Проект «Люби и знай свой добрый край, родную Эжву»

 

Тема проекта: Формирование духовно- нравственного отношения к родному краю.

Актуальность: Большое значение для познавательного, социально - личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель: Ознакомление детей с основами культуры Коми народа и с достопримечательностями Эжвинского района

Задачи:
1. Формировать конкретные представления и впечатления об окружающей жизни коми народа, познавать мир во всём его многообразии, развитии.

2.Ввести детей в увлекательный мир декоративно- прикладного искусства и показать красоту труда человека, преобразующего предметный мир.

3. Эмоционально откликаться на красоту природы родного края и видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях, архитектуре, предметах быта.

4. Воспитывать любовь и уважение к родным местам.

Планируемые результаты (описываются через целевые ориентиры ФГОС ДО в контексте содержания проектной деятельности) представляются в логике:

Личностные качества:

  • проявляет устойчивый интерес к истории и традициям родного города;
  • способен самостоятельно сообщить информацию о месте проживания (город, район, предприятие города, символику, достопримечательности, климатические условия);
  • способен любоваться природой родного края, бережно относиться к ней.

Интеллектуальные качества (характеризуется как смышленый и сообразительный ребенок):

  • способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно- творческой деятельности;
  • способен разработать план действий по созданию продукта (рисунка), составить описательный рассказ о родном городе;
  • демонстрирует понимание своей нации, коми культуры, традиций;
  • знает столицу нашей Республики, флаг, герб, гимн Эжвы.

Физические качества:

  • способен проявить волевые усилия.

Вид проекта – информационный, творческий.

Состав участников

  • дети старшей группы,
  • педагоги: воспитатели,
  • родители (подготовка наглядного материала по теме).

Содержание проекта:

  1. Предметы быта Коми народа.
  2. Музыкальные инструменты народа Коми.
  3. Изделия из бересты.
  4. Коми орнамент.
  5. Ими славится Эжва.
  6. Красота родной природы.
  7. Достопримечательности Эжвы.
  8. Арт- объекты.

Основной этап реализации проекта

Подготовительный этап: - Изучение методической литературы.

- Составление перспективного плана.

- Создание развивающей среды.

- Подбор игр и оборудования.

- Создание условия для изобразительной и продуктивной деятельности.

 

ОО
Социально- коммуника-

тивное развитие

ОО
Познавательное развитие
ОО
Речевое развитие
ОО
Художественно- эстетическое развитие

ОО
Физическое

развитие

Работа с родителями
1 неделя:
Предметы быта Коми народа
Беседа на тему: «Какими предметами быта люди пользовались раньше»,
- Дидактические игры: «Назови предмет быта», «Найди похожий современный предмет быта», «Из чего сделан предмет», «Из бабушкиного сундука», «Чудесный горшочек».
- Сюжетно- ролевые игры: «У бабушки в деревне», «Коми изба», «Пьем чай из самовара», «Обед в коми избе».
Экскурсия в библиотеку на выставку коми народных предметов.
Рассматривание и сравнение всевозможных предметов народного быта кухонной и хозяйственной утвари былых времен (ухваты, чугунки, прялки, туески, лучины, коромысла, рукомойники)
- Составление рассказа- описания по понравившемуся коми народному предмету
- Чтение коми народных сказок
- Рисование на тему:
«Чугунок»
- Лепка из глины «Кувшин»
  Подготовка к выставке
Результат Выставка «Предметы быта Коми народа» с привлечением родителей
2 неделя: Музыкальные инструменты народа Коми - Музыкальная игры: «Узнай по звучанию музыкальный инструмент?», «Какие ты слышишь звуки природы?» НОД - Ознакомление с окружающим миром «Музыкальные инструменты народа коми» с показом презентации
- Экскурсия по всем группам с целью рассматривания коми музыкальных инструментов
  Слушание мелодии со звучанием коми музыкальных инструментов- Просмотр видео с концертом «Асъя кыа». (игра на коми национальных инструментах)
- Рисование восковыми мелками «Коми музыкальные инструменты»
- Игра на коми музыкальных инструментах.
Пальчиковые игры: «Игра на коми музыкальном инструменте», «Повтори за мной» Сбор информациии материала
Результат Создание коми инстр- го ансамбля «Сигудок»    
3 неделя:
Изделия из бересты
- Беседа на тему: «Что такое береста и что можно из него делать»
- Работа с презентацией «Правила поведения в лесу», «Удивительные деревья мира»
- Дидактические игры: «Тонет- не тонет», «Рвется- не рвется», «Отгадай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Угадай березу по описанию», «Составь из частей целое»

