Рукотворный мир» - Наблюдение за работой плотника - Наблюдение за вязанием младшего воспитателя - Экскурсия в музей им. Н. Дьяконова - Наблюдение за вышиванием воспитателя - Эксперименты с глиной и пластилином. Из какого материала предметы получаются надежнее. Сравнение и обследование свойств. |
- Пословицы и поговорки о мастерах и рукодельницах - Чтение отрывков из сказок, где говориться о мастерах и мастерицах своего дела. - «Храбрый портной», «Веретено, ткацкий станок, иголка» Братья Гримм - Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович» - "Сказка о том как птичка- невеличка Марье Рукодельнице помогла" Ирина Рогалёва |
- Лепка из глины: «Слепи любимую игрушку» | Участие в выставке «Будущее Эжвы в лицах» | ||||
Результат | Выставка на тему: «Изделия своими руками» | ||||||||
6 неделя: Красота родной природы | - НОД "Как вести себя на природе" - Беседа «Мы - туристы. Туристское снаряжение» - Дидактические игры «Собирайся, дружок, в поход», «Собери рюкзак», «Найди по заданному направлению» "Кто быстрее соберёт рюкзак? |
- НОД: Ознакомление с окружающим с просмотром презентации на тему «Красота родной природы» - Просмотр презентации "Животный и растительный мир родного края» |
- Т. Шорыгина «Не ешь незнакомые ягоды в лесу" - Г. Шалаева «Советы лесной мышки» - Загадки о ягодах и грибах - Сказка «На лесной тропинке» - Стихи о природе - «Пожар в лесу» М. Фисенко |
- Аппликация "Что с собой возьмем в поход? - Лепка «На туристической прогулке» - Слушание песни: «Если с другом вышел в путь» - Пение песен о природе, о дружбе |
Тренировочный поход «Мы – туристы» с рюкзаками в физкультурный зал с установкой палатки. - Поход на берег реки «Вычегды» - Подвижные игры и эстафеты: "Мы идем в поход", "Первыми через мостик", "Нам нужно пройти "лес", "Перешагивание через "кусты", "Пройди по кочкам", "Дорожка препятствий". - Дыхатель- ные упражнения: "Раздуй костер", "Приятные запахи", "Мыльные пузыри" |
Помощь к подготовке выставки рисунков и фотографий «Туризм - средство оздоровления и приобретения навыков безопасности». _ Анкетирование родителей на тему: «Ваше отношение к детскому туризму» |
|||
Результат | Викторина «Знатоки | природы», | Поход на | берег реки | «Вычегды» | ||||
7 неделя: тельности Эжвы |
- Беседа «Как мы бережем наш город» - Составление рассказа (из личного опыта) «Моя воскресная прогулка по городу» - Беседы на тему: "Правила поведения на улице и в общественных местах», «Правила дорожного движения и значение дорожных знаков» - Словесная игра: «Я живу на улице …» |
- Составление плана- маршрута по улице Мира тельности Эжвы» |
- Стихотворе ния, посвященные Эжве |
- Слушание гимна Эжвы, - Конструирова ние «Здания», - Коллективная аппликация «Улица Мира» - Рисование на тему "Как мы ходили на экскурсию" |
- Экскурсия по улице Мира, с остановками возле достопримеча- тельностей и зданий. |
Сбор информации и материала | |||
Результат | Создание альбома «Мой город», фотовыставка «Экскурсия по достопримечательностям Эжвы» | ||||||||
8 неделя: Арт- объекты |
Рассказы из личного опыта «Прогулка в выходные дни к арт- объекту» | Просмотр презентации «Арт- объекты Эжвы» | Рисование цветными карандашами «Понравившийся арт- объект» | Экскурсия с родителями на улицу Славы к арт-объектам | |||||
Результат | Изготовление | арт- объекта | «Мост дружбы» | из бросового | материала |
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей. Повысился познавательный интерес к своему городу, к его истории. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Люби и знай свой добрый край, родную Эжву», сопровождали свои рассказы показом фотографий о Эжве.
Читайте также |
---|
Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»
Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...
Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы
Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы Тема «Космос» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире: о космосе, планетах...
Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку
Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...