- Просмотр презентации «Изделия из бересты».
- Занятие по экологии:
«Деревья не только Земли украшение»
- Целевая прогулка в парк, наблюдение за березой (рассматрива-

ние, обследование и сравнение с другими деревьями)
- Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
- Исследование бересты под лупой. Опыты с берестой на выявление свойств (эластичности, прочности, легкости, водонепрони-

цаемости

Стихотворение С. Есенина «Береза»
- Л. Толстой «Как ходят деревья», «От чего в мороз трещат деревья»
- Коми писатели о березе
- Загадки, потешки, песенки и т. д. о березе
- Рисование гуашью на тему «Белая береза»
- Ручной труд «Поделки из бересты»
Подвижная игры: «Беги к березе», «От березы к березе» Сбор информации и материала
Результат Выставка с привлечением родителей «Изделия из бересты»  
4 неделя:
Коми орнамент
- Беседа на тему «Где можно увидеть коми орнамент»
- Дидактические игры: «Назови орнамент», «Найди такой же», «Лото – коми орнамент»; «Собери целое»; «Подбери пару», «Найди пару», «Сделай орнамент из сыпучего материала».
- Сюжетно- ролевая игра «Оленеводы». 
- Просмотр презентаций «Коми орнамент»; «Фольклор Коми народа»; «Герои Коми сказок»; «Посуда из дерева и бересты».
- Экскурсия в музей им. Н.Дьяконова на выставку коми национальной одежды
- Рассматривание коми орнамента в разных видах изделий (на дереве, в вышивках, в вязании, на листе бумаги и т. д.)
- Чтение и рассказывание детям о значении коми орнамента, значение элементов коми орнамента
- Чтение рассказа «Мартовское утро» П. Образцов.
- Чтение стихотворения «Весна» С. Куликов
- Чтение коми народной сказки «Пера – Богатырь»
- Рисование «Украсим пимы».
- Рисование акварелью «Сувениры», «Коми орнамент».
- Аппликации «Украшение рукавички элементами коми орнамента»

Подвижные игры коми народа: «Важенка и оленята»; «Перетягивание

каната»; «Оленеводы»; «Каюр и собаки»; «Солнце». 

Изготовление дидактических игр - лото «Подбери пару», «Элементы Коми орнамента»
Результат Создание альбома «Коми орнамент»    
5 неделя:
Ими славится Эжва

Сюжетно- ролевая игры «Открылась мастерская», «Мы мастера- рукодельни-

ки(цы)»

- Просмотр презентаций на тему «Ими славится Эжва»
- НОД Ознакомление с окружающим «Рукотворный мир»
- Наблюдение за работой плотника
- Наблюдение за вязанием младшего воспитателя
- Экскурсия в музей им. Н. Дьяконова
- Наблюдение за вышиванием воспитателя
- Эксперименты с глиной и пластилином. Из какого материала предметы получаются надежнее. Сравнение и обследование свойств.
- Пословицы и поговорки о мастерах и рукодельницах
- Чтение отрывков из сказок, где говориться о мастерах и мастерицах своего дела.
- «Храбрый портной»,
«Веретено, ткацкий станок, иголка» Братья Гримм
- Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович»
- "Сказка о том как птичка- невеличка Марье Рукодельнице помогла" Ирина Рогалёва
- Лепка из глины: «Слепи любимую игрушку»   Участие в выставке «Будущее Эжвы в лицах»
Результат Выставка на тему: «Изделия своими руками»
6 неделя: Красота родной природы - НОД "Как вести себя на природе"
- Беседа «Мы - туристы. Туристское снаряжение»
- Дидактические игры «Собирайся, дружок, в поход», «Собери рюкзак», «Найди по заданному
направлению»
"Кто быстрее соберёт рюкзак?
- НОД: Ознакомление с окружающим с просмотром презентации на тему «Красота родной природы»
- Просмотр презентации "Животный и растительный мир родного края»
- Т. Шорыгина
«Не ешь незнакомые ягоды в лесу"
- Г. Шалаева
«Советы лесной мышки»
- Загадки о ягодах и грибах
- Сказка
«На лесной
тропинке»
- Стихи о природе
- «Пожар в лесу» М. Фисенко
- Аппликация "Что с собой возьмем в поход?
- Лепка «На туристической прогулке»
- Слушание песни: «Если с другом вышел в путь»
- Пение песен о природе, о дружбе
Тренировочный поход «Мы – туристы» с рюкзаками в физкультурный зал с установкой палатки.
- Поход на берег реки «Вычегды»
- Подвижные игры и эстафеты: "Мы идем в поход", "Первыми через мостик", "Нам нужно пройти "лес", "Перешагивание через "кусты", "Пройди по кочкам", "Дорожка препятствий".
- Дыхатель-
ные упражнения: "Раздуй костер", "Приятные запахи", "Мыльные пузыри"
Помощь к подготовке выставки рисунков и фотографий «Туризм - средство оздоровления и приобретения навыков безопасности».
_ Анкетирование родителей на тему: «Ваше отношение к детскому туризму»
Результат Викторина «Знатоки природы», Поход на берег реки «Вычегды»  

7 неделя:
Достопримеча-

тельности Эжвы

- Беседа «Как мы бережем наш город»
- Составление рассказа (из личного опыта) «Моя воскресная прогулка по городу»
- Беседы на тему: "Правила поведения на улице и в общественных местах», «Правила дорожного движения и значение дорожных знаков»
- Словесная игра: «Я живу на улице …»

- Составление плана- маршрута по улице Мира
- Игры «Узнай, где я нахожусь»; «Собери картинку» (виды Эжвы), «Ассоциации – город»; «Что где находится» (планы, карты)
«Прогулка по городу».
- Презентация на тему «Достопримеча-

тельности Эжвы»

- Стихотворе
ния, посвященные Эжве
- Слушание гимна Эжвы,
- Конструирова
ние «Здания»,
- Коллективная аппликация «Улица Мира»
- Рисование на тему "Как мы ходили на экскурсию"

- Экскурсия по улице Мира, с остановками возле достопримеча-

тельностей и зданий.
- Подвижная игра «Городки»

Сбор информации и материала
Результат Создание альбома «Мой город», фотовыставка «Экскурсия по достопримечательностям Эжвы»
8 неделя:
Арт- объекты
Рассказы из личного опыта «Прогулка в выходные дни к арт- объекту» Просмотр презентации «Арт- объекты Эжвы»   Рисование цветными карандашами «Понравившийся арт- объект»   Экскурсия с родителями на улицу Славы к арт-объектам
Результат Изготовление арт- объекта «Мост дружбы» из бросового материала

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей. Повысился познавательный интерес к своему городу, к его истории. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Люби и знай свой добрый край, родную Эжву», сопровождали свои рассказы показом фотографий о Эжве.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...

Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы

Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы Тема «Космос» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире: о космосе, планетах...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Читайте также

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему «Счет до 10» Цели: Закреплять навыки количественного счета в пределах 10; упражнять в...

«Осеннее путешествие». Сценарий осеннего развлечения для детей младшей группы

«Осеннее путешествие»Сценарий осеннего развлечения для детей младшей группы Цель: Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной...

Беседа «Чистота - залог здоровья»

Беседа «Чистота - залог здоровья» Цель: формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту...